Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Особенности художественной образности.

«Художники» почти не используют безоценочное перечисление признаков. Этот результат очень интересен, так как, казалось бы, он противоречит распространенным мнениям об особой «зоркости» художников, их ярко выраженной наблюдательности. Однако из полученных данных не следует, что «художники» не обращают внимания на облик предмета. Скорее эти данные говорят о том, что отдельные признаки замечаются ими, но не рассматриваются как самодостаточное явление. В процессе восприятия и описания происходит трансформация и слияние признаков в целостный образ.

Приведем пример: Щетка «напоминает шахматную королеву». В этом сравнении зафиксировано сразу множество признаков. Цвет – естественный, деревянный как у белых шахматных фигур, соотношение «деревянного» тона и черного – соотношение деревянной фигуры и черной «короны» у шахматной «королевы». Форма – закругленная, выточенная. Фактура - лакированная поверхность. То есть, образное сравнение включает в себя множество разных признаков, не описывая каждый из них отдельно и подробно. Создание подобного образа возможно только при внимательном рассмотрении предмета, однако сами по себе детали внешнего облика не интересны представителям эталонной группы. Внешний облик предмета зафиксирован в точных образных описаниях.

В описаниях эталонной группы образы более проработаны,то есть каждое сравнение не единично, но связано с остальным текстом, дополнено оценочными определениями.

Эти описания внутренне непротиворечивы,часто представляют собой развернутый «портрет» вещи. Одна тема разворачивается, дополняется характерными деталями, превращаясь в небольшое сочинение. Важно подчеркнуть, что описание пронизывает единый эмоциональный тон. Например, описание щетки:



 

ИспытуемыйА.Л. Возраст 30 профессияхудожник,педагог
Щетка Безоценочно- описательное
С деревянной ручкой Безоценочно- описательное
С жесткой щетиной Безоценочно- описательное
Напоминает колючего ежика Образ-сравнение
…неприятного Оценочное
Колючки одинокие, редкие, неприятные Оценочное
Совершенно не хочется трогать рукой Оценочное  
Ершистость Образ-характер
Антагонизм тому предмету (сухому растению), любому предмету, который есть в этой комнате Оценочное
Если бы нужно было составить композицию, то предмет выступал бы в роли противного, противоборствующего Образ-характер
И ручка имеет красивую структуру, а синяя лента ее делает противной Оценочное
Но его потертость говорит о том, что им пользовались (даже, может, любили) или эксплуатировали в нужных целях Оценочн

 

Описания художников строятся не из перечисления отдельных черт, а организуются вокруг некоторой идеи, перерастая в образ-характер.

Вот, например, фрагмент описания растения : «… Ветхий… Пыль, паутина зацепились за прутья. Добрый он такой. Внутри – белый. Старый, последние деньки отживает. Грустный, да. Что-то у него прицепилось, грязный листик… радует ли его что-то? По-моему, уже ничего…Стебель пошел пигментными пятнами…»

У «нехудожников» встречаются образные определения, но чаще всего они единичны, мало связаны с общим описанием.

Независимость способа описания от описываемого предмета.

Остановимся еще на одной особенности художественного восприятия, которая тесно связана с процедурой проведения данной методики, а именно с тем, как, по какому принципу нужно подбирать предметы для описания. Очевидно, что человеку, желающему провести подобное исследование, придется выбрать предметы самому.

В эталонной группе тип предмета практически не влияет на способ описания. У художников сформирована особая стратегия восприятия, которая не зависит от свойств конкретного предмета, его декоративности или функциональности. В то же время у людей, не специализирующихся в области искусства, способ видения меняется в зависимости от особенностей воспринимаемого: красивый, необычный предмет описывается более эмоционально и образно, обыденный – без выраженных эмоций, путем простого перечисления признаков.

Таким образом, элементы художественного описания часто встречаются у взрослых людей, не занимающихся искусством, однако они в большей степени спровоцированы ситуацией, в то время как у художников стратегия описания не зависит от особенностей описываемой вещи.

