Классификационные параметры, технологии По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: природосообразная + прагматическая + религиозная.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: СДП + ЗУН.
По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская + религиозная, общеобразовательная + профессиональная, гуманистическая + технократическая.
По типу управления: современная традиционная.
По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная.
По подходу к ребенку: социоцентрическая, антропоцентрическая, личностно-ориентированная, сотрудничество.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По направлению модернизации: авторская школа.
По категории обучаемых: все категории.
Целевые ориентации
• Формирование качеств СДП личности.
• Воспитание потребности в труде, осознанного, творческого отношения к нему.
• Развитие значимых для технологической деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др. ) способностей.
• Формирование профессионализма в сочетании с широким политехническим образованием, позволяющим применять свои знания и способности в различных сферах общественного производства.
• Включение учащихся в трудовые (производственные) отношения.
• Создание оптимальных условий для овладения учащимися современными знаниями в экономике.
• Формирование гибких умений, позволяющих учащимся быстро осваивать новые виды труда, самостоятельности, инициативности, предприимчивости.
• Профессиональная ориентация.
• Воспитание христианской веры.
Концептуальная основа
• Труд является основой формирования личности.
• Интерес и внимание к каждому ребенку (у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни»).
• Любовь к детям (от культа личности к культу личностей).
• Милосердие к детям (все наши и мы все за них в ответе).
• Соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства (создание своими силами хорошей материальной и трудовой базы не только посильно каждой средней школе, но и просто необходимо с точки зрения психолого-педагогической и социальной).
• Чередование умственного и физического труда.
• Технологическое образование как неотъемлемая часть общего.
• Сочетание индивидуально-личностного подхода и коллективного воздействия.
• Разновозрастная организация учебного и трудового процессов.
• Школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия.
• Детское самоуправление и самоконтроль.
• Возрождение духовных начал (не полюбив Бога, нельзя полюбить человека).
Особенности содержания
Формирование качеств СДП.Содержание образования в технологии агрошколы основано на учебном предмете «Трудовое обучение» («Технология»), профессиональном обучении общественно полезной работе, производительном труде, внеклассной работе по науке и технике. Различные курсы сквозного предмета «Трудовое обучение» («Технология») включают многостороннюю информацию и выполнение практических работ по обработке металлов, древесины, ткани и других материалов, электротехнические работы, машиноведение. Большое внимание уделяется моделированию, прикладному творчеству, ознакомлению с элементами ТРИЗ. Для девочек применяются модульные курсы кулинарии, изготовления одежды, домашнего дизайна.
Начальное профессиональное образование ведется по сельскохозяйственным профессиям и специальностям обслуживающего труда (портной, кулинар и т. п. ).
Экологическая деятельность.Исключительно богатыми возможностями для развития детей обладает экологическая деятельность. Ребята занимаются охраной природы в лесном заказнике, проводят санитарную рубку леса. Отряды голубого и зеленого патрулей следят за разведением рыб в реке, зимой долбят лунки от заморов, весной высаживают саженцы кедра.
Экономическое просвещение.С трудовым воспитанием напрямую связано экономическое, основанное на участии детей в производительном труде. Уже несколько лет интернат не только полностью обеспечивает себя овощами и картофелем, но и продает излишки горожанам.
Каждый воспитанник начиная с IV класса получает зарплату за участие в производительном труде. Часть ее выдается на карманные расходы (покупка конфет, фруктов), а другая (большая) считается неприкосновенной и переводится на личный счет.
Денежная политика в интернате - суть воспитания бережливости, рачительности. У ребенка должны быть лично им заработанные деньги, которые он имеет право тратить по своему усмотрению. Интернат учит ребят распоряжаться своими деньгами.
В школе работает свой «банк», создана целая система экономического стимулирования учебной и воспитательной работы. Школьный «банк» не только учитывает заработанные деньги, но и анализирует участие каждого ученика в трудовых делах.
Духовное воспитание.В агрошколе не отправляют религиозных обрядов, но ведут беседы на религиозные темы, читают христианскую литературу, направляют на поиски нравственной Истины в вероучении. А. А. Католиков считает, что в современной ситуации духовного кризиса напрямую воспитывает только вера.
Территория детства: игровые помещения, школьный музей, библиотека, спортзал, оборудование. Организованный досуг представлен несколькими десятками кружков, секций, студий.
