Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Типичные ошибки при написании и презентации исследовательских краеведческих работ школьников

Краеведение, экология и туризм

В школе и вне школы

(сборник методических материалов)

Петрозаводск 2015

Министерство образования Республики Карелия

Государственное бюджетное образовательное учреждение республики Карелия «Республиканский центр детско–юношеского туризма»

Краеведение, экология и туризм

В школе и вне школы

(сборник методических материалов)

Петрозаводск

 

 

Составитель: Кононова Е.А.

 

Рецензент:

 

 

В новом сборнике методических материалов по туризму, краеведению и экологии собраны последние разработки методистов «Республиканского центра детско - юношеского туризма» Республики Карелия («РЦДЮТ») и материалы победителей Республиканского конкурса методических материалов педагогов Карелии, проводимого ГБОУ РК «РЦДЮТ» в 2014 году

 

 


Оглавление:

Рекомендации

· Сафронова Т. В. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности

· Кононова Е. А. Типичные ошибки при написании и презентации исследовательских краеведческих работ школьников

· Полевая И. А. Чьих будете? (о составлении родословной)

· Полевая И. А. Там, на неведомых дорожках (тропы и маршруты малой родины)

· Сафронова Т. В. Экологические проблемы города (поиск, классификация, преодоление)

· Сафронова Т. В. Проект «Мусор вокруг нас»

Занятия

· Осипова Н. Н. Лекарственные растения в окрестностях поселка Гумарино

· Осипова Н. А. Лесное лукошко

· Степанова О. Е. Скромная труженица прялка

· Логинова И. А. Карельская роспись

· Хлюпина Е. М. Многострунный короб

· Серегин А. Г. Туризм в картинках

Внеурочные мероприятия



· Панов А. А. Образовательный геокешинг – новая форма работы в дополнительном образовании

· Болдырева Л. А. Игра на местности ЭКОГЕОКЕШИНГ.

· Гаврилова М. А. Краеведческая GPSигра «Беломорск – прифронтовая столица»

· Панов А. А. «Лабиринт» или ориентирование в ограниченном пространстве.

· Полевая И. А. Лесовушкины ловушки (игра-викторина)

 

***

Краеведение и туризм – одни из составляющих широкого спектра направлений в дополнительном образовании. Вместе со страной они переживали и лучшие, и трудные времена, знали периоды подъема и спада.

Сегодня интерес к изучению природы, истории и культуры края есть. Туризм – удел немногих избранных, не боящихся трудностей и отсутствия привычного комфорта. Появилась надежда, что в туризме появится больше молодежи в связи с возвращением в нашу жизнь норм ГТО.

Любознательные люди, интересные педагоги всегда окружены детьми и сподвижниками. Лучшие из них стараются делиться своими знаниями и опытом с другими. Наш сборник – тому подтверждение.

Всё, что здесь представлено, проверено и испытано на практике. Авторы – школьные учителя, педагоги и методисты Республиканского центра детского и юношеского туризма.

Уделено место исследовательской деятельности учащихся; некоторым экологическим проблемам; составлению родословной и организации маршрутов; активным познавательным играм, в том числе с использованием GPS-навигаторов; занятиям на темы природы и этнографии, игровым туристским мероприятиям.

Если после статьи нет рекомендуемой литературы – будьте уверены: это абсолютно авторский материал, рожденный после долгих размышлений и усилий: как трудное сделать проще, неуправляемое – управляемым, скучное – интересным.

Надеемся, что работы методистов и педагогов республики вызовут у вас интерес и помогут в организации туристских и краеведческих мероприятий как в школе, так и за её стенами.

 

 

 


РЕКОМЕНДАЦИИ

Сафронова Татьяна Валентиновна,

заведующая отделом краеведения РЦДЮТ

Основные понятия учебно-исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Она предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере:

- постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса),

- изучение теории, связанной с выбранной темой,

- выдвижение гипотезы исследования,

- подбор методик и практическое овладение ими,

- сбор собственного материала,

- его анализ и обобщение,

- собственные выводы.

Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики:

1.Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала,

2.Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляд на объект, развитие процесса, др.),

3.Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников – (методики сбора материала, сравнения и др.),

4.Работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий.