Поэтому при проведении методики желательно подбирать контрастные предметы (природный, декоративный, красивый и функциональный, сделанный человеком)

Описания, данные людьми, работающими в разных видах искусства, не несут в себе указание на вид их творчества: музыка, живопись, литература, танец. Данный факт, подтверждает положение о том, что эстетическое отношение лежит в основе разных видов художественного творчества

 

Законченность описания.

Отметим еще одну характерную черту, свойственную «художникам», на которую имеет смысл обратить внимание при использовании данной методики. Заметна она при личной беседе: это умение поставить точку. Описание имеет внутреннюю логику, и когда оно заканчивается, то заканчивается вовсе, или следует переход к следующей теме. Изучая подобный протокол, мы можем выделить в нем смысловые «гнезда», служащие для развития одной темы. Участники из «нехудожественной» группы обычно не знают, закончили они описание или нет, смогут ли они что-то еще придумать или не смогут.

 

Итак, ответы на задания методики, данные художественно одаренными людьми, отличаются следующими признаками:

повышенной эмоциональностью.

Отсутствие безоценочных определений, описание внешних особенностей предмета в «снятом» образном виде.

внутренняя непротиворечивость,

тяготение к созданию целостного образа-характера вокруг единого эмоционального стержня,

законченность,

независимость стратегии описания от конкретной вещи.

богатство образов-ассоциаций, что не характерно для контрольной группы.

Учитывая описанные особенности, мы выделили четыре уровня выполнения задания.

Уровни выполнения задания

Уровень.

В тексте, который создает испытуемый, отсутствуют какие-либо признаки и элементы описания художественного типа. Описание строится путем перечисления деталей. Используются преимущественно определения первого типа (безоценочно-описательные). Иногда используется информация, непосредственно не связанная с внешним обликом вещи. Внимание уделяется точности и детализации описания. Способ описания - аналитический, членящий предмет на детали, неэмоциональный.

Приведем для примера протокол описания, в котором явно преобладает такой подход.

 

Пример 1.

ИспытуемыйО.С.возраст27 летпрофессияфизик

 

 

Щетка. Безоценочно-описательное
  Что-то ей чистили, видимо, одежду Безоценочно-описательное
Для чистки одежды. Безоценочно-описательное
С деревянной ручкой, точнее, деревянное основание. Безоценочно-описательное
Круглого сечения. Безоценочно-описательное
Одна половина уже другой, вернее, диаметр меньше. Безоценочно-описательное
Более узкая часть служит ручкой, на более широкой - щетина. Безоценочно-описательное
Щетина расположена в 10 рядов. Безоценочно-описательное
Каждый ряд – из нескольких кисточек, расположенных близко друг от друга. Безоценочно-описательное
Щетина не доходит до конца основания примерно на 1 см. Безоценочно-описательное
Щетина черного цвета с колючими волокнами от разноцветных тканей и пылью, главным образом, сине-фиолетового оттенка Безоценочно-описательное
Отродясь, ручка была полированной Безоценочно-описательное
Лак стерся у основания рукоятки и практически везде под щетиной Безоценочно-описательное
В середине ручка обмотана синей изолентой Безоценочно-описательное
Само деревянное основание, по-видимому, ничем кроме лака покрашено не было Безоценочно-описательное
В торце рукоятки – одно небольшое углубление, в противоположенном торце – их целых семь штук, часть из них полузалеплена лаком Безоценочно-описательное
Предмет старый и непривлекательный Оценочное
Щетина жесткая, не длинная, одинаковой длины Безоценочно-описательное
Пьяный ее делал : отдельные ряды щетины начинаются в разных местах. Оценочное
Одна кисточка вообще вбок вылезла Безоценочно- Описательное
Изолента отклеивается Безоценочно-описательное
Под лаком виден рисунок дерева, не сказать, чтобы интересный. Оценочное

Пример очень характерный: человек старается дать объективное описание, используя безоценочные определения. Перечисляются детали, делается упор на точность описания и формулировок: «С деревянной ручкой, точнее, деревянное основание… Одна половина уже другой, вернее, диаметр меньше». Эмоционально-оценочные определения проскальзывают, однако, они не слишком важны для участника эксперимента, образных описаний нет. Описание носит рациональный характер. Эстетическое отношение практически ни в чем не проявляется. Художественная задача не ставится.

