Много в моём лесу жителей. Да скромные все, неприметные случайному глазу. Попробуйте хоть следы их найти. - стерженьки от еловых шишек (белка);
-«кузница дятла» (множество шишек под одним деревом, где дятел их расклёвывает, добывая семена)
-погрызы коры зайцами;
-следы строительной работы бобров;
-отпечатки лап животных на снегу или влажном песке (определить, чьи)
Страничка 2. «Лесные домишки».
Вот вы в домах кирпичных живёте, или ещё каких искусственных. А мои птахи - зверюшки всё из натуральных материалов сооружают, без пилы, без топора. Да ещё и спрячут искусно, чтоб никто не догадался даже, что домик тут есть. И вы, если гнездо птичье увидите, не старайтесь в него заглянуть, без спросу нечего в чужой дом нос совать, можно беду накликать на птенчиков, хищникам на них указать. А вот муравьиный дом – дворец найти легко и наблюдать можно безопасно для них. Хотя, осторожность тоже не повредит.
Страничка 3. Аптечная.
Много в лесу моём богатства всякого, есть и целебные травы да деревья-кустарники. Отметки сделаны у некоторых из них. Ну-ка, познакомимся.
- берёза (тонкой ленточкой бересты можно палец забинтовать; сок – витаминный напиток, отвар из листьев – укрепление волос; берёзовый веник – от простудных хворей);
-чага – берёзовый гриб (профилактика желудочных заболеваний);
- ольха (шишечки заваривают при расстройстве желудка);
- сосна (витаминный напиток из хвои, смола-живица, ранки заживляет).
Страничка 4. Печальная.
А сюда и глаза бы мои не глядели. Что с деревом сотворено, кора с живого содрана! Кто-то по глупости, али по незнанию только, мог так поступить . Да ещё и костёр на самых корнях развёл! Небось, когда руку-ногу поранишь, горючими слезами обольёшься. Вот и дерево – живое! Запомни, да никогда так не делай, и другим не позволяй!
Страничка 5. Необычная.
Здесь затаились лесные чудеса. Коряга-корень еловый, на дракона похожий, камень с отпечатками неизвестных следов или дерево закрученное - завитое силой неведомой. Тут-то я и спрятал свой клад-подарок для вас, следопыты мои дорогие, вижу, что и дальше готовы вы изучать мир лесной, дом мой любимый и вреда вы ему не принесёте. Соберите-сложите слово из буковок, найденных на местах пройденных, - узнаете, где спрятан мой подарок.
Удачи вам и новых открытий! Ваш Лес.
Гаврилова Марина Анатольевна,
педагог – организатор Беломорской станции туризма и краеведения.
Краеведческая игра
«Беломорск – прифронтовая столица»
Военная история не должна быть забыта. Как донести даты, имена и факты до молодёжи? В этом может помочь игра. Такая, как геокешинг.
Ниже приведены фрагменты игры, проведённой в Беломорске. Игра апробирована во время краеведческих мероприятий: занятий, патриотической игры «Зарница», районной краеведческой олимпиады. Используются элементы методики образовательного геокешинга — информационно - коммуникационной игры с использованием современных электронных средств: цифрового фотоаппарата, сотового телефона, компьютера.
В связи с большим объемом разработки и узкой темой, связанной с конкретным городом, мы приводим материал в сокращении. На этом примере вы можете разработать собственный маршрут по улицам вашего поселения.
Историческая справка: В октябре 1941 года, в связи с оккупацией Петрозаводска, Беломорск стал прифронтовой столицей. В Беломорск переехало Правительство республики и Центральный комитет Компартии Карело-Финской ССР. На этом историческом материале и разработана краеведческая игра «Беломорск – прифронтовая столица».
Цель игры– изучение историко-культурной среды города с помощью новых информационных технологий.
Краеведческая игра состоит из нескольких этапов.
1 этап — организационный. Организатор проводит инструктаж по технике безопасности, объясняет правила игры и выдаёт всю необходимую информацию по игре. Команды получают: исследовательский маршрут «Беломорск – прифронтовая столица» (см. ниже 4.1)с заданиями; буклет с информацией по игре (программа игры); задания—письма (см. ниже 4.2).
2 этап — практический. Команды в течение контрольного времени выполняют задания в городе: отвечают на вопросы исследовательского маршрута, находят и фотографируют исторические объекты, указанные в маршруте.
3 этап — обобщающий. Все команды приходят на место сбора (компьютерный класс). Проходит работа с краеведческим материалом: обработка информации, поиск ответов на некоторые вопросы через Интернет, составление презентации по исследовательскому маршруту.
