Обратная связь
|
Управление как функция и процесс Кафедра экономики и менеджмента
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Краткий курс лекций
для студентов экономических специальностей
Минск 2011
Автор-составитель: Неделькин А.Н.
Налоговая отчетность. Краткий курс лекций для студентов экономических специальностей / автор-сост. А.Н. Неделькин. – Минск: УО ФПБ МИТСО, 2011. – 71 с.
© Автор-составитель: Неделькин А.Н., 2011
© УО ФПБ «МИТСО», 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Тема 1 3
2. Тема 2, 3 9
3. Тема 4 17
4. Тема 5 34
5. Тема 6 42
6. Тема 7, 8 47
7. Тема 9 51
8. Тема 10 55
9. Тема 11 56
10. Тема 12 58
11. Тема 13 62
12. Тема 14 65
13. Тема 15 68
14. Тема 16 76
15. Тема 17 85
16. Тема 18 88
17. Тема 19 90
18. Тема 20 92
19. Тема 21 94
20. Тема 22 98
21. Тема 23 102
22. Тема 24 105
23. Тема 25 116
24. Тема 26 121
25. Тема 27 124
26. Тема 28 133
27. Тема 29 140
28. Тема 30 142
29. Тема 31-35 146
Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК НАУКА. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ
Понятия «управление» и «менеджмент»; управление как функция и процесс, как аппарат управления и управленческий персонал организации, как искусство (практика), как область человеческого знания (наука).
Школа научного менеджмента, классическая (административная) школа управления, школы человеческих отношений и поведенческих наук, количественный, системный и ситуационный подходы, теории конца XXв. Принципы менеджмента.
Современная система взглядов на управление. Особенности управления предприятиями и организациями Российской Федерации в переходный период.
Управление и менеджмент
В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало нередким и другое — «менеджмент организации или предприятия». В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент» (management). Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.
Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что в известной мере отражено в табл. где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.
Таблица Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента
Управление
| Функция (вид деятельности)
| Менеджмент
|
| Процесс
|
|
| Люди, управляющие организацией
|
|
| Орган или аппарат управления
|
|
| Искусство (практика) выполнения работы
|
|
| Наука (область человеческого знания)
|
| Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого мы используем термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.
Управление как функция и процесс
Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Это произошло в связи с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. В нем существенную роль стали играть менеджеры, профессионально подготовленные для того, чтобы направлять деятельность других членов организации и эффективно решать задачи, отражающие предназначение организации.
Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. Впервые их состав был сформулирован А. Файолем, который выделил пять исходных функций управления: планирование, организовывание, распоряжение, координирование и контроль.
В последующих разработках состав универсальных управленческих действий несколько видоизменялся, отражая важность или приоритетность тех или иных видов работ. В течение 20 лет, начиная с середины 1950-х гг., во многих зарубежных учебниках функции управления рассматривались как: процессы планирования, организовывания, работы с персоналом, командования и контроллинга. В отечественных работах в 1960-е гг. было введено понятие «общие функции управления». В их составе выделялись: планирование, организация, координирование, мотивация и контроль.
В настоящее время в большинстве учебников управленческий процесс рассматривается в составе четырех базовых составляющих: планирование, организовывание, руководство (лидерство) и контроль. Их содержание раскрывается следующим образом:
• планирование — вид управленческой деятельности, связанной с установлением целей, разработкой стратегии и планов организации и ее составных частей;
• организовывание — формирование структуры организации и управления, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами, рабочими местами и пр.;
• руководство (лидерство) - деятельность по мотивации персонала, активизации людей, работающих в организации, выбору наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешению организационных конфликтов;
• контроль — мониторинг исполнения, сравнение результатов с целями, корректировка существенных отклонений, а также количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.
Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в пространстве и времени. Подробно эти вопросы рассматриваются в последующих главах.
Процессный подход к управлениюотражает необходимость интегрировать все виды деятельности по решению управленческих задач в единую цепочку, разорванную в результате «чрезмерного увлечения» функциональным подходом, при котором каждая из функций рассматривается вне связи с другими. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собою управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации. Этот подход к управлению детально рассмотрен в ниже.