5.Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т.д. так, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом.

Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами исследования. При проектировании в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.

Классификация работ учащихся:

Творческие работы. Это могут быть сочинения, описания на заданную тему. Чаще всего такие работы выполняют школьники младшего и среднего звена. Подобные работы не попадают под понятие учебно – исследовательских работ. Как правило, в них отсутствует исследовательский аспект в разработке и представлении материала.

Реферативные работы. При написании реферата подразумевается, что автор проработает большое количество монографий, сборников и статей, содержащих материал по интересующей его теме. Хороший реферат – тоже научная работа. Но при условии, что в нем присутствует анализ и обработка представленного материала, а не просто информационный обзор по теме.

Отчеты об экспедициях, походах, поездках. В работах данной группы может содержаться интересный фактический материал, собранный в результате прохождения маршрута или проведения наблюдений. Здесь материал излагается в виде перечисления увиденного, без какого-либо обобщения, систематизации и обработки собранных данных.

Исследовательские работы.В этом типе работ обязательно содержатся элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

 

Источники

Интернет ресурсы:

www.refdb.ru

www.socobraz.ru

 


Кононова Елена Альбертовна,

методист отдела краеведения РЦДЮТ

Типичные ошибки при написании и презентации исследовательских краеведческих работ школьников

(из опыта проведения краеведческих конференций)

 

Методической литературы по написанию и презентации исследовательских работ огромное количество, но из года в год организаторам детских краеведческих конференций приходится сталкиваться с одними и теми же ошибками. Мы определили самые характерные, и постараемся подсказать, как их избежать.

 

1.Выбор темы.

Правильный выбор темы исследовательской работы – это половина успеха всей работы. Очень важно правильно выбрать и сформулировать тему исследования. Начинающие краеведы часто выбирают тему слишком обширную, им хочется объять необъятное. Из года в год дети на конференции выступают по теме «Карельский костюм». Вот на этом примере мы и попытаемся разобраться с выбором названия работы. Из названия темы не совсем понятно: о каком периоде ношения костюма идёт речь; какой народ, проживающий на территории Карелии его носит или носил; костюм будничный или праздничный… Разнообразие элементов одежды, традиций изготовления и ношения её так велико, информации об этом накоплено так много, что подобной темой занимается ряд специалистов – ученых Научного Центра. Вряд ли вы сможете о карельском костюме вообще написать что-то новое. Но если бы вы описали костюм конкретной местности конкретного периода, не важно - из школьного музея или бабушкиного сундука, с какой-то необычной историей - ценности от этого у вашей работы было бы не меньше, а даже больше.

Если обрисовать простую схему выбора темы для исследования, то она сложится из трёх слов: что, где, когда. Например, «Старинные рыбацкие запреты Сегозерья», «Современный свадебный обряд в селе Ильинское Олонецкого района», «Забытые ремёсла Неккульской волости», «Кустарные промыслы Шелтозерья конца 19- начала 20 веков»…

Выбранная тема должна вас волновать, вызывать интерес и трепет. Чаще всего это касается тем, связанных с семьёй. Можно взять для изучения жизнь какого-нибудь известного человека, но вряд ли вы напишите что-то новое. А судьбы ваших предков в истории страны бывают не менее яркими, чем жизнь выдающихся людей. Но о них никто не написал. И если вы все-таки занялись историей своей семьи, постарайтесь увидеть в ней не только биографические факты или генеалогию, а связь с историей страны, культурой, временем. Но помните, что, где, когда: « 150 - летняя история учительской династии Фёдоровых из села Петрово»; «Купеческая линия семьи Протасовых с середины 19 века по наши дни»; «Судьбы женщин рода Агеевых-Осиповых во время Великой Отечественной войны»…

Темы для работ можно найти в самых различных местах: в семье, у знакомых и близких, в подшивках старых местных газет, в альбомах со старинными фотографиями, в районном краеведческом или школьном музее. Там тоже очень много белых пятен, закрыть которые задача исследователя.