Уровень.

В «нейтральной» с точки зрения художественности описании проявляются некоторые благоприятные предпосылки художественного развития. Здесь встречается несколько основных вариантов:

Первый: среди определений «предметных» свойств объекта встречаются и эмоциональные. Человек стремится выразить непосредственное отношение к предмету. Образные описания встречаются, но не преобладают.

 

Пример 2.

Испытуемый Н.С. Возраст 27 Профессия психолог
Предмет колючий Оценочное
Щетинистый Оценочное
Потертый, но местами блестящий Безоценочно-описательное
Деревянная Безоценочно-описательное
С черной щетиной Безоценочно-описательное
С синей полосочкой, неровно наклеенной Безоценочно-описательное
Полезная, но неприятная Оценочное
Надежная и несгибаемая Образ-характер
Удобная Оценочное
Симметричная Безоценочно-описательное
Угрожающая, но мелкая Оценочное
Жесткая Безоценочно-описательное
Старый Безоценочно-описательное
Пыльный Безоценочно-описательное
Неинтересный Оценочное
Невдохновляющий Безоценочно-описательное
Не знаю я, что про нее сказать… Похож на мертвого ежа Образ-сравнение
или мертвую морскую звезду Образ-сравнение

 

В данном примере представлены все виды определений: безоценочно-описательные, оценочно-эмоциональные, образные. Эмоциональный тон выдержан на протяжении всего описания («неприятная», «неинтересный», «не вдохновляющий»). В тексте представлены образы – сравнения и намеки на образ-характер, также близкие по эмоциональному содержанию к оценочным определениям («мертвый еж, мертвая морская звезда», «надежная и несгибаемая»). В то же время, много безоценочных определений. Фактически борются два способа описания. Несомненно, у данного человека проявляется эстетическое отношение к действительности; в то же время, по-видимому, он достаточно рационален.

 

Второй пример. Используются, в основном, определения с образным замещением, образы достаточно конкретны. Сравнения часто оригинальны и необычны, они мало связаны между собой. Описание ведется через сравнение предмета с другими вещами.

 

Пример 3

Испытуемый П.А. Возраст 36 Профессия программист
Тоже лысая Образное
Щетина свинью напоминает Образ-сравнение
Палка, которую кидают в городки, - бита Образ –сравнение
Учебная граната Образ-сравнение
Ерш для унитаза Образ-сравнение
Щетка для волос Безоценочно-описательное
На кеглю похожа Образ-сравнение
Жесткая Безоценочно-описатоельное
Тополь южный Образ-сравнение
(кладет на стол) так- противотанковый еж Образ-сравнение
А так – как танк или пушка, ручка как ствол Образ-сравнение
(крутит) так – карусель Образ-сравнение
Волчок Образ-сравнение
Что-то от шестеренки Образ-сравнение
На архитектурное сооружение не похоже совсем Образ-сравнение
На деревянный заборчик на этажерке Образ-сравнение

 

Все описание построено на образных определениях. Описание представляет собой набор разнородных, не связанных между собой сравнений: свинья, граната, тополь, карусель, танк. Реплика: «На архитектурное сооружение не похоже совсем» - указывает на соответствующий ход мысли - перебор предметов, а не целостное «инсайтное» виденье сходства. Эмоциональное родство не принимается во внимание, основание для сближения предметов - чисто внешнее сходство. [5] Тем не менее, можно отметить и ярко выраженную тенденцию к образности, то есть целостному, синтетическому восприятию. Многие из этих образов вырастают из личного опыта, наблюдений автора («..на деревянный заборчик на этажерке» - имеется в виду конкретная этажерка, стоящая в доме этого человека – «та, от которой все время отлетает заборчик»). Это дает нам основание отнести это описание ко второму уровню.

 

Третий. Описание очень подробно; оно отражает заинтересованность отвечающего в предмете, неравнодушное отношение к его внешнему облику. Однако за внешними признаками пока не усматривается внутреннее содержание. Человек приближается к этому рубежу, но не переступает его , оставаясь на уровне подробной, внимательной фиксации неповторимых внешних особенностей предмета.

