Правовые отношения – это часть общественных отношений урегулированных нормами права, являются средством перевода объективного права в субъективные права и обязанности. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лекции по курсу «ОСНОВЫ ПРАВА »
ТЕМА 1. Теория права.
Право, понятие и сущность
ним связано, и является результатом деятельности государства.
Изучение любого явления невозможно без анализа его исторических корней, Право возникает вместе с государством, неразрывно с
Государство и право возникли на определенном этапе развития общества, когда оно запуталось в своих противоречиях, и необходима была сила, которая бы вышла из общества, отдалилась от него и встала над ним. Поэтому одним из необходимых признаков государства является право и причины возникновения государства те же самые, что и причины возникновения государства.
& Признаки государства:
ü Наличие особой публичной власти, не совпадающей с основным населением (особый аппарат управления и принуждения)
ü Территориальная организация населения (государство защищает интересы каждого субъекта находящегося на его территории, /в отличие от власти в догосударственный период, когда интересы субъекта защищались либо по признаку принадлежности к данному сообществу либо по признаку родства/ )
ü Наличие права
ü Налоги (обязательные платежи с субъектов, идущие в т.ч. на содержание “публичной власти”)
ü Суверенитет (независимость государства, как внутренняя, так и внешняя)
& Причины возникновения государства и права:
ü Экономические– неолитическая революция ( переход от присваивающей экономики к производящей)
– 3 крупных общественных разделения труда( *отделение земледелия от скотоводства *отделение ремесла от земледелия *появление сословия купцов )
– рост производительности труда и появление излишков
– появление частной собственности
ü Социальные
– разложение рода и появление семьи;
– появление антагонизма;
– учащение войн;
– переход к территориальной организации населения;
– воздействие религии;
& Теории происхождения права и государства
1. Теологическая теория – основная идея: божественный первоисточник происхождения и сущности государства, т. е. Вся власть от бога.
2. Патриархальная теория – государство вырастает из семьи и в ней власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство-это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.
3. Договорная теория – государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма-государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. Последствии заключается еще вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.
4. Теория насилия – государство-«естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства.
5. Органическая теория – считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция (так называемый естественный отбор).
6. Психологическая теория – объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т. п.
7. Классовая теория-объясняет происхождение государства как механизм подавления одного класса другим, диктатура
& Функции права и государства
Функции –основные направления деятельности права в которых выражается сущность и назначение права. Функции направлены на достижение определенных целей. Основная цель права — установить формальное равенство разных людей; обеспечить возможность осуществить свое право; признать людей одинаково ценными для государства и в государстве. Если эта цель не достигнута, то в обществе действует закон силы. Подразделяются
От сферы деятельности
· внешние – это деятельность права направленные на:
**Содружество с другими государствами (экономическая, военная, экономическая)
** обеспечение обороны страны от внешней агрессии, охрану государственной границы.
· внутренние – это деятельность по управлению государством.
различают направления регулирования:
**Экономические
- формирование государственного бюджета и контроль за его исполнением
- закрепление общих программ экономического развития страны
- стимулирование наиболее приоритетных областей экономики
- создание условий для предпринимательской деятельности
** Социальные
- обеспечение социальной защищенности для нуждающихся ( малоимущих, молодежи, инвалидов, семей воспитывающих детей, одиноких, людей преклонного возраста, детей оставшихся без попечения родителей)
- обеспечение функционирования образования , здравоохранение, строительства жилья..
· Контроля
· Охраны правопорядка - обеспечение точного и полного осуществление законодательных
предписаний всеми участниками.
· Экологическая -создание системы направленной на сохранение, восстановление природных условий жизни человека.
2. По времени деятельности -постоянные
-временные
3. По назначению: - регулятивные /юридические/
-воспитательные/ идеологические/
& Право есть система особых (общеобязательных, формально-определенных, неперсонофицированных, установленных и охраняемых государством) правил поведения(норм права,)субъектов, определяющих права и свободы в различных сферах жизни личности, общества и государства.
