Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Занятие «Карельская роспись»

Старинная карельская роспись – скромная, застенчивая, неяркая. Но есть правила и законы, которым она следовала. Хотите узнать секреты народных художников и познакомить с ними детей? Это занятие – для вас!

 

Цель занятия: Ознакомление учащихся с особенностями карельской росписью.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями карельской росписи; обучить учащихся выполнять основные элементы карельской росписи;

Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение и любовь к своей малой родине, народным традициям; воспитывать аккуратность, трудолюбие; формировать умение работать в коллективе.

Развивающие: развивать у учащихся художественный и эстетический вкус; развивать память, мышление, воображение.

 

Рекомендуемый возраст: 11- 14 лет.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Место проведения: помещение класса.

Опорные понятия:

карельская роспись; свободно-кистевая роспись; киноварь и голубец; «роза», «тюльпан», «приписки», «оживка», «ягодка», «листочки».

 

Вещный ряд: образец карельской росписи, выполненный красками; выставка предметов быта, расписанных современной карельской росписью; прялки

 

Методический репертуар занятия.

 

Общепедагогические технологии:

технология интегрированного обучения (данное занятие включает в себя элементы школьных предметов – истории, технологии, изобразительное искусство, «Моя Карелия»);

игровые технологии;

технологии развивающего обучения.

Музейные технологии:

игровые технологии;

технология коллективного творческого дела.

Методики:

методика организации игрового занятия, учебной игры для детей среднего школьного возраста.



Форма проведения занятия:

интегрированное занятие в игровой форме.

Виды деятельности учащихся:

коллективная работа;

практическая работа.

Методы:

рассказ;

учебная игра;

беседа, беседа по вопросам;

самостоятельная работа.

Научно-методические пособия: компьютерная презентация «Карельская роспись».

Оборудование и материалы:

стол, накрытый скатертью; карточки с различными видами росписи (гжель, хохлома, жостово, городец, карельская роспись); кисточки белка №4 или №5 и №1 или №2;

гуашь оранжевого, белого, зеленного, голубого и черного цвета; листы белой бумаги формата А3;

ножницы; клей ПВА; шаблон разделочной доски, выполненный на ватмане размерами 30х40;

кроссворд.

 

Сценарий занятия.

 

Здравствуйте, ребята!

Вот кисти на столе,

А вот альбом и краски.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И мы плывем в волшебную страну.

В страну народных промыслов прекрасных…

 

- А что такое промыслы? (Ответы детей)

- Правильно. Промыслом в старину называли какое-либо ремесло, гончарное дело, карельская вышивка. Люди создавали изделия не только для украшения своего жилища, но и для продажи, чтобы содержать семью. Например, продавали глиняные вазы, вышитые полотенца. С давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение.

Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей. На основе них часто определялся вид ремесла.

На уроках изобразительного искусства мы с вами уже встречались с народными промыслами и узнали много нового и интересного, наша кисточка волшебница помогала нам творить чудеса.

Куда же она приведет нас сегодня?

Хотите об этом узнать? (да).

Тогда постарайтесь скорее

Со мною в игру поиграть.

Игра называется «Угадай!». Я буду читать загадки, а вы, должны догадаться, о каком промысле или росписи идет речь и найти отгадку, среди карточек с изображением этого промысла или росписи, лежащих у вас столе. По окончанию игры мы с вами узнаем, куда же нас приведет наша кисточка волшебница.

 

 

Золотым и алым цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом,

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо – (Хохлома).

 

По розанам и купавам

Скачет конь вороной

И серебряною сбруей

Он звенит над землей.

Вот удаль молодецкая!

Это роспись – (Городецкая).

 

Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки

Не в саду, не в лесочке, не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель,

Что это за роспись?

Это роспись – (Гжель).

 

 

Черный фон сияет лаком.

А на нем цветов краса,

Алых, желтых с красным маком –

Это просто чудеса.

Алы розы на поносе

Вся природа – божий дар,

В мире нет таких подносов

Они словно вешний сад!

Душу трогает до слез

Чудо – (Жостовский поднос!)

