Примерный перечень документов для «Педагогической копилки» 1. Педагогического кредо.
2. Перечень детских организации г. Армавира
3. Выборочный конспект: «Конвенции о правах ребенка», «Декларация прав ребенка», Законы РФ, регламентирующие права и обязанности ребенка и др.
4. Список дел в начале смены.
5. План работы отряда на смену.
6. Перечень игр для знакомства.
7. Кричалки и вопилки.
8. Сценарии игр и творческих конкурсов для стимулирования здорового образа жизни.
9. Сценарии игр и творческих конкурсов для организации интеллектуально-творческой деятельности детей.
10. Сценарии игр и творческих конкурсов физкультурной, военно-спортивной и туристической деятельности,
11. Сценарии игр и творческих конкурсов, практические советы по экологической безопасности.
12. Сценарии и конкурсы развлекательного характера.
13. Игры и тренинги для работы с детьми в сложных условиях.
14. Диагностические методики и тренинги выявления и решения проблем вожатого.
15. Диагностические методики и тренинги выявления и решения проблем воспитанников.
16. Приемы воздействия на сознание трудновоспитуемых детей (на основе нейролингвистического программирования).
В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ ВОЖАТОГО (ВОСПИТАТЕЛЯ)
ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
Упражнение 1
Вожатый: Давайте познакомимся. Каждый по очереди будет называть своё имя, которое звучит для вас наиболее приятно. Например: Саша, или Александр, или Шурик. Кроме имени назовите ещё три присущие вам качества. Какой вы?
Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, побуждает к рассмотрению своих качеств, особенностей личности.
Упражнение 2
Вожатый: Мы продолжаем знакомиться. Сделаем так: каждый по очереди скажет, о какой жизни он мечтает в лагере, что больше всего его интересует. Прежде чем говорить о себе, назовите сидящего рядом соседа и кратко выразите его мысли (выдерживает паузу для обдумывания).
Такое знакомство изменяет эмоциональное состояние группы.
Можно использовать другой вариант знакомства: предложить рассказать о своих увлечениях, сфере своих интересов.
Упражнение 7
Вожатый: Продолжаем наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, когда вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и покажите этот объект, а все остальные должны догадаться, что вы представляете.
Выбор того или иного объекта материального мира, животного или растения происходит часто по принципам сходства (например, хочу быть озером, потому что спокойна и уравновешена) или дополнения, различия (например, хочу стать башней, потому что испытываю дискомфорт из-за своего невысокого роста). В любом случае в индивидуальной беседе с ребёнком вожатый должен поинтересоваться причиной представления каких-то необычных образов.
Упражнение 4
Участники рассаживаются по кругу, вожатый стоит в центре круга.
Вожатый: Сейчас мы продолжим наше знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга — для начала это буду я — предлагает поменяться местами, пересесть тем, у кого есть что-то общее. Например, я скажу: «Пересядьте те, кто любит вкусно поесть». При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжает игру.
Используем эту ситуацию, чтобы больше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось, то или иное умение. Это нам потребуется немного позже.
В ходе игры вожатый побуждает детей называть разнообразные варианты, отмечая оригинальные и интересные. Например, меняются местами те, кто любит танцевать; кто любит петь; кто любит утром рано просыпаться; у кого имя начинается на «И» и т.д.
Упражнение 5
Вожатый: А теперь давайте все вместе сочиним рассказ о нашем отряде, в котором собрались и будут целый месяц жить вместе самые интересные ребята из всех живущих на Земле. Кто-то из нас начнёт и скажет первые одну-две фразы. Далее будем двигаться по часовой стрелке по кругу. Каждый по очереди, продолжая повествование, будет говорить свои фразы.
Вожатый, по своему усмотрению, может предложить одному-двум участникам закончить рассказ, придумав заключительные фразы.
Упражнение 6
Для этого упражнения необходимо заранее заготовить большой ватман и фломастеры.
Вожатый: Сейчас обсудим и составим общий для нашего отряда перечень идей и принципов, которых мы должны придерживаться в лагере. Начинайте свою идею со слова «можно». Например:
1. можно желать друг другу доброго утра;
2. можно не хныкать и быть весёлым;
3. можно есть за себя и за своего товарища;
4. можно в «тихий час» спать «без задних ног».
Поощряйте ребят, придумывающих самые интересные варианты. Записываться они будут в «заповедник» только с согласия всех детей отряда.
В течение смены иногда стоит напоминать детям, заглядывать в собственное творение, если возникает необходимая ситуация.
Упражнение 7
Вожатый: Одно время в мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели свои обычаи, традиции, привычки. Один из таких обычаев — делать какие-либо надписи на своей одежде, часто отражая жизненную позицию, девиз её обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу мяч со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано...». Тот, кто получает мяч, заканчивает фразу.
Права воспитателя (вожатого) оздоровительного лагеря.
5. Воспитатели (вожатые) должны свободно пользоваться всеми гражданскими правами, предоставляемыми всем остальным гражданам, правом быть избранными и занимать выборные должности.
6. Заработная плата и условия труда воспитателей (вожатых) должны определяться путем переговоров между работодателями и коллективами воспитателей (вожатых).
