Занятие «Карельская роспись» Старинная карельская роспись – скромная, застенчивая, неяркая. Но есть правила и законы, которым она следовала. Хотите узнать секреты народных художников и познакомить с ними детей? Это занятие – для вас!
Цель занятия: Ознакомление учащихся с особенностями карельской росписью.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями карельской росписи; обучить учащихся выполнять основные элементы карельской росписи;
Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение и любовь к своей малой родине, народным традициям; воспитывать аккуратность, трудолюбие; формировать умение работать в коллективе.
Развивающие: развивать у учащихся художественный и эстетический вкус; развивать память, мышление, воображение.
Рекомендуемый возраст: 11- 14 лет.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Место проведения: помещение класса.
Опорные понятия:
карельская роспись; свободно-кистевая роспись; киноварь и голубец; «роза», «тюльпан», «приписки», «оживка», «ягодка», «листочки».
Вещный ряд: образец карельской росписи, выполненный красками; выставка предметов быта, расписанных современной карельской росписью; прялки
Методический репертуар занятия.
Общепедагогические технологии:
технология интегрированного обучения (данное занятие включает в себя элементы школьных предметов – истории, технологии, изобразительное искусство, «Моя Карелия»);
игровые технологии;
технологии развивающего обучения.
Музейные технологии:
игровые технологии;
технология коллективного творческого дела.
Методики:
методика организации игрового занятия, учебной игры для детей среднего школьного возраста.
Форма проведения занятия:
интегрированное занятие в игровой форме.
Виды деятельности учащихся:
коллективная работа;
практическая работа.
Методы:
рассказ;
учебная игра;
беседа, беседа по вопросам;
самостоятельная работа.
Научно-методические пособия: компьютерная презентация «Карельская роспись».
Оборудование и материалы:
стол, накрытый скатертью; карточки с различными видами росписи (гжель, хохлома, жостово, городец, карельская роспись); кисточки белка №4 или №5 и №1 или №2;
гуашь оранжевого, белого, зеленного, голубого и черного цвета; листы белой бумаги формата А3;
ножницы; клей ПВА; шаблон разделочной доски, выполненный на ватмане размерами 30х40;
кроссворд.
Сценарий занятия.
Здравствуйте, ребята!
Вот кисти на столе,
А вот альбом и краски.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И мы плывем в волшебную страну.
В страну народных промыслов прекрасных…
- А что такое промыслы? (Ответы детей)
- Правильно. Промыслом в старину называли какое-либо ремесло, гончарное дело, карельская вышивка. Люди создавали изделия не только для украшения своего жилища, но и для продажи, чтобы содержать семью. Например, продавали глиняные вазы, вышитые полотенца. С давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение.
Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей. На основе них часто определялся вид ремесла.
На уроках изобразительного искусства мы с вами уже встречались с народными промыслами и узнали много нового и интересного, наша кисточка волшебница помогала нам творить чудеса.
Куда же она приведет нас сегодня?
Хотите об этом узнать? (да).
Тогда постарайтесь скорее
Со мною в игру поиграть.
Игра называется «Угадай!». Я буду читать загадки, а вы, должны догадаться, о каком промысле или росписи идет речь и найти отгадку, среди карточек с изображением этого промысла или росписи, лежащих у вас столе. По окончанию игры мы с вами узнаем, куда же нас приведет наша кисточка волшебница.
Золотым и алым цветом
Эта чаша расцвела.
Солнцем, ягодами, летом,
Вдруг наполнилась она!
Угадаешь, что за чудо?
Это чудо – (Хохлома).
По розанам и купавам
Скачет конь вороной
И серебряною сбруей
Он звенит над землей.
Вот удаль молодецкая!
Это роспись – (Городецкая).
Распустились синие цветы,
Развернулись синие листочки
Не в саду, не в лесочке, не в поле,
А на белоснежном фарфоре.
Подарило небушко ей свою акварель,
Что это за роспись?
Это роспись – (Гжель).
Черный фон сияет лаком.
А на нем цветов краса,
Алых, желтых с красным маком –
Это просто чудеса.
Алы розы на поносе
Вся природа – божий дар,
В мире нет таких подносов
Они словно вешний сад!