Методические особенности
Методы обучения знаниям, умениям и навыкам действенно-практической сферы личности, привлечение школьников к производительному труду обеспечивают в органическом единстве решение задач трудового обучения и нравственно-эстетического воспитания. Ведущими формами обучения являются: бригадно-групповая, индивидуальное ученичество и наставничество, производственные и строительные бригады, учебно-опытное хозяйство, школьное лесничество, разнообразные виды подряда.
Разновозрастные объединения
Первичные детские коллективы организованы по принципу разновозрастных бригад (отрядов), действующих на основе общих забот и дел.
Разновозрастная бригада работает на основе самоуправления. Бригадир избирается на собрании бригады. Есть совет бригадиров, есть школа командиров. У каждой бригады свой вымпел, своя эмблема, своя песня.
В РВО каждый из питомцев — член какой-либо общешкольной комиссии, представляет в ней бригаду, каждый проходит школу руководства и управления. Действует совет чести. Дети находятся в постоянном производственном окружении:
каждый день по 2-4 часа бывают в рабочей форме, в общении с техникой, в кругу рабочих и специалистов.
Соревнование. Каждая бригада имеет свой участок. Одни выращивают цветы и овощи, другие занимаются животноводством или строительством, третьи -поливом или вождением тракторов и сельхозмашин. Отдельные трудовые поручения выполняют сводные отряды. Между бригадами организовано соревнование, разработана целая система учета труда.
Культ труда. В законах коллектива: трудиться всем, от мала до велика, начиная с весны по позднюю осень, от зари до зари. При этом труд не выступает для детей как нежелательная повинность, а организуется как личный интерес, общая забота. Дети вовлекаются в труд с самого раннего возраста, но при этом задания последовательно усложняются. Малыши собирают ягоды, грибы, лекарственные травы, у них есть свой «колхоз»; подростки ставят опыты в теплицах и парниках, ведут исследовательскую работу с овощами и цветами; старшеклассники переходят на производственные участки, где труд фактически полностью механизирован. Старшеклассники осваивают профессии и промышленного и сельхоз-труда (овощевод, цветовод, механизатор, животновод).
Позиция педагога: жить вместе с детьми, радуясь и радуя всем, чем одаряет детей каждый день; жить успехами в труде, общением, красками природы, творчеством, фантазией, познанием.
Позиция ребенка: в трудовой деятельности, связанной с заботой о добром результате, осуществляется оптимальное соотношение субъектной и объектной позиции. Ребенок свободен в самореализации и в то же время связан отношениями ответственной зависимости в коллективе товарищей.
Аналоги. В образовательном пространстве России в последние десятилетия славился целый ряд крупных авторских школ, работавших по принципу соединения обучения с производительным трудом (школ-хозяйств):
Мамлютская школа-интернат в Казахстане (директор народный учитель СССР Г. М. Кубраков), использовавшая модель А. С. Макаренко;
Школа-завод <Чайка» В. Ф. Карманова по структуре представляла детскую республику, действовавшую на базе оснащенного производства;
Халданская сельская школа в Азербайджане (директор народный учитель СССР З. Г. Шоюбов), преобразовавшая не только свою организацию, но и окружающую природную среду.
Из современных зарубежных моделей заслуживают упоминания кубинские трудовые школы, школы-хозяйства в израильских кибуцах.
Литература
1. Атутов П. Р. Технологии и современное образование // Педагогика. - 1996. - № 2.
2. Ермолаев В. Я. С веком наравне. - М. : Педагогика, 1988.
3. Захаренко А. А. Село и школа // Народное образование. - 1989. - №1.
4. Зембицкий Д. М. Некоторые концептуальные подходы к трудовому воспитанию в обновляющейся школе // Опыт разработки концепций воспитания. Ч. I, II. - Ростов-на-Дону, 1993.
5. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. - М. : Просвещение, 1987.
6. Католиков А. А. Моя семья. - М. : Педагогика, 1990.
7. Католиков А. А. Секрет успеха - в педагогически осмысленной организации детского труда // Школа и производство. - 1996. - №2.
8. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. - М. , 1987.
9. Кубраков Г. М. По заветам Макаренко. - М. , 1987.
10. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. - М. , 1979.
11. Пашков А. Г. Педагогика производительного труда. — М. : Знание, 1987.
12. Селевко Г. К. Соединение обучения с производительным трудом // Вечерняя средняя школа. - 1965. -№1.
13. Счтцын И. Ф. Когда воспитывает труд. - М. : Педагогика, 1987.
14. Школа и выбор профессии / Под ред. В. А. Полякова и др. - М. : Педагогика, 1987.
|