Управление — это люди, управляющие организацией
Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как: сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей — менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому управление — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Отсюда — необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура*, различные формы демократизаций управления, участие работающих в прибылях, собственности, управлении, стиль руководства и лидерство. Автократический стиль управления должен уступить место более демократическим отношениям между менеджерами и прочими работниками; эта обязательное условие повышения качества менеджмента на современном этапе.
Организационная культура определяется как наличие у всех работающих единых ценностей, общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения целей, заинтересованность в обеспечении конечных результатов организации.
Управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент — специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Главная задача людей, занятых в этом аппарате, — это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей. Поэтому они должны:
• знать, как планировать, организовать и управлять организацией и людьми;
• знать и уметь применять технологию управленческих работ в определенной области (например, общем менеджменте, финансах или маркетинге);
• учитывать особенности отрасли и организации, в которой они работают (цели, политику, историю, сильные и слабые стороны, роль в отрасли, культуру).
Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структурном составе, на характере связей между звеньями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации распределения функций, на полномочиях и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате. Подробно эти вопросы освещаются ниже
Управление — это искусство и наука
Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь отчетливо. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента, насчитывающей, как известно, несколько тысячелетий.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе.
Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце XIX в., хотя достаточно четкое разграничение науки и искусства произошло в XVIII в., когда представление об искусстве стало соединяться с понятиями «прекрасное», «чувственное», «эстетическое», а научная деятельность начала все больше связываться с «разумом», «логикой», «рассудком». Управление как наукаимеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. На протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления, появились за рубежом к концу XIX — началу XX в. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе вопросы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
• научный подход к выполнению каждого элемента работы;
• научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
• кооперация с рабочими;
• разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Другой известный специалист в области менеджмента А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал принципы управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента (табл.). А. Файоль считается основателем так называемой классической (административной) школы управления.
В нашей стране идеи научного управления в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали А.А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах научной организации труда. Система взглядов, в течение 70 лет определявшая развитие теории и практики управления, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики выступало всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства.
В процессе построения социалистического общества создавалась экономическая теория особого типа. Она обосновала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народно-хозяйственную эффективность, закрытость единого народно-хозяйственного комплекса страны. В соответствии с этим управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разработках и практике управления социалистическим производством.
ТаблицаПринципы менеджмента (20-е гг. XX в.)
Принцип
| Содержание принципа
| 1. Разделение труда
| Специализация работ, необходимая для эффективного использования I рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего)
| 2. Полномочия и ответственность-
| Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы
| 3. Дисциплина
| Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедлив вые санкции к нарушителям дисциплины
| 4. Единоначалие
| Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
| 5. Единство действий
| Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану
| 6. Подчиненность личных интересов
| Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидов
| 7. Вознаграждение персонала
| Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд
| 8. Централизация
| Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть\ должны делегироваться пропорционально ответственности
| 9. Скалярная цепь
| Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)
| 10. Порядок
| Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте
| 11. Справедливость
| Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи
| 12. Стабильность персонала
| Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность
| 13. Инициатива
| Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
| 14. Корпоративный дух
| Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении — сила»)
| | | | Одна из важнейших разработок этого периода — обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социалистической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственных органов (табл.). С учетом этих принципов разрабатывалась теория функций, структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах.
Таблица.Принципы управления социалистическим производством
Принцип
| __ Содержание принципа
| 1. Демократический централизм
| Централизованное руководство народным хозяйством и предоставление хозяйственной самостоятельности коллективам предприятий
| 2. Единоначалие и коллегиальность
| Единоначалие предполагает железную дисциплину во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя, коллегиальность основана на широком участии трудящихся в управлении
| 3. Единство политического и хозяйственного руководства
| Политические задачи определяются с учетом состояния экономики, уровня ее развития, экономических законов, хозяйствование направляется на выполнение планов
| 4. Отраслевой и территориальный подход
| Производство, создающее экономические условия жизни людей, управляется преимущественно отраслевыми органами, а инфраструктура, определяющая социальные условия жизни населения, — преимущественно территориальными органами
| 5. Плановое ведение хозяйства
| Установление на длительный период направлений, темпов и пропорций развития производства от предприятия до народного хозяйства в целом
| 6. Материальное и моральное стимулирование труда
| Распределение материальных благ иудовлетворение потребностей людей по количеству и качеству затраченного ими труда с помощью материальных и моральных стимулов
| 7. Научность
| Построение всей системы управления производством на достижениях науки управления
| 8. Ответственность
| Каждый работник предприятия должен точно знать свои обязанности и права, а также за что он лично несет ответственность
| 9. Подбор и расстановка кадров
| Каждый работник должен быть подобран так и поставлен на такой участок, где он может выполнять порученную работу наиболее эффективно
| 10. Экономичность и эффективность
| Эффективное сочетание людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее производительное применение труда
| 11. Преемственность хозяйственных решений
| Основу составляет единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и пространстве
| Наряду с этим в отечественной науке управления проводились активные исследования законов и закономерностей управления социалистическим производством. Были сформулированы и обоснованы, как объективно отражающие особенности управления социалистическим общественным производством, законы единства системы управления, пропорциональности производства и управления, оптимального соотношения централизации и децентрализации функций управления, участия трудящихся в управлении, соотносительности управляющей и управляемой систем.
