Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Особенности содержания и методики

Вычленив некоторую порцию материала, математическое содержание которого дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организацияработы учеников соответствует атому материалу.

Основная цель этапа первоначального знакомства - подготовить школьников к самостоятельному выполнению нужной работы, и сразу ее организовать.

С точки зрения традиционной педагогики ситуация весьма странная: дети еще ничего не знают, а уже должны начинать работать с новыми знаниями. С точки зрения теории Гальперина ситуация ординарная: надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи -конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непос­редственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.

При традиционном обучении учитель, закончив объяснение, обычно просит задавать вопросы. Но их, как правило, не бывает: ученику трудно разобраться, все ли ему понятно. Рассматриваемая схема организации обучения предусматри­вает, что каждый ученик выполняет своеобразные тесты -работу с конспек­тами. В результате он имеет возможность убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.

Школьнику может показаться, что тест выполнен правильно, в действительно­сти же он допустил ошибку. Чтобы этого не произошло, предусмотрена проверка правильности выполнения тестов. Каждый ученик получает шанс избавиться от недочетов в понимании объяснения.

Носителями тестов являютсятетради с печатной основой.



Гальперин назвал первый этап усвоения этапом ориентировки в материале и способах работы с ним. Конспекты подлежащего усвоению материала он называет ориентирами, а конспекты, которые выдаются ученикам в ходе объяснения, ори­ентировочными картами.

«В проблеме интеллектуальных возможностей ребенка существенное, если не решающее, значение получает четкость и уверенность ориентировки ребенка в задаче и материале действия. Когда ориентиры четко и устойчиво представлены на ориентировочной карте, ребенок уверенно ищет их (и только их!) и его не сбивают даже самые яркие, можно сказать, навязчивые свойства и отношения вещей. Поскольку они не отвечают признакам, указанным на ориентировочной карте, ребенок обходит их и обращается к тем признакам, которые не так замет­ны, но отвечают заданию. Более того, прочие свойства вещей, даже самые брос­кие, дети начинают считать несущественными не только в данных заданиях, но и «вообще несущественными» (П. Я. Гальперин).

В ТО учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату (после того, как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направ­лен на то, чтобыпомочь ученику избежать возможных ошибок.

В учебном процессе используется четырехурочный цикл.

1) Урок объяснения. Здесь важно создать у учеников определенный уровень мотивации и обеспечить ориентировочную основу действий с новым материалом. Для этого применяются различные методы актуализации базовых опорных зна­ний: фронтальная беседа, сигнальные карточки, математические диктанты (с ТСО) и, наконец, работа в тетради с печатной основой. Ориентировочная основа дей­ствий (ООД) дается в готовом виде и обеспечивает деятельность исполнения.

2) Урок решения задач. Предполагает дифференцированные и индивидуа­лизированные варианты: реши с помощью, реши вместе с товарищем, реши само­стоятельно. ООД = СИ варьируется от полной до недостаточно полной, подталки­вая каждого ученика к самостоятельному решению.

3) Урок общения в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в парах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам. При этом он использует различные варианты ориентировочной основы действий.

4) Самостоятельная работа организуется с помощью дидактических ма­териалов и экспрессовых фронтальных способов контроля и самоконтроля. ООД формируется в самостоятельной работе, совершается постепенный переход от кон­троля к самоконтролю.

Литература

\. Волович М. Б. Все это просто (о теории поэтапного формирования умственных действий) // Народное образование. - 1989. - № 10.

2. Волович М. Б. Легкий предмет - математика (о теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина) // Народное образование. - 1989. - № 9.

3. Волович М. Б. Методические рекомендации учителю. - М. : Linka-press, 1995

4. Волович М. Б. Наука обучать. - М. : Linka-press, 1995.

5. Волович М. Б. Система ориентиров - условие успешности обучения // Советская педагогика. -1988. - № 4.

6. Волович М. Б. Ключ к пониманию алгебры. — М. : Аквариум, 1996.

7. Волович М. Б. Ключ к пониманию геометрии. — М. , 1996.

8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М. , 1985.

9. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М. , 1988.

10. Фридман Л. М. , Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. — М. : Просвещение, 1985.

VIII. Частнопредметные педагогические технологии

Дидактические задачи конкретных учебных предметов решаются с помощью адекватных частнопредметных технологий обучения, целостность которых обеспечивается системностью научного содержания учебного предмета, а так­же выполнением в учебно-воспитательном процессе критериев технологичности (см. п. 2. 2. ).

Частнопредметные технологии могут быть как обособленными, самостоя­тельными, так и встроенными в общешкольную технологию, иметь общую с ней концептуальную часть.

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н. А. Зайцев)

Где это только возможно, обучение должно стать переживанием.

А. Эйнштейн

Зайцев Николай Александрович - педагог-новатор, академик Академии твор­ческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принци­пиально новых подходах к обучению грамоте и обеспечивающих высокую резуль­тативность.

Комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 30 лет целе­направленной творческой деятельности Н. А. Зайцева, базируется на исследовани­ях классиков отечественной науки о человеке - И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. М. Бехтерева и др.

Сущность технологии Н. А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятель­ность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н. А. Зай­цев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенси­руется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зре­ния, слуха, обоняния, интуиции.

Само по себе абстрактно-логическое, речевое отражение мира представляет толь­ко определенную часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего ис­пользования именно этих возможностей, по мнению Н. А. Зайцева, приводит не к опережению в развитии целостной личности, а к замедлению его.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.