Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А. А. Окунев) О Урок! - ты — солнце! Ш. Амонашвили
Окунев Анатолий Арсеньевич - учитель математики средней школы № 526 г. С. -Петербурга, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н. К. Крупской.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология.
По типу управления: современное традиционное обучение.
По организационным формам: классно-урочная.
По подходу к ребенку: технология сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + поисковая.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации
• Усвоение стандартных ЗУН и математических СУД.
• Развитие способных детей.
Концептуальные положения
Движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями.
Принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка.
Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:
- теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться -по способностям;
- принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
- принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
- принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
- установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;
- принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
- мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена накрупные блоки, материал дается большими дозами;
- принцип наглядности (отработка умения наблюдать);
- принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).
Особенности методики
Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
- экономное и целесообразное расходование времени урока;
- применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;
- формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД);
- вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению (СУМ);
- высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;
- объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).
Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью. Известные рекомендации по структуре комбинированного урока (на примере только одной структурной части) варьируются в технологии А. А. Окунева так (см. рис 14).
Способы организации начала урока (задача: овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию):
- Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны.
- Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.
- На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные Предлагается проверить их.
- На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками.
- Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное.
- На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения
Рис. 14. Технологическая схема комбинированного урока
• Урок начинается с чтения по фразам параграфа (изучали самостоятельно) - обсуждают его смысл, отвечают на вопросы, доказывают глубину изучения темы.
• На доске записаны вопросы, ответы на которые помогут осмыслить ключевые моменты доказательства наиболее трудной теоремы, чтобы лучше ее запомнить.
• Ребята изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят исследовательскую работу по плану.
• Обсуждаются различные способы решения задачи.
• Было дано домашнее задание - сочинить сказку, составить кроссворд. Представляются наиболее удачные.
• Рассматривается некоторая математическая проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска ее решения.
• На доске выполнены чертежи к 'домашним задачам. По готовым чертежам обсуждаются их решения.
• Урок начинают «солисты» - «защищать» решение трудных домашних задач.
• Требования к учителю
• Основная задача учителя — воспитать веру ученика в свои силы, научитьрадоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление ксамостоятельной деятельности школьников.
• Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьниковнавыки самообразования.
• Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.
• Делать урок эмоционально ярким.
• Использовать все разнообразные современные методы урока.
• Создавать психологический комфорт для класса.
• Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.
• Система уроков (по классификации А. А. Окунева):
• уроки, где ученики учатсяприпоминать материал (научиться держать материал в памяти);
• урок поискарациональных решений;
• урок проверки результатов путемсопоставления с данными;
• урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают);
• урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода;
• урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли;
• урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения;
• урок -«бенефис»;
- лабораторные работы по геометрическому материалу младших;
- урок - устная контрольная работа;
- урок-зачет (тематический и итоговый).
Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны многими учителями-предметниками: К. В. Маховой (химия), Т. И. Гончаровой (история), В. А. Гербутовым (физика), М. А. Няньковским (литература), Е. А. Филипповой (иностранный язык).
К нетрадиционным технологиям урока относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике:
исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, «дублер начинает действовать»;
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и др.
Литература
1. Гончарова Т. И. Уроки истории - уроки жизни. - М. , 1986.
2. Няньковский М. А. Изучаем «Тихий Дон». - Ярославль, 1996.
3. Окунев А. А. Спасибо за урок, дети! - М. : Просвещение, 1988.
4. Окунев А. А. Сменить акцент // Народное образование. - 1991. - №1, 3, 5.
5. Окунев А. А. Мы не имеем права уставать // Народное образование. - 1988. - № 10.
6. Селевко Г. К. Тестовый аспектный анализ урока. - М. : РИПКРО, 1996.
|