Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методический репертуар занятия

Технологии:

информационные технологии

интерактивные технологии

коммуникативные технологии

игровые технологии

здоровьесберегающие технологии

технология сотрудничества

Методические приемы:

создание игровых ситуаций, игры и игровые упражнения

практическое манипулирование с предметами

ролевая игра

рассказ

театрализованная деятельность

рассматривание слайдов презентации

 

Формы работы с аудиторией:

фронтальная

групповая

индивидуальная

 

Необходимое обеспечение:

иллюстрации

предметные картинки

музыкальное сопровождение

компьютерная презентация «Скромная труженица прялка»

компьютер

проектор

экран

 

Необходимое оснащение:

костюм Хозяйки

прялка, веретено

корзина с клубками ниток

шерсть, мисочка с водой на каждого ребенка

вязальные спицы с шерстяными нитками

дидактическая игра «Для чего нитки нужны»? (парные картинки с вязаной одеждой, сшитой одеждой)

дидактическая игра «Сложи карельский узор»

дидактическая игра «Как к нам нитки пришли?»

листы белой бумаги в форме прялки, цветные карандаши на каждого ребенка

изображение корзины, кружки красного и синего цвета

 

Сценарий занятия

 

Дети входят в «Карельскую горницу».

Всех встречает Хозяйка.

Хозяйка:

- Всем ребятушкам – привет!

Счастья вам на много лет!

Хватит бить баклуши,

Растопырьте уши!

У меня для всех, для вас

Есть интереснейший рассказ!

- Я - хранительница этого дома, и очень рада видеть вас у себя в гостях.

- Посмотрите, как много у меня в доме разных предметов, старинной утвари.

(Дети осматриваются и разглядывают предметы в горнице)



- А все ли предметы вам знакомы?

(Ответы детей)

Хозяйка: - Давайте проверим! Я буду загадывать вам загадки, а вы говорите отгадки.

 

В углу стоит большой станок, Есть в нём нитки и челнок. Побежал челнок быстро, Ткет цветное полотно. (ткацкий станок) У нас в избе под потолком Висит не барабулька, А чтоб ребенка укачать Висит простая … (люлька)  
Красавец в углу, Нос на боку, Вода в нем кипит, Чай пить всем велит! (самовар) Посреди избы стоит, Рот большой в ней открыт, Ест дрова, тепло дает, Любит весь ее народ. (печь)

 

(Если дети умеют читать, можно предложить по группам найти знакомые слова в филворде)

л а в к а п л ж э л
ф й с с т о л с с ю
я в ь а о я й т м л
ч л б м ж ь в а ь ь
р у к о м о й н и к
э ч ы в е ф с о ц а
у и э а н я ь к ы с
т н ъ р г ч б ж ф с
ю а т ф п е ч ь я о
г м к о ш е л ь ь ж

 

 

- Молодцы, много знаете! А сегодня я хочу рассказать вам об одном замечательном предмете – старинном орудии труда. А о каком именно - вы догадаетесь, отгадав загадку.

Поварихе печь пирог

Помогает скалка,

А вот пряхе пряжу прясть

Помогает… (прялка)

(Дети отгадывают загадку)

 

Хозяйка:

- Ребята, может, кто-нибудь из вас знает, для чего нужна прялка?

Дети:

- Нитки прясть.

Хозяйка:

- Правильно, нитки прясть.

- Прялку так назвали потому, что на ней прядут пряжу. В доме наших предков прялка была чуть ли не одним из самых главных предметов: она одевала всю семью. Люди сами пряли пряжу, ткали и шили одежду. Прясть и ткать в старину умела каждая женщина, а учили её этому с малолетства, с 6 – 8 лет.

(Рассказ Хозяйки о прялке с показом презентации «Скромная труженица прялка»)

Прядение нитей из шерсти и льна было очень важной женской работой, необходимой для обеспечения семьи. Прядение - очень трудоемкий, медленный и однообразный процесс. Девушек и женщин, которые занимались прядением, называли пряхами.

У каждой мастерицы была своя прялка. Форма карельских прялок состояла из вертикальной доски – «лопаски» и горизонтальной доски – «донца». К лопаске привязывалась чесаная шерсть или кудель (обработанное льняное волокно), на донце садилась пряха.

Лесные богатства Карелии позволяли изготовлять прялку целиком из одного куска дерева. Наибольшее распространение получили прялки с лопасками стройными, узкими и вытянутыми по вертикали.

Пряхе нужно было проявить много ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной.

 

- Работали на прялке так: пальцами вытягивают шерсть и закручивают нитку, потом начинают прясть. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее.

(Показ движений).

Хозяйка показывает и дает в руки детям веретено.

- Как вы думаете, что это?

(Ответы детей)

Хозяйка:

- Это веретено - гладкая с заостренными концами палочка. На него наматывают нитки. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено.

- Ребята, что делает веретено у меня в руке?

Дети:

- Вертится, кружится.

Хозяйка:

- Вот за то, что оно кружится и вертится в руке у пряхи, его и назвали веретено.

(Хозяйка демонстрирует наматывание шерсти на веретено)

- Карельский народ даже придумал про веретено такие загадки:

«Хвостик убывает, голова нарастает», «Поросенок крутится, а живот все толще».

 

Задание детям (выполнение имитационных движений):

- Встаньте и покружитесь, как веретено, постепенно поднимая руки в стороны.

