Обратная связь
|
Субъектами гражданского права являются физические и юридические лица, наделенные правоспособностью и дееспособностью q Физические лица Статус гражданина в гражданских правоотношениях определяется прежде всего его право- и дееспособностью.
Гражданская правоспособность – способность субъекта иметь гражданские права и нести обязанности, признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью. Содержание правоспособности включает в себя возможность граждан в соответствии с законодательством иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произ **В случае, когда законодательством допускается эмансипация ( субъекты достигшие 16-летнего возраста и работающие по трудовому договору или контракту или занимающиеся предпринимательской деятельностью могут быть объявлены полностью дееспособными / эмансипированными/ органами опеки и попечительства с согласия законных представителей или суда без согласия законных представителей или органов опеки) или вступление в брак до достижения восемнадцати лет(брачный возраст снижен на 3 года), гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.
Признание равной по объему гражданской правоспособности за всеми гражданами основывается на конституционном праве равенства всех перед законом. Однако равенство правоспособности отнюдь не означает равенства объема конкретных субъективных прав, принадлежащих гражданам, поскольку гражданская правоспособность означает юридическую, а не фактическую способность быть носителем гражданских прав и обязанностей. Обладание гражданской правоспособностью как способностью иметь права и нести обязанности не порождает у гражданина конкретных субъективных прав, а является только необходимым условием их возникновения. В соответствии с законодательством гражданин может иметь дом, автомобиль на праве личной собственности, но далеко не каждый гражданин является собственником дома или автомобиля, поскольку реализация указанного правомочия в конкретное субъективное право зависит от множества факторов, в том числе степени материальной обеспеченности и др.
Следует отметить, что ст. 16 ГК Республики Беларусь содержит общее правило о сроках начала и окончания гражданской правоспособности, из которого имеется ряд исключений. Так, законодатель признает способность иметь отдельные права и за еще не родившимся ребенком. Например, согласно ст. 957 ГК право на возмещение вреда по случаю потери кормильца имеет ребенок умершего, родившийся после его смерти, В соответствии со ст. 1037 ГК наследниками по завещанию и закону могут быть лица, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
В то же время способность иметь отдельные права может быть напрямую связана с достижением гражданином определенного возраста. Прежде всего это касается тех прав, которые гражданин может осуществлять лично. В качестве примера можно привести право гражданина завещать свое имущество. В силу требований п. 2, и 3 ст. 1040 ГК завещание может быть совершено лично гражданином, обладающим дееспособностью в полном объеме; совершение завещания через представителей не допускается.
Объем содержания правоспособности определяется ст. 17 ГК, согласно которой граждане могут в соответствии с законодательством иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью;
создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы или искусства, изобретений или иных охраняемых законодательством результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Ряд прав, перечисленных в ст. 17 ГК, основывается на конституционных нормах (например, иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской деятельностью, избирать место жительства и др.). При этом не все из указанных прав имеют гражданско-правовую сущность. Так, право на избрание места жительства выходит за пределы гражданского законодательства, однако без него невозможно само осуществление гражданской правоспособности, реализация многих конкретных субъективных прав, гражданин может иметь любые имущественные и неимущественные права и нести обязанности, за исключением запрещенных. Следует также иметь в виду, что законодателем могут быть установлены пределы осуществления указанных прав. Например, занятие предпринимательской деятельностью может быть связано с лицензированием отдельных ее видов. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии), утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г., № 456 с последующими . изменениями и дополнениями
*Физические недостатки, болезнь, ограничивающие либо препятствующие гражданину самостоятельно осуществлять свою правоспособность, не влияют на дееспособность гражданина, каждый обладает правоспособностью в силу самого факта своего существования.
