Практическое занятие №4. Оформительские умения в работе вожатого Факультет технологии экономики и дизайна
Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ФТД 1
«Подготовка к работе в ДОУ»
Направление подготовки050100 Педагогическое образование
Профиль подготовкиТехнологическое образование («Безопасность жизнедеятельности»)
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная, заочная
Составитель:
К.пед.н., доцент Шумилова Н.С.
Перечень тем практических занятий
Практическое занятие №1.
Санитарно – гигиенические требования к детским оздоровительным учреждениям и техника безопасности
Цель: формирование у студентов представлений о правильной организации жизнедеятельности детей в ДОУ и технике безопасности.
План:
Теоретические вопросы:
1. Организация купания детей.
2. Выход за территорию лагеря.
3. Медицинские советы.
4. Противопоказания к направлению детей в лагерь.
5. Действия вожатого в экстремальных ситуациях.
Практическая работа:
Составление памятки о соблюдении мер безопасности.
СРС:
Ознакомиться со следующими документами и нормативными актами и подготовить выборочные конспекты:
Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ; Федеральные законы «Об образовании», «О борьбе с терроризмом», «О пожарной безопасности» и др., Трудовой, Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный и иные кодексы РФ, а также указы, распоряжения и послания Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ; Устав ДОУ, решения, постановления, приказы, положения и инструкции, регулирующие вопросы трудовой деятельности безопасности работников на территории ДОУ.
Подготовить ответы на вопросы:
1. Сколько воспитателей (вожатых) устанавливается на отряд?
2. В какие трудовые отношения вступает студент-практикант в период работы в ДОУ в качестве воспитателя (вожатого)?
3. Что такое «трудовой договор»?
4. Как заключить трудовой договор?
5. В каких случаях и как может быть расторгнут трудовой договор?
6. Что регламентирует трудовой договор?
7. Что такое «служебная дисциплина»?
8. Каковы основные должностные обязанности воспитателя (вожатого)?
9. Какова ответственность воспитателя (вожатого) во время работы в ДОЛ?
10. За что воспитатель (вожатый) несет материальную ответственность?
11. Каким должно быть рабочее время и время отдыха вожатого?
12. Как производится оплата труда воспитателя (вожатого)?
13. Что такое «техника безопасности» и «охрана труда»?
14. Каковы основные причины несчастных случаев и травматизма?
15. Какие инструктажи по безопасности и охране труда должен пройти воспитатель-вожатый в процессе работы в ДОУ?
16. Какие инструктажи воспитатель-вожатый обязан провести с воспитанниками в отряде.
Литература
Основная
- Анатенко С. Летний отдых юных Россиян: правовые и организационные проблемы отдыха и оздоровления детей. Народное образование№3,2005. С.9-10.
2. Арталиенова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1-11 классы. – М.: ВАКО,2006.-288с.
3. Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. Новая школа,1994.
4. Бередина В.,Барканов С. Где отдохнуть школьнику летом? «Воспитание школьников»№3,1998.-с.41-42.
5. Варажин В. Менеджмент в детском оздоровительном центре. «Воспитание школьников»№5,2006-с.41-46.
- Шумилова Н.С. Терешкова Л.А. Тропина О.Н. Правовые аспекты деятельности воспитателя-вожатого, обеспечение безопасности и охраны труда: учебно-методическое пособие. Армавир: РИЦ АГПУ, 2008. – 28 с.
Дополнительная
1. Вифлеемский А., Чиркиня О. Летний отдых, практика и оплата труда. Народное образование№3,2004. С.62-68.
2. Вифлемский А. «Экологические аспекты деятельности летних оздоровительных лагерей». Народное образование№3,2006. С.42-44.
3. Воронова Б. Современные гигиенические требования и летнего отдыха детей и подростков. Народное образование№3,2005. С.77-85.
4. Воронова Б., Степанова М. Гигиенические требования к организации летнего отдыха детей в базовых палаточных лагерях. Народное образование№3,2006. С.58-62.
5. Духовная Т. Материальная ответственность работников детского оздоровительного учреждения. Народное образование№3,2006. С.51-58.
