КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТРЯДНЫХ ДЕЛ На организационном сборе отряда и на сборе планирования ребята пытаются ответить на вопросы: «Как мы будем жить?», «Что мы будем делать?», «Как будем делать?» При решении этого последнего «как» ребята учатся мыслить, творить и проявлять инициативу. Но инициатива и самодеятельность подростка воспитываются, поддерживаются и развиваются только при умелом руководстве педагога и в повседневной коллективно-творческой и организаторской деятельности. Сама же организаторская деятельность осуществляется разными способами, в зависимости от того, что надо организовать и кто организует работу.
Иногда бывает так, что какое-либо отрядное дело предлагает вожатый, он и назначает ребят, ответственных за его подготовку и проведение (речь не идёт о делах в первые дни организационного периода, в этом случае вожатый сам готовит дело, а ребят из отряда привлекает только в качестве помощников). Интересно это? Наверное, не очень.
В каком случае отрядное дело будет по-настоящему интересным, полезным, значимым? Тогда, когда его предложили сами ребята. Сами придумали, подготовили и провели. Только при таком подходе реализуется один из главных принципов самоуправления, который мы с Вами будем называть «четыре «сами»: сами планируем, сами готовим, сами проводим и сами анализируем.
Как же сделать, чтобы в подготовке дела были задействованы все желающие ребята, чтобы всем было интересно? Чтобы не только вожатый или определённая группа активных ребят в отряде организовывали все дела? Чтобы все ребята принимали живое участие в реализации отрядных планов, подготовке и осуществлении задуманного и практически каждый из них приобрёл организаторский опыт?
Для этого существует несколько методов подготовки дел. Каждый метод основывается на особом способе формирования групп подростков — организаторов отрядного дела. Их три: инициативная группа, творческая группа, совет дела. Рассмотрим конкретно каждый.
1. Инициативная группа — временный орган отряда, группа ребят, которые являются инициаторами и организаторами определённого дела. Эти ребята:
4. предлагают провести отрядное дело;
5. пишут сценарий дела и готовят всё необходимое (художественное и музыкальное оформление, реквизит, призы и подарки победителям и т.д.);
6. проводят дело;
7. анализируют дело.
В инициативную группу входят желающие: и те, кто достаточно грамотны в данном вопросе, и кто просто хочет принять участие в подготовке дела, попробовать себя. Поэтому вожатому необходимо проконтролировать, чтобы поручения в группе были распределены с учётом знаний, способностей и возможностей каждого участника группы.
2. Творческая группа (творческое объединение) - группа наиболее подготовленных, грамотных, компетентных в том или ином вопросе ребят, регулирующая подготовку к какому-либо делу. Например, подготовить туристическую тропу лучше всего смогут ребята, увлекающиеся туризмом и разбирающиеся в этих вопросах, и т.д.
Творческой группе поручается от начала до конца разработать дело целиком или его часть (как правило, само дело берётся из плана работы отряда на смену). Ребята могут привлекать к работе любого члена коллектива, по мере необходимости назначать репетиции, обращаться за помощью к специалистам или находить таковых. В этом состоит отличие творческой группы от инициативной.
Творческая группа:
1. разрабатывает подробный сценарий дела;
2. распределяет поручения, задания микрогруппам в отряде, отдельным ребятам по подготовке дела;
3. корректирует действия ответственных за подготовку отрядного дела;
4. проводит дело;
5. анализирует дело, подводит итоги работы совместно со всеми ребятами отряда.
3. Совет дела - группа ребят, представителей микро групп, работает как временный орган управления в отряде, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к отрядному делу.
Совет дела:
6. привлекает к творчеству, проведению дела всех ребят отряда;
7. разрабатывает конкретный сценарий дела;
8. организует подготовку и проведение дела, распределяет поручения между всеми членами отряда;
9. контролирует выполнение поручений, помогает тем, у кого сложнее всего идёт работа, рассказывает об интересных находках, для того чтобы уже в ходе подготовки совершенствовать задания;
10. руководит выполнением задуманного, координирует действия ответственных;
11. анализирует проведённое дело со всеми ребятами отряда.
При таком способе работы все ребята — члены микрогруппы (в каждой, как правило, не менее 4-6 человек) подчиняются тому, кого выбрали в совет дела и кто регулирует взаимодействие их группы с другими в коллективной деятельности. Одновременно может быть и другая работа, где член совета дела - рядовой участник и подчиняется в этом виде работы кому-то из ребят отряда. Таким образом, у подростков формируется демократическая культура, где существенным условием является умение организовывать и подчиняться.
Например, в плане работы отряда на смену есть такое дело - День именинника. Вожатые могут объявить конкурс между микрогруппами на лучшее предложение по проведению этого дня. Далее проходят такие этапы.
А. Разделите ребят отряда на команды по 5-7 человек. Пусть каждый подумает, как он хочет провести такой день, что это будет: театрализованное представление с чаепитием, встреча интересных людей, тематическая дискотека с весёлыми конкурсами или что-то иное. Сколько ребят в отряде, столько и вариантов.
Б. На сборе микрогруппы ребята делятся своими идеями. Необходимо внимательно выслушать все проекты. Всё обсуждается и создаётся сводный проект микрогруппы по проведению Дня именинника.
В. Собираются по одному представителю от каждой микрогруппы с предложениями своих групп. Это - совет дела. Его возглавляет либо вожатый отряда, либо командир отряда.
Г. Опираясь на предложения микрогрупп, совет дела разрабатывает день в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, руководит выполнением задуманного.
Сила такого отрядного дела в том, что оно требует общего поиска, даёт толчок творчеству ребят, а также открывает возможность каждому проявить себя.
Организованная таким образом, общая работа отряда по подготовке дела позволяет всем ребятам думать, предлагать, планировать, претворять в жизнь, учиться анализировать (причём на собственном опыте), оценивать.
В своей практической деятельности каждый педагог может использовать и другие варианты, способы подготовки дел. Но всегда нужно помнить:
5. общее мнение вырабатывается из предложений каждого;
6. соблюдение принципа «сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем» даёт возможность развивать инициативу и самостоятельность подростков;
7. отрядные дела могут быть самые разные, но все они должны соответствовать возрасту, знаниям и интересам ребят;
8. обязательным должен стать анализ проведённого дела, когда все ребята отряда размышляют над удачами, ошибками и определяют для себя перспективы, планы на будущее, программу последействия.
Главное для вожатого — не просто обучить ребят, что и как делать, а воспитать уважение каждого к каждому, помочь осознать собственную ответственность за порученное дело, научить критически оценивать свои поступки.
|