Душу трогает до слез
Чудо – (Жостовский поднос!)
Молодцы! Ребята, посмотрите, у вас на столе осталось еще одна карточка с изображение росписи.
Встречались ли вы раньше с этим видом росписи, и знаете ли вы, как она называется? (Ответы детей).
Это карельская роспись. В Карелии изделия из дерева помимо резьбы украшали еще и росписью. Ребята, у нас в классе есть выставка расписных изделий. Расписывали прялки (показывает), ларцы, сундуки, сани, дуги, шкафчики. В народном искусстве мастеров Карелии соединен художественный опыт карел, вепсов, славян и других народов. Каждый мастер росписи имел свою особенную свободно-кистевую манеру выполнения росписи.
У карельской росписи по дереву есть ряд особенностей: выполняется она в свободной кистевой манере. Среди мотивов карельской росписи присутствует растительность, хотя более древняя роспись на этих же землях была геометрической, композиция чаще представляет собой древо, украшенное розами, тюльпанами, цветы дополняются листьями и «приписками» (элемент композиции, придающий легкость, тонкие ветки, завитки) обычно темного или черного цвета (показывает). Письмо всегда по цветному фону — зеленому, синему, голубому, зеленовато-серому, коричневому на котором ярко светились красные, розовые, голубые и оранжевые цветы. Для росписи мастера использовали природные красители из местных пород камня, коры деревьев, трав, цветов, семян, ягод. На ярмарках жители Карелии закупали киноварь (полезное ископаемое красного цвета) и голубец (синий цвет).
В Карелии существовало множество мелких очагов свободно кистевых росписей, связанных с деятельностью семейных мастерских, где художественное мастерство передавалось по наследству их поколения в поколение.
Возрождение искусства росписи по дереву связано с открытием комбината «Карельские сувениры», который был создан в 1963 году и работал вплоть до 2002 года. Учитель обращается к выставке. В настоящее время росписью занимаются отдельные мастера, которые стараются сохранить традицию, используя современные материалы.
Слайд 1. А сейчас мы познакомимся с элементами карельской росписи и научимся изображать их так, как это делают народные мастера. Чтобы приблизиться к секретам росписи, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?(ответы учащихся)
Правильно! Подмастерья.Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем! (да).
Я думаю, что кисточка волшебница нам поможет.
Ребята приступают к выполнению тренировочных упражнений по написанию элементов карельской росписи. Объяснение учителя сопровождается презентацией.
Слайд 2.Как я уже сказала, карельская роспись является свободно-кистевой росписью.
Выполняется только смешанными цветами. Характерно применение синего, голубого, белого, сочного зелёного и оранжевого цветов.
Слайд3. Для работы нам понадобятся беличьи кисточки № 4 или 5 для выполнения подмалевок и оживок, беличьи кисточки №1 или №2 для выполнения приписок. Из красок лучше взять гуашь, мой пример нарисован гуашью (показывает). Не советую брать акварель, это очень капризная краска, к ней нужен особый подход. Разведите понравившийся вам цвет до состояния «сметанки» - т.е. не очень густо и не слишком жидко. Когда начнете рисовать, то быстро почувствуете, достаточно ли у вы развели краску, если недостаточно, то вы не успеете завершить мазок, не хватит краски. А если сильно, то будет просто стекать у вас с кисточки. Слайд 4. Элементы карельской росписи делятся на два вида: основные («ягодка», «роза» и «тюльпан») и связующие («листочки» и «приписки»).
Завершающий этап росписи называют «оживка» - это красочный мазок, расположенный на элементе по его контуру или внутри красочной основы.
Именно после него весь рисунок словно оживает. Оживка, выполненная одной краской, называется простой, а двумя и более – сложной. Оживки выполняются для придания объёма и формы.
Слайд 5. Первый элемент, который мы с вами попробуем прописать – «ягодка». Делается это так: берется кисть № 4 или 5, на которую набирается краска двух цветов - с одного края основная, с другого - на оттенок светлее или белая, в процессе наложения мазка краски смешиваются в середине кисти и таким приемом удается добиться тени, полутени, т.е. изображение, получается объемным. Сразу научитесь правильно держать кисточку в руках: не как ручку, а тремя пальцами с одной стороны и большим пальцем с другой вертикально бумаге. Так вы сможете поворачивать кисточку, помогая большим пальцем (показывает).Дети выполняют элемент «ягодка».
