Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Технология авторской Школы самоопределения (А. Н. Тубельский)

Стать собою самим Хоть на миг попытайся.

Омар Хайям

Тубельский Александр Наумовичдиректор средней школы Mb 734 г. Мос­квы, кандидат педагогических наук.

'Школа самоопределения - комплексное образовательное учреждение, в кото­ром обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая + свободное воспитание. По основному фактору развития: психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: саморазвитие. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобра­зовательная, гуманистическая, политехнология.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «репетитор».

По организационным формам: классно-урочная + альтернативная, академичес­кая + клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная + сотрудничество. По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая. По направлению модернизации: целостные технологии авторской школы. По категории обучающихся: все категории.

Целевые ориентации

- Обретение ребенком своего «Я», самоопределение.

- Обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах познавательной, тру­довой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности,

- Освоение круга обязательных в данной школе предметов.

- Умение выражать себя в письменном и устном слове, в словесности.



- Представление об обществе, в котором живет ребенок и его позиция в нем (обществоведение).

- Умение владеть своим телом (физическая культура).

- Трудовая подготовка.

Концептуальные положения

Концепция Школы самоопределения основывается на антропософском предпо­ложении о том, что с появлением на свет индивид осуществляет свою предзаданность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, эконо­мике, производстве и т. п. ). Процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я».

Эти процессы опираются на следующие принципы.

1. Личностный смысл учебы (личностно ориентированное образование). Каж­дый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая материалом учебного пред­мета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление,формируются некоторые универсальные способы мыследеятелъности (понимание, нахождение детьми личнос­тных смыслов, рефлексия и т. п. ), а не просто усваиваются некото­рые понятия и алгоритмы.

2. Межпредметные погружения: учителя, работающие в одном классе, в тече­ние нескольких дней работают над одними понятиями или универсальными уме­ниями.

3. Рефлексия: учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям осмыслен­но проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.

4. Творческий экзамен как открытое соревнование: накопление опыта самооп­ределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представле­ний с представлениями других людей.

5. Культурное взаимодействие ребят разных возрастов и самоуправление.

6. Особое образовательное пространство: пространство, наполненное людь­ми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.

7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование: подобно ре­бенку, выходящему в личностное развитие после того, как он научается задавать вопросы самому себе и про себя, учитель должен критически оценивать свой пред­мет, свой профессиональный опыт.

Особенности содержания

В дошкольном периоде главное внимание уделяетсяразвитию органов чувств — осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отли­чие от педагогики М. Монтессори условием такого развития признаетсядеятель­ность ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В разновоз­растных группах дети вместе с воспитателями «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные празд­ники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т. п. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблюдениям за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окружающей сре­ды, изобразительному творчеству, занятиям ручным трудом, музыкой, физкуль­турой.

В Школе самоопределения принципиальноотказываются от программиро­вания деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потреб­ность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдель­ного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодея­тельности.

В начальной школе (трех-, четырех-, пяти или шестилетней) идетосвоение общекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов по­нимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность.

Важной задачей учителя является не передача общекультурных способов пони­мания, анализа, выстраивания различных деятельностей, апобуждение к выра­щиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержа­ние уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.

Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться люби­мым делом, столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать в любом виде деятельности. Школа разворачивает перед ним сферу возможностей в виде создания отвечающих детским вопросам и заказам содержательных пространств:

самообразовательного, учебного, творческого, социально-правового, трудового, досугового, игрового и т. п.

Один день в неделю посвящаетсятрудовой подготовке - учащиеся сами оп­ределяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, ме­талла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т. п. ). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

В старшей школе (10-е и 11-е классы) за исключением нескольких обязатель­ных предметов обучение ведется поиндивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик.

Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены так назы­ваемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный ми­нимум. Особенностью учебного занятия в Школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представлено в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем и учениками. Не требуется обязательно прийти к единственно правиль­ному ответу или решению.

Особенности методики

Учебно-воспитательный процесс организуется в виде«погружений", когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды ра­бот, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вмес­те с учителем.

Другой формой учебного процесса являетсямастерская илистудия, кото­рой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику (см. п. 9. 6. ).

Балльной системы оцениванияне существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются реко­мендации как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравне­нии с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.

Учебный год завершаетсятворческими экзаменами, на которых проводит­ся защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаяся открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвиже­ния.

Большое внимание в Школе самоопределения уделяется организацииуклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического обще­ства. Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и дополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести.

Литература

1. Имею право (сборник школьных законов, придуманных и написанных учениками и учителями Школы самоопределения). - М. , 1993.

2. Сидоркин A. M. Пособие для начинающих Робеспьеров. - М. , 1990.

3. Школа самоопределения: первый шаг. Часть I, II / Под ред. А. Н. Тубельского. - М. : Новая школа, 1991.

4. Школа самоопределения: шаг второй / Под ред. А. Н. Тубельского. - М. : Политекст, 1994.

Школа-парк (М. А. Балабан)

Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.

Балабан Милослав Александрович - доцент МГУ, пропагандист и координа­тор международной программы EPOS (educational park of open studios).

Прообразом организации процесса в Школе-парке являются открытые студии в Древней Греции, где среди прочих мастеров Сократ, Платон и Аристотель вели обучающие беседы-диалоги со студентами, которых интересовали различные про­блемы мироустройства. Другим аналогом прошлого (до XVII века) могут служить формы ученичества в продуктивной среде (семье, мастерской, ферме). Сегодняш­ние частные прототипы - парк-школы Саммерхилл в Англии и Садбери Вэлли в США.

Эта технология интегрирует идеи и принципы ряда образовательных техноло­гий, среди которых в первую очередь следует назвать белл-ланкастерскую систе­му, систему С. Френе, Йена-план, коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко), воспитательную методику И. П. Иванова.

В 95-й школе Екатеринбурга (типичная массовая школа на окраине города, 1200 учащихся, двухсменный режим работы) парковую технологию внедряют с 1993 года.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.