Всегда интересны работы, которые построены на сравнении того что было, и того что есть. Наверняка в ваших местах бывали известные и неизвестные путешественники, которые оставили свои записи или дневники; жили и трудились замечательные люди, оставившие свой след в памяти земляков. …Или вы обнаружили старинные фотографии, которые привлекли ваше внимание. …Или забытые ремёсла, промыслы, традиции ваших мест вызвали искренний интерес.

Главное – помните: что, где, когда

Выигрышны работы, в которых помимо реферативной части имеется какой-то эксперимент, будь то приготовление щёлока или забытое вязание рукавицы одной иглой. В первом случае, если вы назвали работу «Мыло наших предков» под темой в скобках расшифруйте ваше интригующее название (Некоторые итоги эксперимента по изготовлению щёлока).

Лучше взять узкую тему и «копать» её в глубину, чем обширную писать поверхностно.

Выбирая объект для исследования, проконсультируйтесь с педагогами школы, местными краеведами, с сотрудниками школьных и краеведческих музеев, с научными сотрудниками. Не стесняйтесь учиться у лучших!

 

2.Структура работы.

Как ни удивительно, но к этой части работы замечаний меньше всего.

Если вы решили участвовать в какой – то из конференций, то прежде внимательно прочитайте положение и условия. Как правило, все требования к исследовательской работе и её оформлению там обозначены. Но тем не менее…

На титульном листе, помимо всех положенных данных, должно быть указано название именно той конференции, в которой вы участвуете. Содержание помещается на второй странице. В нём приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. Номера страниц фиксируются в правом столбце.

Цель работы должна перекликаться с её названием. Иногда из названия работы вообще не понятно, о чём идёт речь. Зачастую цели и задачи красиво прописаны, но в конце работы не ясно - достигли вы их или нет. Задачи представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца. Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы. Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. Если ваша работа действительно краеведческая, то не ищите источников об Африке и Австралии, а найдите их о смежных местностях и в ближайших районах. Во второй главе обычно располагают опытно - экспериментальную часть с обоснованием выбора тех или иных методов и методик исследования. Наиболее часто используемые методы научного познания в школьных краеведческих работах: наблюдение, сравнение, анкетирование, беседы, интервью, измерения, эксперимент, анализ и синтез, обобщение имеющегося опыта и прочие. Применяя разные исследовательские методы, можно получить более интересные и достоверные данные.

После этого приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Они должны быть понятны не только вам, но и всем, кто будет знакомиться с вашей работой.

Далее следуют выводы. Они должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных доказательств, быть лаконичными и не содержать большого количества цифрового материала.

Заключение представляет собой краткий обзор выполненного исследования, даёт оценку проделанной работе, указывает на выполнение целей и достижение результатов.

В источники, или список литературы заносятся только использованные в тексте работы. Следовательно, на них в тексте должны быть ссылки.

В приложении помещаются материалы объемного характера, дополнительно раскрывающие содержание темы (иллюстрации, документы, фотографии…), подтверждающие исследования, результаты, выводы. Все они должны быть связаны с текстом работы.

 

3.Оформление работы.

Не буду останавливаться на всех требованиях; повторюсь, что информации об этом достаточно. Остановлюсь только на часто встречающихся ошибках.

Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также к Введению, Заключению, Библиографическому списку, Приложениям.

В исследовательских работах часто используются цитаты из литературных источников или полученные от информантов. При дословном цитировании этот текст заключается в кавычки. По окончании (после кавычек) делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в библиографическом списке и номер страницы, где находится цитата. Например: обозначение (4. с. 123) указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в источнике 4 в списке литературы. При недословном цитировании текст в кавычки не заключается, а в обозначении не указывается страница, например: (4). Если вы используете в тексте ещё и сведения от информантов, то можно ссылки на них выделить квадратными скобками для отличия, например: [3], что будет означать, что информация была получена от человека под номером 3 в списке информантов. Если вы цитируете его дословно, то выделите его слова либо в кавычки, либо особым шрифтом, чтобы понимать, где ваш собственный текст, а где рассказ вашего собеседника.

Список информантов располагают в главе Источники. В нем указывается полные фамилия, имя, отчество, дата и место рождения. В краеведческих исследовательских работах место рождения информанта важно, так как он является, как правило, носителем самых точных сведений касательно конкретного места.

