Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 13. Вирусные воздушно-капельные инфекции. Бешенство. Рикетсиозы. Прионовые инфекции. Детские инфекции: дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция, корь.

Морфологическое исследование урогенитальной патологии (виды биопсий, правила забора материала, заполнение бланка для гистологического исследования, дополнительные морфологические исследования, форма ответа патологоанатома, заключение). Дальнейшая тактика врача при оценке патолоанатомического заключения биопсии.

 

Актуальность темы. Вирусные инфекции по частоте занимают одно из первых мест в патологии человека. Разнообразие вирусных инфекций определяется их способностью избирательно поражать клетки органов и тканей (тропизм вирусов). Разнообразно течение вирусных инфекций, они могут быть не только острыми и хроническими, но и латентными. Знание темы необходимо для понимания вирусных болезней и детских инфекционных заболеваний на клинических кафедрах и в практической работе врача для клинико-анатомического анализа данных патологоанатомического вскрытия.

Урогенитальная патология приобрела, в последнее время, весьма широкие масштабы, необходимо оказывать большое внимание ее диагностике.

Цель занятия. Изучить морфологические особенности острых респираторных вирусных инфекций, объяснить причины и механизмы их развития, оценить исходы и определить значение для организма. Изучить морфологические особенности кори и ветряной оспы, объяснить причины и механизмы их развития, оценить исходы и определить значение для организма. Изучить морфологические особенности дифтерии, краснухи, менингококковой инфекции, объяснить причины и механизмы их развития, оценить исходы и определить значение для организма.

Задачи занятия.

1. Объяснить роль иммунных реакций и вирусов в проявлениях острых респираторных инфекций.



2. Знать современную классификацию острых респираторных вирусных инфекций.

3. Объяснить механизмы патогенеза, морфологию и функциональные проявления осложнений острых респираторных вирусных инфекций (гриппа, парагриппа и других).

4. Изучить частые осложнения и причины смерти при острых респираторных вирусных инфекциях у взрослых и детей.

5. Объяснить этиологию, патогенез, морфологические признаки кори и ее осложнения.

6. Знать причины, патогенез дифтерии, скарлатины, менингококковой инфекции.

7. Изучить клинико-морфологические проявления инфекций у детей.

8. Знать осложнения и исходы этих болезней.

Задачи для практического изучения.

1. Какие заболевания называются острыми респираторными вирусными инфекциями? Какова современная классификация ОРВИ?

2. Грипп (этиология, патогенез, патологическая анатомия легкой, средней и тяжелой форм заболевания, местные и общие осложнения, причины смерти).

3. Каковы морфологические особенности парагриппа, частые осложнения, ложный круп?

4. Клинико-морфологические особенности респираторно-синцитиальной,аденовирусной инфекции.

5. Корь: этиология, патогенез, морфологические признаки, осложнения.

6. Дифтерия: этиология, патогенез, морфологические признаки, осложнения.

7. При каких формах дифтерии развивается наиболее тяжелая интоксикация?

8. Какие изменения в сердце могут приводить к смерти в раннем и позднем периоде дифтерии?

9. Назвать наиболее частые осложнения дифтерии (нервная система и надпочечники).

10. Определите понятие дифтерии гортани. Истинного крупа.

11. Дать определение скарлатины.

12. Какие осложнения первого периода скарлатины вы знаете?

13. Перечислите наиболее типичные изменения в почках, развивающиеся во время второго периода скарлатины?


14. Опишите характер кожных высыпаний при скарлатине.

15. Виды биопсий при урогенитальной патологии.

16. Дополнительные морфологические исследования, форма ответа патологоанатома, заключение.

Вопросы для самоподготовки.

1. Причины, патогенез, патологическая анатомия эпидемического паротита.

2. Этиология, патогенез, патологическая анатомия инфекционного мононуклеоза.

3. Этиология, патогенез, пат. анатомия, осложнения и причины смерти при полиомиелите.

4. Причины, патогенез, патологическая анатомия ветряной оспы.

5. Описать изменения в верхнем респираторном тракте коклюше.

6. Перечислить осложнения и причины смерти при коклюше.

I. Изучить макропрепараты:

1. Бронхопневмония. Опишите: локализацию фокуса пневмонии, размеры и консистенция. Назовите факторы развития и осложнения данной патологии.

2. Бронхоэктазы и пневмосклероз. Охарактеризуйте вид легкого на разрезе: вид расширенных стенок бронхов, цвет, и консистенцию. Дайте определение бронхоэктазов. Укажите причины возникновения бронхоэктазов. Назовите изменения в сердце и малом круге кровообращения, возникающее при пневмосклерозе и бронхоэктазах.