Пример 4.

Испытуемый А.З. Возраст 10 лет 3 кл. .
Щетины много, чтобы причесываться Безоценочно-описательное
Палочка есть, на ней – щетина Безоценочно-описательное
Палочка с точками, покрыта лаком Безоценочно-описательное
На щетинках есть волосы (которые причесывались) Безоценочно-описательное
Здесь много щетинок со своего строя сошли Образ-сравнение
Как будто строй солдатиков идет Образ-сравнение
Некоторые сильно большие, некоторые маленькие Безоценочно-описательное
На палочке растут волосики Безоценочно-описательное
А сами они идут вокруг щеточки Безоценочно-описательное
На палочке дырочки Безоценочно-описательное
Есть расстояния – как строй идет Образ-сравнение
Сзади – закруженный (закругленный) Безоценочно-описательное
Дырочки проткнуты Безоценочно-описательное
Есть серенькие пятнышки Безоценочно-описательное
Сами щетинки черные Безоценочно-описательное
Весь покрыт лаком Безоценочно-описательное
Лак потрескался, царапины идут Безоценочно-описательное
Некоторые (царапины) вытянутые, некоторые нет Безоценочно-описательное
Некоторые – толстые, некоторые – нет Безоценочно-описательное
В одном пучке 10-15-20 щетинок Безоценочно-описательное
Сама расческа небольшая Безоценочно-описательное
Ее держат в руках Безоценочно-описательное
Для причесывания собаки, кошки, лошади, кабана Безоценочно-описательное
Еще щетинки некоторые вообще вытянутые, распавшиеся Безоценочно-описательное
Некоторые – нераспавшиеся Безоценочно-описательное
Некоторые отсвечиваются, некоторые –нормальные Безоценочно-описательное
В некоторых пучках – много вытянутые, не в свой строй вошли Образ-сравнение
Катать тесто – толкушка Образ-сравнение
Сзади дырочки есть; трещинка есть Безоценочно-описательное
Сами щеточки похожи как черные зубы, не мытые Образ-сравнение
И когда подметают – настольная щеточка Безоценочно-описательное
Некоторые хорошо подстрижены, некоторые плохо Безоценочно-описательное
Наверху покрыто лаком, где щетинки – непокрыто Безоценочно-описательное
А лак какой-то серый. Безоценочно-описательное
А в конце – пятнышко, похожее на родимое пятно Образ-сравнение
Откарябан лак, есть дырочки Безоценочно-описательное
Можно пилить, жечь как дрова Безоценочно-описательное
Можно еще щетинки жечь, они плавятся, не горят Безоценочно-описательное
Пятнышки похожи как от пластилина Безоценочно-описательное
Точечки как-будто кто-то тыкал. Безоценочно-описательное

 

Описание строится, в основном, на безоценочных определениях, однако отличается от примера 1. В нем, несомненно, чувствуется живой интерес ребенка к описываемой вещи, умение «ухватить», зафиксировать неповторимость ее внешнего облика (отдельные точки, царапины, пятна – «как родимое пятно»). На протяжении всего описания у мальчика прорывается образ: «строй солдат», «из своего строя вышли», - связанный с организованностью, упорядоченностью устройства щетки. Такой тип описания благоприятен с точки зрения перспектив художественного развития.

Уровень.

Человек обнаруживает большую эмоциональную отзывчивость, интерес к предмету в его самоценности, к чувственной конкретности его облика. Описание строится преимущественно из оценочных определений (причем они могут нести и отрицательный эмоциональный заряд, как в приведенном ниже примере №5). Практически не используется безоценочное перечисление отдельных признаков. Отдельные признаки предмета не фиксируются обычным перечислением, но происходит их трансформация и слияние признаков в целостный образ. Например: «Похожа на маленьких бабочек» – в данном случае образ заменяет целый список отдельных свойств: цветочков много, все они похожи между собой, каждый из них имеет форму трилистника, они серо-бежевого цвета (как бесцветные маленькие бабочки), расположены вокруг одного центра на тоненьких палочках (что создает иллюзию роения) и т. п. Т.о., важно отметить, что образы включают предметные признаки, но в «снятом», неявном виде, акцентируя и объединяя их.