6. Казаков В. Опасный водоем. Народное образование.№3,2003 С.142-148.
7. Летний отдых детей: Статьи.//Народное образование,№3,2004.
8. Ломакшн А. Что? Где? Когда? (викторина для старшеклассников). «Воспитание школьников»№8,2005.-с.75-77.
9. Организация летнего общественно полезного труда школьников./Под ред. Л.К.Балясной. – М., Просвещение,1977.
10. Организация летнего общественного полезного труда школьников: Из опыта работы органов народного образования и пед. коллективов школ РСФСР./Под ред. Л.К.Балясной. – М.: Просвещение,1977
Практическое занятие №2. Периодизация лагерной смены
Цель: ознакомление студентов с периодами лагерной смены, формирование умений и навыков создания условий для успешного проведения организационного периода.
План:
Теоретические вопросы:
- Разделение смены на периоды и их характеристика. Режимные моменты в лагере.
- Возможные КТД в начале смены.
- План отряда. Составление и особенности реализации.
- Распределение поручений в отряде. Мотивация деятельности воспитанников.
Практическая работа:
- Отработка умений и формирование компетенций организации деятельности воспитанников в ДОУ во время организационного этапа.
- Составление перечнятрадиций, которые будут способствовать объединению и развитию детских коллективов.
Примечание:
Возможно использование новых компьютерных технологий: видеодемонстрация наглядного материала (текст программы работы в лагере в соответствии с периодами, презентация конкретного лагеря, детские песни).
СРС:
Подбор для педагогической копилки пособий, способов обмена информацией, знакомства, поздравлений, обмена мнением, речевки, «кричалки», «вопилки» и т.д..
Литература
Основная:
1. Маленкова Л.И и др., Большая книга вожатого. М. 2004.
2. «Ах, лето…» Под ред. Крыловой Г.А. ,Соколовой И.Б. Армавир.-2002.
3. Вожатый века. Общественно-педагогический журнал. - М.: Педагогическое общество России, 2001 - 2005.
Дополнительная:
1. КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. / Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 224 с. - (Библиотека журнала "Вожатый века")
2. 100 замечательных идей для детских праздников. / Анисимова Т.Б. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 320 с. - (Мир вашего ребенка)
3. 100 затей для детей: Ребусы, кроссворды, загадки, раскраски. / Составитель И.Б.Нескуба. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 160 с. - (Мир вашего ребенка).
Практическое занятие №3. Планирование работы отряда на смену
Цель: формирование у студентов умений и компетенций планирования воспитательной работы в отряде на период смены, основываясь на принципах творческого сотрудничества с детьми.
План:
Теоретические вопросы:
- Алгоритм действий при организации совместного планирования работы в отряде.
- Учет возрастных особенностей детского коллектива при планировании.
- Способы совместного планирования.
- Организация самоуправления в условиях ДОУ.
Практическая работа:
Обсуждение различных вариантов планов работы на смену. Разработка системы детского самоуправления.
Примечание:
Возможно использование новых компьютерных технологий: видеодемонстрация наглядного материала (презентации программ работы различных отрядов).
СРС:
Составление плана работы на смену с указанием тематики КТД.
Литература
Основная:
1. «Ах, лето…» Под ред. Крыловой Г.А. ,Соколовой И.Б. Армавир.-2002.
2. Маленкова Л.И и др., Большая книга вожатого. М. 2004.
3. Организация воспитательного процесса в школе. Под ред. М.И.Рожкова.-М.,2000.
4. Основы Педагогического мастерства. Под ред. Зязюна И.А. М., 1988
5. Соболева Е.А., Спирина В.И., Тупичкина Е.А.. Твори, выдумывай, пробуй… Армавир, 1995.
6. Организация работы педагогического коллектива пионерского лагеря. / Ковель М.Б. - М.,1982.
7. Оригинальные и веселые праздники, игры, конкурсы для детей. / Шин С.А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 288 с. и цв. илл. - (Школа радости).
Дополнительная:
1. 365 развлечений для ребенка. / Составитель Е.А.Беляков. - М.:Рольф, 2000. - 224 с., илл. - (Внимание: дети!).
