Новая форма работы в дополнительном образовании Сегодня дополнительное образование призвано формировать компетентности, которые позволят каждому молодому человеку стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внедрение новых педагогических технологий. А проблема заключается в том, что декларативное введение проектного метода в учебный процесс подчас приводит к формализации, заключающейся в том, что педагоги, вооруженные теорией, не всегда на практике могут применить данные педагогические технологии.
Во время курсов повышения квалификации « Проектно – исследовательская деятельность школьников на основе ИКТ» при ГОУ высшего профессионального образования «Карельский государственный педагогический университет» факультет дополнительного образования, мы познакомились с новой формой работы. Называлось это: «Прогулка в стиле геокешинг». Геокэшинг – игра, в которую играют во всем мире, это "поиск сокровищ" с применением достижений технического прогресса в области спутниковой GPS-навигации. Честно говоря, не сразу мы пришли к однозначному принятию новой идеи. Причина в том, что мы метались между новой (заинтересовавшей всех нас) формой и еще не понятой нами педагогической целесообразностью. Таким образом, мы решили, что надо брать на вооружение идею и положить ее на прочное методическое основание. Так и сделали!
Разработали первую игру -«Письмо зовет в дорогу», или «Привет из 19 века». Апробировали ее с воспитанниками РЦДЮТ и студентами Петрозаводского педагогического колледжа. Следующий шаг - проведение данной игры в городе Петрозаводске для учебных заведений и организаций был осуществлен успешно. В рамках Республиканской Олимпиады по краеведению проведена многовариантная игра «Губернский Петрозаводск», к 23 февраля - игра «На войне как на войне». Основной задачей по внедрению геокешинга в образовательную среду стало аккумулирование опыта педагогов в этой области и создание методической копилки геокешинга: банка описаний проектов и структурированного банка «точек». Содержание копилки доступно педагогам, желающим разработать собственный проект.
Вариантов организации проектов в форме образовательного геокешинга может быть очень много. Во-первых, проекты могут иметь различную предметную направленность (история, география, биология, литература и т.д.), а могут быть межпредметными или надпредметными. GPS-навигаторы помимо определения координат, имеют и много других возможностей: определение расстояния, площади, скорости и времени. И, вне зависимости от предметной области, в рамках проекта можно развивать краеведческие, патриотические темы …
Во-вторых, участники могут самостоятельно разрабатывать маршруты и задания, что не менее интересно и познавательно, чем определять объекты заданного маршрута и искать ответы на вопросы. Главное – определиться с задачами проекта и заранее продумать интересные для ребят исследовательские проблемы.
В-третьих, подобные проекты можно организовать между командами из разных городов.
Образовательный геокешинг – это действительно мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности воспитанников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным.
I форма. Проведение игр в стиле Геокешинг.
Игра «Письмо зовет в дорогу» -основана на историческом прошлом Петрозаводска. В 19 веке это был небольшой губернский город, центром которого являлся Александровский железоделательный завод, сыгравший для России немаловажную роль. В 2007 году игра оформлена в стиле геокешинг, хотя уже на протяжении 10 лет ее содержание использовалось в краеведческих играх по городу на республиканских сборах, слетах, фестивалях.
Игра «Губернский Петрозаводск» -многовариантная игра с оформлением задания в предоставленном компьютерном классе в течение контрольного времени. Может использоваться для более глубокого изучения истории города Петрозаводск.
Игра «На войне как на войне»приурочена к Дню защитника Отечества, может использоваться к любым датам соответствующей тематики (День Победы, День призывника, освобождение города Петрозаводска и т.п.).
Общая информация по проведению игр:
Место проведения: город Петрозаводск; общая встреча в здании РЦДЮТ (ул. Льва Толстого, д.4), игра проводится на улицах центральной, исторической части города. Общая площадь игрового пространства – 12 кв. километров.
К участию в игре приглашаются школьники и студенты образовательных учреждений командами по 4-6 человек.
Регистрация участников: по электронной почте drawarf@yandex.ru или по тел.56-21-18 (отдел туризма РЦДЮТ) с указанием ФИО членов команды и контактными телефонами капитана (руководителя, преподавателя и т.д.) Основная идея игры:
Геокешинг («geocaching», от греч. «geo» – Земля, англ. «cache» – тайник) – связан с поиском тайников или разгадыванию загадок связанных с географическими координатами и объектами на местности. Участники игры выполняют задания на местности, осваивают возможности GPS приемников, узнают о возможностях дополнительного образования и бесплатной досуговой деятельности, реализуемых отделом туризма РЦДЮТ. Организаторы игры составляют задания, указывают географические координаты путевых точек (waypoints), где участникам предстоит отыскать предварительную информацию. Команда получает на время игры GPS-навигатор, а также путеводитель с описанием игрового пространства. Задача игроков – используя GPS приемник оказаться в заданных местах, выполнить игровые задания, сделать пометки в своем путеводителе, запечатлеть на фотоаппарат процесс поиска и найденные объекты. На завершающем этапе игры команды готовят презентации о своих приключениях во время игры и собранной информации. Победители выбираются по количеству найденных точек в контрольное время, правильности выполнения заданий. Каждый участник игры получает грамоту, памятный сувенир, а победители – призы!