& Норма права это *устанавливаемое государством, **Общеобязательное, ***неперсонофицированное, ****формально определенное правило поведения, *****содержащее масштаб должного или возможного .поведения субъекта, ******Отвечающее общим правовым принципам и *******Обеспечиваемое в необходимых случаях принудительной силой государства.
*Только государство издает правила поведения, носящие общеобязательный характер
**Эти правила обязательны для всех, находящихся на данной территории.
***Эти правила ни к кому конкретно не направлены, носят обезличенный характер, .
****Правила имеют внешнюю форму выражения, т.е. где-то напечатаны, опубликованы, выражены "во вне" источники права.
& Источник права - форма внешнего выражения права, показывает,откуда правочерпается, Исторически первой формой (источником) права является
Ø Правовой обычай, под которым понимается санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией, (т.е. правило, передающееся из поколения в поколение, до тех пор, пока не попало в орбиту государственных интересов.) Следовательно, не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей, того или иного класса или всего общества в целом.Место обычая в системе источников права в разные эпохи было различным. Он занимал доминирующее положение в процессе становления правовых систем (кутюмы, например, на севере Франции), а в современных условиях это довольно редко встречающаяся форма права. Даже в Англии, где традиции очень часто имеют общеобязательное значение, обычаи действуют лишь в ограниченной сфере общественных отношений. Они содержатся в торговом праве и отдельных институтах уголовного права (например, участие присяжных в определенных юридических делах). Известные памятники права (Законы XII таблиц, Законы Драконта, Салическая правда, Русская правда) — это памятники обычного права, созданные на базе ранее сложившихся обычаев в обществе. В РБ правовой обычай является источником права только для субъектов, участвующих во внешнеторговой деятельности. ( например использование правил толкования торговых терминов «Инкотермс», )
Ø Юридический прецедент- это придание нормативной силы отдельным решениям судебным и административным органами по конкретным делам. Подюридическим прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, иными словами, получает государственную поддержку.
Таким образом, государством признается решение по конкретному, индивидуальному делу в качестве всеобщей нормы. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права, поставлена пол угрозу необходимость его существования. Общее право в Англии в основном
состоит из судебных решений. Там сложилась система правил действия прецедента: а) решения. вынесенные палатой лордов, являются обязательными не только для нее, но и всех иных судов; б) решения, принятые апелляционным судом, обязательны для всех судов кроме палаты лордов; в) решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов. Конституционный Суд в Германии пользуется правом нормотворческой деятельности, в том числе и путем установления прецедентов.
Характерной особенностью прецедентной формы права является то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права.
В РБ решение Высшего хозяйственного суда по конкретному делу являются рекомендательным образцом при принятии решений по аналогичным делам судами низшей инстанции.
Ø Нормативно-правовой акт — это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера.Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократное действие — актов применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права.
Подразделяются
v Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый высшим представительным органом государства или на референдуме, в порядке осуществления народом законотворческой инициативы.
Закон занимает особое место в системе нормативно – правовых актов в силу:
1. Принимается по основным вопросам общественной жизни (которые характеризуются устойчивостью, типичность, значимостью).
*это установление или изменение конституционных норм *закрепление прав человека и гражданина *определение нормы правления *административно – государственного устройство *методов осуществления государственной власти *фиксировании принципов организации, деятельности и структуры государственных органов *определение общих начал Уголовной ответственности *регламентация принципов местного самоуправления
2. Принимаются в особом законодательном порядке (особый порядок принятия)
3. Принимаются высшими представительными органами государства или референдумом
4. Не подлежит контролю или утверждению со стороны какого-либо органа, отменить закон может только орган принявший закон и только в строго оговоренном порядке
5. Обладает высшей юридической силой, все остальные акты должны исходить от закона и не противоречить ему, в противном случае акт считается не имеющим юридической силы Структура законов:
* Конституция – обладает наивысшей юридической силой, определяет правовую структуру государства, является правовой основой государства, действует на территории всей страны.
* Органические законы – направлены на дальнейшее развитие конституционных норм, но не в рамках конституции, а действуют самостоятельно, однако не должны противоречить конституции.
* Обыкновенные(текущие) законы – регулируют многообразные общественные отношения, требующие к себе повышенное внимание.
