Методический репертуар занятия Технологии:
информационные технологии
интерактивные технологии
коммуникативные технологии
игровые технологии
здоровьесберегающие технологии
технология сотрудничества
Методические приемы:
создание игровых ситуаций, игры и игровые упражнения
практическое манипулирование с предметами
ролевая игра
рассказ
театрализованная деятельность
рассматривание слайдов презентации
Формы работы с аудиторией:
фронтальная
групповая
индивидуальная
Необходимое обеспечение:
иллюстрации
предметные картинки
музыкальное сопровождение
компьютерная презентация «Скромная труженица прялка»
компьютер
проектор
экран
Необходимое оснащение:
костюм Хозяйки
прялка, веретено
корзина с клубками ниток
шерсть, мисочка с водой на каждого ребенка
вязальные спицы с шерстяными нитками
дидактическая игра «Для чего нитки нужны»? (парные картинки с вязаной одеждой, сшитой одеждой)
дидактическая игра «Сложи карельский узор»
дидактическая игра «Как к нам нитки пришли?»
листы белой бумаги в форме прялки, цветные карандаши на каждого ребенка
изображение корзины, кружки красного и синего цвета
Сценарий занятия
Дети входят в «Карельскую горницу».
Всех встречает Хозяйка.
Хозяйка:
- Всем ребятушкам – привет!
Счастья вам на много лет!
Хватит бить баклуши,
Растопырьте уши!
У меня для всех, для вас
Есть интереснейший рассказ!
- Я - хранительница этого дома, и очень рада видеть вас у себя в гостях.
- Посмотрите, как много у меня в доме разных предметов, старинной утвари.
(Дети осматриваются и разглядывают предметы в горнице)
- А все ли предметы вам знакомы?
(Ответы детей)
Хозяйка: - Давайте проверим! Я буду загадывать вам загадки, а вы говорите отгадки.
В углу стоит большой станок,
Есть в нём нитки и челнок.
Побежал челнок быстро,
Ткет цветное полотно.
(ткацкий станок)
| У нас в избе под потолком
Висит не барабулька,
А чтоб ребенка укачать
Висит простая … (люлька)
| Красавец в углу,
Нос на боку,
Вода в нем кипит,
Чай пить всем велит!
(самовар)
| Посреди избы стоит,
Рот большой в ней открыт,
Ест дрова, тепло дает,
Любит весь ее народ.
(печь)
|
(Если дети умеют читать, можно предложить по группам найти знакомые слова в филворде)
л
| а
| в
| к
| а
| п
| л
| ж
| э
| л
| ф
| й
| с
| с
| т
| о
| л
| с
| с
| ю
| я
| в
| ь
| а
| о
| я
| й
| т
| м
| л
| ч
| л
| б
| м
| ж
| ь
| в
| а
| ь
| ь
| р
| у
| к
| о
| м
| о
| й
| н
| и
| к
| э
| ч
| ы
| в
| е
| ф
| с
| о
| ц
| а
| у
| и
| э
| а
| н
| я
| ь
| к
| ы
| с
| т
| н
| ъ
| р
| г
| ч
| б
| ж
| ф
| с
| ю
| а
| т
| ф
| п
| е
| ч
| ь
| я
| о
| г
| м
| к
| о
| ш
| е
| л
| ь
| ь
| ж
|
- Молодцы, много знаете! А сегодня я хочу рассказать вам об одном замечательном предмете – старинном орудии труда. А о каком именно - вы догадаетесь, отгадав загадку.
Поварихе печь пирог
Помогает скалка,
А вот пряхе пряжу прясть
Помогает… (прялка)
(Дети отгадывают загадку)
Хозяйка:
- Ребята, может, кто-нибудь из вас знает, для чего нужна прялка?
Дети:
- Нитки прясть.
Хозяйка:
- Правильно, нитки прясть.
- Прялку так назвали потому, что на ней прядут пряжу. В доме наших предков прялка была чуть ли не одним из самых главных предметов: она одевала всю семью. Люди сами пряли пряжу, ткали и шили одежду. Прясть и ткать в старину умела каждая женщина, а учили её этому с малолетства, с 6 – 8 лет.
(Рассказ Хозяйки о прялке с показом презентации «Скромная труженица прялка»)
Прядение нитей из шерсти и льна было очень важной женской работой, необходимой для обеспечения семьи. Прядение - очень трудоемкий, медленный и однообразный процесс. Девушек и женщин, которые занимались прядением, называли пряхами.
У каждой мастерицы была своя прялка. Форма карельских прялок состояла из вертикальной доски – «лопаски» и горизонтальной доски – «донца». К лопаске привязывалась чесаная шерсть или кудель (обработанное льняное волокно), на донце садилась пряха.
Лесные богатства Карелии позволяли изготовлять прялку целиком из одного куска дерева. Наибольшее распространение получили прялки с лопасками стройными, узкими и вытянутыми по вертикали.
Пряхе нужно было проявить много ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной.
- Работали на прялке так: пальцами вытягивают шерсть и закручивают нитку, потом начинают прясть. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее.
(Показ движений).
Хозяйка показывает и дает в руки детям веретено.
- Как вы думаете, что это?
(Ответы детей)
Хозяйка:
- Это веретено - гладкая с заостренными концами палочка. На него наматывают нитки. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено.
- Ребята, что делает веретено у меня в руке?
Дети:
- Вертится, кружится.
Хозяйка:
- Вот за то, что оно кружится и вертится в руке у пряхи, его и назвали веретено.
