Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Эстетическое обобщение. Методика «Группировка картинок»

Основная направленность методики

 

Как было показано в 1-й главе, эстетическое отношение (ЭО) – это такое отношение к жизни, на почве которого может рождаться художественное творчество. Предмет ЭО – преображаемая им повседневная, «сырая» действительность, но еще не само искусство. Может быть, поэтому ни искусствоведы и биографы, ни педагоги, ни исследователи, ни диагносты, работающие в данной области, не придают этому основополагающему качеству должного, а то и вовсе никакого значения. Оно словно попадает в какое-то «слепое пятно» науки об искусстве. Все внимание отдается самой художественной деятельности и восприятию произведений искусства, но это означает попытку возводить здание педагогики и диагностики художественного развития, начиная сразу с верхних этажей.

Как проницательно писал М.Бахтин, эстетическая активность человека коренится не в специальной деятельности художника-автора, а в «единственной жизни», таящей в себе зародыш художественного образа.

Едва ли возможно создать методики, которые «однозначно» выявляли бы наличие ЭО человека к жизни во всей его сложности и полноте. ЭО – не одно из психологических качеств человека, рядоположное многим другим. Оно характеризует личность в целом, определяет особое, свойственное художникам самоощущение человека в мире. Оно охватывает и познавательную, и мотивационную сферы, модифицирует и придает специфическую направленность различным свойствам психики, превращая их если не в актуальные художественные способности, то в их предпосылки.

Однако те или иные проявления, показатели этого интегрального качества удается выявить, не нарушая целого, о чем мы и расскажем ниже.



Напомним, что три главные предмета нашего исследовательского и диагностического внимания – ЭО человека к жизни, АП и художественное воображение – невозможно полностью разъединить и изучать строго по отдельности. Можно говорить лишь об акцентах, о преобладании того или иного аспекта в каждом конкретном случае. Мы уже предупреждали, что многие методики, о которых у нас пойдет речь, направлены в основном на исследование какого-то одного из этих аспектов, например – ЭО, но попутно затрагивают и другие два; на это мы будем при необходимости обращать внимание читателя.

Описанная ниже методика «Группировка картинок» в исследовательском плане была направлена на изучение того, как развитие ЭО к жизни модифицирует мыслительную деятельность человека, конкретно – процессы обобщения, классификации и группировки различных стимулов. В результате должны были выявиться характерные способы «обработки» всех впечатлений жизни, сигнализирующие нам о наличии у ребенка ЭО к действительности; способы, которые можно было бы назвать «эстетическим обобщением». Это могло бы служить одним из показателей потенциала художественного развития, который, по тем или иным причинам, может и не актуализироваться пока в художественной деятельности ребенка.

Известно, что проблематика обобщения, классификации и т.п. вызывала интерес исследователей главным образом с точки зрения становления у детей способности к обобщению на строго логическом основании, которое считалось «единственно правильным» ( [1] – [5] ). Естественно, что при такой постановке исследовательской задачи другие способы обобщения (например, на основании эмоционально-оценочного отношения или непосредственно воспринимаемых чувственных признаков предметов) рассматривались только с негативной стороны. В них видели проявление незрелости детского мышления, неспособности выделить «существенное» в предметах и явлениях. Однако те же самые особенности мышления детей, которые с рациональной точки зрения выглядят лишь как недостатки, как возрастная слабость, подлежащая скорейшему преодолению, с точки зрения эстетического развития выступают как благоприятные предпосылки, подлежащие преобразованию в художественные способности.

Кстати, многие видные исследователи замечали «какую-то связь» детских способов классификации и обобщения с мышлением людей искусства, но не останавливали на этом свое внимание ( [1], [2], [5] и др.).

Между тем это сходство имеет большое значение. Несомненно, развитие ЭО, которое позволяет человеку ощущать свое непосредственное единство с миром и видеть выразительность неповторимого чувственного облика вещей, формирует особую картину мира и способы переработки впечатлений, отличные от рациональных, построенных на субъект-объектном отношении к миру.

Эти особенности мы и стремились выявить с помощью специальной исследовательской и диагностической задачи. Наша методика должна была существенно отличаться от тех, которые нацелены на выявление общих психологических характеристик людей «художественного» и «мыслительного» типа или от нейрофизиологических исследований преобладающей роли правого и левого полушарий мозга. Мы стремились неявным образом приблизить ее к задачам, которые решают художники, и в то же время сделать достаточно портативной и применимой в практике учителя, руководителя студии или школьного психолога.