* Отраслевые законы – регулируют конкретные достаточно узкие группы
общественных отношений, разделенных по отраслям.
v Подзаконные акты – нормативные правовые акты, которые принимаются на основе и во исполнение законов, конкретизируют порядок реализации законов.
Система подзаконных актов –механизм выполнения законов. Подзаконные акты:
ü издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти
ü не противоречат закону, автономно не функционируют
ü развивают, дополняют и конкретизируют законы. Структураподзаконных актов
* Указы Президента и декреты (действуют на территории всей республики)
* Постановленияи распоряжения Правительства, обязательные к исполнению на всей территории, но только по вопросам находящимся в его юрисдикции
* Нормативные акты, принимающиеся министерствами, ведомствами, государственными комитетами носят отраслевой характер -отличаются большим многообразием Наиболее распространенными являются *приказы, *решение коллегии, *инструкции, *правила, *положения, *уставы, *распоряжения. Ведущим из них является приказ – приказам придается юридическая сила различным нормативным актам, исходящим от какого-либо ведомства, т. е. Имеет нормотворческое значение.
* Решения местных органов власти. Особенности -территориальная ограниченность самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов *управление муниципальной собственностью, *формирование , утверждение и исполнение местного бюджета, *установление местных налогов и сборов, *охрана общественного порядка
* Локальные нормативные акты – приказы и решения, которые в праве принимать уполномоченные на то должностные лица: прокурор, глава администрации.
Ø Договор с нормативным содержанием.Как известно, договор — это соглашение двух или более сторон по урегулированию какой-либо жизненной ситуации. Договор в праве — весьма распространенное явление. Однако далеко не всегда договор является источником права. Источником права является только такой договор, в котором содержатся правила общего характера. Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права.Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключались между феодалами в средние века. В настоящее время нормативные договоры как источник права применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве.
Ø Локальные договоры, заключаемые между субъектами гражданского оборота.
***** Правила действуют через
* обязывание /Обязывающие нормы -возлагают на субъекта юридические обязанности по выполнению определенных действий за уклонение от которых следует ответственность. ( платить налоги...),
* запрет/Запрещающие нормы требуют от субъекта конкретного поведения, когда совершение каких-то действий влечет меру государственного принуждения. ( нельзя продавать наркотики, носить оружие...)
* правомочие /Управомочащие нормы содержат в себе дозволение, предполагают желание и выбор со стороны субъекта в процессе пользования(право совершать сделки, голосовать...)/
******Принципы права - те основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, различают принципы права; Общие *межотраслевые Специальные
*общие принципы носят общегуманный характер, характер общечеловеческих ценностей.
- принцип социальной свободы (обеспечивает социальную защищенность личности в обществе )
- принцип социальной справедливости (обеспечивает соответствие между практической ролью индивида в обществе и социальным положением личности : соответствие между вложенным трудом и полученным вознаграждением, соответствие между преступлением и наказанием...)
- принцип демократизма (определяет положение личности в ее взаимоотношениях с государством)
- принцип гуманизма (определяет неотъемлемые права и свободы человека : право на жизнь, неприкосновенность жилища , невмешательства в личную жизнь и т.д. ..)
- принцип равноправия ( определяет равенство всех перед законом независимоот пола, возраста, национальности, места работы и жительства,...)
- принцип единства юридических прав и обязанностей ( предоставление определенных прав одним субъектам влечет обязанность других субъектов совершить ряд позитивных действий в направлении обеспечения этих прав)
- принцип ответственности за вину( противоправное виновное деяние влечет неотвратимость наказания)
- принцип законности ( взаимодействие субъектов строятся на законных основаниях, каждый не виновен до тех пор пока в законном порядке не будет доказано обратное )
*межотраслевые принципы отражают общие особенности нескольких отраслей права коллегиальность взаимосвязь
*специальные принципы отражают характерные черты локальных правовых сфер.
*******В случае несоблюдения правовых норм существуетсанкции, которые последуют, и «заставят» выполнить требования норм права.
& Структура правовой нормы
Правовая норма имеет свою логическую структуру - взаимосвязь ее необходимых элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).