*Лица, являющиеся недееспособными, осуществляют свою правоспособность с помощью законных представителей, которые действуют отих имени,
¨ Согласно ст. 32 ГК, опека устанавливается над малолетними (несовершеннолетними в возрасте до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия). Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
¨ Попечительство в силу ст. 33 ГК устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами. Попечители призваны оказывать своим подопечным содействие в осуществлении ими прав и исполнении обязанностей, охранятьих от злоупотреблений со стороны третьих лиц. В целях защиты имущественных и иных прав и интересов подопечных Кодексом предусмотрено, что на совершение сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно, требуется согласие попечителей.
¨ Опекуны и попечители назначаются в порядке, установленном законодательством и выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия. Согласно ст. 35, доходы подопечного гражданина, в том числе причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или . попечителем исключительно в интересах подопечного. При этом опекун или попечитель должны получить предварительное разрешение органа опеки и попечительства на расходование доходов подопечного.
В то же время опекун или попечитель вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.
Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, в том числе по обмену или дарению имущества, сдаче его в аренду (в наем), безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел имущества подопечного или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (например, отказ от принятия имущества в дар, отказ от наследства и т.п.).
¨ Институт патронажа заключается в установлении попечительства (без ограничения прав) над дееспособным гражданином по его просьбе в случаях, когда он по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Лицо, осуществляющее патронаж, именуется попечителем-помощником. Попечитель-помощник может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия гражданина, над которым устанавливается .патронаж.
Поскольку установление патронажа не влечет ограничения прав подопечного, он самостоятельно заключает с .попечителем-помощником договор поручения или доверительного управления, который и является правовым основанием для последнего по распоряжению имуществом, принадлежащим подопечному. Совершение бытовых и аналогичных им сделок, направленных на содержание такого подопечного, удовлетворение его бытовых потребностей осуществляется попечителем-помощником с согласия подопечного (п. 3 ст. 37 ГК). . Патронаж, установленный над совершеннолетним дееспособным гражданином, прекращается по требованию этого гражданина.
¨ Право гражданина на имя. гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, которое включает фамилию, имя собственное, а также отчество, если иное не вытекает из законодательства.
Право на имя - неотъемлемое право каждого гражданина, признаваемое таковым как нормами национального, так и международного права. Статьей 24 Международного пакта о гражданских и политических, правах предусмотрено, что каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя. В соответствии со ст. 7 Конвенции о правах ребенка ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя. Собственное имя ребенка, в соответствии со ст. 69 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (КоБС), дается с согласия родителей, отчество присваивается по имени отца, а в случаях, когда отцовство не установлено, по имени лица, записанного в качестве отца. Фамилия ребенка, согласно ст. 69 КоБС, определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей, а при отсутствии согласия - по указанию органа опеки и попечительства.
В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя). Причины для пользования вымышленным именем могут быть самыми различными, включая даже благозвучность и т.п. Перемена гражданином своего имени допускается в порядке, установленном законодательством.Перемена гражданином своего имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Вместе с тем такая перемена возлагает на гражданина обязанность принять необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене имени. Неисполнение указанной обязанности чревато негативными последствиями для лица, переменившего имя, так как на него возлагается риск убытков и других последствий, вызванных отсутствием таких сведений у его должников или кредиторов.
Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя. Расходы по внесению таких изменений производятся за счет гражданина.
