Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТРЯДНОГО ДЕЛА

Интересно рассказывается об этом и раскрывается содержание каждого этапа в книге А.Н. Лутошкина «Как вести за собой». Раскроем некоторые секреты мастеров отрядного дела. (Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах органи­заторской работы. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981).

8. Получив задание, точно выясните, в чём оно состоит: какова его цель, к какому времени оно должно быть выполнено, что нужно сделать.

5. Хорошо подготовьте себя к работе, заранее прочитайте нужную литературу, посоветуйтесь с ребятами, особенно с те­ми, кто уже выполнял подобное задание.

9. Если организуемая работа требует материальных средств, надо решить, какие материалы, инструменты, снаряжение нужны, в каком количестве, где их достать, как получить и хранить.

10. Постарайтесь хорошо узнать тех ребят, с которыми бу­дете работать над заданием, узнайте способности каждого, ин­тересы, желания.

11. Составьте план работы по выполнению задания, наметив основные этапы, последовательность их выполнения. В плане от­метьте, что сделаете сами, что поручите другим и кому именно.

12. Подготовьте подробный план работы, тщательно об­судите его с теми, с кем предстоит выполнить задание. В даль­нейшем постарайтесь учесть все разумные конструктивные советы и предложения.

13. Помните, что в организаторской работе важно правиль­но расставить исполнителей и руководить ими в ходе подготовки дела. Лучше всего, чтобы каждый получил конкретное задание, которое соответствовало бы его способностям и возможностям.

14. Организатору дела нужно тактично, вежливо, настой­чиво добиваться результата, ведя постоянный контроль, учёт, проверку выполнения.



15. Берегите свой авторитет, стремитесь быть честными и справедливыми, показывая пример организованности, дис­циплинированности и тактичности.

К числу компонентов успеха любого дела относятся также интересные задания, красочное оформление, музыкальное со­провождение, находчивый ведущий, компетентное жюри, эмо­циональные зрители, призы для победителей и т.д.

ЧТОБЫ ОТРЯДНЫЕ ДЕЛА НЕ БЫЛИ СКУЧНЫМИ

Перед тем как в отряде начнут свою работу творческая, инициа­тивная группы или совет дела, наверное, будет правильно, если педагог научит ребят придумывать интересные дела, разрабаты­вать идею дела, содержание.

Для этого одни вожатые проводят обучающее занятие «Конструирование коллективно-творческих дел (КТД)», другие для своих ребят организуют дело «Конструкторское бюро», а кто-то использует тренинг «Конструируем КТД».

Остановимся на форме обучающего занятия, в основе которого — тренинг «Конструируем КТД», разработанный Е.В. Титовой, и практический опыт вожатых «Орлёнка» (Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 118-122).

Занятие состоит из нескольких этапов. Первый и второй — своеобразная творческая разминка, которая должна обеспечить весёлую игровую атмосферу, а также постепенность в усложнении творческих задач. Третий этап — основной, на котором и происхо­дит разработка новых форм. Всех участников занятия нужно раз­делить на небольшие группы численностью от 3 до 7 человек.

Й этап «Опыт»

Ребятам предлагается для начала обратиться к своему опыту и вспомнить те КТД, которые им уже известны.

Задание группам. За 3 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его и сдать вожатому (или его помощнику), ответить на вопросы других групп.

Группы по очереди оглашают свои перечни. Все участники записывают новые для себя формы и возникающие по ходу ас­социативные идеи. Группы могут задавать друг другу вопросы о содержании и особенностях проведения названных дел.

Вожатый внимательно следит за тем, какие дела называют дети, с целью уточнения сам задаёт вопросы. Он имеет право исключить из перечня просто названия событий, не обозначаю­щие никакой формы и содержания (например, биологическая неделя), а также родовые названия форм без конкретного уточ­нения их вида (например, фестиваль, праздник, вечер и т.п.).

Группы, отвечая на вопросы участников и вожатого, долж­ны кратко охарактеризовать предлагаемые формы. Помощники вожатого (или же он сам) фиксируют количество дел, назван­ных каждой группой, и начисляют им очки (по одному за каж­дое). Этот приём создаст ситуацию творческой конкуренции и позволит активизировать участников.

После выступления всех групп вожатый предлагает участ­никам дополнить общий перечень, если по ходу удалось вспом­нить что-то ещё (каждое дополнение приносит группе одно оч­ко). Таким образом, на этом этапе организуется обмен опытом между ребятами — участниками занятия.