" Гипотеза - часть нормы, предусматривающая условия, обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленным ею правилом. (если)
" Диспозиция -часть нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение в случае наступления условий и обстоятельств, предусмотренных гипотезой.(то)
" Санкция - часть нормы, в которой указываются юридические последствия невыполнения предписания, указанного в диспозиции.(иначе)
Если - то - иначе
& Классификация правовых норм на различные виды осуществляется в зависимости от разных критериев. Существует достаточно много оснований для классификации норм права.
Ø в зависимости от видов общественных отношений, которые они регулируют, т.е. по предмету правового регулирования различают виды норм, соответствующие отдельнымотраслям права — нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, уголовно-правовые нормы и т.д.
Ø в зависимости от функциональных особенностей выделяют нормыматериального ( закрепляют права и обязанности субъектов права), и процессуального права. (регулируют порядок разрешения различных дел, т.е. порядок реализации норм материального права).
Ø по назначению правовые нормы подразделяются нарегулятивные и охранительные.
К регулятивным (правоустановительным) относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов и составляют большинство юридических норм.
Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических мер защиты субъективных прав. Эти нормы специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых ими общественных отношений.
Ø по форме предписания или способам воздействия на общественные отношения нормы могут подразделяться наобязывающие, управомочивающие, запрещающие. Их различие основано на том, на что делается акцент : на возложение обязанности, установление запрета или предоставление права.
** Существенным признакомобязывающей нормы является установление конкретных обязанностей субъекта. Примером обязывающей нормы может служить норма, содержащаяся в ч.1 ст. 153 ГК Республики Беларусь, в которой предписывается обязанность лицам, обнаружившим клад, сдать его финансовым органам.
** Управомочивающие нормы предписывают определенный вид и меру возможного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, т.е. это нормы, в которых предоставляется соответствующее право. (Так, например, в соответствии с нормой, сформулированной в ст. 131 ГК Республики Беларусь, собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, т.е. возбудить виндикационный иск. )Следует иметь в виду, что нередко норма права, являясь управомочивающей для одних субъектов, может быть обязывающей для других.
**Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов воздерживаться от определенных действий. ( Если продолжить ситуацию с кладом, то примером запрещающей нормы является норма, изложенная в ст.95 УК Республики Беларусь, которая запрещает присвоение найденного чужого имущества в крупных размерах и устанавливает уголовную ответственность за совершение этого деяния. Клад, в соответствии со ст. 153 ГК Республики Беларусь, является собственностью (имуществом) государства.)
В соответствии с этим критерием классификации некоторые авторы выделяют поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых устанавливаются меры поощрения за совершения действий, особо полезных для общества. Так, в трудовом, гражданском и других отраслях права имеются нормы, устанавливающие меры поощрения за добросовестный труд.
Ø похарактеру предписания, содержащегося в норме, который обусловлен используемым методом правового регулирования. Поскольку существует два основных метода правового регулирования — авторитарный (императивный) и автономный (диспозитивный), отсюда и нормы подразделяются наимперативные и диапозитивные.
**Императивные нормы носят характер категорического предписания, которое не может быть изменено участниками конкретных общественных отношений. Императивными являются нормы уголовного, административного права, некоторые нормы трудового права и др.( Например, норма, запрещающая привлечение работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни (ст.177 КЗоТ РБ).)
**Диспозитивные нормы — это нормы, которые допускают значительную свободу поведения субъектов определенного отношения. ( "Если договор имущественного найма заключен без указания срока, каждая из сторон вправе отказаться от договора в любое время, предупредив об этом другую сторону за один месяц". В данном случае сторонам предоставляется право определить самим срок действия договора. В случае, если они эти сроки сами не установили, действует правило этой нормы.)
Ø выделяют такжерекомендательные нормы, которые носят характер советов, предложений о рассмотрении определенных вопросов, которым, в случае их рассмотрения, придается юридическое значение.
Ø по юридической силе, т.е. в зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором эта норма содержится. В этом случае нормы могут бытьзаконодательными, если они содержатся в законах, и подзаконными, если изложены в подзаконных актах (указах, постановлениях и др.). Данная классификация указывает на соподчиненность юридических норм, на их юридическую силу.