4 этап — итоговый. Команды демонстрируют и защищают презентацию. Блиц – турнир
Условия проведения игры
| Рекомендуемый возраст детей
| старший школьный возраст (9-11 класс)
|
| Участники
| - команды в составе от 4 до 6 чел.
- количество команд до 12
|
| Продолжительность игры
| 4,5 - 5 час.
- организационный этап (информация по игре, письма–задания, получение исследовательских маршрутов, инструктаж по технике безопасности в городе) - 0,5 час.
- практический этап (поиск информации, фотографирование исторических объектов) - 2,5 час.
- составление презентации (использование интернета) - 1 час.
- защита презентации, блиц – турнир - 0,5 -1 час. (зависит от количества команд)
|
| Место проведения
| - историко-культурная среда города (практический этап)
- компьютерный класс (обобщающий и итоговый этап)
|
| Необходимое оборудование для участников
| - цифровые фотоаппараты
- ручки, бумага для записей.
|
| Необходимое оборудование для организации игры
| 1. Исследовательские маршруты (по количеству команд)
2. Буклеты с информацией по игре
3. Задания письма (по количеству команд),
4. Вопросы блиц - турнира.
5. Сводные ведомости
6. Компьютерный класс (компьютеры, мультимедиа, интернет)
|
| Критерии оценки
| - время выполнения задания (уложиться в контрольное время)
- - оформление презентации, и её защита по основным требованиям (см. ниже 5.1) и критерии оценки (см. ниже 5.2)
- правильность выполнения заданий (ответы на вопросы исследовательского маршрута - см.4.1), блиц турнира – см.4.3)
|
| Подведение итогов
| Баллы и места вносятся в сводную ведомость. Победители игры определяются по наименьшей сумме мест.
|
Из 35 вопросов авторской разработки приводим лишь 5:
| Вопросы
| Ответы + слайды
|
| Когда была Великая Отечественная война, какой статус носил город Беломорск более двух с половиной лет в годы войны?
| 1941-1945 гг.
Был временной столицей
|
| Что выпускали на лесопильно-деревообрабатывающем комбинате в годы войны?
| Слайд (предприятия)
- волокуши
- лыжи
- ящики для мин и снарядов
- винтовочные и автоматные ложи
- теплушки
- корпуса для противопехотных мин
|
| В парке им. А.Н.Пашкова находится мемориал в честь памяти погибших воинов наших земляков в годы Великой Отечественной воины
В каком году был сооружён этот памятник, и к какому событию было приурочено открытия мемориального памятника?
| Слайд
2004, к 60-летию освобождения Карелии
|
| Что располагалось в здании бывшей школы №2 во время Великой Отечественной войны? Номер учреждения?
| Слайд
Эвакогоспиталь № 1438
|
| Кто из знаменитых хирургов, в годы Великой Отечественной войны работал в этом учреждении?
| Вишневский Александр
Александрович
|
| Сколько наших земляков (жителей Карелии) получили звания героя Советского союза в годы войны?
| 27
|
4.2. Задания—письма. Перед выходом на маршрут в город участникам игры предлагается внимательно прочитать четыре письма – подсказки о людях, чьи имена связаны с историей города в годы Великой Отечественной войны, информация может содержаться в исследовательском маршруте и в блиц—турнире)
Кто мог бы быть автором письма, призыва или о ком говорится в письме, в честь этих людей названы улицы города Беломорска и имя одного из героев носила название пионерская дружина школы №1? (Приводим фрагмент одного из четырех писем)
Письмо №4. Родился я в многодетной семье лесопильщика Ивана Антоновича 27 июня 1912 года в селе Сорока, окончил семилетку, в 30-х годах в городе устанавливал радиорепродукторы. Потом учился в Петрозаводском железнодорожном техникуме, работал в Мурманске, поступил в школу младших авиационных специалистов. К началу войны стал боевым летчиком-штурмовиком. 1941 год. На задание вылетели вместе с молодым лейтенантом летчиком Василием Олейник. Задание было выполнено, мост уничтожен. Но один из вражеских снарядов попадает в самолёт, и самолёт загорается. Можно еще выпрыгнуть, можно посадить горящий самолет на луг. Но тогда плен… Перед моими глазами промелькнули образы матери и отца… Решение направить свой самолёт на колонну вражеских грузовиков с гитлеровцами. пришло молниеносно, горящая машина это тоже оружие.
Ответ: Колыбин Сергей Иванович
За правильные ответы участники игры получают дополнительные баллы.
4.3. Блиц—турнир.Проводится во время защиты презентаций. Письменно отвечает один участник команды. Эта информация содержалась в исследовательском маршруте и в письмах-заданиях.
|