ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТРЯДНОГО ДЕЛА Интересно рассказывается об этом и раскрывается содержание каждого этапа в книге А.Н. Лутошкина «Как вести за собой». Раскроем некоторые секреты мастеров отрядного дела. (Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981).
8. Получив задание, точно выясните, в чём оно состоит: какова его цель, к какому времени оно должно быть выполнено, что нужно сделать.
5. Хорошо подготовьте себя к работе, заранее прочитайте нужную литературу, посоветуйтесь с ребятами, особенно с теми, кто уже выполнял подобное задание.
9. Если организуемая работа требует материальных средств, надо решить, какие материалы, инструменты, снаряжение нужны, в каком количестве, где их достать, как получить и хранить.
10. Постарайтесь хорошо узнать тех ребят, с которыми будете работать над заданием, узнайте способности каждого, интересы, желания.
11. Составьте план работы по выполнению задания, наметив основные этапы, последовательность их выполнения. В плане отметьте, что сделаете сами, что поручите другим и кому именно.
12. Подготовьте подробный план работы, тщательно обсудите его с теми, с кем предстоит выполнить задание. В дальнейшем постарайтесь учесть все разумные конструктивные советы и предложения.
13. Помните, что в организаторской работе важно правильно расставить исполнителей и руководить ими в ходе подготовки дела. Лучше всего, чтобы каждый получил конкретное задание, которое соответствовало бы его способностям и возможностям.
14. Организатору дела нужно тактично, вежливо, настойчиво добиваться результата, ведя постоянный контроль, учёт, проверку выполнения.
15. Берегите свой авторитет, стремитесь быть честными и справедливыми, показывая пример организованности, дисциплинированности и тактичности.
К числу компонентов успеха любого дела относятся также интересные задания, красочное оформление, музыкальное сопровождение, находчивый ведущий, компетентное жюри, эмоциональные зрители, призы для победителей и т.д.
ЧТОБЫ ОТРЯДНЫЕ ДЕЛА НЕ БЫЛИ СКУЧНЫМИ
Перед тем как в отряде начнут свою работу творческая, инициативная группы или совет дела, наверное, будет правильно, если педагог научит ребят придумывать интересные дела, разрабатывать идею дела, содержание.
Для этого одни вожатые проводят обучающее занятие «Конструирование коллективно-творческих дел (КТД)», другие для своих ребят организуют дело «Конструкторское бюро», а кто-то использует тренинг «Конструируем КТД».
Остановимся на форме обучающего занятия, в основе которого — тренинг «Конструируем КТД», разработанный Е.В. Титовой, и практический опыт вожатых «Орлёнка» (Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 118-122).
Занятие состоит из нескольких этапов. Первый и второй — своеобразная творческая разминка, которая должна обеспечить весёлую игровую атмосферу, а также постепенность в усложнении творческих задач. Третий этап — основной, на котором и происходит разработка новых форм. Всех участников занятия нужно разделить на небольшие группы численностью от 3 до 7 человек.
Й этап «Опыт»
Ребятам предлагается для начала обратиться к своему опыту и вспомнить те КТД, которые им уже известны.
Задание группам. За 3 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его и сдать вожатому (или его помощнику), ответить на вопросы других групп.
Группы по очереди оглашают свои перечни. Все участники записывают новые для себя формы и возникающие по ходу ассоциативные идеи. Группы могут задавать друг другу вопросы о содержании и особенностях проведения названных дел.
Вожатый внимательно следит за тем, какие дела называют дети, с целью уточнения сам задаёт вопросы. Он имеет право исключить из перечня просто названия событий, не обозначающие никакой формы и содержания (например, биологическая неделя), а также родовые названия форм без конкретного уточнения их вида (например, фестиваль, праздник, вечер и т.п.).
Группы, отвечая на вопросы участников и вожатого, должны кратко охарактеризовать предлагаемые формы. Помощники вожатого (или же он сам) фиксируют количество дел, названных каждой группой, и начисляют им очки (по одному за каждое). Этот приём создаст ситуацию творческой конкуренции и позволит активизировать участников.
После выступления всех групп вожатый предлагает участникам дополнить общий перечень, если по ходу удалось вспомнить что-то ещё (каждое дополнение приносит группе одно очко). Таким образом, на этом этапе организуется обмен опытом между ребятами — участниками занятия.