Пример 5.

Испытуемый О. Возраст 58 Профессия архитектор
Неприятное Оценочное
Механическое Оценочное
Ствол чистить Безоценочно-описательное
Что-то нужное, но противное Оценочное
Агрессивное Оценочное
Хищное Оценочное
Вторгается Оценочное
Делает что-то нужное, но отвратительное Оценочное
То, что сделано руками человека (не природное) Оценочное
Производит впечатление негармоничное Оценочное
Вторгающееся для цели Оценочное
На это смотреть неприятно! Оценочное
Мне смотреть отвратительно! Оценочное
Вызывает антипатию! Оценочное
Советское производство – в руку взять неприятно! Оценочное
Коротенькая ручка! Оценочное
Соотношение – все неэстетично! Оценочное
Неприятно! Оценочное
Некрасиво сделана! Оценочное
Такую ручку сделать неэстетичную! Оценочное

 

Особенность описаний такого типа в том, что присущая им высокая эмоциональность является непосредственной реакцией на воспринимаемый объект. В них еще не проявляется стремление отрефлексировать и оформить свое впечатление, создав художественный образ.

Этот уровень можно встретить, у подростков (чаще у тех, которые занимаются художественными дисциплинами по специальным программам), у взрослых (обычно у тех, кто связан с занятиями искусством), у младших детей (достаточно редко) и говорит о развитом ЭО к действительности (что является благоприятной предпосылкой и незаменимым условием дальнейшего художественного развития).

 

Уровень.

Человек проявляет стремление к оформлению своего впечатления в целостной, выразительной и завершенной форме художественного типа и более или менее успешно решают эту задачу. Достижение данного уровня говорит о том, что человек занимает по отношению к предмету эстетическую позицию потенциального автора художественного произведения, или находится на пути к освоению этой позиции.

Описания отличаются повышенной эмоциональностью и, что особенно интересно и важно, эмоциональный тон описаний одного и того же предмета практически не меняется в процессе работы. Эмоциональная и образная стороны описания тесно связаны между собой. Особенностями описаний этого уровня являются внутренняя непротиворечивость, тяготение к созданию целостного образа-характера вокруг единого эмоционального стержня, законченность, завершенность («постановка точки»). Здесь человек занимает устойчивую позицию «вненаходимости» по отношению к предмету (а также по отношению к собственному эмоционально-эстетическому переживанию) и создает целостный, выразительный словесный образ этого предмета.

Этот уровень наиболее характерен для взрослых людей, имеющих опыт творчества в том или ином виде искусства, но в отдельных случаях на него выходят и подростки.

Пример 5.

Испытуемая В.А. Возраст 30 Профессия музыкант
Важный Образ-хар-р
Солидный Образ-хар-р
Хорошо поработавший Образ-хар-р
Хорошо послуживший и этим довольный Образ-хар-р
Что-то есть бравое в нем Образ-хар-р
Стойкий оловянный – деревянный – оловянный солдатик Образ-хар-р
Черный матовый блеск - торжественный, напоминает блики на концертном фраке Образ-хар-р
Цельность есть в нем  

 

Описание достаточно короткое, но вполне законченное. Малыми средствами участник занятия с первых слов рисует образ-характер. Важность, солидность, достоинство, торжественность – трогательный и немного смешной персонаж с вполне очерченным характером.

 

Пример 6.

Испытуемый А.А. Возраст 31 Профессия литератор
Похожа на искусственные ресницы Образ-сравнение
Резкий Оценочное
Жесткий Оценочное
Агрессивный Образ-хар-р
Уверенный в себе Образ-хар-р
Хочется отодвинуться от нее Оценочное
С другой стороны похож на винт, турбину Образ-сравнение
Связано с его целеустремленностью Образ-хар-р
Похож на обломок стрелы Образ-сравнение
Гранату Образ-сравнение
На ежа Образ-сравнение
Искусственная Оценочное

 

Описание строится исключительно на оценочных и образных определениях, указания на какие-либо конкретные особенности внешнего вида отсутствуют, но использованы в неявном виде. Оценочные описания «Грубый. Резкий. Жесткий» вызывает соответствующие образы: граната, обрубок стрелы. В то же время нужно отметить, что это не случайные ассоциации: образы объединяются вокруг общего впечатления от предмета (агрессивный – оружие – обломок стрелы - граната; жесткий – еж; целеустремленный – винт, турбина).