Поскольку имя является средством индивидуализации личности, приобретать права и обязанности под именем другого лица не допускается. Гражданин, использовавший чужое имя, обязан возместить убытки тому, чье имя было использовано
¨ Местом жительства гражданина, согласно ст. 19 ГК, признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
.Анализ содержания ряда гражданско-правовых отношений свидетельствует, что определение места жительства гражданина является одним из необходимых условий возникновения, осуществления и защиты гражданских прав и обязанностей. Так, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим лишь тогда, когда в месте его жительства в течение определенных законом сроков нет сведений о месте его пребывания (ст. 38 и 41 ГК). Место жительства кредитора в момент возникновения денежного обязательства, по общему правилу, является и местом его исполнения, если иное не определено законодательством. Перемена кредитором своего места жительства влечет за собой возмещение им должнику расходов, вызванных такой переменой (ст. 297 ГК). В случае смерти гражданина местом открытия наследства признается место его последнего жительства (ст. 1036 ГК)., право выбора места жительства является одним из основных прав, определяющих гражданскую правоспособность. Это право приобрело статус конституционного права, начиная с 30 марта 1994 г., т.е. с момента вступления в силу Конституции Республики Беларусь 1994, г. Согласно ст. 30 Основного Закона, граждане Республики Беларусь имеют право свободно .передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. Реализация данного права требует пересмотра существующего института прописки, основанного на разрешительном порядке, и замены его системой регистрации и учета. Соответствующий закон, как это предусматривалось ст. 6 Закона *0 порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь», должен был быть принят не позднее 30 марта Г996 г. К сожалению, до • сих пор указанный механизм прописки не претерпел каких-либо изменений.
Особенности реализации права на выбор места жительства иностранными гражданами и лицами без гражданства определяются Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» а также Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 января 1996 г. № 64. с последующим изменениями и дополнениями
Пунктом 2 ст. 19 ГК закреплено правило определения места жительства несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а также граждан, находящихся под опекой. В силу закона местом жительства указанных лиц признается соответственно место жительства их родителей, усыновителей или опекунов. . Если родители вследствие расторжения брака или по каким-либо другим причинам не проживают совместно, то они обязаны согласовать вопрос, при ком из них должны проживать несовершеннолетние дети. При отсутствии согласия между родителями спор разрешается в судебном порядке с учетом желания детей и исходя из их интересов. В соответствии со ст. 12 Закона «О правах ребенка» право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им 10-летнего, возраста. Использование законодателем возрастного ценза, влияющего на определение места жительства детей, не достигших 14-летнего возраста, позволяет сделать вывод, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно осуществлять свое право на выбор места жительства, и это место жительства определяется на общих основаниях в соответствии с п. 1 ст. 19 ГК.
¨ По общему правилу, приведенному в ст. 23 ГК, гражданин отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может быть обращено взыскание Под имуществом, принадлежащим гражданину, имеется в видукак еголичное имущество, так и доля этого гражданина в общем имуществе. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством. В настоящее время указанный перечень приведен в качестве приложения № 1 к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь (ГПК)
¨ Институт признания гражданина безвестно отсутствующим Как следует из ст. 38 ГК, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим может быть вынесено только судом по заявлению заинтересованных лиц. Для принятия решения определяющими обстоятельствами являются: отсутствие сведений о месте пребывания гражданина; срок, в течение которого эти сведения отсутствуют, - не менее одного года; отсутствие указанных сведений подтверждается доказательствами о невозможности их установления. В случае вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим суд может поставить вопрос перед органом опеки и попечительства об управлении имуществом, принадлежащим указанному гражданину, если в том есть необходимость и этот вопрос не был решен при подготовке дела. Доверительный управляющий имуществом определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, который заключается им с органом опеки и попечительства. Признание гражданина безвестно отсутствующим может повлечь и другие, помимо перечисленных, юридически значимые последствия как для самого отсутствующего, так и для заинтересованных лиц. Согласно п. 4 ст. 39 ГК, эти последствия определяются законодательством. Так, по заявлению супруга безвестно отсутствующего производится расторжение брака (ст. 37 КоБС). Признание гражданина безвестно отсутствующим является основанием для прекращения выданной им доверенности (подпункт 5 п. 1 ст. 189 ГК). Нетрудоспособные иждивенцы лица, признанного безвестно отсутствующим, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца (ст. 35 и 36 Закона «О пенсионном обеспечении» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992. № 17. Ст. 275). Суд отменяет решение о признании гражданина безвестно отсутствующим в случае его явки или обнаружения места пребывания..
¨ Основания и условия объявления гражданина умершим определены в ст. 41 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. При этом не требуется, чтобы объявлению гражданина умершим обязательно предшествовало признание его безвестно отсутствующим.