Й этап «Вариация»
Вожатый объясняет, что некоторые формы КТД могут иметь множество различных вариантов. Например, таких, как путешествие, турнир, пресс-конференция, фестиваль и т.п.
Задание группам: За 1 —2 минуты предложить как можно больше различных вариантов одной из форм КТД. Всем группам может быть дана одна и та же форма либо каждой группе своя. Предлагать уже прозвучавшие на 1 -м этапе дела группы не должны.
Количество названных группами вариантов опять фиксируется. Набранные очки прибавляются к заработанным на предыдущем этапе.
На этом этапе могут родиться совершенно новые идеи творческих коллективных дел, которые никогда и никем раньше не проводились. На такие идеи вожатому следует обратить внимание участников. Абсолютно нереальные на первый взгляд идеи не стоит сразу отвергать, предложите их развить. Этот этап, по существу, — упражнение на вариативность мышления и поиск оригинальных вариантов.
Й этап «Идеи» и их защита
Вожатый объясняет, что принцип разработки новых дел лучше всего освоить на примере сюжетно-ролевых КТД. Чтобы разработать новую форму дела, надо прежде всего найти и развить подходящий сюжет. Что может стать основой для выбора сюжета? Здесь есть, по крайней мере, три пути для поиска.
Во-первых, надо обратить внимание на существующие в реальной жизни учреждения или их комплексы. Например, мастерская, академия, город и т.п. Чтобы разработать сюжетно-ролевое КТД, надо представить себе «игру» в это учреждение. Например, в аптеку. Роли «работников аптеки», «больных», «болезней», «лекарств» могут с успехом сыграть ребята даже младшего возраста.
Во-вторых, можно взять события реальной жизни. Например, фестиваль, пресс-конференцию, путешествие и т.д. Традиционный ход этих событий в жизни подскажет общий замысел КТД.
В-третьих, основу сюжета можно найти в каких-либо предметах. Например, шкатулка. Она может быть музыкальной. Открывая её, знакомишься с музыкальными произведениями различных жанров. Или журнал, перелистывая страницы которого узнаёшь много интересного.
После такого рассказа ребята получают творческие задания. У вожатого должны быть заготовлены карточки, на которых написаны слова, обозначающие учреждения, события или предметы. Примерный набор карточек может быть таким (каждый ряд слов можно написать на карточках определённым цветом):
1. Академия, аптека, почта, цирк, музей, клуб, ателье, мастерская, фабрика и т.п.
2. Путешествие, экскурсия, экспедиция, эстафета, телемост, аукцион, суд, фестиваль, защита, турнир, парад и т.п.
3. Газета, книга, журнал, шкатулка, словарь, часы, цветок, портфель, азбука, машина и т.п.
Карточки раскладываются на столе обратной стороной кверху.
Задание группам. Выбрать по одной карточке из каждого ряда (выбирает представитель группы). Разработать новое КТД и подготовить его защиту. При защите необходимо отразить следующее:
5. назвать форму, указать возраст и количество возможных участников;
6. сформулировать задачи дела, объяснить, чем это дело может быть интересно и полезно ребятам;
7. изложить замысел-сюжет, примерное содержание дела;
8. охарактеризовать возможные способы подготовки дела.
Время на подготовку групп - 20 минут. Чтобы ребятам было легче выполнять задание - придумывать «новое КТД», можно им предложить ответить на вопросы:
- Что? (Какое будет дело, его форма.)
- Где? (Место проведения дела.)
- Когда? (Время проведения.)
- Для кого? (Аудитория, предполагаемые участники дела.)
- Зачем? (Полезность дела для ребёнка и вожатого.)
- Как? (Метод подготовки дела.)
По истечении отведённого времени вожатый объявляет порядок защиты: представитель группы называет все три карточки, объявляет, какую из них группа выбрала для разработки, и излагает родившиеся идеи. Затем участники занятия задают группе вопросы, высказывают свои суждения о предложенной идее. После чего группы оценивают её с помощью, например, цветных карточек по каждому из параметров: возможность воплощения на практике, оригинальность замысла и т.д.
Пока идёт защита, помощники вожатого (или он сам) фиксируют все оценки, полученные каждой группой, подсчитывают их сумму. По окончании защиты подводятся итоги: называются «группа-лидер» каждого этапа занятия и «абсолютный чемпион»; обращается внимание участников на общий перечень дел, составленный в ходе занятия; акцентируется внимание на особо интересных идеях и предложениях, рекомендуется воспользоваться ими на практике.
|