Технология свободного труда (С. Френе) Когда учителя перестанут учить, ученики, наконец, смогут учиться.
Ларошфуко
Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Включившись в начале XX века в движение зановое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая. По основному фактору развития: биогенная + социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН + СДП. По характеру содержания: воспитывающая + обучающая, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По организационным формам: альтернативная.
По подходу к ребенку: антропоцентрическая.
По преобладающему методу: проблемная, саморазвивающая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации
• Всестороннее воспитание.
Концептуальные положения
• Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей.
• Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса.
• Общественно-полезный труд на всех этапах обучения.
• Большое внимание школьному самоуправлению.
• Целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей.
• Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).
Особенности организации
В школе Френе:
- нет обучения, а есть разрешение проблем, пробы, экспериментирование, анализ, сравнение;
- нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы - дома, на улице, в школе;
- нет уроков от звонка до звонка;
- нет отметок, но отмечаются личные продвижения - через взаимооценивание детей и педагогов;
- нет ошибок - бывают недоразумения, разобравшись в которых совместно со всеми, можно их не допускать;
- нет программ, но есть индивидуальные и групповые планы;
- нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;
- педагог никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении общих проблем;
- нет правил, но классом правят принятые самими детьми нормы общежития;
- нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения;
- нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность.
Особенности методики
Метод проектов.Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенах (это могут быть любые, даже самые фантастические планы). Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.
Класс - открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Поощряются кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование.
Самоуправление.В школе создается кооператив, во главе которого стоит выборный совет, руководящий самообразованием учащихся. Процедура подведения итогов опирается на ребячье самоуправление и самоорганизацию и происходит регулярно: у младших ежедневно, у старших - реже, по мере надобности.
Культ информации.Важно иметь знания, но еще важнее знать, где и как их добыть. Информация имеется в книгах, аудиовизуальных и компьютерных средствах, предпочтение отдается личному общению с владельцем информации.
Самовыражение личности ребенка также связано с информацией: дети пишут свободные тексты-сочинения, сами делают типографский набор, изготавливают клише, издают книжки.
Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских Свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает «текст дня», фиксирует его, и все переписывают этот текст, при этом каждый может внести свои дополнения и «редакторскую» правку.
Планирование.Учебники в школе заменены особыми карточками, содержащими порцию информации, конкретное задание или контрольные вопросы. Ученик выбирает для себя определенный набор карточек (индивидуальную программу обучения). Френе создалпрообраз программированного обучения - обучающую ленту, к которой прикреплялись последовательно карточки с информацией, с упражнением, вопросом или задачей и контрольным заданием. Каждый составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все виды его работы.
Культ труда.В школе создается школьный кооператив, членами которого являются все учащиеся. В режиме дня предусмотрена работа в мастерских, саду, скотном дворе. Кооперативом руководит выборный совет, раз в неделю проходит общее собрание. Большое внимание уделено гласности. Каждый заполняет четыре колонки общего листа-газеты: «Я сделал», «Я хотел бы», «Я хвалю», «Я критикую».
Культздоровья.Забота о здоровье ребенка включает занятия, связанные с движением, физическим трудом, вегетарианский режим, методики натуральной медицины; высшая планка здесь — гармония отношений с природой.
Примечание. Свои практические рекомендации С. Френе адресовал малокомплектной сельской начальной школе. Однако идеи, пафос борьбы с рутиной и косностью традиционной системы обучения делают технологию Френе актуальной для всех видов учебных заведений.
В настоящее время во Франции <по Френе» работают тысячи школ. В России организована Ассоциация педагогов Френе, распространяющая его идеи
Литература
1. Вульфсон Б. Л. Выдающийся французский педагог-гуманист // Педагогика - 1996. - № 3.
2. Степихова В. Педагогика Френе в Швейцарии // Частная школа. - 1995. - №3.
3. Френе С. Избранные педагогические сочинения. - М. : Прогресс, 1990.
Технология вероятностного образования (А. М. Лобок)
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется.
Ф. Тютчев
Лобок Александр Михайлович - учитель начальной школы, руководитель лаборатории начального образования, кандидат философских наук, г. Екатеринбург.
Классификационные параметры
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: антропософская. По основному фактору развития: психогенная + социогенная. По концепции усвоения: гештальт + ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: СУД + СУМ. По характеру содержания: обучающая, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп. По организационным формам: альтернативная, индивидуальная + групповая.
По подходу к ребенку: педоцентрическая.
По преобладающему методу: проблемная, творческая, диалогическая, саморазвивающая.
По направлению модернизации: альтернативная. По категории обучаемых: массовая, все категории.
Целевые ориентации
• Сформировать авторскую позицию ребенка в культуре.
• Помочь ребенку обрести способность заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой.
• Развить потребности самореализации в различных сферах и формах культуры, прежде всего лингвистике и математике.
• Сформировать письмо у младшего школьника как авторское самовыражение и индивидуальную языковую интуицию (литературные способности).
Концептуальные положения
• Во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ.
• Суть образования есть насилие.
• Ребенок ценен своим индивидуальным своеобразием.
• Образование - это мир, стоящий между личностью ребенка и взрослого; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека.
• Ценность образования в том, что именно оно представляет собой поле, на котором вызревает в ситуации личностного протеста «Я»-концепция личности.
Принимая феномен образования как совершенно гениальное культурное изобретение и как неизбежное зло, необходимо научиться эффективно и с наименьшими потерями взаимодействовать с ним.
• Первая проблема, проблема входа в образование - начальная школа. Здесь происходит радикальное изменение позиции ребенка: от своей логики
взаимоотношений с миром, от своего Я перейти, принять логику иную, чуждую,
лишенную свободы выбора, логику образования.