Если в работе перечисляется много имен, названий памятников, диалектных слов или иного - можно составить указатели или словари и разместить их в конце работы.

Представление и защита работы.

Текст выступления и текст исследовательской работы – это совсем не одно и то же. Для выступления необходимо приготовить план-конспект, наглядные материалы. Неплохо было бы с вашим докладом заранее выступить неоднократно, чтобы почувствовать все шероховатости текста, уложиться в положенное время. Как ни ограничивай время выступления (чаще всего оно составляет 10 минут), многим его не хватает, и самая ценная часть работы оказывается скомканной, оборванной.

Презентация, которую в последнее время используют практически все, не должна повторять текст выступления (иначе смысл его пропадает вовсе), а должна помогать визуальным рядом, музыкальным сопровождением и т. п. Если вы используете чужие фотографии, документы - укажите их автора или откуда они взяты. Это касается не только презентации, но и всей работы целиком.

 

 

И напоследок - тем, кто забыл, вот показатели, по которым оценивается исследовательская работа: актуальность и обоснованность выбора темы, её новизна; вклад автора в исследование темы; содержательность работы, её источниковая база; полнота раскрытия темы, умение пользоваться научно-справочной литературой; обоснованность теоретических и практических выводов; соблюдение структуры работы по Положению; логичность изложения, умение делать обобщения, выводы; оформление работы; качество выступления; глубина и полнота ответов на вопросы присутствующих.

Учитывайте всё вышеперечисленное, и ваши работы будут лучшими! Удачи!!!

 

 

Полевая Ирина Александровна,

методист отдела краеведения РЦДЮТ

«ЧЬИХ БУДЕТЕ?»

(опыт составления родословной)

Составление родословной – занятие увлекательное и важное. Как научить этому ребенка? Как привлечь родственников? Чем помочь? Возможно, подскажут наши рекомендации и специалисты Национального архива Карелии…

«Чьих будете?» - спрашивали незнакомцев, встречая в пути или на деревенской улице. Не «Кто ты такой?», а «Чьих будешь?»

Каждый человек сам по себе еще мало что представлял. А вот его сестры и братья, родители – прародители уже являли собой род, наследник которого обязан был знать своих предков, не предавая забвению имена и дела старших.

Почему издавна звучало оскорбительно: «Иван, не помнящий родства», обидно – «седьмая вода на киселе», сильно – «до седьмого колена»? Почему сегодня люди хотят вернуть из небытия своих далеких предков? Потому что без прошлого нет будущего, без знания и опыта предыдущих поколений мы бы не были теми, кем являемся в 21 веке.

Зная и поддерживая связь с ныне живущей родней, с теми, кого давно нет рядом, мы становимся добрее, мудрее и намного счастливее, приобретаем уважение и значимость в глазах других. Наши прапрапрапрародители словно с благодарностью смотрят на нас и поддерживают во всем.

…«Ну в кого он такой пошел!» - слышали о себе это?

Значит, начнем с самого простого – с себя! Попробуем оформить свою родословную!

Можно использовать бумагу и карандаш, но вдруг тебя смутят границы листа? Давай освободим стол и вырежем из бумаги квадраты, овалы, прямоугольники, треугольники…Допустим, на квадрате, напиши свое имя, фамилию, год рождения.

Начало положено! Молодец!

У тебя есть братья или сестры? Напиши их имена, фамилии и год рождения, тоже на бумажных квадратах, сложи в ряд: те, что старше, будут левее, младшие – справа.

У тебя есть мама, папа? Должны быть, а как же иначе! Но жизнь такая сложная, возможно, ты растешь в семье, где есть только мама, а папы рядом нет. Возможно, есть отчим, тоже неплохо!

Может быть так, что тебя воспитывает кто-то один из них, а может быть, кто-то из родственников, или не родня, а чужие люди. Все может быть.

Состав семьи, отношения в семье на сегодняшний день для составления родословной не важны. Важны твои биологические родители.

