Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лекарственные растения в окрестностях

Поселка Гумарино

(внеклассное театрализованное мероприятие)

Эта авторская разработка посвящена лекарственным растениям Карелии, вернее – первому знакомству с ними, рассчитанному на младший школьный возраст. Знахари и лекари прошлых веков отлично разбирались в тех снадобьях, которые находились буквально под ногами. Что мешает в 21 веке внимательнее посмотреть вокруг и с малых лет понять, какую пользу может принести то или иное растение?

Задачи занятия:

Познакомить учащихся с разнообразием лекарственных растений в окрестностях посёлка, с их лечебными свойствами, правилами сбора;

Научить различать самые обыкновенные лекарственные растения: крапива, одуванчик, ромашка аптечная, подорожник, мать-и-мачеха, малина, шиповник.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, любознательность.

Оборудование: игрушка Доктор в зелёном колпаке с красным крестом, компьютер.

Участники: Роли лекарственных растений исполняют учащиеся 3 класса.

Ход занятия

Учитель: - Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость. Кто из вас догадался, кто это? (выслушиваются ответы детей)

- Правильно, ребята, это доктор. А как вы думаете, почему колпак на голове не белый как у всех докторов, а зелёный? (если дети затрудняются ответить или отвечают неправильно, задаются наводящие вопросы)

Учитель: - Что у нас зелёного цвета?

Дети: - Растения.

Учитель: - Правильно, зелёного цвета у нас растения, и доктор наш необычный, потому что он лечит не таблетками, а растениями. Поэтому его называют зелёным доктором. Он очень много путешествует, сегодня он оказался недалеко от нашей школы и увидел много растений, которые нас могут вылечить. Он пришёл не один, а со своими помощниками, но они будут у нас чуть позже. Оказывается, ребята, именно первобытные люди поняли, что природа даёт не только продукты, радует своей красотой, но ещё и является первым целителем. Они заметили, что заболевшее животное поедая растение, выздоравливало.



 

Физминутка: По родному краю

Дружно мы шагаем, (марш на месте)

Справа от нас - зелёный луг. (Поворот)

Слева находится лес, (Поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над берёзами светит нам, (повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам (наклоны)

 

 

Учитель: - А сейчас наш лесной доктор хочет познакомить вас со своим помощниками, но для этого вы должны потрудиться. Я вам буду загадывать загадки, и если вы узнаете о каком растений в ней говорится, то это растение обязательно к нам зайдёт и расскажет о себе много интересного. Готовы?

Дети: - Да.

 

Учитель: - Тонкий стебель у дорожки.

На конце его серёжки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. ( подорожник)

(открывает 2 слайд, дети рассматривают подорожник, входит ученица 3 класса в образе подорожника).

Девочка-подорожник: - Здравствуйте, ребята, я подорожник. Расту по краям дорог. Меня используют при простудах. Соком из моих листьев лечат кашель. Примочки и компрессы из свежих истолчённых листьев накладывают на ссадины и раны. Если вы во время прогулки поранились, найдите меня и приложите к ранке. Только не забудьте помыть водичкой.

Учитель: - Спасибо, подорожник. А нас ждёт новая загадка. Он "любит - не любит" ответить нам может, И глянет приветливо желтым глазком. Аптечный цветок на него так похож, Его мы лекарственным другом зовем (ромашка лекарственная). (открывает 3 слайд, дети рассматривают ромашку, входит ученица 3 класса в образе ромашки).

Девочка - ромашка:- Добрый день, ребята. Вы меня, конечно, узнали, но я попрошу вас не путать меня с обычной ромашкой. А различить нас очень просто: во-первых, моя розетка меньше и запах у меня другой, он нравится не всем, но я очень полезная.

Древние русичи парили ноги в водном настое ромашки, готовили мази для лечения кожи, полоскали больное горло. А если вы, друзья, выпьете на ночь чай из ромашки с мёдом и сахаром - сон ваш будет крепким и спокойным.

Учитель:- Спасибо, ромашка. Слушаем следующую загадку.

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)

(открывает 4 слайд, дети рассматривают мать-и-мачеху, входит ученица в образе мать -и- мачехи)

Девочка мать-и-мачеха: - Здравствуйте, ребята. Я вам расскажу, почему меня так назвали. Мои листья округлые, сверху тёмно-зелёные, гладкие и прохладные - это мачеха, снизу - опушенные, «тёплые» - это мать. Листок мать-и-мачехи поможет снять головную боль при температуре – его просто прикладывают к голове гладкой стороной, и боль и жар проходят. Кашица из листьев ускорит созревание фурункула. А если у вас заболел зуб, приложите листок тёплой стороной к щеке, где он болит.