Молодцы ребята. У вас получились чудесные ягодки.
Слайд 6. А теперь, давайте пропишем «розу» (показывает). Дети выполняют элемент «роза».
У вас получились замечательные розочки, а теперь посмотрим, получаться ли у вас такие же красивые тюльпаны.
Слайд 7. Дети выполняют элемент «тюльпан».
Слайд 8- 9. Далее учитель объясняет, как прописать «листья» и как наносятся на роспись «приписки»
В процессе работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в росписи то, что лучше всего удалось.
Ребята, в роли подмастерья вы уже побывали, а хотите побыть в роли мастера? (да)
Из прописанных вами элементов нужно выбрать те элементы, которые, по вашему мнению, у вас получились лучше всего и из этих элементов вам нужно составить эскиз разделочной доски. После того как всё наклеите, подумайте, где можно использовать «приписки», а где «оживку», чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и живой.
Сейчас вам предстоит работать в коллективе.
Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы? (ответы учащихся)
а) аккуратность.
б) красочность
в) выразительность
г) композиция
Напоминаю правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.
Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу. Дети выполняют творческую работу под музыкальное сопровождение.
Я вижу, что из вас выйдут хорошие мастера.
Но, чтобы еще раз мне в этом убедиться, вам нужно пройти еще одно испытание. Отгадайте ключевое слово кроссворда.
Стилизованный цветок, в основе имеющий ягоду.(роза)
Этот красочный мазок, который выполняются для придания объёма и формы.(оживка)
Человек, превосходно знающий своё ремесло.(мастер)
Самый тоненький, самый мелкий и элегантный элемент карельской росписи.(приписки)
Служит для связи композиции в единый букет.(листья)
Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (кисточка)
Стилизованный цветок, который по количеству лепестков может быть двухлепестковым и трёхлепестковым. (тюльпан)
Ребята, вы справились и с этим заданием, я очень рада. Скажите, вам понравилось занятие? Спасибо вам, ребята, за активную работу. До свидания.
Список литературы:
Косменко А.П. Карельское народное искусство. – Петрозаводск: «Карелия», 1977. 2..Народная культура Русского Севера. – Архангельск: «Правда Севера», 1997. 3. Вишневская В. М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. – Петрозаводск «Карелия», 1981.
Интернет ресурсы:
http://www.kareliancraft.com.ru
http://mo-izo.ru
http://komart.karelia.ru
http://karelian.ru/
Приложение
| | | р
| о
| з
| а
| | | о
| ж
| и
| в
| к
| а
| | | м
| а
| с
| т
| е
| р
| | | п
| р
| и
| п
| и
| с
| к
| и
| | л
| и
| с
| т
| ь
| я
| | | к
| и
| с
| т
| ь
| | т
| ю
| л
| ь
| п
| а
| н
| | Хлюпина Елена Михайловна,
музыкальный руководитель МКОУ «Рыпушкальская основная
общеобразовательная школа» Олонецкого района
Познавательное занятие
«Многострунный короб»
Важная часть культуры народа – музыкальные инструменты. Для карелов и финнов кантеле издавна было не только вещью, издающей звуки. Игра на кантеле соединяла миры и людей, сопровождала особые календарные, народные, общинные и семейные события. Сегодня кантеле можно услышать только на концертных площадках. Но это один из главных символов Карелии.
Цель занятия: формирование у детей представлений о кантеле
Задачи:
познакомить с историей и строением карельского национального музыкального инструмента - кантеле
развивать музыкальные способности детей через овладение навыками художественно-творческой и игровой деятельности
воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре своего народа, любовь к устному народному творчеству, способствовать расширению кругозора
Рекомендуемый возраст детей: 6 – 7 лет
Продолжительность занятия: 30 – 35 минут
Место проведения занятия: групповое помещение, зал
Опорные понятия:кантеле, короб, кантерво
Вещный ряд: кантеле
|