На практике определенную сложность представляют вопросы, касающиеся оценки обстоятельств для применения сокращенных сроков для объявления гражданина умершим - несчастных случаев, стихийных бедствий и т.п. Если, например, гражданин пропал без вести при обстоятельствах, дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, пожара, авто- или авиакатастрофы, крушения на железной дороге), и этот несчастный случай, явившийся причиной предполагаемой гибели лица, действительно имел место, что подтверждается доказательствами, подлежит применению 6-месячный срок. Если же несчастный случай, пусть и с большой долей вероятности, тоже презюмируется, для объявления гражданина умершим вследствие такого несчастного случая необходим трехлетний срок.
Военнослужащий или другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В данном случае доказыванию подлежат прежде всего факт нахождения военнослужащего или иного гражданина в месте проведения военных действий, а также время их окончания.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении ,его умершим. Из данного правила имеется исключение, оговоренное в п. 3 ст. 41 ГК. Суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
Объявление гражданина умершим есть не что иное, как юридическая смерть. В отношении прав и обязанностей гражданина, объявленного умершим, наступают такие же последствия, какие повлекла бы физическая смерть: наследование, пенсионное обеспечение иждивенцев, прекращение брака. Правда, в отличие от физической смерти юридическая смерть может быть прекращена. Такое возможно в случае явки иди обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, тогда суд отменяет решение об объявлении его умершим. Отмена решения суда является основанием для аннулирования записи о смерти гражданина, объявленного умершим, в книге актов гражданского состояния, а также для отмены мер по охране его имущества.
q Юридические лица
** Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Имеет самостоятельный баланс или смету.
**Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
¨ Ответственность юридических лиц
• Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
• Учредитель (участник) юридического лица, или собственник его имущества, не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами юридического лица.
• Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Под субсидиарной ответственностью понимается ответственность лица, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет дополнительную к ответственности другого лица ответственность.
• Участники юридического лица или собственники его имущества отвечают по долгам субъекта хозяйствования только в пределах вкладов, внесенных в уставный фонд юридического лица. Однако из этого общего правила законодательством Республики Беларусь сделаны исключения. Им предусмотрено, что при недостаточности денежных средств или другого имущества для погашения кредиторской задолженности в полном объеме, в том числе по платежам в бюджет, у ликвидируемого субъекта хозяйствования остающаяся задолженность погашается собственниками (участниками)' должника при условии, что они несут субсидиарную ответственность по обязательствам субъекта хозяйствования в соответствии с декретами, указами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, уставом или иными учредительными документами [Декрет Президента Республики Беларусь от 26 октября 1998 г.№ 16 «О дополнительных мерах по «взыскании задолженности с субъектов хозяйствования» В связи с принятием этой и ряда однотипных норм складывается ситуация, при которой участники субъекта хозяйствования (коммерческого юридического лица) во всех случаях несут субсидиарную ответственность по его долгам в неограниченном размере, т.к. указание на ограничение последнего в вышеупомянутой статье ГК отсутствует.
¨ Учредительные документы юридического лица Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
**Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
**Юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
**В учредительных документах юридического лица должны определяться:
· наименование юридического лица,
· место его нахождения, цели деятельности ‚
· порядок управления деятельностью юридического лица,
· а также содержаться другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида.
**В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях – и иных коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица. Учредительными документами иных коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях, когда по законодательству это не является обязательным.
**В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия.
¨ Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму
**Индивидуализация юридических лиц осуществляется путем присвоения им фирменного наименования,на использование которого на товарах, упаковках, вывесках, печатях, фирменных бланках и иной документации, связанной с уставной деятельностью, юридическое лицо имеет исключительное право. Фирменное наименование определяется учредителями юридического лица, присваивается ему в процессе государственной регистрации при утверждении устава. Фирменное наименование подлежит государственной регистрации путем его включения в Единый государственный регистр юридических лиц.