Учитель: - Спасибо, мать-и-мачеха, за интересный рассказ. А мы отправляемся дальше.

Следующая загадка: Не пустили в огород-

Оттого она и жжёт (крапива)

( открывается 5 слайд, рассматриваем крапиву, входит ученица-крапива)

Крапива: - Здравствуйте, ребята, знаю, что вы не все рады меня видеть, но я попрошу вас выслушать меня и тогда вы может быть по - другому будете ко мне относиться, не такая уж я и плохая. В лекарственных целях используют мои листья и довольно редко – корни.

В старину людей с обморожениями заворачивали в одеяло из крапивы, что спасало их от гибели. Отвар крапивы укрепляет волосы и избавляет от перхоти.

Учитель:- Спасибо, крапива. А нас ждёт последний гость, которого любите вы все ребята.

Красна ягода родилась,

Пчёлка на неё садилась,

Тут Топтыгин приходил,

И Мишутку угостил (малина)

( рассматривают малину, входит девочка-малина)

Девочка-малина: - Здравствуйте, ребята, я та самая сладкая ягодка малинка. Я помогаю работать нашему сердцу, сосудам, улучшаю состав крови. Если вы простудились, выпейте чай с малиной и будете здоровы. Ягоды малины полезны как в свежем виде, так и в сушённом.

Учитель: - Ребята, ну вот мы и познакомились с помощниками зелёного доктора, которые растут рядом с нами. А сейчас мы проверим, как вы внимательно слушали.

Сейчас наши гости встанут в кружок, вы вытягиваете карточку, на которой записано, что у вас болит, и подбегаете каждый к своему доктору.

 

 

( Карточки: Доктор:

-поранил руку подорожник

- простудился малина

- обморозился крапива

- кашель подорожник

- заболел зуб мать - и - мачеха)

(число карточек с заболеваниями должно соответствовать количеству учащихся).

Проводится игра.

 

Учитель: - Ребята, наше занятие подходит к концу, наши гости хотят вам дать несколько полезных советов.

Выступление растений:

Ромашка: Нельзя собирать в тех местах, где нас мало

Мать-и-мачеха: Научитесь отличать растения, подлежащие сбору от похожих.

Подорожник: Берите нас столько, сколько нужно, зря не рвите.

Все вместе: Собирайте нас и лечитесь, только в присутствии взрослых. Спасибо, до свидания.

Примечание: Занятие целесообразно провести в конце мая. После занятия провести экскурсию.

 

 


Осипова Наталья Анатольевна,

учитель географии и биологии Поросозерской

СОШ Суоярвского района

Занятие «Грибное лукошко»

Удивительный мир грибов сложен и многообразен. С некоторыми из них мы знакомимся в течение жизни. Оказывается, есть множество таких грибов, на которые мы не обращали внимания. А зря…

 

Цель занятия: познакомить учащихся с малоизвестными съедобными грибами Карелии.

Задачи:

Образовательные:

актуализировать знания учащихся о видовом разнообразии съедобных грибов Карелии;

сформировать у учащихся представление о малоизвестных съедобных грибах нашего края;

совершенствовать умения и навыки работы с ИКТ.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природе Карелии;

формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Развивающие:

развивать творческое мышление, память, воображение, речь.

Категория обучающихся: 9-12 лет, имеющие навыки работы в Microsoft Office PowerPoint.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Место проведения: помещение класса.

Общепедагогические технологии:

игровые технологии;

ИКТ;

технологии РСУД (развивающий стиль учебной деятельности).

Форма проведения занятия: учебная игра.

Виды деятельности учащихся:

коллективная игра;

практическая работа с использованием ИКТ;

самостоятельная работа.

Методы:

рассказ;

беседа;

игра;

самостоятельная работа;

практическая работа.

Межпредметные связи: данное занятие включает в себя элементы школьных предметов – география, биология, Моя Карелия.

Оборудование и материалы:

класс с необходимым количеством компьютеров;

проектор, экран (или интерактивная доска);

доска;

карточки со слогами на магнитах, из которых учащиеся будут собирать названия грибов

игровое поле с изображением леса;

лукошко с грибами (фотографии грибов на магнитах);

карточки с названиями грибов на магнитах;

карточки для самостоятельной работы;

карточки с планом описания гриба;

письменные принадлежности, клей-карандаш.