 

Молодцы! Ребята, посмотрите, у вас на столе осталось еще одна карточка с изображение росписи.

Встречались ли вы раньше с этим видом росписи, и знаете ли вы, как она называется? (Ответы детей).

Это карельская роспись. В Карелии изделия из дерева помимо резьбы украшали еще и росписью. Ребята, у нас в классе есть выставка расписных изделий. Расписывали прялки (показывает), ларцы, сундуки, сани, дуги, шкафчики. В народном искусстве мастеров Карелии соединен художественный опыт карел, вепсов, славян и других народов. Каждый мастер росписи имел свою особенную свободно-кистевую манеру выполнения росписи.

У карельской росписи по дереву есть ряд особенностей: выполняется она в свободной кистевой манере. Среди мотивов карельской росписи присутствует растительность, хотя более древняя роспись на этих же землях была геометрической, композиция чаще представляет собой древо, украшенное розами, тюльпанами, цветы дополняются листьями и «приписками» (элемент композиции, придающий легкость, тонкие ветки, завитки) обычно темного или черного цвета (показывает). Письмо всегда по цветному фону — зеленому, синему, голубому, зеленовато-серому, коричневому на котором ярко светились красные, розовые, голубые и оранжевые цветы. Для росписи мастера использовали природные красители из местных пород камня, коры деревьев, трав, цветов, семян, ягод. На ярмарках жители Карелии закупали киноварь (полезное ископаемое красного цвета) и голубец (синий цвет).

В Карелии существовало множество мелких очагов свободно кистевых росписей, связанных с деятельностью семейных мастерских, где художественное мастерство передавалось по наследству их поколения в поколение.

Возрождение искусства росписи по дереву связано с открытием комбината «Карельские сувениры», который был создан в 1963 году и работал вплоть до 2002 года. Учитель обращается к выставке. В настоящее время росписью занимаются отдельные мастера, которые стараются сохранить традицию, используя современные материалы.

Слайд 1. А сейчас мы познакомимся с элементами карельской росписи и научимся изображать их так, как это делают народные мастера. Чтобы приблизиться к секретам росписи, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?(ответы учащихся)

Правильно! Подмастерья.Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем! (да).

Я думаю, что кисточка волшебница нам поможет.

Ребята приступают к выполнению тренировочных упражнений по написанию элементов карельской росписи. Объяснение учителя сопровождается презентацией.

Слайд 2.Как я уже сказала, карельская роспись является свободно-кистевой росписью.

Выполняется только смешанными цветами. Характерно применение синего, голубого, белого, сочного зелёного и оранжевого цветов.

Слайд3. Для работы нам понадобятся беличьи кисточки № 4 или 5 для выполнения подмалевок и оживок, беличьи кисточки №1 или №2 для выполнения приписок. Из красок лучше взять гуашь, мой пример нарисован гуашью (показывает). Не советую брать акварель, это очень капризная краска, к ней нужен особый подход. Разведите понравившийся вам цвет до состояния «сметанки» - т.е. не очень густо и не слишком жидко. Когда начнете рисовать, то быстро почувствуете, достаточно ли у вы развели краску, если недостаточно, то вы не успеете завершить мазок, не хватит краски. А если сильно, то будет просто стекать у вас с кисточки.
Слайд 4. Элементы карельской росписи делятся на два вида: основные («ягодка», «роза» и «тюльпан») и связующие («листочки» и «приписки»).

Завершающий этап росписи называют «оживка» - это красочный мазок, расположенный на элементе по его контуру или внутри красочной основы.

Именно после него весь рисунок словно оживает. Оживка, выполненная одной краской, называется простой, а двумя и более – сложной. Оживки выполняются для придания объёма и формы.

Слайд 5. Первый элемент, который мы с вами попробуем прописать – «ягодка». Делается это так: берется кисть № 4 или 5, на которую набирается краска двух цветов - с одного края основная, с другого - на оттенок светлее или белая, в процессе наложения мазка краски смешиваются в середине кисти и таким приемом удается добиться тени, полутени, т.е. изображение, получается объемным. Сразу научитесь правильно держать кисточку в руках: не как ручку, а тремя пальцами с одной стороны и большим пальцем с другой вертикально бумаге. Так вы сможете поворачивать кисточку, помогая большим пальцем (показывает).Дети выполняют элемент «ягодка».

