Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТРЯДНЫХ ДЕЛ

На организационном сборе отряда и на сборе планирования ребята пытаются ответить на вопросы: «Как мы будем жить?», «Что мы будем делать?», «Как будем делать?» При решении этого последнего «как» ребята учатся мыслить, творить и проявлять инициативу. Но инициатива и самодеятельность подростка воспитываются, поддерживаются и развиваются только при умелом руководстве педагога и в повседневной коллективно-творческой и организаторской деятельности. Сама же организаторская деятельность осуществляется разными способами, в зависимости от того, что надо орга­низовать и кто организует работу.

Иногда бывает так, что какое-либо отрядное дело предлагает вожатый, он и на­значает ребят, ответственных за его подготовку и проведение (речь не идёт о делах в первые дни организационного периода, в этом случае вожатый сам готовит дело, а ребят из отряда привлекает только в качестве помощников). Интересно это? Навер­ное, не очень.

В каком случае отрядное дело будет по-настоящему интересным, полезным, зна­чимым? Тогда, когда его предложили сами ребята. Сами придумали, подготовили и провели. Только при таком подходе реализуется один из главных принципов само­управления, который мы с Вами будем называть «четыре «сами»: сами планируем, сами готовим, сами проводим и сами анализируем.

Как же сделать, чтобы в подготовке дела были задействованы все желающие ре­бята, чтобы всем было интересно? Чтобы не только вожатый или определённая груп­па активных ребят в отряде организовывали все дела? Чтобы все ребята принимали живое участие в реализации отрядных планов, подготовке и осуществлении задуман­ного и практически каждый из них приобрёл организаторский опыт?



Для этого существует несколько методов подготовки дел. Каждый метод осно­вывается на особом способе формирования групп подростков — организаторов отряд­ного дела. Их три: инициативная группа, творческая группа, совет дела. Рассмотрим конкретно каждый.

1. Инициативная группа — временный орган отряда, группа ребят, которые яв­ляются инициаторами и организаторами определённого дела. Эти ребята:

4. предлагают провести отрядное дело;

5. пишут сценарий дела и готовят всё необходимое (художественное и музыкальное оформление, реквизит, призы и подарки победителям и т.д.);

6. проводят дело;

7. анализируют дело.

В инициативную группу входят желающие: и те, кто достаточно грамотны в дан­ном вопросе, и кто просто хочет принять участие в подготовке дела, попробовать се­бя. Поэтому вожатому необходимо проконтролировать, чтобы поручения в группе были распределены с учётом знаний, способностей и возможностей каждого участни­ка группы.

2. Творческая группа (творческое объединение) - группа наиболее подготовленных, грамотных, компетентных в том или ином вопросе ребят, регулирующая подготовку к ка­кому-либо делу. Например, подготовить туристическую тропу лучше всего смогут ребята, увлекающиеся туризмом и разбира­ющиеся в этих вопросах, и т.д.

Творческой группе поручается от начала до конца разрабо­тать дело целиком или его часть (как правило, само дело берёт­ся из плана работы отряда на смену). Ребята могут привлекать к работе любого члена коллектива, по мере необходимости на­значать репетиции, обращаться за помощью к специалистам или находить таковых. В этом состоит отличие творческой груп­пы от инициативной.

Творческая группа:

1. разрабатывает подробный сценарий дела;

2. распределяет поручения, задания микрогруппам в отряде, от­дельным ребятам по подготовке дела;

3. корректирует действия ответственных за подготовку отрядно­го дела;

4. проводит дело;

5. анализирует дело, подводит итоги работы совместно со всеми
ребятами отряда.

3. Совет дела - группа ребят, представителей микро­
групп, работает как временный орган управления в отряде, ор­ганизующий и координирующий коллективную работу по подго­товке к отрядному делу.

Совет дела:

6. привлекает к творчеству, проведению дела всех ребят отряда;

7. разрабатывает конкретный сценарий дела;

8. организует подготовку и проведение дела, распределяет пору­чения между всеми членами отряда;

9. контролирует выполнение поручений, помогает тем, у кого
сложнее всего идёт работа, рассказывает об интересных находках,
для того чтобы уже в ходе подготовки совершенствовать задания;

10. руководит выполнением задуманного, координирует действия
ответственных;

11. анализирует проведённое дело со всеми ребятами отряда.

При таком способе работы все ребята — члены микро­группы (в каждой, как правило, не менее 4-6 человек) подчиня­ются тому, кого выбрали в совет дела и кто регулирует взаимо­действие их группы с другими в коллективной деятельности. Од­новременно может быть и другая работа, где член совета дела - рядовой участник и подчиняется в этом виде работы ко­му-то из ребят отряда. Таким образом, у подростков формирует­ся демократическая культура, где существенным условием явля­ется умение организовывать и подчиняться.

Например, в плане работы отряда на смену есть такое де­ло - День именинника. Вожатые могут объявить конкурс меж­ду микрогруппами на лучшее предложение по проведению этого дня. Далее проходят такие этапы.

А. Разделите ребят отряда на команды по 5-7 человек. Пусть каждый подумает, как он хочет провести такой день, что это будет: театрализованное представление с чаепитием, встре­ча интересных людей, тематическая дискотека с весёлыми кон­курсами или что-то иное. Сколько ребят в отряде, столько и вариантов.

Б. На сборе микрогруппы ребята делятся своими идеями. Необходимо внимательно выслушать все проекты. Всё обсуж­дается и создаётся сводный проект микрогруппы по проведению Дня именинника.

В. Собираются по одному представителю от каждой мик­рогруппы с предложениями своих групп. Это - совет дела. Его возглавляет либо вожатый отряда, либо командир отряда.

Г. Опираясь на предложения микрогрупп, совет дела раз­рабатывает день в деталях, распределяет поручения между мик­рогруппами, руководит выполнением задуманного.

Сила такого отрядного дела в том, что оно требует общего поиска, даёт толчок творчеству ребят, а также открывает воз­можность каждому проявить себя.

Организованная таким образом, общая работа отряда по подготовке дела позволяет всем ребятам думать, предлагать, планировать, претворять в жизнь, учиться анализировать (при­чём на собственном опыте), оценивать.

В своей практической деятельности каждый педагог может использовать и другие варианты, способы подготовки дел. Но всегда нужно помнить:

5. общее мнение вырабатывается из предложений каждого;

6. соблюдение принципа «сами планируем, сами готовим, сами
проводим, сами анализируем» даёт возможность развивать ини­циативу и самостоятельность подростков;

7. отрядные дела могут быть самые разные, но все они должны
соответствовать возрасту, знаниям и интересам ребят;

8. обязательным должен стать анализ проведённого дела, когда
все ребята отряда размышляют над удачами, ошибками и опре­деляют для себя перспективы, планы на будущее, программу последействия.

Главное для вожатого — не просто обучить ребят, что и как делать, а воспитать уважение каждого к каждому, помочь осознать собственную ответственность за порученное дело, на­учить критически оценивать свои поступки.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.