 

 

Технологическая карта

Этап занятия Продолжи-тельность, мин. Деятельность учителя Деятельность учащихся
Приветствие 1 минута Учитель приветствует учащихся Слушают учителя
Введение (в форме игры) 4 минуты Учитель предлагает учащимся из карточек со слогами составить названия грибов Учащиеся по очереди подходят к доске и составляют из карточек названия грибов
Игра «Грибное лукошко» 18 минут Учитель контролирует и направляет игру Учащиеся играют в предложенную игру
Физминутка 1 минута Учитель рассказывает стихотворение о грибах и показывает движения   Учащиеся повторяют движения за учителем
Практическая работа с использованием ИКТ 11 минут (1 минута – на объяснение, 10 минут – на работу) Учитель инструктирует ребят, контролирует выполнение работы, помогает Учащиеся выполняют практическую работу с использованием ИКТ
Закрепление (выполнение развивающих заданий) 7 минут (1 минута - на объяснение, 6 минут – на работу, 1 минута – на проверку) Учитель выдает учащимся задания на листах и контролирует их выполнение Учащиеся выполняют задания, а затем проверяют правильность их выполнения
Подведение итогов занятия 2 минуты Учитель беседует с учащимися о результатах занятия Учащиеся делятся впечатлениями о проведенном занятии

 

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет необычное занятие: мы совершим путешествие в наш карельский лес. Зачем? Мы будем собирать грибы! Но сначала мы проверим, хорошие ли вы грибники!

Учитель читает стихотворение:

По тропинке во весь дух
Мчится из лесу петух.
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой!»
Из-под елки фыркнул еж:
«Все грибы ты растрясешь!»

И действительно, растерял петушок свои грибы по лесу. Ребята, давайте поможем петушку их собрать. На доске прикреплены таблички со слогами, из которых вам нужно составить названия грибов. Кто уже нашел гриб – поднимает руку!

Ребята по очереди подходят к доске и собирают из табличек названия съедобных грибов. Остаются три слога, из которых ученики не могут составить название гриба.

Ребята! Оказывается, эти слоги вовсе не лишние, из них получается слово «гигрофор» (учитель собирает это название на доске). Вы когда-нибудь слышали о таком грибе? (Нет). А ведь этот гриб съедобный и очень вкусный. В наших карельских лесах растет более 100 видов съедобных грибов. Мы с вами мало что о них знаем. Люди незаслуженно обходят их стороной, называют поганками, хотя они полезные и вкусные. Вот с этими малоизвестными съедобными грибами Карелии мы сегодня и будем знакомиться. А для этого я предлагаю вам совершить путешествие в лес.

Учитель вешает на доску игровое поле с изображением соснового, елового и лиственного леса.

Затем берет лукошко, в котором лежат картинки с изображением грибов, и предлагает учащимся по очереди доставать грибы.

Когда ученик достает картинку, учитель показывает ее всем ребятам, сообщает всем, как называется этот гриб, и прикрепляет гриб в нужное место игрового поля, а рядом прикрепляет карточку с названием гриба. После этого учитель рассказывает о данном грибе, сопровождая свой рассказ показом фотографий на экране (или на интерактивной доске).

Вот обычное лукошко, а в нем лежат необычные грибы. Ваня, выбирай понравившийся тебе гриб, вытаскивай его из лукошка (ребенок берет из лукошка карточку с изображением гриба).

Ребята, этот гриб называется «мокруха еловая». Он растет во влажном еловом лесу с июня по сентябрь. Как вы думаете, почему гриб называется «мокруха»? (Ребята отвечают). Действительно, он очень любит влагу, да и сам весь мокрый и слизкий. Шляпка у этого гриба серо-фиолетового цвета, у молодых грибов она выпуклая, а у старых – почти плоская. Ножка у гриба белая, а нижней части – желтая. Этот гриб очень вкусный в соленом и маринованном виде.

 

Затем следующий ученик вытягивает из корзинки карточку и так далее.