Ø повремени действия нормы могут подразделяться на нормы с определенным сроком действия, т.е.временные (на время стихийного бедствия), нормы с неопределенным сроком действия, т.е.постоянные, имеющие начало идействующие до их официальной отмены, а также нормы собратной силой.
Ø поместу действия можно выделить нормы,действующие на всей территории государства, нормы,действующие на определенной территории (в определенной местности), а также локальные нормы, т.е. нормы, действующие только на определенном предприятии, в организации (например, правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии).
Ø по кругу лиц, на которых распространяется действие нормы, они подразделяются наобщие и специальные.
**Общиенормы распространяются на всех граждан независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определенной социальной группе и т.п. К таким нормам относятся нормы, содержащиеся, например, в законах о гражданстве, о выборах и т.д.
**Специальные нормы распространяются только на определенный круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, по принадлежности к определенной социальной группе, по возрасту, состоянию здоровья и т.п. (пенсионеры, несовершеннолетние, военнослужащие, государственные служащие и др.). (Например, общей нормой (ст.43 Конституции РБ, ст.42 КЗоТ РБ)
устанавливается продолжительность рабочего времени в неделю для всех работников, не более 40 часов, а специальной нормой (ст.43 КЗоТ РБ) устанавливается сокращенная продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних (от 14 до 16 лет — не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет — не более 36 часов).)
Ø от способа редакционного изложения юридических норм в статьях нормативно-правовых актов
различают нормы прямого изложения, отсылочные нормы и бланкетные нормы.
**Прямой способ изложения состоит в том, что все элементы правовой нормы изложены в статье нормативно-правового акта. В этом случае структура юридической нормы совпадает со структурой соответствующей статьи акта.
**Отсылочные нормы отличаются тем, что их структурные элементы не располагаются в одной статье акта, в связи с чем делается ссылка на другие статьи нормативно-правового акта.(Например, в ст.54 ГК Республики Беларусь, предусматривающей недействительность сделки, совершенной несовершеннолетним в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет, указывается, что в случае признания сделки недействительной применяются последствия, предусмотренные ст.53 этого же Кодекса. Ст.54 ГК, таким образом, отсылает нас к ст.53, в связи с чем она и сформулированная в ней норма называется отсылочной. )
**Бланкетные нормы характерны тем, что в них недостающие части (элементы) содержатся не в других статьях того же акта, а находятся в других нормативно-правовых актах. (Например, ст.208 УК Республики Беларусь устанавливает уголовную ответственность за нарушение действующих на транспорте правил об охране порядка и безопасности движения, если это повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия. Сами же эти правила в статье не излагаются, а содержатся в специальном отдельном акте, к которому следует обратиться при применении нормы, изложенной в ст.208.)
& Система нормативного регулирования
В обществе действует целаясистема нормативного регулирования, которая включает в себя две группы норм
Социально- технические нормы (регулируют поведение людей в несоциальных образованиях / С природой и техникой/)
Социальные нормы (общеобязательные правила взаимоотношения людей, определяемые опытом исторического развития, национальными особенностями, экономическими и политическими отношениями и обеспечиваемыми в исполнении сознательностью масс и в необходимых случаях мерами государственного принуждения ) Социальные нормы по способу общественного становления и обеспечения можно подразделить на
- Норма морали - одна из форм общественного сознания, правило поведения, выработанное обществом с позиции добра и зла, честного и бесчестного, похвального и постыдного.
- Норма обычая -правило поведения которое формируется в обществе путем его неоднократного повторения, закрепляется в сознании, становится привычкой и передается из поколения в поколение,
- Норма корпоративная -правила поведения общественных организаций, закрепленные в уставах и положениях.
-- Норма права - см. выше
& Система права
Право имеет свою внутреннюю структуру, исторически сложившуюся и объективно существующую, которая носит название Системаправа.
Система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты. Т.е. система права это внутреннее строение права, которое включает в себя не одинаковые по объему и содержанию структурные элементы:
**правовая норма, как первичный элемент
**правовой институт - совокупность правовых норм регулирующих самостоятельныйвидопределенных общественных отношений ( институт купли - продажи.. институт права собственности)
**отрасль права • совокупность правовых норм , регулирующих достаточно однородные общественные
отношения (гражданское право, административное право...)