• Подлинным основанием мышления является не понятие, а образ, и именно образные «единицы» мышления являются основным предметом описываемой технологии. Начальная школа - это то звено, в рамках которого закладываются прежде всего образно-интуитивные механизмы мышления, и лишь на следующем этапе, в среднем звене, наступает время формирования собственно понятийных структур.
• Тайна человеческой речи в том, что она не информационна, а поэтична. Принцип вероятности.Под вероятностью понимается:
1) степень возможности осуществления события, которое может произойти или не произойти (вероятность достоверного события = 1, невозможного = 0);
2) фундаментальный принцип самой жизни, в которой каждое событие совершается с какой-то степенью неопределенности (вероятности).
• Потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто-либо другой не может предсказать результат.
• В учебном процессе (уроке) нельзя предсказать те моменты, в которых происходит «встреча» ребенка с культурой.
• Утверждение множественности истин.
• Право ребенка на личностно-индивидуальную траекторию в учебном процессе.
• Отрицание жесткой плановости урока, допущение определенной вероятности тех или иных событий в нем.
Вероятностный подход к учебному процессу означает:
1) искусство учителя не столько следовать пошаговой расписанности действий, сколько удерживать широкое культурное пространство в процессе диалога с различными детскими мнениями;
2) ориентацию на метод проб и ошибок, перебор случайных вариантов, метод угадывания (поиска) истины;
3) учет неисчерпаемой гаммы возможностей, которые представляют собой ученики.
Особенности содержания
Содержание образования не в том, чтобы транслировать знания, а во множественных проблематизациях, максимально провоцирующих ребенка на самостоятельное движение в пространстве культуры.
Основные шаги технологии:
1. Провокация ребенка на высказывание, чтобы достичь речевой активности.
2. Торможение речевого акта: учитель записывает высказывания ребенка.
3. Введение стиха: демонстрация тайной поэтики текста - интонационное чтение высказывания как стихотворения (возвышение устной речи до письменной и разбивка ее на паузы строк).
4. Упражнение: учитель - эхо (возникновение рефлексивного эффекта: ребенок сам почувствует, как построена речь).
5. Упражнение: учитель - машина для записи речи ученика. Внутреннее редактирование текста, который диктует ребенок.
6. Упражнение: ученик идентифицирует записанные учителем строки, слова в строке, начало, середину и конец слов, слогов.
7. Узнавание букв не как бессмысленной абстракции, а как необходимого рабочего инструмента.
8. Преодоление первого психологического барьера: спонтанное начало чтения.
9. Преодоление второго психологического барьера: спровоцированное начало письма.
10. Письмо сразу фразами и сразу свое. Поэтический образ как первая и основная форма авторского самовыражения младшего школьника в письменной речи оказывается фантастически эффективным средством мотивации к письменной речи как таковой.
11. Школа образа: сочинение стихов без рифмы; критерий - образность (многомерность, объемность, глубина). Свободное поэтическое самовыражение становится нормой для детей.
12. Используются богатства жизненной информационной среды ребенка, провоцируется потребность обогатить лингвистический багаж.
13. Чтение сразу стихов (сколь угодно сложных и взрослых, например «Евгений Онегин»).
Только в третьем классе, когда у ребенка уже сформирована писательская и читательская интуиция и способность получать удовольствие от авторского письма и авторского же чтения, начинается исследовательская работа, касающаяся грамматического строения речи: ученик приступает к систематическому освоению различных орфографических и синтаксических моделей. Однако эта работа для него уже не формально-бессмысленная, как это случается в традиционной технологии, а с самого начала выступает как средство расширения и усложнения пространства авторского самовыражения.
Логика усвоения математики может быть названа"понимающей математикой». Главная цель, начиная с первого класса, — формировать структуры математического мышления, а вовсе не вычислительные навыки. Посредством принципиально новых типов задач и графических построений у детей формируются глубинные математические образы - числа, величины, равенства, положительного и отрицательного, а также образы различных арифметических операций.
К середине третьего класса дети способны совершать сложные алгебраические преобразования, показывая высокий уровень математического понимания сути преобразований. И уже с опорой на алгебраические структуры происходит формирование чисто вычислительных навыков.
Особенности организации
• Обучение детей с различным уровнем готовности к школе.
• Центром образовательного пространства является не урок-схема (трансляция или репродуцирование), а урок-событие, урок - акт культуры, урок - текст культуры.
Особенности урока
• Атмосфера смехового, каламбуристического обыгрывания ситуаций.
• На уроке ученики обретают уверенность в себе.
• Культ черновика (все, что написано, сохраняется и дорабатывается), создание «сверхценного» отношения к черновику.
• Отметки отсутствуют.
• Атмосфера восприятия ошибки как нормы.
Работа с родителями:
• диалог с родителями;
• преодоление негативного отношения к ошибкам;
• изменение системы ценностей у родителей.
Литература
1. Лобок A. M. Антропология мифа. - М. : Academia, 1996.
2. Лобок А. Вероятностное образование: екатеринбургский вариант //Школьные технологии. -1997. - №3.
3. Лобок А. Вероятностное образование // Народное образование. - 1995. - № 10, 1996. - №1.
4. Лобок А. Детская жизнь в стихотворном размере // Первое сентября. - 1995. - № 57.
5. Овакимян Ю. О. Опыт применения вероятностной модели обучения // Педагогика. - 1993. - № 2.
Технология мастерских
Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу.
Н. Бердяев
Технологию мастерских исповедует группа французских учителей "Французская группа нового воспитания"; она основывается на идеях свободного воспитания Ж. -Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.
В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания -очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.
|