Й этап «Вариация»

Вожатый объясняет, что некоторые формы КТД могут иметь множество различных вариантов. Например, таких, как путеше­ствие, турнир, пресс-конференция, фестиваль и т.п.

Задание группам: За 1 —2 минуты предложить как можно больше различных вариантов одной из форм КТД. Всем группам мо­жет быть дана одна и та же форма либо каждой группе своя. Пред­лагать уже прозвучавшие на 1 -м этапе дела группы не должны.

Количество названных группами вариантов опять фикси­руется. Набранные очки прибавляются к заработанным на пре­дыдущем этапе.

На этом этапе могут родиться совершенно новые идеи творческих коллективных дел, которые никогда и никем раньше не проводились. На такие идеи вожатому следует обратить вни­мание участников. Абсолютно нереальные на первый взгляд идеи не стоит сразу отвергать, предложите их развить. Этот этап, по существу, — упражнение на вариативность мышления и поиск оригинальных вариантов.

Й этап «Идеи» и их защита

Вожатый объясняет, что принцип разработки новых дел лучше всего освоить на примере сюжетно-ролевых КТД. Чтобы разра­ботать новую форму дела, надо прежде всего найти и развить подходящий сюжет. Что может стать основой для выбора сюже­та? Здесь есть, по крайней мере, три пути для поиска.

Во-первых, надо обратить внимание на существующие в реальной жизни учреждения или их комплексы. Например, ма­стерская, академия, город и т.п. Чтобы разработать сюжетно-ролевое КТД, надо представить себе «игру» в это учреждение. Например, в аптеку. Роли «работников аптеки», «больных», «болезней», «лекарств» могут с успехом сыграть ребята даже младшего возраста.

Во-вторых, можно взять события реальной жизни. Напри­мер, фестиваль, пресс-конференцию, путешествие и т.д. Традици­онный ход этих событий в жизни подскажет общий замысел КТД.

В-третьих, основу сюжета можно найти в каких-либо предметах. Например, шкатулка. Она может быть му­зыкальной. Открывая её, знакомишься с музыкальными произ­ведениями различных жанров. Или журнал, перелистывая стра­ницы которого узнаёшь много интересного.

После такого рассказа ребята получают творческие зада­ния. У вожатого должны быть заготовлены карточки, на которых написаны слова, обозначающие учреждения, события или пред­меты. Примерный набор карточек может быть таким (каждый ряд слов можно написать на карточках определённым цветом):

1. Академия, аптека, почта, цирк, музей, клуб, ателье, ма­стерская, фабрика и т.п.

2. Путешествие, экскурсия, экспедиция, эстафета, теле­мост, аукцион, суд, фестиваль, защита, турнир, парад и т.п.

3. Газета, книга, журнал, шкатулка, словарь, часы, цве­ток, портфель, азбука, машина и т.п.

Карточки раскладываются на столе обратной стороной кверху.

Задание группам. Выбрать по одной карточке из каждо­го ряда (выбирает представитель группы). Разработать новое КТД и подготовить его защиту. При защите необходимо отра­зить следующее:

5. назвать форму, указать возраст и количество возможных
участников;

6. сформулировать задачи дела, объяснить, чем это дело может
быть интересно и полезно ребятам;

7. изложить замысел-сюжет, примерное содержание дела;

8. охарактеризовать возможные способы подготовки дела.

Время на подготовку групп - 20 минут. Чтобы ребятам было легче выполнять задание - придумы­вать «новое КТД», можно им предложить ответить на вопросы:

- Что? (Какое будет дело, его форма.)

- Где? (Место проведения дела.)

- Когда? (Время проведения.)

- Для кого? (Аудитория, предполагаемые участники дела.)

- Зачем? (Полезность дела для ребёнка и вожатого.)

- Как? (Метод подготовки дела.)

По истечении отведённого времени вожатый объявляет порядок защиты: представитель группы называет все три кар­точки, объявляет, какую из них группа выбрала для разработки, и излагает родившиеся идеи. Затем участники занятия задают группе вопросы, высказывают свои суждения о предложенной идее. После чего группы оценивают её с помощью, например, цветных карточек по каждому из параметров: возможность во­площения на практике, оригинальность замысла и т.д.

Пока идёт защита, помощники вожатого (или он сам) фик­сируют все оценки, полученные каждой группой, подсчитывают их сумму. По окончании защиты подводятся итоги: называются «группа-лидер» каждого этапа занятия и «абсолютный чемпи­он»; обращается внимание участников на общий перечень дел, составленный в ходе занятия; акцентируется внимание на особо интересных идеях и предложениях, рекомендуется воспользо­ваться ими на практике.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.