Классификационные параметры технологии По уровню применения: частнопредметная. По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД.
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, монотехнология.
По типу управления: система малых групп + дифференциация + «репетитор».
По организационным формам: классно-урочная + дифференцированная + индивидуальная.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + игровая.
По направлению модернизации: альтернативная + природосообразная.
По категории обучаемых: все категории.
Целевые ориентации
• Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам.
Концептуальные положения
• Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому.
• Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа.
• Соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складовых песенок-напевок).
• Путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению).
• Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической.
• Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность,
• Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.
Особенности содержания
Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по навальцованным линиям, три листа таблиц и методическое руководство.
Кубики различаются:
• по 12 цветовым признакам (цвет, сочетание цветов, одно-двубуквенные склады с буквами трех цветов);
• по объему;
• по звучанию наполнителя («звучащие кубики Зайцева»);
• по вибрации наполнителя;
• по весу;
• по сочетаниям признаков.
По Зайцеву,склад - это «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаками Ь и Ъ.
Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости.
Игра-пособие «Стосчет» («Миллиардер»).В пособие входят два набора картонных полос длиной 65 см по 10 шт. в каждом, с рядами чисел: от 0 до 9, от 10 до 19 . . . от 90 до 99, шириной от 6 до 23 см (ширина полосы возрастает с увеличением значения числового ряда). Наборы отличаются тем, что в одном десяток представлен пирамидкой из кружочков, набранных как 4+3+2+1, в другом - двумя рядами квадратиков 5+5. Кроме того, есть две таблицы - белая и красная. Белая знакомит с употреблением знаков «+», «-», «=» на элементарных арифметических примерах, красная позволяет ребенку легко понять существо таких действий, как умножение и деление.
Основная задача «Стосчета» кроме знакомства с цифрами, числами и четырьмя математическими действиями - представить любое число в пределах сотни в четырех его образах: звуковом, графическом (цифровом), количественном и компоновочном (возможности разложения одного числа на другие или, наоборот, составление). Особенности «Стосчета»: максимальная наглядность, логичность построения, позволяющая даже самым маленьким детям осваивать простейшие алгоритмы и производить математические действия с одно- и двузначными числами. Благодаря крупному размеру цифр не портится зрение, игра разработана и применяется так, что заставляет ребенка все время двигаться, стимулирует творческую активность.
Особенности методики
Весь «складовой запас» ювелирно разложен по полочкам - и на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Каждому кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. После кубиков ребята бегут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания. В поисках одного они успевают перебрать и запомнить десятки. Блестящая систематизация позволяет очень быстро улавливать принципы подобия, алгоритмы поиска.
А между делом ребята перебегают и к таблицам «Стосчета» и очень скоро научаются складывать и вычитать двузначные числа, осваивая объем арифметических навыков едва ли не до уровня третьего класса. Чем больше ребят, тем насыщенней общение и больше учителей у каждого.
Последовательность тематики: 1. Твое имя. 2. Твои близкие. 3. Слово по выбору. 4. Что любим кушать. 5. Обед. 6. Магазин. 7. Зоопарк. 8. Поезд. 9. Дальнейшее расширение и усложнение содержания слов. 10. Предложения.
Технологическая цепочка исполнения: 1. Показ учителя. 2. Ребенок действует с помощью руки учителя. 3. Ребенок работает сам. 4. Игры в слова, загадки, картинки. 5. Групповая работа, командная игра.
Рекомендации: не говорить детям «Я буду учить вас читать» - это они сами учатся; не переусердствовать с помощью: ребенок должен незаметно перейти к самостоятельности.
Имеются логопедические варианты методики.
Литература
1. Зайцев Н. Сенсация? Трудно поверить? // Педагогический вестник. - 1994. - №1.
2. Зайцев Н. А. В помощь ученикам и родителям // Педагогический вестник. - 1995. - №8.
3. Зайцев Н. А. Конспект методик по раннему обучению грамоте.
4. Зайцев Н. А. , Струве Г. Л. Читай и пой. - Челябинск, 1994.
5. Пижурина Н. Кубики Зайцева // Учительская газета. - 1989. - 13 июля
6. Шарипова Е. Читаем по Зайцеву // Частная школа. - 1995. - №3.
7. Шарипова Е. У. У Зайцева и малыш грамотный // Педагогический вестник - 1994.
Технология
Совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев)
Повторенье - мать ученья.
Пословица
Зайцев Всеволод Николаевич - автор программы. МОиПО. "Преемственность", кандидат педагогических наук.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: частнопредметная.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН.
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп + программное управление.
По организационным формам: классно-урочная + индивидуальная + дифференцированная.
По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + развивающая.
По направлению модернизации: методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование.
По категории обучаемых: массовая + виктимологическая + работа с трудными.
Целевые ориентации
• Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи.
• Достичь оптимального чтения во 2-3-м классах (120 слов в минуту).
• Повысить быстроту письма в 3-м классе (60 букв в минуту).
• Повысить орфографическую грамотности в 2 раза (1-3, 5-7-е классы).
• Обучить пересказу (перевод 90 % двоечников на нормативный уровень).
• Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту (3, 5-е классы).
• Сохранить учебные умения (3, 5-е классы) в период каникул (90 %).
Концептуальные положения
• Главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение.
• Психологической причиной того, что дети плохо читают и считают, является недостаточность оперативной памяти.
• Основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика.
• Преемственность, постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений.
|