Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Классификационная характеристика технологий творчества

По уровню применения: общепедагогические.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные + развивающие.

По ориентации на личностные структуры: эвристические (развитие творчес­ких способностей).

По характеру содержания: обучающе-воспитательные, светские, гуманитар­ные + технократические, общеобразовательные + профессиональные.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + индивидуальные.

По организационным формам: клубные, групповые + индивидуальные.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: творческие.

По направлению модернизации: альтернативные.

По категории обучающихся: массовые + продвинутые.

Акценты целей

По И. П. Волкову:

• Выявить, учесть и развить творческие способности;

• Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельно­сти с выходом на конкретный продукт. По Г. С. Альтшуллеру:

• Обучить творческой деятельности.

• Ознакомить с приемами творческого воображения.

• Научить решать изобретательские задачи. По И. П. Иванову:

• Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумно­жить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократи­ческого общества.

Концептуальные положения

Гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей (Я. А. Пономарев).

Школа творчества И. П. Волкова

• Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конк­ретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.



• Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая програм­ма; 2) творческая деятельность.

• Блочно-параллельная структура учебного материала.

• Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (твор­ческие книжки и дневники).

• Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

• Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных спо­собов решения проблем.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера

• Теория - катализатор творческого решения проблем.

• Знания - инструмент, основа творческой интуиции.

• Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

• Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

• Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики.

Коллективное творческое воспитание И. П. Иванова

• Диалог всех возникающих точек зрения.

• Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире.

• Социальная направленность деятельности.

• Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле.

• Использование феномена группового влияния на индивидуальные способно­сти личности.

• Создание условий для проявления и формирования основных черт творчес­кой деятельности.

Особенности содержания По И. П. Волкову

Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная сис­тема обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выпол­нения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

По Г. С. Альтшуллеру

Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основ­ное содержание обучения.

Основным понятием теории решения изобретательских задач является проти­воречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, напри­мер, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

Г. С. Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических проти­воречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предва­рительного исполнения, «заранее подложенной подушки», эквипотенциальности, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, час­тичного или избыточного решения, использования механических колебаний, пери­одического действия, непрерывности полезного действия, проскока, «обратить вред в пользу», обратной связи, «посредника», самообслуживания, копирования, де­шевой недолговечности взамен дорогой долговечности, замены механической схе-

мы, использования пневмо- и гидроконструкций, применения гибких оболочек и тонких пленок, применения пористых материалов, изменения окраски, однород­ности, отброса и регенерации частей, изменения физико-механических параметров объекта, применения фазовых переходов, термического расширения, сильных окис­лителей, инертной среды, композиционных материалов.

Рис. 18.

По И. П. Иванову

Коллективные творческие дела - это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творчество самостроительства личности. Его содержа­ние - забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

Развивающее содержание состоит в переходе от близких к средним, а затем к далеким целевым перспективам. Алгоритм организации и проведения КТД (рис. 18) состоит из этапов: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность.

Особенности методики

Общие черты рассматриваемых технологий:

- Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чув­ствует подчинения учителю.

- Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя.

- Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.

- Игровые методики.

- Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоут­верждению, самореализации.

Возрастные этапы технологии

Начальная школа:

- игровые формы творческой деятельности;

- знакомство (общение) с произведениями искусства, техническими устрой­ствами, эталонами отношений людей;

- освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы);

- обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продук­ты;

- формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам. Среднее звено:

- техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделиро­вание, радиолюбительство, конструирование и т. д. );

- участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях;

- изобразительное творчество. Старшая ступень:

- выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окру­жающий мир лучше;

- исследовательские работы;

- литературные, художественные и музыкальные сочинения.

По И. П. Волкову

Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности ши­роко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать втворческой книжке (изделия, модели, макеты, устройства сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследоваия и т. п. ).

В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается но вая —творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литератур

ной, физической, химической, биологической и т. д. ) ученики, независимо от воз­раста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литера­турной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литератур­ных произведений разных жанров; в биологической - проводят исследования, опыты; в технической - овладевают профессиональными навыками работы инст­рументами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также конструи­рования, изобретательства и т. п.

По Г. С. Алыпшуллеру

В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.

К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Мозговая атака (брейнсторминг), как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А. Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инер­ции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой зада­чи.

Основной принцип и правило этого метода — категорически запрещается кри­тиковать предложенные участникам» идеи, при этом всевозможные реплики, шут­ки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить сти­мулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.

Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был раз­ный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблю­дать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темпера­мента.

Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляютих оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики твор­ческой задачи и цели ее решения.

По И. П. Иванову

Мотивом деятельности детей в КТД является стремлениеих к самоутвержде­нию, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального про­дукта.

Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности.

Оценивание

Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публика­ция работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение зва­ний.

В системе И. П. Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это доку­мент, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) рабо-

ты, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нор­мам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт дли­тельностью не менее 10 минут и т. д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.

Примечание. В литературе имеется немало примеров технологий частно-методического уровня с акцентом на развитие отдельных творческих способностей ребенка. Это прежде всегосистемы музыкально-творческого образования - Д. Б. Кабалевского, В. В. Кирюшина,художествен­ного воспитания - Б. М. Йеменского, формированиялитературного творчества - В. А. Ле­вина,театрального творчества - Е. Ю. Сазонова и др.

В зарубежной литературе описан ряд поисково-исследовательских моделей обучения, близких по целям и методам отечественным технологиям творческого развития. Модель Дж. Шваба дела­ет акцент на исследовательских методах и процедурах в изучении естественных наук,модель Дж. Зухмана - на обучении сбору данных и построении гипотез.

В основемодели ^Синектика» лежит ряд представлений об иррациональной природе твор­ческой деятельности и предположение о возможностях ее целенаправленного построения (побужде­ние к поиску- метафорических, символических аналогий). Специфической чертой данной модели является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная (элементы КТД, мозговой штурм, отношения ответственной зависимости).

Литература

1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. - 2-е изд. - М. , 1987.

2. Алыпшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М. , 1973.

3. Алыпшуллер Г. С. Как научиться изобретать. - Тамбов, 1961.

4. Алыпшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М. , 1979.

5. Алыпшуллер Г. С. , Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. - Петрозаводск: Карелия, 1980.

6. Бершадская Н. Р. Литературное творчество учащихся в школе. - М. , 1986.

7. Библер B. C. Мышление как творчество. - М. , 1975.

8. Воробей Ю. Д. Дидактика художественного творчества. - М. , 1984.

9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. , 1967.

10. Глоцер В. И. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве. - М. , 1964.

11. Гольдентршт С. С. О природе эстетического творчества. - М. , 1977.

12. Грибов Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого выражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. - 1989. - №2.

13. Ефимов B. C. и др. Возможные миры, или Создание практики творческого мышления. - М. :

Интерпракс, 1994.

14. Иванов Г. И. Формула творчества, или Как научиться изобретать. - М. : Просвещение, 1994.

15. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. - М. , 1992.

16. Кабалевский Д. Б, Как рассказывать детям о музыке. - М. , 1977.

17. Кирюшин В. В. Музыкальные мифы. Кн. 1-5. - М. , 1992.

18. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

19. {Соломина И. П. Структуры и механизмы творческой деятельности. - М. , 1983.

20. Кругликов Г. П. , Симоненко В. Д. , Цырлин М. Д. Основы технического творчества. — М. , Народное образование, 1996.

21. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. - М. , 1975.

22. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. - М. , 1970.

23. Леей В. Нестандартный ребенок. - М. , 1983.

24. Левин В. А. Воспитание творчеством. - М. : Знание, 1977.

25. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М. , 1994.

26. Лук А. Н. Психология творчества. - М. : Наука, 1979.

27. Майданов А. С. Процесс научного творчества. - М. , 1983.

28. Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках (методы нужно проверять). -М. , 1984.

29. Неметкий Б. М. Дидактика глазами художника // Педагогика. - 1996. - № 3.

30. Йеменский Б. М. Мудрость красоты. - М. , 1986.

31. Петрович Н. , Цуриков В. Путь к изобретению. - М. , 1986.

32. Полуянов Ю. Воображение и способности. - М. : Знание, 1982.

33. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М. : Педагогика, 1976.

34. Развитие творческой активности школьника / Под ред. A. M. Матюшина. - М. : Педагогика, 1991.

35. Разумовкский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физи­ке. - М. , 1975.

36. Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй. - М. , 1978.

37. Сазонов Е. Ю. Город мастеров // Педагогический поиск. - М. : Педагогика, 1987.

38. Саламатов Ю. Как стать изобретателем. - М. : Просвещение, 1990.

39. Селевко Г. К. Развивать интерес к рационализации и изобретательству // Вечерняя средняя школа. - 1961. - №4.

40. Селевко Г. К. Творческие задания как метод обучения // Вечерняя средняя школа. - 1962. - №2.

41. Селевко Г. К. Формирование творческого мышления // Сборник тезисов научно-практичес­кой конференции. - Омск, 1986.

42. Шубинский B. C. Педагогика творчества учащихся. - М. : Знание, 1988.

43. Эсаулов А. Ф. Проблема решения задач в науке и технике. - Л. , 1979.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.