Регламент проведения игры.
Сбор в помещении организаторов.
Знакомство с участниками игры – 10 мин.
Введение в игру - тематика, задание, маршрутный лист, контрольное время – 10 мин.
Информация о GPS-приемнике, основные функции, работа с интерфейсом, поиск и открытие точки-15 мин.
Выполнение контрольного задания (практическая работа по поиску объекта)- 5 – 10мин.
Старт участников по прибытию с контрольной точки, консультации по возникшим вопросам.
Работа участников на маршруте (согласно контрольного времени).
Возвращение участников, проверка приборов, оформление путевых дневников.
Выполнение задания, оформление электронной презентации по материалам игры - согласно условиям.
Обработка сданных материалов, опубликование на сайте РЦДЮТ результатов игры.
Подведение итогов, награждение победителей,
II форма. Обучающее занятие с последующей игрой с использованием GPS – навигатора.
Структура:1-знакомство с прибором, 2-область применения, 3- устройство, 4-основные функции, 5-тренировочный маршрут, 6-игра (соревнование). Игра основана на поиске КП с выполнением заданий на них.
Условия – безопасная местность, наличие объектов для легенды, время от 20 мин до 1 часа.
Обучающие занятия с последующей игрой может проводиться в любом оздоровительном лагере при наличии ограниченной территории, на любую тему, в рамках штатных мероприятий лагеря.
Регламент занятия с соревнованием.
Сбор участников по графику отдельными отрядами, группами.
Информация о приборе и системе навигации-5 мин.
Устройство навигатора, основные функции, работа кнопок, поиск и открытие необходимой точки-10 мин.
Выполнение контрольного задания-5 мин.
Старт на маршрут-5-7 точек с различными заданиями ( найти сумму цифр на всех точках, отгадать загадки и т.п. зависит от фантазии организатора).
Работа на маршруте – до 20 мин (длина дистанции до 1 км).
Финиш участников.
Подведение итогов по времени выполнения задания, правильности ответов и т.д.
Награждение победителей.
III форма. Участие в походах с поиском тайников. В походе появляется еще одна цель - поиск тайников, зарегистрированных на сайте игры Геокешинг. Маршрут прокладывается через районы, где находятся тайники, их поиск - увлекательное мероприятие. Участники получают большой объем дополнительной информации об объектах, где находятся закладки. Расширяется кругозор и активизируется интерес к истории своей Родины. Для передвижного полевого лагеря можно заранее заложить тайники и потом, после обучающего занятия, организовать поход с выполнением заданий на местах закладки тайника.
IV форма. Создание игр в районах. Посещая другой город, ребята могут знакомиться с его достопримечательностями самостоятельно, пройдя по подготовленным их сверстниками маршрутам, или прокладывая собственные маршруты. Итог – интересная, современная, познавательная форма работы с детьми и молодежью.
Когда видишь детей с навигатором в руках, обращаешь внимание больше всего на интерес, светящийся в их глазах, и жажду открытий. Дети по-новому глядят на знакомые места и с удивлением приходят к выводу, насколько интересен и самобытен их город или поселок; понимают, что своей родиной они по праву могут гордиться.
Итоги игр, проведенных в нетрадиционной форме с использованием современных мобильных технологий, показали, что дети и молодежь не только получают новые знания из различных сфер жизни и предметных областей, но и повышают познавательную активность, учебную мотивацию, развивают коммуникативные навыки, учатся видеть проблемы и искать пути их решения, приобретают навыки поиска, систематизации и анализа полученной информации, а также приобретают опыт работы в команде.
Болдырева Лариса Аркадьевна,
методист отдела краеведения РЦДЮТ
Экогеокешинг
(Игра на местности)
Авторская разработка этого мероприятия в стиле геокешинг посвящена экологической обстановке в городе и пригороде. Если нет возможности применить GPS-навигаторы, можно построить игру и без них.
Игра рассчитана на детей среднего школьного возраста.
Необходимые принадлежности: GPS - навигатор или карта местности, легенда к игре.