Итак, методика должна выявлять способность (и склонность!) ребенка группировать стимулы на нетрадиционном основании эмоционально-оценочного отношения, возникающего в связи с восприятием их чувственных признаков.

Во избежание недоразумений подчеркиваем: мы имеем в виду группировку не просто по «эмоциональному» принципу «нравится – не нравится», и не просто по объективному сходству – различию тех или иных перцептивных признаков стимула, а по эмоциональному тону, который порождается особенностями чувственного облика стимулов.

Итак, переходим к описанию методики.

 

Описание методики

На занятиях применяется набор из 12-ти картинок (илл. 1-12), на которых изображены:

1) девочка в ярком платье, играющая в мяч на зеленой траве;

2) две понурые старушки, беседующие на фоне выцветшего осеннего пейзажа;

3) порывистая девушка с развевающимися волосами, на морском берегу;

4) человек, сидящий на стуле с газетой в руках;

5) пышный букет цветов в вазе;

6) засохший цветок в треснувшем горшке;

7) красная осенняя ветка дикого винограда с почерневшими плодами;

8) растения неопределенной породы в одинаковых ящиках;

9) яркий сказочный дворец;

10) покосившаяся бедная избушка под облачным небом;

11) замок на скале, в лунную ночь;

12) стандартные современные дома.

Эти картинки обладают определенной эмоциональной выразительностью, которая достигается не только за счет того, что на них изображено, но в первую очередь – благодаря применению соответствующих изобразительных средств (цвет, форма, силуэт, характер штриха, типаж и т.д.). В этом состоит важное отличие этого набора от изобразительного материала, обычно применяющегося в исследовательских и диагностических целях. Там рисунок чаще всего заменяет название предмета, являясь его невербальным эквивалентом, или же служит для выявления отношения испытуемого к изображенным объектам, предметам и событиям, как бы отсылает испытуемого к этим жизненным реалиям – но само по себе изображение не обладает (и в соответствии с задачами исследователей, не должно обладать) непосредственной эмоциональной выразительностью.

Картинки, входящие в набор, можно с большей или меньшей «натяжкой» сгруппировать многими разными способами. Например: по принципу многоцветности или монохромности; по количеству главных, доминирующих в изображении элементов (в девяти картинках – один такой элемент, в трех остальных – два); по формату картинок (квадратные, вытянутые по вертикали, вытянутые по горизонтали) и т.д., и т.п. И действительно, все эти способы группировки более или менее часто осуществляются; люди находят и такие варианты, которые не были предусмотрены нами заранее, не говоря уж о группировках на основании сюжетов, которые особенно часто изобретают дети. Но для нашего исследования и для последующей диагностической работы наибольшее значение имеют два способа группировки, и в дальнейшем мы будем говорить почти исключительно о них.

Первый. Группировка на основании принадлежности изображенных предметов к определенному классу: «люди» (№№ 1, 2, 3, 4); «растения» (№№ 5, 6, 7, 8); «постройки» (№№ 9, 10, 11, 12).

Второй. Группировка на основании общности эмоционального тона, родственности чувства, вызываемого изображениями, при несходстве их сюжетно-предметной стороны. В этом случае основной вариант группировки, по нашему замыслу, таков: радостные, празднично-сказочные картинки (№№ 1, 5, 9); грустные, печальные (№№ 2, 6, 10); тревожно-романтические (№№ 3, 7, 11); подчеркнуто-нейтральные, безликие, сухие (№№ 4, 8, 12).

Очевидно, что расклассифицировать набор на первом основании можно, не обладая ни вниманием к чувственным особенностям изображений, ни чуткостью к их эмоциональному воздействию (важно, что изображен человек, а не то, какой он, как изображен). Во втором случае, напротив, нужно воспринять каждое изображение в его непосредственной данности, как «такое», «это» (а не просто отнести изображенный объект к какому-нибудь классу, стирая тем самым его неповторимые черты), и быть чутким к «эмоциональному тону» изображений, к тому настроению, которое они выражают. По нашему предположению, люди эстетически развитые должны предпочитать этот второй способ группировки. Во всяком случае, он должен быть им доступен.

