Обратная связь
|
Понимание искусства. Методика «Беседа о картине» Основная направленность методики
Как было сказано, в данном пособии преобладающее место отведено показателям эстетического отношения ребенка к жизни, его воображения и «авторской» активности, проявляющейся на различном материале.
Но столь же важную роль играет и другая сторона художественного развития: способность понимать художественные произведения. Для системы общего образования эта сторона дела даже более важна, а собственное творчество детей служит скорее условием становления полноценного читателя, зрителя, или слушателя. Но условие это чрезвычайно важное и даже незаменимое. Ведь эстетическое отношение к жизни – глубинная основа творчества мастеров искусства; сила художественного воображения проявляется в том, насколько выразительны образы их произведения, а само произведение рождается как результат целенаправленного действия художника в авторской позиции. Только развивая и осваивая все это в собственной творческой практике, ребенок становится способным к полноценному диалогу с автором произведения, учится глубоко понимать, адекватно и самостоятельно оценивать авторский замысел и особенности его воплощения. Поэтому в глубине и адекватности восприятия произведений искусства косвенным образом проявятся и все основные составляющие художественно-творческого развития ребенка, исследованию которых посвящены предшествующие главы пособия.
Когда говорят о восприятии или понимании искусства, то имеют в виду не приобретение какой-либо «информации» чисто познавательного плана и вообще не познавательную деятельность в рациональном смысле слова. Произведение искусства воздействует непосредственно и захватывает, в первую очередь, эмоциональную и ценностную сферы человека. Чтобы понять авторский замысел, надо, прежде всего, вжиться в атмосферу произведения, в то не вербализуемое до конца отношение, оценку жизни, которые в нем выражены. Главное большое чувство, или гамму чувств, которое выражается в произведении, создает его неповторимую атмосферу, в науке об искусстве часто называют пафосом произведения, и мы для удобства изложения будем применять этот краткий термин.
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети способны верно отзываться на основной «эмоциональный тон» произведений, в том числе и таких, которые создавались вовсе не для детей. Конечно, их проникновение в атмосферу произведения имеет возрастную специфику, определенные возрастные ограничения, и, главное, дети не всегда могут его отрефлексировать и передать словами, но потенциал их эмоциональной отзывчивости очень велик. И это позволяет сделать первой (незаменимый, в определенном смысле главный, но все же только первый) шаг в развитии художественного восприятия.
На этой основе у ребенка будет развиваться способность видеть за произведением создавшего его человека, художника. Постигать произведение как воплощение авторского замысла, системы его ценностей и оценок, которую мы понимаем благодаря особой выразительности формы ее воплощения в произведении. Видеть произведение «изнутри» - с точки зрения автора, и в то же время соотносить со своей системой ценностей, и со своей точки зрения оценивать и сам замысел, и совершенство его исполнения. Сказанное относится к произведениям любого вида искусства. И на этих идеях построены методики выявления уровня художественного восприятия, которые разрабатываются в лаборатории Психологических проблем художественного развития РАО. В то же время эти методики, в частности – система и формулировка вопросов, которые мы задаем ребенку, варьируются в зависимости от специфики того или другого вида искусства.
Описание методики
Участник занятия получает репродукцию одного из выдающихся произведений мирового искусства и после предварительного знакомства с ним отвечает на ряд последовательно задаваемых вопросов.
Занятия с маленькими детьми следует проводить индивидуально, записывая их ответы. Занятие с детьми постарше, для которых ответ в письменной форме не представляет серьезных трудностей, может быть и групповым. Тогда либо каждый ребенок работает со своей репродукцией одного и того же или разных произведений, либо одна картина демонстрируется на экране для всех. В течение всего времени работы дети должны иметь возможность видеть произведение.
Поскольку дети работают с разной скоростью, на групповом занятии первые три вопроса можно сразу написать на доске, но каждый последующий необходимо задавать лишь после того, как закончена работа над предыдущим. Если, отвечая на вопрос, человек невольно ответил и на какой-то из следующих, то, разумеется, он может его пропустить. Звездочкой отмечены вопросы, особенно важные при работе с конкретным произведением, на котором, главным образом, отрабатывалась методика, или с подобными ему по сложности. При работе с произведениями более однозначными по эмоциональному воздействию эти вопросы не столь необходимы, хотя повредить никак не могут. Звездочкой отмечены вопросы, особенно важные при работе с конкретным произведением, на котором главным образом отрабатывалась методика, или с подобными ему по сложности. При работе с произведениями более однозначными по эмоциональному воздействию эти вопросы не столь необходимы, хотя повредить никак не могут.
Итак, задаются следующие вопросы.
1. Как бы ты назвал эту картину? (Можно дать название, не совпадающее с авторским, или предложить несколько вариантов).
2. *[H1] Нравится тебе картина или нет? (Возможен неоднозначный ответ).
3. Расскажи об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление.
4. Какие чувства, какое настроение вызывает у тебя эта картина?
5. Что, по-твоему, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль? «Зачем» он ее написал? (Поскольку мы не нашли формулировку, которая не упрощала бы чрезмерно суть этого важного вопроса, мы пользуемся тремя, чтобы придать вопросу необходимую «объемность»).
6. «Что сделал» автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
7. *Вернись к своему ответу на первый вопрос. Не хочешь ли добавить и изменить что-нибудь?
8. *Вернись к ответу на 2-й вопрос. Осталась ли твоя оценка картины прежней или изменилась? Почему ты ее так оцениваешь?
Как и в предыдущих случаях, на вопросы отвечали взрослые люди, творчески работающие в той или иной области искусства (эталонная группа «А»), взрослые, к искусству не причастные (группа «Б») и дети разного возраста.
Предъявлялась картина голландского художника ХVI века Питера Брейгеля «Крестьянские танцы» (ил.1). Выбор этой сложной картины оказался очень плодотворным для исследования и диагностирования восприятия искусства.
Дело в том, что в этой картине ее внешний сюжет и более глубокое содержание вступают в некое противоречие: картина как будто изображает праздничное веселье, а на самом деле несет гораздо более сложную и не слишком радостную оценку жизни. Поэтому беседа об этой картине позволяет различить того зрителя, который ориентируется на внешнюю, «объективную» сторону изображения, и того, кто чуток к эмоциональному воздействию картины; причем эта чуткость позволяет иначе оценивать и осмысливать сами изображенные события.
Очень важно, что, несмотря на эту сложность, многие дети оказываются способными в целом верно почувствовать пафос картины и оценить авторский замысел, хотя и не могут, конечно, рассказать об этом так полно и выразительно, как члены эталонной группы.
В то же время подчеркиваем, что предложенная методика не связана лишь с этой картиной, а позволяет выявить уровень восприятия всякого произведения изобразительного искусства.
|
|