3. Фибринозно-геморрагический трахеит при гриппе. Охарактеризуйте вид слизистой оболочки ее цвет и характер очаговых изменений. Определите, какую форму гриппа отражает фибринозно-геморрагический трахеит.

4. Геморрагическая пневмония при гриппе. Обратите внимание на изменения размеров, консистенции и цвета легкого, его вид на разрезе. Назовите причины описанных изменений в легком в гриппе; укажите форму гриппа в данном случае.

5. Абсцесс легкого у ребенка. Обратите внимание на толщину стенки и содержимое полости. Назовите причины гнойного воспаления и его исходы.

6. Некротический тонзиллит. Обратите внимание, на величину миндалин, их цвет, состояние поверхности. Укажите вероятное заболевание могущее сопровождаться этими изменениями. Охарактеризуйте морфологические изменения в региональных лимфоузлах.

7. Гнойный менингит. Опишите утолщенные оболочки мозга с расширенными сосудами, их цвет. Перечислите болезни, когда может развиваться гнойный менингит. Назовите исходы и осложнения гнойного менингита.

8. Абсцессы легкого. Обратите внимание на количество, размер и границы полостей в легком, их цвет. Назовите причины появления абсцессов при ОРВИ. Дайте определение абсцесса. Какая клинико-анатомическая форма сепсиса сопровождается гнойным метастазированием?

9. Гнойный медиастинит. Обратите внимание на размер, цвет загрудинной жировой ткани. Какие причины гнойного воспаления в средостении?

10. Апостематозный нефрит. Обратить внимание на наличие мелких гнойников в ткани почки. Указать их локализацию, форму, размеры, цвет, состояние границ и окружающей ткани. Какие причины этих изменений в почке? Объясните разницу между апостематозным и флегмонозным воспалением. Назовите форму сепсиса согласно его входным воротам?

11. Острый гломерулонефрит. Обратите внимание на изменение размеров, поверхности и цвета почки. Какая стадия скарлатины может осложняться этими изменениями в почке?

12. Флегмонозный аппендицит. Обратить внимание на изменение формы и размеров червеобразного отростка, состояние его серозного покрова. Какие причины данных изменений? Назовите осложнения.

13. Абсцесс печени. Указать локализацию, форму, размеры, цвет, консистенцию очага, состояние границ и окружающей ткани. Какой вид воспаления имеет место? Назовите возможные осложнения.

14. Ишемический инфаркт селезенки. Отметьте локализацию, размер, форму, цвет области некроза. Какой вид некроза имеет место? Назовите причины и механизмы его развития?

15. Абсцесс мозга. Указать локализацию, форму, размеры, цвет, консистенцию очага, состояние границ и окружающей ткани. Назовите возможные причины появления абсцесса мозга.

II. Изучить микропрепараты:


Вариант 1.

№ 248. Некротический трахеит при гриппе (зарисовать). Слизистая оболочка и, частично, подслизистый слой трахеи некротизированы. В подслизистом слое - расширенные сосуды и участки геморрагической инфильтрации; глубже видны сохранившиеся трахеальные железы.

№ 279. Коревая гигантоклеточная перибронхиальная пневмония. Определите вид экссудата в просвете мелких бронхов. Определите характер инфильтрации стенки бронха, участки деструкции стенки. Охарактеризуйте состояние стенок альвеол вокруг пораженных бронхов, толщину стенок, характер инфильтрации. Укажите возможные осложнения коревой пневмонии.

№ 282. Дифтерийный миокардит. Перимизиальные волокна отечны, разрыхлены, обильно инфильтрированы лимфогистиоцитарными элементами и лейкоцитами. Мышечные волокна фрагментированы, на отдельных участках явления зернисто-глыбчатого распада.

№ 51 (185, 338). Гнойный менингит (зарисовать). Мягкая мозговая оболочка утолщена за счет полнокровия и обильной диффузной инфильтрации полиморфноядерными лейкоцитами. Местами к гнойному экссудату примешиваются эритроциты.

Вариант 2.

№ 299. Коревая гигантоклеточная перибронхиальная пневмония. Определите вид экссудата в просвете мелких бронхов. Определите характер инфильтрации стенки бронха, участки деструкции стенки. Охарактеризуйте состояние стенок альвеол вокруг пораженных бронхов, толщину стенок, характер инфильтрации. Укажите возможные осложнения коревой пневмонии.

№ 375. Гриппозная серозно-геморрагическая пневмония. Определите характер экссудата в альвеолах и просвете бронха. Охарактеризуйте изменения альвеолярных перегородок. Определите состояние сосудов легкого. Назовите форму гриппа, для которой характерны такие изменения.

№ 208. Гнойный менингит при менингококковой инфекции. Отметить толщину мягких мозговых оболочек. Определить клеточный состав экссудата в оболочках, субарахноидальном пространстве. Опишите состояние сосудов.