 

Пример 7.

Испытуемый Д.Р. Возраст 20 Профессия студентка художественного вуза
Бинтик для рук? Или для красоты? Безоценочно описательное
Создание природы и человека – резко отличаются Оценочное
Хотя она тоже милая. Подержанная Оценочное
Черный-черный волос Безоценочно описательное
Как будто курносая Образ-сравнение
Волосы оттуда не вытащишь – такая жесткая щетина Безоценочно описательное
Женского рода Образ-характер
Тетеньки такие есть с ярко черными крашенными волосами Образ-хар-р
Провинциальная, даже с украшением Образ-хар-р
Боевая такая Образ-хар-р
Не трусливая Образ-хар-р
Идет по жизни и ищет себе применение там, где можно Образ-хар-р
Щетина несгибаемая Образ-хар-р
С ней все будет хорошо Образ-хар-р
Может быть, даже найдет, кого причесывать Образ-хар-р
А если лак облезет, может быть, она еще лучше станет к старости Образ-хар-р
Кинутая, но не сдающаяся Образ-хар-р
Более оптимистичная, чем цветок Образ-хар-р
Форма не из лучших – не пропорциональная, не эстетичная Оценочное
Точно провинциальная дама Образ-характер

 

В описании использованы, в основном, образные определения. В то же время, нужно отметить, что отдельные определения работают для создания единого образа, служат для его уточнения. Несколько определений другого типа – безоценочные, оценочные служат для дополнения, уточнения того же образа. В итоге девушка создает образ одушевленного предмета, «предмета - человека». Это яркий пример построения образа- характера.

 

Сказанное выше относится, в первую очередь, ко взрослым. Тем не менее, данная методика вполне применима и при работе с детьми. Хотелось бы отметить некоторые характерные черты ее выполнения, свойственные детям разного возраста, а также особенности интерпретации детских протоколов.

 

Дети 6–7 лет

Характерной чертой в этом возрасте является высокая эмоциональность восприятия. Детская эмоциональность проявляется не только в прямом использовании оценочных суждений: «Он красивый», «Нежный», «Хорошенький», но часто в применении уменьшительно-ласковых форм казалось бы эмоционально нейтральных прилагательных. Например: «Пластмассовенький», «Чуть грязненький здесь».

Дети очень восприимчивы к чувственным свойствам предметов, обращают внимание практически на каждую из десятков веточек или цветочков. «...Посередине одного цветочка выросла палочка. Сбоку у палочки черное что-то есть. Один засохнувший цветочек висит на паутине. Один - согнутый (этот). А здесь - четыре слепленных рядом. …».

Дети 6-7 лет могут использовать сравнения, сближая предметы по комплексу признаков. Приведем некоторые из них: «Цветочки как розочки закрываются», «Как купола цветочки», «Скоро здесь слезет кожа (лак у щетки)». Образные описания детей имеют своеобразную возрастную окраску: часто они непосредственно связаны с игровыми действиями, с игровым замещением. Мальчик кладет щетку так, чтобы ручка торчала как дуло, изображает стрельбу и дает определение: «Танк».

Отметим благоприятные для художественного развития черты дошкольников: интерес к облику предмета и эмоциональность восприятия. Примеры образных сравнений говорят о том, что семилетние дети уже обладают предпосылками художественно-образного видения.

Перечисленные данные говорят, о том, что методика вполне применима к детям этого возраста.

Несмотря не некоторые общевозрастные тенденции, дети дают вполне индивидуальные описания, которые можно рассмотреть с точки зрения художественного развития. Описания большинства детей, с которыми мы работали, можно отнести к 1 или 2 уровню.

То есть, среди них есть такие, где трудно найти элементы художественного восприятия.

 

Пример 9.