(Хозяйка демонстрирует наматывание шерсти на веретено)
- Карельский народ даже придумал про веретено такие загадки:
«Хвостик убывает, голова нарастает», «Поросенок крутится, а живот все толще».
Задание детям (выполнение имитационных движений):
- Встаньте и покружитесь, как веретено, постепенно поднимая руки в стороны.
Дети выполняют задание, приговаривая:
По избе пляшу, нитку кружу.
Чем больше кружусь,
Тем толще становлюсь.
Хозяйка:
- Прясть нитки нелегко. Представьте, что мы с вами попали в те далекие времена, когда нужно было самим изготавливать нити. Я познакомлю вас с этим ремеслом, и вы поймете, какой это труд.
- Сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нить (демонстрация действий). А теперь попробуйте и вы получить из шерсти нить.
Практическая деятельность детей:
Воспитатель раздает детям шерсть, предлагает растянуть её в тонкую нить. По ходу работы задает вопросы детям о проделанной работе.
Хозяйка:
- Вот так нелегко прясть нитки: шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого и есть помощница – прялка, которая помогла напрясть столько клубков.
(Показывает корзину с разными клубками ниток)
Динамическая пауза: упражнение «Смотай клубочек»
Хозяйка нечаянно роняет корзинку, клубки раскатываются.
Хозяйка:
- Ой, клубки мои все раскатились. Нитки перепутались, помогите их в клубочки смотать. Дети сматывают клубочки
(В процессе работы спрашивает у детей, что они делают?)
Дидактическое упражнение «Для чего нитки нужны?»
Хозяйка:
- Вот нитки спряли, да в клубки смотали.
- Для чего нужны эти нитки? (достает шерстяные нитки со спицами)
Ответы детей.
- Что можно связать из шерстяных ниток?
Воспитатель выкладывает модель – картинку «клубок ниток и спицы». Перед детьми - картинки с различными видами одежды. Ребята должны подобрать к модели картинки с вязаными вещами.
Усложнение игры:
задание «Найди пару» (дети подбирают пару к своей картинке)
Хозяйка:
- Прядение очень часто проходило коллективно.С начала зимы девушки и женщины собирались в просторной избе для совместной работы, которая называлась «посиделками» или «беседами». Во время посиделок прядение сочеталось с пением, шутками, занимательными рассказами, играми и хороводами.
- Давайте и мы поводим хоровод.
Хороводная игра «Клубочек»
Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится, нитка тянется.
Клубок доли – доли - доли,
Нитка дали – дали - дали.
Напев повторяется до тех пор, пока «клубок» из участников игры не закрутится. А потом на этих же словах участники игры раскручиваются. Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и хором произносят: «Я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась!» - руки опускаются и расцепляются.
Хозяйка:
- Скромную труженицу прялку, как бы в благодарность за ее работу, покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами. Считалось, что каждая вещь должна быть красивой, радовать глаз.
Карельские мастера украшали прялки резьбой и росписью. Орнамент резьбы был выполнен из треугольников, зубчатых линий, прямых полос и разнообразных геометрических форм.
В росписи использовали элементы растительного мира – цветы, листочки, травку, ягоды, а так же солнце, снежинки. Я вам сейчас их покажу.
- Хозяйка достает коробочку с узорами. Ой, кто-то здесь все перепутал, попробуйте вы составить узор.
Игра «Сложи карельский узор»
Дети, разбившись на пары, складывают из частей карельский узор.
Хозяйка:
- А теперь мы с вами можем украсить и наши прялки. Какие элементы для узора на прялку обычно берут мастера-художники?
- Правильно, берут мотивы из растительного мира Карелии. Это елочки, ягоды, снежинки, цветы, листики. Эскиз не должен быть сложным.
(Выполнение работы под звучание карельской народной песни)
Рассматривание детских работ.
Хозяйка:
- Мне очень нравятся ваши работы.
- Да, ребята, вы молодцы, внимательно слушали и все запоминали. Сейчас попробуйте составить небольшой коллаж, выполнив упражнение «Как к нам нитки пришли?».
(Рефлексия содержания занятия – составление коллажа)
(Работа по группам)
Составление и комментирование:
Шерсть прялка веретено клубок к вязаное изделие
Хозяйка:
- Спасибо, ребята! Теперь я уверена, что вы знаете, что такое прялка и что такое прядение, поняли, какое это было необходимое ремесло, и какими искусными и трудолюбивыми были пряхи.
(Рефлексия эмоционального состояния с помощью приема «Корзина настроения»)
Хозяйка предлагает детям:
- Возьмите изображения клубочков красного и синего цвета. Если вам понравилось занятие, и вы узнали что-то новое, положите в корзину красный клубочек, если не понравилось – голубой.
Хозяйка подводит итог.
Библиография по теме и использованная литература
Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии – Петрозаводск: Карелия, 1981
Песенный открою короб: Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ Республики Карелия /Изд. подготовлено А.С. Степановой. – Петрозаводск: Карелия, 1993
Интернет ресурсы:
http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-10/239.html
http://otvet.mail.ru/question/68584166
http://steclub.ru/forum/82-906-1
Приложение
Задания по подготовке к занятию и закреплению материала занятия:
экскурсия в «Карельскую горницу»
рассматривание изделий (сшитых, связанных, вышитых)
рассматривание карельского орнамента.
разучивание хороводной игры «Клубочек»
чтение книг:
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
М.Константиновский «Как ткани ткут и нити прядут»
Карельская народная сказка «Пряхи у проруби»
Логинова Ирина Анатольевна,
учитель математики и изобразительного искусства
Поросозерской СОШ Суоярвского района
|