Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕМА 3. Административное право

(Предмет правового регулирования - определенная группа общественных отношений ,отрегулированных правовой нормой . Предмет правового регулирования является материальным критерием разбиения права по отраслям и показывает ЧТО регулируется)

Административное право есть совокупность пра­вовых норм, регулирующих

* во-первых, взаимоотношения исполни­тельно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организация­ми,

* во-вторых, внутри аппаратные управленческие отношения ( систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, и методы внутри аппаратной деятельности в государственных органах и органах местного самоуправления) эти отношения можно сгруппировать по различным основаниям.

***В зависимости отсубъектов управленческих отношений представляется возможным

выделить их следующие виды:

- между вышестоящими и нижестоящими органами государственного уп­равления, т. е. определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления Другим (например, между Советом Министров Республики Беларусь и любым министерством);

- между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами);

- между органами государственного управления и подчиненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями;

- между органами государственного управления и гражданами;

- между органами государственного управления и негосударственными орга­низациями.

*** По объему административной деятельности можно выделить управ­ленческие



отношения:

- в сфере общего управления (руководство комплексом отраслей государ­ственного управления);

- в сфере специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);

- в сфере отраслевого управления (руководство отдельной отраслью го­сударственного управления).

***В зависимостиот конкретных целей возникновения можно выделить:

- внутренние, или внутриорганизационные, внутрисистемные (например, в связи с формированием управленческих структур, определением вза­имодействия между ними, их подразделениями и т. д.);

- внешние - отношения, связанные с непосредственнымвоздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры).

***Нормами административного права регулируются управленческие отношения и

внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов

законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры.

 

(Метод правового регулирования – совокупность приемов способов средств принципов посредством которых происходит непосредственное воздействие на определенную группу общественных отношений(на предмет правового регулирования) Следовательно, если предмет позволяет обнаружить сферу правового ре­гулирования, то метод — средства этого регулирования.)

 

Административно-правовому регулированию свойственен в основном метод юридического властвования или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон.

На этой основе отношения управленческого характера, испытывающие на себе воздействие административно—правового метода регулирования, часто называют властнотношениями, или отношениямивласти и подчинения.

Таким образом, административно—правовой метод регулирования об­щественных отношений находит свое выражение:

- в установлении определенного порядка действий, несоблюдение которого не влечет за собой юридических последствий;

- в запрещении определенных действий под страхом применения соответст­вующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или ад­министративной ответственности);

- в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного по­ведения, предусмотренных административно—правовой нормой;

- в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать, либо не совершать предусмотренные администра­тивно—правовой нормой действия в определенных ею условиях.

Однако во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или разрешение). Особенности административно-правового регулирования опре­деляются спецификой государственного управления как властной дея­тельности. в которой присутствуют отношения подчиненности, что - предполагает подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Достаточно сослаться на то. что административно-правовые отношения возникают в связи с односторонним волеизъявлением государственного органа (должностного лица). Например: приказ, распоряжение, жалоба, заявление, решение, постановление и т.п.

Следовательно, административно-правовое регулирование рас­считано на такие общественные отношения, в которыхположение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отноше­ниях субординации, что качественно отличает их от гражданско-пра­вового регулирования общественных отношений. Отсюда важно ус­тановить правовое положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, измене­ние или прекращение правоотношений; права и обязанности их субъ­ектов, а также способы защиты правей обеспечения обязанностей. Существует множество методов управляющего воздей­ствия, например, убеждение, принуждение, поощрение. Административные методы проявляются через :установление правил; — утверждение поручений; — предписание; — назначение; — запрещение; выдача разрешения; — удовлетворение заявлений; — контроль; — надзор; — поощрение; применение санкций; — разрешение споров;— установление стандартов. принуждение. Оно реализуется посред­ством принятия определенныхмер, которые традиционно делятся на 3 группы. Административно-предупредительные меры, Административно - пресекательные меры, Процессуальные меры пресекательного характера

Принципы административного права– это основополагающие идеи, требования, выражающие его сущность. Каждая такая идея имеет конкретные, совершенно реальные формы проявления и вне этих форм не существует. К числу основных принципов административного права относятся:

· демократизм нормотворчества и реализации права

· равенство граждан перед законом и правоприменителем

· взаимная ответственность государства и личности

· гуманизм

· законность

· индивидуализация

· справедливость.

 

Особенности административно—правовых отношений:

1. Они складываются непосредственно в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно—распорядительной деятельности.

2. Их участниками могут быть разнообразные субъекты: органы государственного управления, предприятия, учреждения, граждане и др., чьи интересы связаны с осуществлением исполнительно—распорядительной деятельности.

3. Обязательным субъектом должен быть орган государственного управления.