2. Веселые игры для дружного отряда. / Бесова М.А. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 160 с. - (После уроков).
3. Дневник вожатого. Практическое пособие. / Григоренко Ю.Н. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 80 с.
Практическое занятие №4. Оформительские умения в работе вожатого
Цель: формирование представлений о кружковой работе в условиях ДОУ и выявление способностей, развитие творческих умений студентов.
План:
Теоретические вопросы:
1. Организация кружковой работы в условиях ДОЛ. Виды кружков.
2. Праздничное оформление всех детских дел.
3. Элементарные шрифты. Фон. Способы наложение фона.
4. Стенная газета, отрядный уголок. Визитка. Объявления.
5. Изготовление призов.
6. Бумажная пластика.
Практическая работа:
- Изготовление различных творческих форм стенгазет и отрядных уголков. Форма работы: работа в микрогруппах.
- Выявление интересов студентов и их увлечений, способностей в организации деятельности по изготовлению различных поделок. Проведение конкурса поделок
СРС:
- Разработать программу работы кружка (по выбору студента).
- Пополнение педагогической копилки макетами стенгазет и отрядных уголков.
Литература
Основная:
1. «Ах, лето…» Под ред. Крыловой Г.А. ,Соколовой И.Б. Армавир.-2002.
2. Маленкова Л.И и др., Большая книга вожатого. М. 2004.
3. Организация воспитательного процесса в школе. Под ред. М.И.Рожкова.-М.,2000.
4. Основы Педагогического мастерства. Под ред. Зязюна И.А. М., 1988
5. Соболева Е.А., Спирина В.И., Тупичкина Е.А.. Твори, выдумывай, пробуй… Армавир, 1995.
Дополнительная:
1. Игротека вожатого. / Автор-составитель Ю.Н.Тимофеев. - М., 2001.
2. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. / Григоренко Ю.Н. - М., 2002.
3. Построение договорных отношений между подростками и взрослыми в условиях детского лагеря. Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря. Материалы научно-практической конференции. / Под. Общей редакцией О.Г.Миронец, И.Н.Хуснутдиновой. - Самара, 2000.
4. Вожатый.ру - Отличный сайт для Вожатого - Главная «Вожатого.ру».
Практическое занятие №5. Стимулирование здорового образа жизни вожатого и детей как основа воспитания
Цель: стимулирование стремления к здоровому образу жизни у студентов и развитие умения организации жизнедеятельности детей, опираясь на данный принцип.
План:
Теоретические вопросы:
1. Что такое здоровье и здоровый образ жизни.
2. Примерный план схема отслеживания своего физического состояния.
3. Забота о психическом здоровье.
4.Как организовать и провести поход, туристическую эстафету или викторину по ориентированию.
Практическая работа:
Проведение игр: Эстафета «Маршрут здоровья», игра «Банк вредных глупостей», тренинговая ситуация «Вам предлагают наркотики» и т. д. Форма работы: групповая работа с использованием тренинговых ситуаций.
Примечание:
Возможно использование новых компьютерных технологий: видеодемонстрация наглядного материала (пропаганда здорового образа жизни).
СРС:
Пополнение «педагогической копилки» играми и сценариями в соответствии с темой занятия.
Литература
Основная:
1. Маленкова Л.И и др., Большая книга вожатого. М. 2004.
2. Соболева Е.А., Спирина В.И., Тупичкина Е.А.. Твори, выдумывай, пробуй… Армавир, 1995.
3. Шмаков С.А. Каникулы. М.,1994.
4. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.. 1998.
5. Щуркова Н.Е Собрание пестрых дел. М., 1998
Дополнительная:
6. Самоуправление в лагере. Методические рекомендации старшим и отрядным вожатым пионерских лагерей. / Составители Н.М.Костина, О.В.Малова, Э.А.Мальцева. - Устинов, 1992.
7. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере: Методическое пособие. / Должиков И.И. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 176 с. - (Методика)
8. Лещинский В.И., Кульневич С.В., Учимся управлять собой и детьми: Пед. Практикум. – М.; Просвещение: Владос, 1995.- 240 с.
|