Надпиши теперь другие геометрические фигуры, пусть это будут круги – на каждой имя отчество и фамилию мамы и папы, их года рождения. Имей в виду, что женщина, выходя замуж, чаще берет фамилию мужа. Обязательно напиши девичью, добрачную фамилию мамы. Бывает и так, что мужчина меняет свою фамилию по каким-то причинам, тогда и это нужно указать рядом с именем папы. Укажи место их рождения, возможно, что они родились где-нибудь за тридевять земель.

Теперь нужно решить: вверх или вниз ты будешь создавать свою родословную, восходящей или нисходящей она будет. И то, и другое возможно.

Выкладывай следующий ряд из имен родителей. Допустим, папа - слева, мама – справа. Рядом с папой появятся круги, где будут обозначены его братья и сестры, по старшинству, слева направо. И рядом с мамой – тоже, по старшинству, слева направо. Это твои тети и дяди, по отцовской и материнской линии. Не забудь указать год и место рождения каждого, и фамилию, которую они приобрели, вступая в брак. Рядом, в меньшем по размеру кружке, укажи мужа или жену дяди или тети, им будет приятно. (Если им захочется составить такую же богатую родословную, как у тебя, пусть они попросят об этом у своих детей).

Твои тети и дяди с той и с другой стороны, конечно, подарили миру детей. Это твои двоюродные братья и сестры.

Их имена, фамилии, года рождения ты укажешь на квадратах, на таком уже обозначено и твое имя. (Можешь обозначить их разными цветами). Они выстроятся в ряд левее и правее тебя, и твоих родных братьев и сестер. Это – твое поколение, твои сверстники, ровесники, чуть старше или младше. С некоторыми ты очень близко знаком – вы живете неподалеку, кого-то совсем не знаешь – это неправильно, родня должна крепить узы.

И здесь, и далее соединяй линии стрелками – это ветви семейного древа.

Теперь в дело пойдут бумажные овалы. Фамилии, имена и года рождения твоих любимых бабушек и дедушек будут написаны на них. Овалов потребуется четыре, они составят новый ряд – над рядом родителей, тетей и дядей. Рядом, с каждым овалом появится еще один – муж или жена бабушки или дедушки. Эти овалы будут чуть меньше по размеру, и расположить их нужно чуть ниже.

Братьев и сестер дедушки и бабушки обозначить желательно, а вот их жен и мужей – на твое усмотрение.

Откуда мы про них узнаем? От родителей или самих бабушек и дедушек. И даже от знакомых семьи и соседей!

Перед нами еще одно поколение, на долю которого выпали радости и горести своего времени.

Каждую родовую ветвь можно обозначить каким-то определенным цветом – и тебе, и любому другому будет легче ориентироваться в родословной.

А дальше будет все сложнее и интереснее.

В ряду треугольников появятся имена, фамилии, года рождения четвертого колена – твоих прадедушек и прабабушек. Их уже может быть восемь! Про них ты узнаешь от своих дедушек и бабушек, только нужно вооружиться карандашом и бумагой и проявить максимум живого любопытства, настойчивости и терпения. Тут уж любая информация будет интересна, записывай всё! Быть может, ты окажешься единственным хранителем семейной истории! В каждой правильной семье есть архив, где могут лежать документы, письма, фотографии, где можно уточнить имена, даты, места, образование, профессию, чин или звание родственника. Возможно, удастся узнать что-то интересное и неожиданное. Этот славный источник напитает тебя новой свежей информацией, используй ее всю до капли!

В родословной пометь особыми значками тех людей, которые отличались особенно: внешностью, характером, умениями, судьбой, яркими поступками или загадочными историями. Составь отдельную летопись, где о родственниках можно узнать что-то подробнее…

Старые фото можно сканировать, из современных – выбрать лучшие, и тогда рассматривать твою родословную будет еще интереснее!

А что дальше?

Чаще всего на этом простое генеалогическое дерево не дает новых ветвей и корней, никто из родни больше ничего не помнит и не знает.

Остается перенести свое творчество на лист бумаги или оформить в электронном виде. Нарисовать красиво, повесить в рамке на стену, записать на диск.

Все? Нет!

Ведь существует ценное хранилище самых разнообразных документов. Это – архив.