Испытуемый Д.П. Возраст 6.5 д/с подг.гр
Маленькая Безоценочно-описательное
Круглая Безоценочно-описательное
Черные (пучки щетинок) тоже круглые Безоценочно-описательное
С синей ленточкой Безоценочно-описательное
Немного побольше (сверху шире) , снизу – меньше Безоценочно-описательное
Дырка Безоценочно-описательное
Еще дырка Безоценочно-описательное
Кругом идут (пучки щетинок) Безоценочно-описательное
Поднимается здесь (утолщение ручки) Безоценочно-описательное
Здесь тоже круглая Безоценочно-описательное

 

Тем не менее, большинство детей, использует в своих описаниях художественные элементы: это и эмоционально-оценочные определения, и образные сравнения, иногда – заинтересованное отношение к предмету, проявляющееся в очень подробном, детальном описании предмета во всей его неповторимости.

 

Пример 10. (цветок)

Испытуемый Н.Ф. 7лет. д/с подг.гр
Красивый Оценочное
Цветочков нет Безоценочно-описательное
Сломанный Безоценочно-описательное
С паутиной Безоценочно-описательное
Сухой Безоценочно-описательное
Цветы желтоватые чуть-чуть Оценочное
Цветок как будто деревянный Образ-сравнение
Не все цветы раскрыты Безоценочно-описательное
Некоторые упали Безоценочно-описательное
Высокий чуть-чуть Оценочное

 

Описание похоже на предыдущее, однако здесь появляются художественные элементы: оценочность – «красивый»; поиски образов для более точного описания предмета – «Цветок как будто деревянный». Отмечаются частные, индивидуальные, характерные только для этого конкретного цветка детали: «не все цветы раскрыты», «некоторые упали». Поиск более точных описаний «желтоватые чуть-чуть». Это позволяет отнести описание ко 2 уровню.

 

Пример 11 (цветок).

Испытуемая И.З. Возраст 7 д/с подг.гр
Красивый Оценочное
Пестрый Образ
Нежный Образ-хар-р
Четкий Образ
На палочках – цветы Безоценочно-описательное
Палочка – красивая Оценочное
Задорный Образ-хар-р
Мягкий Образ-хар-р
Веточки – тоненькие Оценочное
Листочки – мягкие Оценочное
Немножко твердый Безоценочно-описательное

 

Данный пример показателен с точки зрения перспектив художественного развития. Девочка 7 лет дает описание, приближающееся к эталонному (его можно отнести к 3 уровню). Используются, в основном оценочные определения, ребенок старается за внешними признаками «ухватить» характер предмета: нежный, мягкий, задорный. Определение «Мягкий» мы отнесли к образным, поскольку сухое растение достаточно жесткое, что ребенок и отмечает – «немножко твердый». «Мягкий» относится к общему впечатлению, настроению, которое создает предмет. Не менее интересно описание щетки, данное этой же девочкой. Оно очень длинное, приведем лишь фрагмент: «Хорошенький. Ласковенький. Добренький. Скоро он будет совсем белый. Рисунок здесь настоящий (естественный, деревянный). Уже совсем старенький.» Однако такое описание встретилось всего один раз.

В целом можно отметить, что дети этого возраста редко могут подняться до уровня целостного эмоционально-образного описания. Их ответы нужно оценивать с точки зрения богатства художественных элементов: выраженность эмоций, точные интересные образы, богатство деталей.

 

Дети 9-10 лет

Группа третьеклассников в некоторых отношениях сходна с группой шести-семилеток. У большинства детей возрастает интерес к деталям (среднее количество определений максимально по сравнению со всеми группами).

Опираясь на развивающуюся наблюдательность, десятилетние дети используют интересные и точные образные сравнения. Образные определения встречаются у большинства детей. Приведем несколько примеров: «Лак какой-то серый, а в конце - пятнышко, похожее на родимое пятно». «Сами щеточки похожи на черные зубы». Лепестки напоминают третьеклассникам бабочек, жучков, снежинки, похожи на «гречневую кашу». Характерно, что многие из этих сравнений встречаются и в описаниях Эталонной Группы, где, однако, они включены в целостное описание.

Число оценочных определе






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.