Молодцы ребята. У вас получились чудесные ягодки.

Слайд 6. А теперь, давайте пропишем «розу» (показывает). Дети выполняют элемент «роза».

У вас получились замечательные розочки, а теперь посмотрим, получаться ли у вас такие же красивые тюльпаны.

Слайд 7. Дети выполняют элемент «тюльпан».

Слайд 8- 9. Далее учитель объясняет, как прописать «листья» и как наносятся на роспись «приписки»

В процессе работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в росписи то, что лучше всего удалось.

Ребята, в роли подмастерья вы уже побывали, а хотите побыть в роли мастера? (да)

Из прописанных вами элементов нужно выбрать те элементы, которые, по вашему мнению, у вас получились лучше всего и из этих элементов вам нужно составить эскиз разделочной доски. После того как всё наклеите, подумайте, где можно использовать «приписки», а где «оживку», чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и живой.

Сейчас вам предстоит работать в коллективе.

 

Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы? (ответы учащихся)

а) аккуратность.

б) красочность

в) выразительность

г) композиция

Напоминаю правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.

Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу. Дети выполняют творческую работу под музыкальное сопровождение.

Я вижу, что из вас выйдут хорошие мастера.

Но, чтобы еще раз мне в этом убедиться, вам нужно пройти еще одно испытание. Отгадайте ключевое слово кроссворда.

 

 

           
             
             
               
             
           
               

 

Стилизованный цветок, в основе имеющий ягоду.(роза)

Этот красочный мазок, который выполняются для придания объёма и формы.(оживка)

Человек, превосходно знающий своё ремесло.(мастер)

Самый тоненький, самый мелкий и элегантный элемент карельской росписи.(приписки)

Служит для связи композиции в единый букет.(листья)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (кисточка)

Стилизованный цветок, который по количеству лепестков может быть двухлепестковым и трёхлепестковым. (тюльпан)

Ребята, вы справились и с этим заданием, я очень рада. Скажите, вам понравилось занятие? Спасибо вам, ребята, за активную работу. До свидания.

Список литературы:

Косменко А.П. Карельское народное искусство. – Петрозаводск: «Карелия», 1977. 2..Народная культура Русского Севера. – Архангельск: «Правда Севера», 1997. 3. Вишневская В. М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. – Петрозаводск «Карелия», 1981.

Интернет ресурсы:

http://www.kareliancraft.com.ru

http://mo-izo.ru

http://komart.karelia.ru

http://karelian.ru/

 

Приложение

      р о з а  
  о ж и в к а  
  м а с т е р  
  п р и п и с к и
  л и с т ь я  
  к и с т ь  
т ю л ь п а н  

Хлюпина Елена Михайловна,

музыкальный руководитель МКОУ «Рыпушкальская основная

общеобразовательная школа» Олонецкого района

Познавательное занятие

«Многострунный короб»

Важная часть культуры народа – музыкальные инструменты. Для карелов и финнов кантеле издавна было не только вещью, издающей звуки. Игра на кантеле соединяла миры и людей, сопровождала особые календарные, народные, общинные и семейные события. Сегодня кантеле можно услышать только на концертных площадках. Но это один из главных символов Карелии.

 

Цель занятия: формирование у детей представлений о кантеле

Задачи:

познакомить с историей и строением карельского национального музыкального инструмента - кантеле

развивать музыкальные способности детей через овладение навыками художественно-творческой и игровой деятельности

воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре своего народа, любовь к устному народному творчеству, способствовать расширению кругозора

Рекомендуемый возраст детей: 6 – 7 лет

Продолжительность занятия: 30 – 35 минут

Место проведения занятия: групповое помещение, зал

Опорные понятия:кантеле, короб, кантерво

Вещный ряд: кантеле






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.