№ 167. Дифтеритический тонзиллит. Описать размеры миндалин. Отметить кровенаполнения сосудов и наличие наложений на миндалинах, их состав.

III. Изучить электронограмму:

№ ***. Субмикроскопические изменения в клетке при репродукции вируса гриппа.

№*** Жировая дистрофия миокарда (см. Атлас, рис. 12, с. 16). Жировые вакуоли видны между митохондриями. Мембраны митохондрий, контактирующие с жировыми вакуолями, становятся нечеткими, разрушаются.

 

Ситуационные задачи

Задача 1. Причиной смерти 8-летнего ребенка явилась легочная недостаточность. На вскрытии патологоанатом в обоих легких обнаружил отек, небольшие очаги эмфиземы, ателектазов, кровоизлияний, воспаление без гноя. Какой диагноз наиболее вероятен?

Задача 2. Больной заболел остро. Предъявлял жалобы на озноб, повышение температуры до 40° С, головную боль, кашель, одышку. На 5-й день больной скончался. На вскрытии: легкие увеличены в объеме, пестрого вида – “большое пестрое легкое”. Для какого заболевания характерна такая картина?

Задача 3. При осмотре ребенка с корью были выявлены отечные темно-красные области с нечеткими границами на мягких тканях щек и промежности. Какое осложнение развилось у ребенка?

Задача 4. На вскрытии в легком обнаружены множественные очаги до 2,5 см в диаметре округлой формы, плотноватые, безвоздушные, без четких границ, ярко-красного цвета. При микроскопическом исследовании в просвете альвеол найдены эритроциты, небольшое количество лимфоцитов. Для какого вида пневмонии (этиология) характерны описанные изменения?

Задача 5. У больного ребенка с высокой температурой и геморрагической сыпью по всему телу, смерть наступила внезапно. На вскрытии обнаружено кровоизлияние в оба надпочечника, поставлен диагноз сепсис.

1. Ваш диагноз?

2. Назовите синдром, развившийся у ребенка?


Задача 6. Ребенок доставлен в санпропускник в состоянии асфиксии. При осмотре в гортани обнаружены беловатые обтурирующие просвет и легко извлекаемые пленки.

1. О какой форме воспаления гортани идет речь?

2. Какой диагноз наиболее вероятен?

Задача 7. У ребенка 10 лет появились: резкая боль при глотании, отек шеи, ярко-красные мелкоточечные высыпания по всему телу, температура тела повысилась до 39°С. В зеве и миндалинах – резкое полнокровие (“пылающий зев”), “малиновый язык”. На поверхности миндалин – одиночные сероватые очаги некроза. О каком заболевании может идти речь?

Задача 8. На вскрытии умершего ребенка 1,5 лет выявлено: геморрагические высыпания на коже, умеренная гиперемия и отек слизистой носоглотки, мелкие кровоизлияния в слизистых оболочках и внутренних органах. Имеются резкие дистрофические изменения в печени, миокарде, острый некротический нефроз, массивные кровоизлияния в надпочечниках. Для какого заболевания наиболее характерны обнаруженные изменения?

Задача 9. У 18-летней девушки появилась острая боль при глотании, увеличений шейных лимфоузлов и повышение температуры да 39 °С. На слизистой оболочки миндалин были обнаружены белесовато-желтоватые пленки, на месте удаления которых образовались язвы. Состояние больной ухудшалось. Она умерла через 8 дней от начала заболевания с признаками сердечной недостаточности.

1. Какой диагноз наиболее вероятен?

2. Какие гистологические изменения могут быть обнаружены в сердце?

Задача 10. У 3-х летнего ребенка заболело горло. При осмотре было выявлено красный зев и отечные миндалины, «малиновый» язык, увеличенные поднижнечелюстные лимфатические узлы, мелкоточечная, эритематозная сыпь на коже. Какое заболевание можно предполагать?

Задача 11. 8-летняя девочка внезапно заболела, у нее появилась рвота, головная боль и сильная интоксикация. Через 2 дня она умерла. На вскрытии патологоанатом обнаружил утолщенные мягкие мозговые оболочки, пропитаны густым мутным изжелта-зеленоватым экссудатом на базальной поверхности головного мозга. Ткань мозга отечна. Миндалики мозжечка увеличены в объеме. Выражена странгуляционная борозда. Ваш диагноз?

Задача 12. На вскрытии тела девочки 16 лет было обнаружено, что поверхность зева и миндалин покрытая беловато-желтыми пленками, которые крепко связаны с подлежащей соединительной тканью, сердечные камеры дилятированы, миокард тусклый и дряблый, умеренно пестрый. Микроскопически в миокарде найдены множественные очаги некроза кардиомиоцитов и признаки их жировой дистрофии, незначительные очаговые инфильтраты интерстиция. Диагностируйте заболевание.