На рубеже 50-60-х гг. XX в. в научных разработках по управлению организациями произошел качественный сдвиг, оказавший влияние на все последующие выводы и положения науки. Это было связано с широким использованием предприятиями количественного подхода к принятию управленческих решений на базе разработок по исследованию операций, математических и статистических моделей, применяемых в военных целях во Второй мировой войне. Дальнейшее развитие принципов системного подхода привело к тому, что каждое предприятие стало рассматриваться как система, состоящая из взаимозависимых и взаимосвязанных частей, вместе реализующих его предназначение. Четко обозначилось деление всех систем назакрытыеи открытые. Первые не испытывают на себе влияния окружения и не взаимодействуют с ним. Вторые, наоборот, функционируют и развиваются на базе тесного взаимодействия со своим окружением и зависят от него.
Научные разработки, базирующиеся на количественном и системном подходах к менеджменту, углубили понимание сложных управленческих проблем путем их моделирования и позволили шире применять количественные методы при принятии решений в сложных ситуациях. На основе исследования операций и математических моделей стали решаться сложнейшие задачи управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и многие другие. Разработки в области системного подхода существенно увеличили возможности управленческого контроля за всеми переменными, оказывающими воздействие на успех организации.
Логическим продолжением системных исследований явились также разработки ситуационного подхода, который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре этого подхода — конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяются системными чертами и свойствами как самой организации, так и ее окружения.
Научный фундамент управления продолжает пополняться новыми знаниями. Примерно с середины 80-х гг. XX в. в центре внимания теоретиков и практиков оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, а в 90-е на первое
место вышли разработки по лидерству, с которым современные организации связывают надежды на будущее.
В табл. представлены в обобщенном виде ключевые положения концепций главных школ, оставивших заметный след в современном понимании проблем науки управления.
Таблица Вклад в современную науку управления различных школ и научных направлений XX в.
Научные направления и ключевые положения | концепций
| Основные щей, используемые современным менеджментом
| I Научное управление и классическая (административная) школа (20-е гг.)
| Научные принципы организации труда Рационализация трудовых операций г Разделение труда в управлении Процессный подход к управлению
| Научный подход к менеджменту и его принципам
Анализ способов выполнения работ Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий
| Школы Человеческих отношений (30-е гг.) и Поведенческих наук (50-е гг.)
| Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника
| Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства Отношение к членам организации как к активным- человеческим ресурсам
| Теория принятия решений и Количественный подход (50—60-е гг.)
| Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов
Применение методов количественных измерений
| Субъективный подход к оценке рациональности решений
Использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений
| Системный (50-е гг.) и Ситуационный (60-е гг.) подходы
| Взаимодействие и взаимосвязь всех частей
организации
Учет воздействия факторов окружающей среды
Анализ ситуационных переменных
| Рассмотрение организации как целостной системы
Значение анализа внешней среды для организации
Принятие решений с учетом сложившейся ситуации
| Теории Стратегии (60-е гг.), Инноваций и Лидерства (80—90-е гг.)
| Непрерывность взаимодействия организации
с окружающей средой и разработка стратегии
развития организации
Инновации как основа конкурентоспособности
Лидерство
| Разработка стратегии организации как метод конкурентной борьбы
Инновационный подход к изменениям в организации
Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством
| Примечание. В скобках приведены годы, характеризующие период активных разработок по данным направлениям.
|
|