Классификационная характеристика По уровню применения: общепедагогическая. По основному фактору развития: социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + ЗУН + СУМ + СДП. По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая + индивидуальная.
По подходу к ребенку; личностно ориентированная. По преобладающему методу: развивающая. По направлению модернизации: альтернативная. По категории обучающихся: массовая.
Целевые ориентации
- Высокое общее развитие личности.
- Создание основы для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).
Гипотезы Л. В. Занкова
Развитие Л. В. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.
Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.
Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.
Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека (ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП).
В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры.
Когнитивные структуры - это схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его.
Когнитивные структуры - субстрат умственного развития. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти.
Когнитивные структуры и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения. Результаты этого выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции, мышлении, речи, уровне произвольности поведения, памяти, в количестве и четкости знаний, умений.
Сложные структуры создаются из более простых, диффузных, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. В этом суть развития.
Концептуальные дидактические положения
Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л. В. Занков разработал дидактические принципы РО:
- целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
- системность и целостность содержания;
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение на высоком уровне трудности;
- продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
- осознание ребенком процесса учения;
- включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
- проблематизация содержания (коллизии);
- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
- работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
Особенности содержания
Содержание начальной ступени обучения обогащено согласно цели всестороннего развития и упорядочено; в нем выделяется богатство общей картины мира на основе науки, литературы и других видов искусства. В первом классе представлены начала естествознания, во втором — географии, в третьем — рассказы по истории. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.
Во внимание берется не только классная, но и внеклассная жизнь ребят.
- Принцип ведущей роли теоретических знаний у Л. В. Занкова
Программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.
Центральное место занимает работа по четкомуразграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципа системности и целостности: каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определенного целого. Занковцы не отрицают дедуктивного подхода к формированию понятий, способов мышления, деятельности, но все-таки доминирующее начало в их системе -путь индуктивный.
Особое место отводится процессусравнения, так как посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения.
Главное внимание уделяется развитиюанализирующего наблюдения, способности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению.
Особенности методики
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.
Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы.
Методика Л. В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
- Урок в системе развивающего обучения
Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л. В. Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные его инвариантные качества:
• цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности;
• полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей;
• сотрудничество учителя и ученика.
Методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
Эта цель достигается следующими путями:
• учитель создает проблемные ситуации, коллизии;
• использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся;
• составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися;
• создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
• стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п. ;
• использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
• оценивает не только конечный результат (правильно - неправильно), но и процесс деятельности ученика;
• поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Особенности урока
• Ход познания - «от учеников».
• Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.
• Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.
• Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.
• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
• Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.
• Отслеживание развития
Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.
Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л. В. Занков предложил следующие показатели:
- наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;
- отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;
- практические действия - умение создать материальный объект. Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением систем положительного подкрепления.
Литература
Теоретические работы, которые служат научному раскрытию проблемы соотношения обучения и развития: Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л. В. Занкова. - 1-11 кл. - М. : Изд-во АПН РСФСР; III-IV кл. - М. : Просвещение, 1967; Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М. :
Педагогика, 1968; Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. - М. : Педагогика, 1975; Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова и М. В. Зверевой. - М. :
Педагогика, 1973; Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова. -М. , 1965; Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. - М. : АО «Столетие», 1995; Занков Л. В. Память. - М. , 1949; Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М. :
Учпедгиз, 1960; Занков Л. В. О начальном обучении. - М. , 1963; Занков Л. В. Содружество ученого и учителя. - М. , 1991; Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М. , 1968. ; Зверева М. В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся //Психологическая наука и образование. — 1996. — № 4.
Учебные программы, методические пособия, учебные задания для учителя: Программы средней школы. Начальные классы. - М. : Просвещение, 1997; Новая система начального обучения - I, II, III классы / Под ред. Л. В. Занкова. - М. , 1965, 1966, 1967; Экспериментальные учебные задания / Под ред. Л. В. Занкова. - М. : НИИОП АПН СССР, 1978; Изучение развития учащихся учителем / Под ред. М. В. Зверевой. - М. : НИИОП АПН СССР, 1984; Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. - М. , 1975; Развитие школьников в процессе обучения (3-4-е классы) / Под ред. Л. В. Занкова. - М. , 1967; Беркман Т. Д. , Гршценко К. С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению / Под общ: ред. Л. В. Занкова. - М. , 1961; Занков Л. В. Беседы с учителями. -М. , 1970, 1975; Содружество ученого и учителя / Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. - М. : Просвещение, 1991; История становления человека. Для учителей и учеников 2-го класса. Учебно-методическое пособие. - Минск: Белорусский дом печати, 1996; Программа обучения по системе Л. В. Занкова, 1-3 классы. - М. , 1996; Нечаева Н. В. Планирование периода обучения грамоте (система I-III). -М. : ФНМЦ, 1996; Нечаева Н. В. Изучение результативного развития речевой деятельности младших школьников. - М. : ФНМЦ, 1996; Нечаева Н. В. , РогановаЗ. Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6-х классах. - М. : ФНМЦ, 1996.
Учебники, книги для учащихся: Романовская Э. И. , Романовский А. П. Живое слово: Книга для чтения в I, II, III классе / Под общ. ред. Л. В. Занкова. - М. , 1965, 1966, 1967; Полякова А. В. Русский язык: учебник для I, II, III класса / Под общ. ред. Л. В. Занкова. - М. , 1965, 1966, 1967;
Занков Л. В. Учебник математики для I класса. - М. , 1965; Аргинская И. И. Учебник математики для II, III класса / Под общ. ред. Л. В. Занкова. - М. , 1966, 1967; Чутко И. Я. Учебные материалы по истории - III кл. - М. : Просвещение, 1967; Занков Л. В. , Аргинская И. И. Математика, I кл. -М. : Просвещение, 1979; Дмитриева Н. Я. Книга по естествознанию. I кл. - М. : Просвещение, 1979;
Азбука / Под ред. Нечаевой Н. В. - М. , 1996.
|