Задача 13. На вскрытии тела мальчика 8 лет, который болел дифтерией зева и миндалин, и умер на второй неделе от начала заболевания, выявлены изменения в миокарде в виде мелкоочаговых некрозов и отека стромы. Диагностируйте вид миокардита.

Задача 14. У ребенка 7 лет появилась боль в горле, повысилась температура тела. На 2-й день от начала заболевания выявлены высыпания красного цвета в виде мелких, густо расположенных пятен, величиной с маковое зерно. Сыпь покрывает все тело, за исключением носогубного треугольника. При осмотре полости рта – зев ярко-красный, миндалины увеличены, язык сухой, малиново-красный. Ваш диагноз?

Задача 15. У ребенка, который заболел остро скарлатиной, выявлено значительное увеличение и яркая гиперемия миндалин, на поверхности которых отмечаются неглубокие дефекты, имеющие неровные края и покрытые легко снимающимся налетом. Укажите форму ангины, которая сопровождала заболевание.

Задача 16. У ребенка с острым вирусным заболеванием возник катаральный ларинготрахеобронхит с отеком гортани и асфиксией. Назовите возникшее осложнение.

Задача 17. При поступлении 4-х летней девочки в больницу у нее отмечалось катаральное воспаление слизистой оболочки рта, трахеи, бронхов и конъюнктивы. Слизистая была отечная, полнокровная, с повышенной количеством секрета, что сопровождалось ринитом, кашлем и слезотечением. На слизистой оболочке щеки соответственно малым нижним коренным зубам в виде беловатых пяте определялась энантема, которая появилась раньше высыпаний на коже. Какой диагноз наиболее вероятен?

Задача 18. У ребенка 5 лет, повысилась температура до 40°С, отмечались резкая головная боль, рвота, беспокойство, озноб. Через 4 дня появилась геморрагическая сыпь на коже, олигурия и надпочечниковая недостаточность, что и послужило причиной смерти. При

бактериологическом исследовании мазков из глотки обнаружен менингококк. Какая форма болезни обнаружена?

Задача 19. На вскрытии трупа выявлено: мягкая мозговая оболочка верхних отделов полушарий головного мозга резко полнокровна, желто-зеленого цвета, пропитана гнойным и фибринозным экссудатом, который напоминает чепец (шапочку). Для какого заболевания характерная такая картина?

Задача 20. Четырехлетний мальчик был госпитализирован в реанимационное отделение в связи с прогрессирующим падением артериального давления. Через 24 часа с момента поступления в стационар мальчик умер вследствие некоррегируемого коллапса. Во время патологоанатомического исследования выявлены следующие изменения: макроскопически - распространенные подкожные геморрагии с очагами некроза и образованием пузырьков, двусторонние массивные кровоизлияния в мозговом слое обоих надпочечников, ишемия кортикального слоя почек и гиперемия пирамид; гистологически – диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови, некроз эпителия почечных канальцев, альтеративные изменения в печени, миокарде, головном мозге. Диагностируйте заболевание.

Описание макропрепаратов

 

 

Рисунки микропрепаратов

Задача 21.Ребенок 4.5месяцев поступил в стационар с жалобами на многократную рвоту в течение дня, жидкий стул, повышение температуры до фибрильных цифр. Назначены жаропонижающие препараты, оральная дегидратация, смекта. Осмотрен дежурным врачом один раз, отмечена вялость, заторможенность, фибрилитет, вздутие живота. Через 2 часа после осмотра мать обратилась с жалобами на судороги у ребенка, появление геморрагической сыпи. Вызван анестезиолог, на момент осмотра констатирована остановка сердечной деятельности и дыхания, проводимые реанимационные мероприятия без эффекта.

Клинический диагноз: Острый энтероколит.

На аутопсии: Кожные покровы с геморрагической сыпью, иктеричным оттенком, собираются в складку, глаза запавшие, видимые слизистые сухие. Легкие на разрезе полнокровные, с очагами бурого и серого цвета, из просвете бронхов мутное содержимое; печень увеличена, на разрезе пестрая, желто-коричневая; петли кишечника и желудок вздуты, паретически расширены, просвет выполнен красно-бурыми массами, слизистая отечная, с мелкоочаговыми кровоизлияниями; селезенка дает обильный соскоб; в полостях сердца и крупных сосудах темная, жидкая кровь. Бак.посев крови st. aureus.

1.Оформить патологоанатомический диагноз.

2.Провести сличение клинического и патологоанатомического диагнозов (при наличии расхождения указать причину)

3.Выписать врачебное свидетельство о смерти

4.Указать непосредственную причину смерти

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.