4. Невозможность их возникновения без участия органа государственного управления (должностного лица) или в определенных законом случаях общест­венной организации, наделенной внешне властными полномочиями.

5. Орган государственного управления или должностное лицо действует властно, распоряжаясь, т. е. реализуя принадлежащие ему полномочия го­сударственно—властного характера.

6. Они могут возникнуть по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения; в тех случаях, когда таковое согласие (желание) требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно—правового отношения, не имеющего, однако, правообразующего значения, т. е. оно превращается тем самым в самостоятельный юридический факт (договор).

7. Споры между сторонами в большинстве случаев разрешаются во внесудебном (административном) порядке.

8. В случае нарушения одной из сторон требований административно—право­вых норм эта сторона несет ответственность перед государством в лице его органов, каковыми являются, как правило, сами органы государственного управления.

Административно—правовые отношения имеют свою структуру.

Элементами (составными частями) административно—правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.

Субъекты — это физические и юридические лица, наделенные правами, обязанностями, от­ветственностью в отношениях, регулируемых административ­ным правом.К ним относятся:

1) физические лица; 2) органы исполнительной власти; 3) органы местного самоуправления; 4) государственные служащие; 5) предприятия, учреждения и другие организации; 6) общественные объединения.

ü Физические лица— люди. По своему отношению к го­сударству они делятся на граждан, иностранцев, лиц без гражданства. Административно-правовой статус граждан РБ устанавливается Конституцией РБ и другими норматив­ными правовыми актами.Права Физических лицв административных отношениях делятся на:— личные (личная неприкосновенность и т.д.); — социально-экономические (право частной собственно­сти и т.д.); — социальные (на образование и т.д.); — социально-культурные (например, на свободу лите­ратурного, художественного творчества и т.д.); — политические (на свободу слова и т.д.) Важнейшим правом граждан является право на обраще­ние в орган исполнительной власти. Основными видами обращения являются:

предложение обращение внимания исполнитель­ной власти на возможность улучшения ее работы;

заявление обращение по поводу реализации права или законного интереса, не связанное с нарушением пра­ва или интереса;

жалоба обращение в государственные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права. Жалобы делятся на общие и специальные. Общие жалобы делятся на административные и судебные. Жалоба должна быть разрешена в срок до 1 месяца.

Обжалованию подлежат действия государственных, му­ниципальных служащих, в результате которых: — нарушены права и свободы; — созданы препятствия для регистрации прав; — на граждан возложены обязанности незаконно; гражданин привлечен к ответственности незаконно

На граждан возлагаются обязанности, реализа­ция которых позволяет государству использовать свои права. Это обязанность: — платить налоги и сборы; — сохранять природу и окружающую среду; — защищать Отечество. И т.д..

 

ü Органы исполнительной власти — политическое учрежде­ние, созданное для участия в осуществлении функций влас­ти, наделенное полномочиями государственно-властного ха­рактера.как разновидность органов государственной власти самосто­ятелен: организационно; функционально; юридически.

Органы исполнительной власти включают: Президента РБ, Правительство РБ, органы исполнительной власти субъектов РБ. Президент РБ. осуществляет государственную власть, как глава государства является гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Он определя­ет основные направления внешней и внутренней поли­тики государства.

 

ü Органы местного самоуправления— изменяют статус гражданина; — организуют исполнение нормативных правовых ак­тов;— помогают гражданам РБ реализовывать свои права, исполнять свои обязанности; — осуществляют охрану и защиту прав и свобод граж­дан. Этовыборные и иные органы местного самоуправления,образуемые в городах, сельских поселениях и на других территориях.

ü Государственные служащие — работники государственных органов, осуществляющие профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных орга­нов.

 

Предмет субъективных прав и обязанностей участников правового отноше­ния называетсяобъектом правового отношения. В каждом данном правовом отношении его участники осуществляют те предоставленные им права и возло­женные на них обязанности, которые связаны с объектом данного отношения. Таким образом, объект является связующим узлом, фокусом правового отношения. К ним можно отнести: - вещи, материальные ценности;- продукты духовного творчества;- действие, бездействие, т. е. поведение людей;-личные, нематериальные блага (например, здоровье, достоинства человека). Все эти объекты являются объектами административно—правовых отно­шений в тех случаях, когда с ними связаны правомочия и юридические обязан­ности участников общественных отношений, возникающих в сфере государст­венного управления.

Административная ответственность наступает за админи­стративные правонарушения (проступки). Административный проступок — это виновное (умышленное ипи неосторожное) действие или бездействие, посягающее на:— государственный порядок; — общественный порядок; — собственность; — права и свободы граждан; — порядок управления. Эта ответственность наступает с 16 лет. За администра­тивные проступки государством предусмотрены админис­тративные взыскания, т.е. мера ответственности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.