Запрещается регистрировать фирменное наименование юридического лица, если в Едином государственном регистре юридических лиц уже зарегистрировано похожее наименование и регистрация второго может привести к отождествлению юридических лиц.
Юридическое лицо, обладающее исключительным правом на использование своего фирменного наименования, не может передавать это право иному субъекту хозяйствования, за исключением случаев реорганизации или отчуждения юридического лица целиком. Однако субъектам хозяйствования предоставлено право путем заключения лицензионного договора разрешать использовать свое фирменное наименование другому юридическому лицу определенным способом, но при этом должны быть приняты меры, исключающие возможность введения потребителя в заблуждение. Исключительное право на фирменное наименование прекращается с ликвидацией юридического лица
Наименование унитарных предприятий и некоммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. В соответствии со ст. 50 ГК включение в наименование юридического лица указаний на официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь, включение такого названия либо элементов государственной символики в реквизиты документов или рекламные материалы юридического лица допускается в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
¨ Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического липа не установлено иное. Пунктом 40 Положения о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц не производится, если юридическое лицо расположено в жилом помещении без соответствующего решения исполнительного комитета, принятого в отношении данного юридического лица, либо по месту нахождения (в одном помещении) других субъектов хозяйствования.
¨ Юридическое лицо приобретает права и принимает насебяобязанности через свои органы, порядок назначения или избрания которых определяется действующим законодательством и учредительными документами. Органы юридического лица могут быть единоличные и коллегиальные. К единоличным органам юридического лица относятся директор, управляющий, председатель совета или правления.Единоличные органы, как правило, назначаются собственником имущества или уполномоченным им органом (директор или управляющий) и избираются, если это председатель совета или правления. Коллегиальные органы (правление, совет) избираются общим собранием участников. Коллегиальными органами юридического лица признаются правление, совет и т.п. В некоторых организационно-правовых формах юридических лиц высшим органом управления является общее собрание участников (например, общественное объединение, хозяйственное товарищество или общество).
¨ Правовую основу деятельности юридического лица составляютУчредительные документы ( устав юридического лица и (или) учредительный договор. ) Необходимость наличия одною из указанных документов либо двух одновременно определяется ГК и зависит от организационно-правовой формы конкретного субъекта хозяйствования. Законодательство предусматривает деятельность некоммерческих юридических лиц на основании общего положения об организациях данного вида
• для акционерных обществ - устав (утверждается его учредителями)
• для полных товариществ и товариществ на вере - учредительный договор (заключается его учредителями);
• для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью - устав и учредительный договор.
• для производственного кооператива -устав
• для унитарного предприятия- устав
¨ Экономическую основудеятельности юридического лица составляет уставной фонд(капитал)который образуется за счет вкладов учредителей. Уставной фонд- совокупность средств, вложенных в организацию ее собственником в размерах, определенных ее учредительными документами. Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:
150 евро—для крестьянских (фермерских) хозяйств;
400евро — для обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, и казенных предприятий;
800 серо—для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;
1600 евро — для обществ с ограниченной ответственностью;
3000 евро — для закрытых акционерных обществ;
12500 евро — для открытых акционерных обществ.
Коммерческая организация, указавшая в своих учредительных документах один из видов производственной деятельности, вправе сформировать уставный фонд в размере не менее 50 процентов от минимального размера уставного фонда, установленного для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы Форма вкладав уставный фонд юридического лица может быть **денежной **не денежной ( ценные бумаги, другие вещи, или имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.
.
¨ Виды юридических лиц
• коммерческие организации – основная цель деятельности - извлечение прибыли ( хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственный кооператив, унитарное предприятие)
• некоммерческие организации. Извлечение прибыли не являются основной целью деятельности, у них другие цели, образовательного, культурного, управленческого, просвещенческого или иного социального направленного характера. ( потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, учреждения финансируемые собственником, ассоциации и союзы)см.схему
|
|