Слайд 1. Валуй. Этот гриб похож на сыроежку. Шляпка у него рыжего цвета. Валуй растет в хвойных лесах с июля по сентябрь. Слайд 2. В пищу используют только шляпки молодых грибов. Их маринуют и солят. Слайд 3. А еще из валуя получается очень вкусная подлива для макарон и некоторых рыбных блюд.
Слайд 1. Гигрофор. Предпочитает расти в хвойных лесах, чаще в сосновых. Любимые места для него – мхи и лишайники, в которых он прячется по самую шляпку. Растет с июля до самого снега, не боится заморозков. Слайд 2. Шляпка у гигрофора коричневая в центре, а по краям – желтая. Молодые шляпки маринуют на зиму. Слайд 3. В некоторых ресторанах в винегреты вместо маринованных огурцов добавляют маринованный гигрофор. Говорят, очень вкусно получается!
Слайд 1. Говорушка душистая. У этого гриба шляпка необычного голубовато-зеленоватого цвета, отчего гриб кажется несъедобным. Но на самом деле говорушка имеет приятный аромат (за что ее прозвали душистой) и вкус. Слайд 2. Растет этот гриб в лиственных лесах в августе-сентябре. Его можно солить, мариновать. Слайд 3. Из говорушки в ресторанах Европы делают запеканки и яркие заливные блюда.
Слайд 1. Паутинник пачкающий. Гриб любит расти в хвойных лесах, где его можно встретить в августе и сентябре. Слайд 2. Шляпка у паутинника желто-коричневая, клейкая, блестящая. У молодых грибов она выпуклая, Слайд 3 а у старых – плоская. Клейкая слизь плохо смывается с рук и отстирывается от одежды, поэтому гриб не зря назвали пачкающим. Слайд 4. Из паутинника получается вкусная запеканка, его можно солить и мариновать.
Слайд 1. Мокруха еловая. У мокрухи еловой шляпка красивого серо-фиолетового цвета. У молодых грибов она выпуклая, а у более старых – плоская. Шляпка покрыта большим количеством слизи, отсюда и соответствующее название гриба – мокруха. Слайд 2. Ножка белого цвета, а в нижней части – желтая. Растет этот гриб в еловых лесах в июне – сентябре. Слайд 3. Из мокрухи еловой делают вкусный соус, а также ее едят в соленом и маринованном виде.
Слайд 1. Лаковица розовая. Этот гриб любит расти на вырубках. Его можно собирать с июня по сентябрь. Слайд 2. Шляпка и длинная, тонкая ножка имеют розовый цвет (отсюда и название). Слайд 3. Лаковицу можно солить и мариновать, а также из нее получается вкусное жаркое.
Слайд 1. Колпак кольчатый. Гриб имеет шляпку в виде колпака желто-розового цвета. Ножка имеет кольцо из пленки, что отражено в его названии. Слайд 2. Растет колпак в сосновых лесах с июля по октябрь. Слайд 3. Говорят, из этого гриба получается очень вкусный суп.Его можно жарить, варить и мариновать.
Слайд 1. Чесночник. Чесночник можно встретить и в хвойных, и в лиственных лесах, а также на вырубках. Слайд 2. Шляпка у гриба очень светлая, бежевого оттенка. Ножка тоненькая, длинная, красно-бурого цвета. Слайд 3. Этот гриб имеет приятный чесночный запах, поэтому его используют в качестве приправы. Также его можно варить и жарить.

Вот, ребята, оказывается, какие необычные съедобные грибы растут в наших карельских лесах.

А сейчас я предлагаю вам немножко поразмяться, встряхнуться, ведь впереди нас ждет интересная работа.

Проводится физминутка.

Вставайте каждый у своей парты и повторяйте за мной.

Мы пошли с друзьями в лес (шагаем на месте)

Поискать грибных чудес. (шагаем на месте)

Вот опасный мухомор. (показываем рукой направо)

Вот съедобный гигрофор. (показываем рукой налево)

Не ленись, дружок, нагнись (наклоняем туловище вниз)

И внимательно вглядись: (наклоняем туловище вниз)

Эти кнопочки-подружки – (вытягиваем руки вперед ладонями вверх)

Очень вкусные волнушки!

Дальше мы шагаем, (шагаем на месте)

Лукошко наполняем. (делаем движения, как будто складываем грибы в лукошко)

Вот наполнилось оно, (протягиваем руки с воображаемым лукошком вперед)

Нам домой пора давно!

Молодцы! А теперь усаживаемся на свои места. Скажите, интересное у нас знакомство получилось? (Да). Вы хотите познакомить с этими грибами своих друзей и родственников? (Да!). Тогда я вам предлагаю составить альбом, посвященный малоизвестным съедобным грибам Карелии, полистав который ваши родные и знакомые откроют для себя много нового. Как мы будем его создавать? Каждому из вас я предлагаю собрать в Интернете информацию о том грибе, который вы вытащили из лукошка. Что именно вы должны найти? Посмотрите внимательно на доску: здесь все расписано. Кроме того, я каждому из вас даю карточку с планом составления описания гриба.

