Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Особенности обращения с материалом

Этот показатель учитывает, какие свойства материала выступают как значимые в процессе создания образа, что из неисчерпаемого богатства перцептивных признаков привлекает внимание человека, выполняющего предложенное задание.

Анализ полученных в исследовании данных выявил несколько наиболее часто встречающихся вариантов обращения с материалом.

Во-первых, это привлечение максимального количества чувственных характеристик предлагаемых камней. В таких случаях материал выступает как самоценный, он не служит средством изображения картины внешнего мира и не сопрягается с теми или иными «натуральными» предметами. Камешки определённым образом размещаются на пространстве листа, при этом учитываются границы этого пространства, формат листа, его горизонтальное или вертикальное расположение

В результате появляется определённым образом организованная композиция, выражающая ощущение статики или движения, равновесия или неустойчивости, гармонии или контраста фактур, цвета, форм. Часто таким композициям даётся наименование «Без названия» как указание на то, что авторы соотносят их с областью нефигуративного искусства, выражающего некоторое эмоциональное состояние через образ, не соотносимый с реальными предметами и явлениями внешнего мира.

Нередко таким композициям даются эмоционально значимые названия: «Разрыв», «Покой», «Движение», «Сплетня», «Непонимание» и т.п. Примеры такого обращения с материалом приводятся на рисунках 1, 2 и 3.

Во-вторых, выделение в материале свойств, позволяющих изобразить «натуральные» предметы и явления внешнего мира при помощи предлагаемых в наборе камешков. Подобное выделение представлено несколькими разновидностями. Оно может представлять собой:



А ) выделение комплекса неповторимых особенностей камня, позволяющее решить не только выразительные, но и изобразительные задачи. В таких случаях в камне выделяются прежде всего те перцептивные признаки, которые позволяют ему «быть похожим» на другие предметы или их детали, изображать их собой. При таком обращении с материалом значимыми для выполняющего задания становятся прежде всего индивидуально неповторимые « неправильности» камешков – изгибы контура, особенности рисунка и т.д., поскольку они дают возможность семантизации.

Подобное обращение с материалом мы в дальнейшем будем называть АКЦЕНТИРОВАНИЕМ. Примеры акцентирования приведены на рис.4

Б) выделение в камнях только тех признаков, которые обеспечивают его соотнесение с правильными геометрическими формами. Выполняя задание, человек отвлекается от всего «неправильного» в камне, игнорирует его индивидуальные качества, видит в нём несовершенное подобие правильной геометрической формы – круга, овала, треугольника. При таком обращении с материалом камешки становятся как бы стандартными деталями конструктора, из которых можно составить различные изображения.

Подобное отношение к материалу в дальнейшем будет называться ГЕОМЕТРИЗАЦИЕЙ. Иллюстрацией такого обращения с материалом может служить рис.5

В) Выделение в камне только одного его качества – его протяжённости в пространстве, полное игнорирование всех остальных свойств камня. При выполнении задания, камень используется вместо отрезка линии, обозначающей контур изображаемых предметов. При таком обращении с материалом камешки становятся, по сути дела, «заместителями» художественных средств, используемых в графике – карандаша, фломастера и т. д. При этом все остальные признаки камешков воспринимаются как затрудняющие работу, мешающие аккуратно её выполнить.

Подобный тип обращения с материалом в дальнейшем будет называться НИВЕЛИРОВАНИЕМ. Работа, отражающая подобное обращение с материалом, представлена на рис. 6 и 7.

Применение показателя « ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЕ С МАТЕРИАЛОМ» для анализа полученных экспериментальных данных позволили выявить следующее.

Для участников исследования, вошедших в эталонную группу (ЭГ, 11 человек, 107 работ) наиболее характерный тип обращения с материалом – акцентирование (оно встречается в 74 % всех работ). За ним следует привлечение максимального числа признаков (17% работ). Изредка встречается сочетание акцентирования с геометризацией (8% работ).Чистая геометризация в этой группе представляет собой исключение (1% работ), а нивелирование не встречается вообще.