Жаль, но работа в читальном зале Национального архива Карелии не рассчитана на детей. Поэтому нужно найти толкового взрослого и объяснить ему следующее:

Восстанавливать родовое древо нужно, важно и интересно.

В нашем архиве хранятся сведения только рожденных или проживающих долгое время в Карелии или на территории соседних областей начиная с 18 века.

Начинать поиск нужно с самого старшего, известного предка, о котором точно известны имя, фамилия, отчество, год и место рождения.

Далее разберется твой учитель или родственник:

Основные документы, которые потребуются – это церковные метрические книги, где записаны даты рождения, бракосочетания и смерти членов семьи. Тут можно узнать имя, отчество, фамилию, место жительства, вероисповедание, социальное происхождение, сведения о крестных и поручителях, законность рождения, причину смерти, место погребения…

Ревизские сказки. С 1718 года по 1858 год в стране проводилось 10 ревизий, во время которых переписывались семьи, платившие подати государству. Полезную и подробную информацию можно почерпнуть здесь.

Исповедные ведомости - документ церковного учета населения. Бывшие и не бывшие на исповеди в Великий пост посемейно записывались священником в каждом приходе. Имеется и список всей деревни по сословиям, сведения о священнослужителях и их семьях.

Клировые ведомости включали в себя не только самые важные сведения о лицах и семьях духовного звания, но и о церкви, ее имуществе, наличии школы.

Формулярские списки расскажут о чиновниках, их званиях и заслугах.

Обывательские книги - о потомственных городских жителях, их занятиях, состоянии.

В рекрутских списках можно даже узнать рост, цвет глаз и волос предка, ремесло, которым он владел!

Документы дополняют друг друга и помогают устранить «белые пятна» истории рода. Но это непросто: книги объемны, рукописный текст иногда почти не читается, приходится разматывать запутанный клубок из фамилий, отчеств и однофамильцев… Настойчивых ждет награда – ушедшие поколения словно встанут рядом. И уже не канут в Лету. Стоит начать. C себя!

Образец оформления родословной по нисходящей и восходящей:

Рекомендуемая литература:

Брошюры издательства «Национальный архив республики Карелия»:

1.Памятка по проведению генеалогического исследования по фондам Национального архива республики Карелия /составитель Намятова Е.С./, Пет-ск, 2010.

2. Оформление результатов генеалогического исследования /составитель Усачёва Е.В./, Пет-ск, 2010.

3. Памятка собственнику (владельцу) личного архива

/ составитель Ермолина М.Н./, Пет-ск, 2010.


Полевая Ирина Александровна,

методист отдела краеведения

«Там, на неведомых дорожках»

(тропы и маршруты малой родины)

Эта статья посвящена краеведческим маршрутам – как их искать, создавать и предлагать любителям пеших путешествий всех возрастов.

Природно-исторические, экологические маршруты привычны в национальных парках и на охраняемых территориях.

А ведь в окрестностях своего села или города можно создать маршрут необычный и интересный! Он может пройти по всем знакомой излюбленной тропе к живописному местечку, где многим нравится отдыхать, а может – связать собой некие объекты в нехоженом или непримечательном месте.

Приведу пример: В 8 километрах от Петрозаводска находится деревня Ужесельга, знаменитая своей родниковой водой. Мы попытались проложить туда туристско-краеведческий маршрут от микрорайона Ключевая. Местность – не ахти: между шумной автомагистралью и берегом Онежского озера - дачные кооперативы, нефтебаза и очистные сооружения, ручей и небольшая река пересекают путь. УЖД, ЛЭП и сеть троп…

Наметили маршрут, чтобы не миновать ничего интересного. Назвали детище «33 ключа». Нашли никому не нужных 33 дверных ключа, к ним подобрали особые брелоки, у каждого – свое название: «Ключ к сердцу дерева», «Ключ к двери лесовика», «Ключ от лесной кладовой»…

И отправляемся – от пансионата «Белые ключи» в Петрозаводске до избы в деревне Ужесельга. Ключи в начале маршрута на руки получает каждый. Ведущий останавливается в определенных местах, и на каждой точке каждый участник маршрута ключом открывает для себя и других тайны: «Человеческую глупость», « Лесную тишину», двери «Большого общего дома» и дверцу «Самого маленького домишки». Конечно, замки открываются не без помощи старшего, ведь он готовился заранее и владеет информацией в достаточном объеме. Ключи постепенно возвращаются на связку…

В деревенской избе за чаем из самовара обсуждаем маршрут: всем ли удалось открыть свои «замки»? Что нового узнали?

