Поиск, классификация, преодоление. (Небольшое практическое исследование на местности с последующим оформлением и защитой в виде презентации).
Существуют ли экологические проблемы в нашем замечательном городе, селе, поселке? Видим ли мы их, умеем определить и классифицировать? А ведь без этого невозможно правильно решить существующие проблемы. Попробуем провести небольшое исследование, пройдя по выбранному маршруту в вашем населенном пункте. Нам необходима цифровая фотокамера, схема города, поселка, села.
Все, что вы считаете проявлением «экологической проблемы», необходимо сфотографировать, место отметить на схеме города. Количество точек должно быть не менее 5.
При составлении отчета в виде «презентации», вам необходимо:
1. определить, к какому типу проблем относится каждая зафиксированная вами,
2. определить, к какому уровню проблем можно их отнести,
3. предложите реальное решение каждой из них.
Многие, наверно, растерялись, видя обилие экологических проблем в нашем городе. Да, они встречаются на каждом шагу. Чтобы разобраться, воспользуйтесь нашей справкой.
СПРАВКА.
Все существующие на нашей планете экологические проблемы можно объединить в три большие группы:
1. ИСТОЩЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. В первую очередь ресурсы минеральные (полезные ископаемые) - исчерпаемые и невозобновимые; биологические (растения, животные, почва) – исчерпаемые, возобновимые.
2.ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ. Оно может быть физическим, химическим, механическим, биологическим.
3.УМЕНЬШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ (ИЛИ РАЗНООБРАЗИЯ ЖИЗНИ). Уменьшение количества видов животных и растений, сокращение числа экологических систем и биогеоценозов.
Проявляются данные экологические проблемы на разных уровнях, т.е. в разных масштабах:
1. Локальные проблемы (на небольшой территории населенного пункта).
2. Региональные проблемы (территория больше, размером с республику или страну).
3. Глобальные проблемы (международного масштаба).
Из небольших локальных экологических проблем складываются глобальные, а проявление глобальных проблем можно наблюдать в каждой точке нашей планеты.
Видите, все стало намного проще. Эти проблемы связаны друг с другом, вытекают одна из другой, и решать их можно только в комплексе. В основном экологические проблемы носят антропогенный характер, т.е. «сделаны» человеком. Но кое-что не зависит от воли и деятельности человека: падение метеоритов, извержение вулканов, землетрясения и т.д.
Вы продолжаете двигаться по своему выбранному маршруту, внимательно оглядываясь вокруг, фотографируя и отмечая на схеме города проблемные территории.
Теперь вы можете все зафиксированные проблемы распределить по существующим трем группам и трем уровням. Систематизировав все обнаруженные экологические проблемы, можно понять, какая из них преобладает в нашем городе, какого она уровня. Сможем ли мы ее решить самостоятельно или должны привлечь к решению федеральные и международные экологические организации.
Сафронова Татьяна Валентиновна,
заведующая отделом краеведения РЦДЮТ
Проект «Мусор вокруг нас».
Загрязнение является одной из глобальных экологических проблем. С проявлением этой проблемы, мусорным загрязнением, мы сталкиваемся ежедневно. Участие в предлагаемом проекте поможет погрузиться в практическое изучение данной темы и ответить на поставленные вопросы.
Теоретическая часть.
Что такое «мусор». Почему понятие мусор связано только с деятельностью человека. К какой экологической проблеме относится проблема борьбы с мусором. Какой бывает мусор. Является ли мусор загрязнением. К какому типу загрязнения относится бытовой мусор. Куда девается мусор. Как долго хранится в земле различные предметы, входящие в состав мусора (таблица сроков разложения мусора в земле). Можно ли просто сжигать мусор. Можно ли отправлять контейнеры с мусором в космос. Как переработать мусор. Что мы можем собирать и сдавать в переработку. Как продлить время пользования разными вещами. Можно ли частично решить проблему мусора, сократив свои потребности.
Теоретическую информацию могут собрать участники проекта по литературным источникам, в средствах массовой информации, в Интернете. Руководитель проекта (педагог) дополняет собранную информацию, объясняет, помогает систематизировать.