Напротив, в группе детей семи-восьми лет ( ДГ,39 человек, 220 работ) привлечение максимального количества чувственных признаков материала встречается очень редко и в специфически «детском» варианте. Дети, реагирующие на «натуральные» свойства камешков, выполняя задание, складывают подобия украшений – бусы, браслеты, брошки (1,5% работ). Но зато в детской группе широко представлены чистое нивелирование (20% работ), чистая геометризация (17% работ) и сочетание геометризации с нивелированием (21% работ). Тем не менее, среди работ детей встречаются и такие, в которых применяется акцентирование (14,5% работ). Особого внимания заслуживает и довольно распространённое сочетание акцентирования с геометризацией ( 26% работ).

Таким образом, между эталонной группой и группой детей младшего школьного возраста существует и «зона пересечения», и «зоны расхождения». «Зоной пересечения» является акцентирование, «зонами расхождения» - во первых, максимально полное привлечение чувственных признаков (встречается у значительного числа представителей ЭГ и чрезвычайно редко у детей), во-вторых, максимально ограниченное привлечение этих признаков – нивелирование (встречается только у детей).

Это означает, что применение выделенного нами показателя позволяет обозначить полюса развития чувства материала. О высоком развитии этого качества будет свидетельствовать максимальное привлечение перцептивных качеств материала и акцентирование, наиболее характерные для представителей ЭГ, людей профессионально занимающихся художественной деятельностью. Свидетельством его низкого развития будет максимально ограниченное привлечение этих признаков – нивелирование.

Между этими полюсами существует некоторое переходное пространство, где можно заметить тенденцию к преодолению нивелирования и привлечению более широкого спектра чувственных признаков материала. Об этом говорят многочисленные работы детей, в которых встречается геометризация и сочетание геометризации и акцентирования. Это пространство и есть, на наш взгляд, пространство начинающегося развития.

Дети, постоянно обращающиеся при выполнении заданий к акцентированию, стоят в своём развитии значительно ближе к представителям эталонной группы, чем те, кто предпочитает нивелирование.

Возможность соотносить любую из работ, выполненных по методике «Камешки», с обозначенными полюсами развития позволяет выявить у авторов этих работ наличие или отсутствие внимания к чувственным признакам предложенного им материала. Как было обозначено выше, подобное внимание является одним из важнейших признаков проявления чувства материала , от которого во многом зависит успешность создания , а иногда и зарождение художественных образов.

На основании полученных данных можно попытаться выделить три уровня обращения с материалом, свидетельствующие о степени развития чувсва материала:

Третий уровень

Он характеризуется привлечением большого количества признаков материала, что позволяет решать выразительные и изобразительные задачи при создании художественного образа, значимостью для человека индивидуально неповторимых особенностей материала, в котором предстоит воплотить задуманный образ.

Второй уровень

Отличается от первого тем, что привлечение комплекса неповторимых особенностей материала не является постоянной стратегией при создании образа, проявляется от случая к случаю и может соседствовать и даже «смешиваться» с другими способами обращения с материалом.

Первый уровень

Характеристика этого уровня – игнорирование богатства чувственных признаков материала, выделение и использование незначительного числа его свойств при создании образа.

Данные наших предыдущих исследований показывают, что в работе ребёнка с перцептивными свойствами материала при создании и воплощении образа движение происходит в направлении «нейтрализация » -«геометризация» - «акцентирование». Но отдельные дети уже в семь лет постоянно и последовательно применяют акцентирование и в этом отношении не отличаются от представителей эталонной группы.

Предлагаемый показатель требует, в первую очередь, качественной оценки выполнения задания. Но, вероятно, эта оценка может быть выражена и количественно. Например, в процентном соотношении случаев обращения к акцентированию, геометризации и нивелированию или в назначении определённого количества баллов за то или иное обращение с материалом. Но процедура такого перевода нуждается в специальной проработке.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.