Еще пример: в одном из наших краеведческих лагерей на ладожском острове Койонсари дети придумывали легенды и создавали карту острова, где самые примечательные на их взгляд объекты становились привлекательными и для других. Вот одна из детских творческих работ:

 

Про каменные яйца.

Знаете ли вы, как у карел земля и небо возникли?

Утка свила гнездо на колене у девы воды Илматар и снесла яйцо. Яйцо упало и разбилось. Из осколков скорлупы и частей яйца и появился наш мир.

А знаете ли, что было дальше?

Утка день и ночь горевала о своей потере. Сжалился над ней верховный бог карел Укко и сказал: «Не плачь, утка, не кричи, серохвостая. Отныне не будут твои яйца такими хрупкими»

Долго еще жила утка на белом свете, много снесла яиц, да только ни один птенец из них так и не появился.

С тех пор в той стороне острова, где жила утка, люди стали на берегу находить круглые, гладкие камни, обкатанные водой, похожие на птичьи яйца.

Этот берег теперь так и зовется – яичный берег или Мунаранта.

Знакомясь с островом, каждый отряд подготовил и провел настоящие экскурсии для своих спутников по собственной экологической тропе, старательно разработав маршруты. Было интересно!

Куда ты, тропинка меня завела?

Ведь без маркировки чего б я нашла?

И если б, и если б не экскурсовод

Не знали бы (честно!) кто рядом живет…

Отныне хожу целый день по тропе

Всему удивляюсь – и даже себе.

Вот лев муравьиный зарылся в песок,

Вот редкий комар клюнул друга в висок,

А здесь тихо муху росянка жует…

А там – гриб рогатик неспешно растет…

Боюсь даже двинуть рукой и ногой –

А вдруг раздавлю я случайно кого…

На скалах лишайнику тысяча лет.

На пляже красуется чаячий след.

След землетрясенья всех в ужас поверг:

Тропа по разлому уходит наверх.

Теперь не смущает нас слово «эко»

Знакомой тропой скачем мы «Иго – го!»

 

…И еще пример. Одна когда-то очень большая семья собирается вместе лишь летом в родовом доме, в маленькой деревушке. День – два посвящены девятикилометровому маршброску: Поле за деревней – Воротничка - Бережная дорожка - Каменная лестница – Черный ручей, Скользкие мостки – Змеиная полянка – Черничный лес – Матушка речка, Батюшка озеро – Мишина избушка – Пороховые – Красные плиты – Сосновая пещера - Васина лодка – Дедов маяк – Петровская пристань – Каменный карьер - Пощельские поля – Старый родник – Заросшая тропа – Морошечно болото – Дёмово поле – Конная дорога – Деревни край, Церквы крест – домой пришли!

Обязательный маршрут знаком уже пятому поколению этой семьи: прадеды и деды здесь работали, отцы и дети помогали, внуки все больше отдыхают. Много воды утекло за годы, сильно изменился пейзаж, но путь для больших и маленьких не превратился в пикник или заготовку лесных даров: каждый привал – в особом месте, каждый объект – еще одна семейная история!

…Если в ваших местах есть что-то подобное – соберите всю интересную информацию о маршруте, благоустройте его, пригласите в поход всех желающих!

…Если, на ваш взгляд, ничего интересного в окрестностях нет, придумайте тропу к камню, скале, роднику, озеру неподалеку. Пофантазируйте, создайте легенды и образы свои, или из местной истории и фольклора. Природа подскажет, надо только присмотреться и прислушаться.

И не забудьте позвать нас на свою «неведомую» ведомую дорожку!

 

 

Сафронова Татьяна Валентиновна,

заведующая отделом краеведения РЦДЮТ

 

Экологические проблемы населенного пункта:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.