Учитель показывает учащимся информацию на доске (такая же и на карточке):

Полное научное название гриба (указать народное название, если оно есть).

2 фотографии (на одной гриб должен быть изображен крупно, а на другой – группа грибов на фоне лесной растительности).

Где растет, в какое время года встречается.

Краткое описание внешнего вида.

Какие блюда можно из него приготовить?

Где искать информацию? На доске и в карточке записаны адреса сайтов, где вы можете найти всю необходимую информацию.

Как правильно оформить работу? Всю информацию о своем грибе вы должны разместить на одном слайде в программе MO Power Point.

В качестве примера на каждом компьютере есть уже оформленный слайд по грибу Строфария. Этот же слайд я открыла на экране.

Пока вы выполняете эту работу, я буду подходить к каждому из вас, наблюдать за вашей работой и помогать, если потребуется. Всем понятно задание? (Да). На его выполнение я вам даю 10 минут. Итак, за работу!

Молодцы, ребята! Быстро справились! А пока я распечатываю наш общий альбом, я предлагаю вам выполнить интересные задания. Учитель раздает каждому ребенку распечатку с заданиями

Давайте посмотрим на листы с заданиями: я попрошу вас выполнить первые три, а если справитесь быстро, то можете выполнить дополнительное четвертое. На выполнение этих заданий я вам даю 6 минут.

Пока учащиеся выполняют развивающие задания, учитель распечатывает альбом с информацией о малоизвестных съедобных грибах Карелии, с которыми ребята знакомились на уроке. Титульный лист и последняя страница, где указаны ссылки на источники и авторы работы, должны быть заготовлены заранее. Учитель распечатывает необходимое количество экземпляров.

Итак, ребята, заканчиваем работу. Я предлагаю проверить, правильно ли вы выполнили задания. Посмотрите внимательно на экран, где указаны правильные ответы. Поднимите руки те, у кого нет ошибок. Молодцы! А теперь, поднимите руки те, у кого 1-2 ошибки. Молодцы! Ребята, если вы допустили больше ошибок, то не расстраивайтесь! Ведь теперь у каждого из вас будет свой альбом по малоизвестным съедобным грибам Карелии, вы в любой момент можете его полистать и вспомнить все то, что мы сегодня изучали. Учитель раздает альбомы ученикам.

Ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что вас удивило? Каждый ребенок делится своими впечатлениями.

Наше занятие подошло к концу, я благодарю всех за активную работу. До свидания!

Использованные источники:

Шубин В.И. Грибы северных лесов.- Петрозаводск: Карелия, 1983.

Шубин В.И., Предтеченская О.О. Грибы съедобные, ядовитые, охраняемые.- Петрозаводск, 2009.

Интернет ресурсы:

http://www.wikipedia.org

http://www.grib-blud.ru

http://www.gribnik-clab.ru

http://www.liconsta.ucoz.ru

Степанова Ольга Евгеньевна,

воспитатель дошкольных групп

МКОУ «Рыпушкальская основная

общеобразовательная школа» Олонецкого района

Занятие

«Скромная труженица прялка»

Прялка – необходимый жизненный атрибут многих народов. Не случайно пряха, прялка, веретено и нить имеют мифологический сакральный смысл, с ними связано множество верований, обрядов и примет. И хотя сегодня прялка – уже предмет уходящего быта, познакомить с ней детей весьма полезно – это тоже наша история!

Цель занятия: формирование у детей представлений о прялке, ремесле прядения

Задачи:

познакомить с историей использования и строением прялки, ремеслом прядения и его процессом

способствовать межличностной коммуникации, развивать речь на основе знакомства с музейными предметами

развивать творческие способности через овладение навыками материально-художественной и игровой деятельности

воспитывать интерес и уважение к истории своего народа и его промыслам, любовь к устному народному творчеству

формировать навыки общения с музейной средой

 

Рекомендуемый возраст детей: 6 – 7 лет

Продолжительность занятия: 30 – 35 минут

Опорные понятия: прялка, веретено, кудель, лопаска, донце, пряжа, пряха, прядение

Вещный ряд: прялка, веретено, шерсть, вещи из шерсти и льна






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.