¨ В основе разбиения права по отраслям лежат
*** Предмет правового регулирования (материальный критерий разбиения права по отраслям, отвечающий на вопрос:что регулируется)- определенная группа качественно однородных общественныхотношений, отрегулированных нормами права.
Предмет правового регулирования может часто совпадать по отраслям (так например имущественные отношения регулируются различными отраслями : гражданским правом, административным, семейным, уголовным, трудовым и т.д.) и для того чтобы определить нормы какой отрасли будут регулировать определенное общественное отношение необходимо привлечь дополнительный критерий (метод).
*** Метод правового регулирования (юридический критерий разбиения права по отраслям, отвечающий на вопрос:как регулируется) -совокупность приемов, способов, средств, принципов посредством которых происходит непосредственное юридическое воздействие на определенный род общественных отношений различают ,
**Каждая отрасль имеет свой предмет (иногда совпадающий) и метод правового регулирования.
& Правоотношения, понятие и виды.
Правоотношение — это специфический результат воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. правоотношение есть форма осуществления права, а не форма права; оно является средствомрегулирования общественных отношений, а не их регулятором (таковым остается норма права);
Правовые отношения – это часть общественных отношений урегулированных нормами права, являются средством перевода объективного права в субъективные права и обязанности.
Структура правоотношений
g Форма правоотношения - субъективные права и обязанности.
Содержаниемправоотношения – реализация субъективных прав и осуществление обязанностей. **Субъективные права и юридические обязанности возникают по поводу каких-либо предметов материального мира или поведения субъектов.
****Субъективное право участников правоотношения — это вид и мера возможного поведения субъектов, которое зависит от его желания и воли, но обязательно в рамках нормы права. Субъективное право включает в себя
***возможность требования соответствующего поведения от другого лица, / право требования/ - покупатель, оплативший стоимость вещи вправе требовать чтобы вещь была передана ему продавцом.
***возможность удовлетворять свои интересы и потребности,(правомочие притязания, например собственник имеет право распоряжаться принадлежащей ему вещью / но не в ущерб действиям других лет/)
***а также возможность обратиться к государству за обеспечением своего права.
****Субъективная юридическая обязанность это вид и мера должного поведения субъектов
правоотношения в интересах управомоченного лица. Включает в себя необходимость
** выполнения определенных действий в интересах управомоченного лица.
**воздержаться от действий, запрещенных нормой права.
g Субъекты правоотношений - обладающие правосубъектностью
Правосубъектность – совокупность двух понятий:
ü Правоспособность — это установленная (признанная) в законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, лишить правоспособности нельзя можно только ограничить в судебном порядеке
ü Дееспособность — это установленная (признанная) в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.
v **Физические лица, (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства)
Физические (частные) лица обладают как общей, так и специальной правоспособностью, что является предпосылкой приобретения ими конкретных прав и обязанностей. в зависимости от характера регулируемых отношений, норм права, каждая отрасль соотносит правоспособность с правами и обязанностями, определяет момент наступления правоспособности. Правоспособность и дееспособность физических лиц, как правило, не совпадают. В государственном праве правоспособность наступает в полном объеме с 18-летнего возраста, в трудовом — с 16-летнего, в уголовном (т.е. деликтная правоспособность) — с 16-летнего, а по некоторым составам — с 14-летнего, в гражданском — с момента рождения, а дееспособность — с 18-летнего возраста.
Объем и содержание дееспособности зависит от различных факторов: **Возраста **состояния здоровья, **родственных связей, **законопослушности **результата совершаемых деяний**. Различают
**Полную дееспособность (наступает с 18 лет)
**Ограниченную дееспособность (установленнуюрешением суда по заявлению родственников если лицо вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, над ним устанавливается попечительство. Однако оно самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. **Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.)
**Абсолютная недееспособность (устанавливается решением суда на основании медицинского заключения, когда вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) лицо не может понимать значения своих действий или руководить ими, Над ним устанавливается опека. ** От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. **. Если основания, в силу которых гражданин был признан
недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.)
**Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырна
|