Подготовка игры.Проводится изучение района игры в населённом пункте или в его окрестностях, отмечаются при помощи навигатора или на карте интересные точки, составляется легенда к игре. Геокешинг экологической направленности помогает обратить внимание детей на особенности и красоту родной природы и на проблемы окружающей среды, возникающие, в основном, по вине человека. Также отрабатываются навыки ориентирования на местности. При отсутствии навигатора такую игру можно проводить с картой местности или по плану-описанию маршрута.
Детям выдаётся письмо с информацией. Проводится обучение работе с навигатором и назначается контрольное время. Детскую группу сопровождает взрослый, обеспечивающий безопасность на маршруте.
.
Вариант 1. Населённый пункт. Количество точек может быть большим или меньшим, в зависимости от возраста детей.
Пример легенды «Из жизни одного города»
Здравствуйте, дорогие - хорошие, люди неравнодушные! Поведаем мы вам историю печальную. Может, чем-то сможете помочь.
Жил-был город. Был он красивый, цветущий, нарядный. Но время шло, и стали его одолевать разные недуги. Что-то случилось с городской речкой, стала она мелеть и засоряться. Да и по берегам грязновато стало. Приходили люди на пикники, костры жгли, мусор забывали. Машин в городе прибавилось, зелени стало меньше, копоти больше, дышать тяжко. Из животных только самые выносливые остались: мыши да крысы, вороны да голуби.
Люди добрые! Помогите старому городу! Как быть, что делать, подскажите! Пройдите по улицам, присмотритесь внимательно. В помощь вам уже найдено 5 мест, о разных проблемах и особенностях городской жизни говорящих. Найдите их и отметьте ещё 5 точек, которые важными посчитаете, сфотографируйте. Чтоб с народом поделиться, сделайте презентацию, расскажите всем, что нашли интересного, и где какая помощь нужна, чтобы город наш вновь повеселел. Ждём возвращения вашего с нетерпением!
Точки, которые уже есть в навигаторе:
0.Тренировочная. Эта точка покажет вам, как может пострадать дерево в результате соблюдения праздничных традиций. (Ель со спиленной макушкой) Здесь может быть любой заметный объект, для отработки навыка обращения с навигатором. Найти, и вернуться на начало маршрута.
1.В этом месте скрыта одна из причин, мешающих нам в городе дышать полной грудью. Что это за напасть? (Отметить, например, завод, котельную или иное предприятие с дымящей трубой)
2. А здесь вы увидите дерево, которое славится далеко за пределами Карелии. Красота его скрыта, но увидевший её – не забудет. Побольше бы росло у нас таких! (Карельская берёза. Как вариант, может быть просто красивое дерево из городских посадок, составить к нему соответствующее описание)
3.Карельский камень, благодаря которому выстроено немало сооружений, рассчитанных на века, украшает и наш город. (Постамент памятника или любое другое изделие из гранита, мрамора или кварцита)
4. «Памятник людской бездумности» - так можно назвать это место. (Место свалки отходов)
5.Они защищают нас от копоти, пыли, шума, украшают нашу жизнь. (Группа деревьев или кустарников, посаженная вдоль дороги)
Ваши точки:пройдя по территории города или посёлка, отметьте в навигаторе (на карте) точки, в которых, как вы считаете, есть какие-либо экологические проблемы, или, наоборот, где уже найдено решение.. Сфотографируйте объект, и сделайте мини-презентацию, чтобы осветить проблему.
Вариант 2. Лесная территория.
Подготовка.Для игры заранее прокладывается маршрут по участку леса, на котором отмечаются в навигаторе интересные природные точки, к ним составляется легенда. Информация может быть как в письме лесовика, так и на месте. На местности точки отмечаются цветной лентой, либо – карточками. (После игры отметки обязательно снимаются!) В зависимости от сезона года возможности увидеть объект меняются, соответственно, можно расширять или уменьшать список точек.
На каждом этапе спрятана буква. Собрав все буквы, дети получают ключ к месту, где спрятан клад-приз от Лесовика.
Письмо от Лесовика.
Приветствую вас, друзья Леса! Не люблю я на глаза являться, хотя, вас-то хорошо вижу! Но, если приглянетесь мне, так и я покажусь, белкой пробегу, али птицей какой особенной пролечу над головами вашими. А может подарок какой вам преподнесу. Но, сначала надобно Книгу мою Лесную почитать - поразбирать. Не всем её язык понятен, только самым внимательным, да наблюдательным. Пока читаете, не забывайте записи да фотографии делать, чтобы друзьям рассказать про лес наш, как он поживает.
Страничка 1. Для следопытов.
|