Дети выполняют задание, приговаривая:

По избе пляшу, нитку кружу.

Чем больше кружусь,

Тем толще становлюсь.

 

Хозяйка:

- Прясть нитки нелегко. Представьте, что мы с вами попали в те далекие времена, когда нужно было самим изготавливать нити. Я познакомлю вас с этим ремеслом, и вы поймете, какой это труд.

- Сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нить (демонстрация действий). А теперь попробуйте и вы получить из шерсти нить.

 

Практическая деятельность детей:

Воспитатель раздает детям шерсть, предлагает растянуть её в тонкую нить. По ходу работы задает вопросы детям о проделанной работе.

 

Хозяйка:

- Вот так нелегко прясть нитки: шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого и есть помощница – прялка, которая помогла напрясть столько клубков.

(Показывает корзину с разными клубками ниток)

 

Динамическая пауза: упражнение «Смотай клубочек»

Хозяйка нечаянно роняет корзинку, клубки раскатываются.

 

 

Хозяйка:

- Ой, клубки мои все раскатились. Нитки перепутались, помогите их в клубочки смотать. Дети сматывают клубочки

(В процессе работы спрашивает у детей, что они делают?)

 

Дидактическое упражнение «Для чего нитки нужны?»

Хозяйка:

- Вот нитки спряли, да в клубки смотали.

- Для чего нужны эти нитки? (достает шерстяные нитки со спицами)

Ответы детей.

- Что можно связать из шерстяных ниток?

Воспитатель выкладывает модель – картинку «клубок ниток и спицы». Перед детьми - картинки с различными видами одежды. Ребята должны подобрать к модели картинки с вязаными вещами.

Усложнение игры:

задание «Найди пару» (дети подбирают пару к своей картинке)

 

Хозяйка:

- Прядение очень часто проходило коллективно.С начала зимы девушки и женщины собирались в просторной избе для совместной работы, которая называлась «посиделками» или «беседами». Во время посиделок прядение сочеталось с пением, шутками, занимательными рассказами, играми и хороводами.

- Давайте и мы поводим хоровод.

Хороводная игра «Клубочек»

Уж я улком шла, переулком шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок доли – доли - доли,

Нитка дали – дали - дали.

Напев повторяется до тех пор, пока «клубок» из участников игры не закрутится. А потом на этих же словах участники игры раскручиваются. Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и хором произносят: «Я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась!» - руки опускаются и расцепляются.

 

Хозяйка:

- Скромную труженицу прялку, как бы в благодарность за ее работу, покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами. Считалось, что каждая вещь должна быть красивой, радовать глаз.

Карельские мастера украшали прялки резьбой и росписью. Орнамент резьбы был выполнен из треугольников, зубчатых линий, прямых полос и разнообразных геометрических форм.

В росписи использовали элементы растительного мира – цветы, листочки, травку, ягоды, а так же солнце, снежинки. Я вам сейчас их покажу.

- Хозяйка достает коробочку с узорами. Ой, кто-то здесь все перепутал, попробуйте вы составить узор.

 

Игра «Сложи карельский узор»

Дети, разбившись на пары, складывают из частей карельский узор.

 

Хозяйка:

- А теперь мы с вами можем украсить и наши прялки. Какие элементы для узора на прялку обычно берут мастера-художники?

- Правильно, берут мотивы из растительного мира Карелии. Это елочки, ягоды, снежинки, цветы, листики. Эскиз не должен быть сложным.

(Выполнение работы под звучание карельской народной песни)

 

Рассматривание детских работ.

Хозяйка:

- Мне очень нравятся ваши работы.

 

- Да, ребята, вы молодцы, внимательно слушали и все запоминали. Сейчас попробуйте составить небольшой коллаж, выполнив упражнение «Как к нам нитки пришли?».

(Рефлексия содержания занятия – составление коллажа)

(Работа по группам)

Составление и комментирование:

Шерсть прялка веретено клубок к вязаное изделие

 

Хозяйка:

- Спасибо, ребята! Теперь я уверена, что вы знаете, что такое прялка и что такое прядение, поняли, какое это было необходимое ремесло, и какими искусными и трудолюбивыми были пряхи.

 

(Рефлексия эмоционального состояния с помощью приема «Корзина настроения»)

Хозяйка предлагает детям:

- Возьмите изображения клубочков красного и синего цвета. Если вам понравилось занятие, и вы узнали что-то новое, положите в корзину красный клубочек, если не понравилось – голубой.

Хозяйка подводит итог.

Библиография по теме и использованная литература

Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии – Петрозаводск: Карелия, 1981

Песенный открою короб: Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ Республики Карелия /Изд. подготовлено А.С. Степановой. – Петрозаводск: Карелия, 1993

Интернет ресурсы:

http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-10/239.html

http://otvet.mail.ru/question/68584166

http://steclub.ru/forum/82-906-1

 

 

Приложение

Задания по подготовке к занятию и закреплению материала занятия:

экскурсия в «Карельскую горницу»

рассматривание изделий (сшитых, связанных, вышитых)

рассматривание карельского орнамента.

разучивание хороводной игры «Клубочек»

чтение книг:

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

М.Константиновский «Как ткани ткут и нити прядут»

Карельская народная сказка «Пряхи у проруби»

 

 

Логинова Ирина Анатольевна,

учитель математики и изобразительного искусства

Поросозерской СОШ Суоярвского района






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.