Занятия по методике проводятся индивидуально. Приступая к работе, человек (ребенок или взрослый) получает задание внимательно рассмотреть картинки и распределить их на группы, число которых может быть любым,– так чтобы в каждую группу вошли картинки «чем-то похожие», имеющие, с его точки зрения, что-то общее между собой. Если какая-то картинка, с его точки зрения, не объединяется с другими, он может оставить ее вне групп. По окончании работы мы спрашиваем его, по какому признаку он составил группы; спрашиваем о критериях, которыми он при этом пользовался, а потом предлагаем – если он может и хочет – расклассифицировать набор по какому-нибудь другому признаку. Опыт прекращается, когда участник заявляет, что «больше никак разложить картинки нельзя», или же, по той или иной причине, выражает нежелание продолжать работу, искать новые варианты.

Если человек заканчивает работу, так и не обнаружив интересующие нас способы группировки, применяется определенная последовательность подсказок. Допустим, как чаще всего и бывало в нашей практике, осталась неосуществленной группировка по общности эмоционального тона. Тогда нужно сказать: «Теперь я составлю группы по-своему, а ты скажи, будет ли в картинках каждой из групп что-нибудь общее или состав их будет случайным?

Затем (если мы имеем дело со взрослым человеком) составляются случайные группы, не объединенные никаким заранее предусмотренным общим признаком. Рассмотрев их, некоторые участники занятия признают группы случайными; другие с большим или меньшим успехом стараются обнаружить в них нечто общее или сочиняют сюжеты, объединяющие каждую группу, и т.п.

После этого следует составить группы по общности эмоционального тона (картинки №№ 1,5,9) и повторить свой вопрос. Проводя занятия с детьми, это можно сделать сразу, не составляя предварительно случайные группы.

Глядя на картинки, сгруппированные указанным способом, некоторые люди все-таки не замечают, что каждая из групп объединена общим настроением. В этих случаях делается следующий шаг. Смешав картинки, мы говорим: «Составь группы так, чтобы в каждую из них попали картинки, похожие по тому настроению, которое в них выражено, по чувству, которое они вызывают».

Если и это задание вызывает затруднения, мы восстанавливаем группировку по общности эмоционального тона и спрашиваем, можно ли обнаружить какое-либо общее настроение в картинках каждой из групп. В тех (крайне редких) случаях, когда таковое не обнаруживалось, спросите прямо, какую из групп можно было бы назвать «веселой», а какую – «печальной»?

На этапе разработки методики «Группировка картинок» в исследовании участвовали 2 группы взрослых людей, а также дети, преимущественно 7-8 лет, и небольшая группа учеников 5-7 классов.

Для проверки нашего предположения о существовании особого «эстетического обобщения», особенно важно знать, как выполняют описанное задание люди, действительно обладающие эстетическим отношением к жизни – люди, творчески работающие в разных видах искусства. Их результаты должны были дать нам эталоны проявления способности к «эстетическому обобщению» в ее развитой форме; ориентируясь на них, мы могли бы судить о наличии данной способности, в ее зародышевой форме, у детей. И главное, лишь убедившись в том, что художественно одаренные люди действительно группируют картинки в соответствии с нашим предположением, мы можем рассматривать и рекомендовать эту методику для диагностической практики.

Такую эталонную группу составили в нашем исследовании литераторы, живописцы, архитекторы, художники театра, режиссеры, музыканты, т.е. люди, имеющие специальную подготовку, богатый опыт общения с искусством, успешно творчески работающие в разных его областях. Напомним, что в эталонную группу не случайно включаются люди, причастные к разным видам искусства, а не только к изобразительному. Выше уже говорилось, что эстетическое отношение к миру мы рассматриваем как психологическую первооснову творчества в любой области искусства. И в данном конкретном случае речь идет не об изучении качеств человека, имеющих отношение, например, только к художественно-изобразительной деятельности, а о выявлении на изобразительном материале некоторых проявлений художественной одаренности в самом широком смысле слова.

Одновременно методика применялась в работе со своего рода контрольной группой, взрослыми людьми, не имевшими непосредственного отношения к искусству и художественному творчеству. Затем проводились занятия со школьниками.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.