Практические исследования.
Исследуем бытовой мусор у себя дома. Каждый участник проекта ежедневно в течение недели сортирует мусор дома в мусорном ведре. Оценивает в баллах состав мусора. Каждому виду мусора присваивают количество баллов в зависимости от его количества в ведре. Баллы от 1 до 10. Данные заносим в таблицу.
Вид мусора
| День
| День
| День
| День
| День
| День
| День
| Сумма
баллов
| Пищевые отходы
|
|
|
|
|
|
|
|
| Металлические
предметы
|
|
|
|
|
|
|
|
| Бумага и картон
|
|
|
|
|
|
|
|
| Полиэтилен,
целлофан
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пластик,
пластмасса
|
|
|
|
|
|
|
|
| Стекло
|
|
|
|
|
|
|
|
| Деревянные
отходы
|
|
|
|
|
|
|
|
| Материя
|
|
|
|
|
|
|
|
| Упаковки из картона и полиэтилена
|
|
|
|
|
|
|
|
| Другие отходы
(указать какие)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммируем баллы по каждому виду мусора. На основе этих данных делаем вывод, какого мусора больше в наших бытовых отходах. Сравниваем с таблицей разложения мусора.
Можно ввести графу «вес мусора». Для ее заполнения, необходимо взвешивать свой мусор ежедневно в течение всего времени исследований. Эти данные позволят сделать вычисления о среднем количестве производимого мусора в семье, всего во всех семьях вашего класса, всей школы, и т.д.
| 1 день
| 2 день
| 3 день
| 4 день
| 5 день
| 6 день
| 7 день
| За 7 дней в одной семье
| За 7 дней во всем классе
| За 7 дней во всей школе
| Вес мусора
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Делаем общий вывод о составе, количестве мусора в наших ведрах дома и о сроках его разложения в природной среде. Весь материал оформляем в виде исследовательской работы.
Творческая работа.
Изготовить дома или в школе поделки из каких – либо ненужных предметов, которые чаще всего встречаются в мусорном ведре. Например, из полиэтиленовых пакетов, из пластиковых бутылок, из тряпочных лоскутков, из старых журналов и т.д. Сделать выставку «Вторая жизнь вещей» или «Из отходов в доходы».
Изготовление красочных плакатов по теме «По колено в мусоре», «Сделаем чище нашу планету». Выставку плакатов можно организовать в школе, учреждении дополнительного образования ко Дню Земли (22 апреля) или другому экологическому празднику.
Подготовить и распечатать листовки с информацией о глобальном накоплении мусора и путях решения данной проблемы. Особенно отметить роль каждого жителя в решении этого вопроса.
Социально значимая составляющая проекта.
Уборка мусора на территории вокруг школы, в лесу. Сбор макулатуры. Распространение листовок среди населения.
Таблица разложения в земле различных материалов, входящих в состав мусора.
БУМАГА 5 - 10 ЛЕТ
КОНСЕРВНЫЕ БАНКИ 90 ЛЕТ
ТКАНЬ ХЛОПЧАТОБУМАЖНАЯ 100 ЛЕТ
ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЕ ПАКЕТЫ 200 ЛЕТ
ПЛАСТМАССА 500 ЛЕТ
СИНТЕТИЧЕСКОЕ ВОЛОКНО 700 ЛЕТ
СТЕКЛО 1000 ЛЕТ
Оформление отчета по проекту.
1. Отчет по проведению школьного проекта составляют в письменном виде. Обязательно указывают цели и задачи, поставленные при работе по проекту, поэтапный алгоритм выполнения поставленных задач, результаты работы по проекту. Обязательно приложить фотографии или оригиналы творческих работ участников (плакаты, листовки, поделки).
2. Для демонстрации своей работы можно подготовить электронную презентацию материалов. Чтобы она получилась наглядной, необходимо фотографировать весь процесс работы по проекту, все этапы и участников.
Литература:
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность – Москва, ACADEMA, 2002
ЗАНЯТИЯ
Осипова Нина Николаевна,
учитель начальных классов
Поросозерской СОШ Суоярвского района
|