* Следует создавать паритетные органы для урегулирования между воспитателями (вожатыми) и их работодателями конфликтов, вытекающих из условий найма. В случае, если средства и процедура, установленные для этих целей, будут исчерпаны или же переговоры между сторонами будут прерваны из-за полного несогласия, воспитатели (вожатые) должны иметь право предпринимать такие меры, которые обычно предоставляются другим гражданам для защиты их законных прав.
Обязанности воспитателя-вожатого оздоровительного лагеря,
1. Признавая, что положение воспитателей (вожатых) в значительной степени зависит от них самих, все воспитатели (вожатые) должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы.
2. Расследования жалоб должны проводиться таким образом, чтобы воспитателям (вожатым) была предоставлена полная возможность защищаться в условиях справедливости и чтобы ход разбирательства не придавался никакой огласке.
3. Воспитатели (вожатые) должны принимать все возможные меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с детьми и подростками.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ЗАВИСИТ ОТ СПЕЦИФИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ)
Подготовительный этап.
* Подготовьте таблицу (анкету) со следующими вопросами:
-фамилия, имя, отчество ребенка;
-число, месяц и год рождения;
-домашний адрес, телефон;
-фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей;
-место работы и телефон родителей или законных представителей;
- информация о том, кому можно отдавать ребенка после отдыха в оздоровительном лагере, в родительский день, кроме родителей или законных представителей;
-специфические не инфекционные заболевания и первая помощь при них;
-причины возникновения возможных аллергических явлений;
-особенности характера и поведения;
-увлечения ребенка или подростка;
-умение плавать. * Приготовьте:
-табличку с указанием возраста ребят, которые попадают в отряд;
-«визитки» для детей;
-доброе слово и улыбку для каждого ребенка и его родителей.
* Списки мальчиков и девочек ведите отдельно.
* Продумайте, чем заниматься с детьми или подростками во время поездки в автобусе.
Регистрация и прием детей.
* Принимая ребенка, необходимо:
-проверить правильность оформления путевки;
-проконтролировать наличие необходимых медицинских справок и отсутствие в них противопоказаний (по указанию врача оздоровительного лагеря);
-расспросить доверительно родителей о наличии у ребенка каких-либо специфических болезней (энурез, аллергия и др.), постараться убедить их в необходимости таких знаний для качественного отдыха ребенка;
-предложить родителям список необходимых вещей ребенку для летнего отдыха, обратив внимание на головной убор, сменную обувь, смену нижнего белья;
-узнать, как влияет поездка в автобусе на состояние здоровья ребенка.
Что взять с собой воспитателю (вожатому):
* методические разработки;
* заготовки к предполагаемым сценариям;
* заметки, вырезки из газет и журналов;
* сборники любимых стихов, песен;
* книги по занимательной физике, психологии;
* копилку с песнями, играми, шутками, загадками;
* электрический фонарик;
* перочинный ножик;
* несколько шариковых ручек;
* блокнот;
* цветные карандаши;
* несколько иголок;
* много ниток;
* ножницы канцелярские;
* скрепки, кнопки, скотч;
* аптечка;
* свисток;
* цветная бумага;
* клей;
* полезные советы;
* всевозможные интересные истории:
* страшные истории;
* старые колготки;
* старые открытки;
* кассеты для музыкального сопровождения;
* булавки;
* свечи;
* линейку,
* средство от комаров;
* обувь для душа.
Что взять с собой детям:
* обувь для сырой погоды; головной убор от солнца;
* носовые платки;
*нижнее сменное белье (6 комплектов);
* мыло;
5. зубную щетку;
6. зубную пасту; * расческу;
* куртку;
* теплую кофту;
* спортивный костюм; * сменную обувь;
* купальник.
Посадка детей в автобусы.
* Спокойно пересчитайте детей, сделайте сверку по списку.
* Организуйте посадку детей в автобус, учитывая состояние здоровья, элементарные правила этикета (мальчики пропускают девочек).
* Если дети маленькие, организуйте внесение вещей в автобус без помощи детей (например, с помощью родителей или юношей старшего отряда).
* Не желательно после окончания посадки разрешать родителям входить в автобус, даже если текут слезы.
* Закончив посадку детей в автобус, повторите перекличку. Убедитесь, что все дети на местах, нет никогопосторонних в автобусе.
* Доложите директору оздоровительного лагеря о количестве и наличии зарегистрированных вами детей и готовности к отъезду.
* Займитесь профессиональной деятельностью.
Поездка в автобусе.
* Предложите детям вариант «прощания» с родителями:
- «Папы, мамы до свидания! Не грустите на прощанье!» (Предупредите детей, что родители ожидают улыбок).
* Организуйте «музыкальный оркестр»:
-одна группа - бьет в ладоши;
-другая группа - «журчит»;
-третья группа -топает и т.д.
Темп задает воспитатель (вожатый) в зависимости от темы и регулирует начало и окончание «звучания».)
* Вспомните о том, что «не нужно» брать с собой в оздоровительный лагерь и почему:
-зубную щетку, иначе зубы будут чистые;
-улыбку, так как все будут думать, что вам все время весело;
-сменную одежду, иначе ее придется менять. * Предложите угадать вашу любимую песню.
|