Обратная связь
|
Додинастический период в египетском искусстве, его значение. Расписная керамика и произведения мелкой пластики. Палетка фараона Нармера. Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Памятники 5 тыс. до н.э. говорят о первобытнообщинном характере общества, основанного на примитивном земледелии и скотоводстве; рыболовство и охота еще играли также большую роль. Плодородие почвы, образовавшейся из наносного ила, обеспечивало пропитанием, несмотря на примитивность орудий труда, большое число людей. В отдельных общинах начало появляться земледелие, основанное на искусственном орошении, и применялся труд рабов, вначале еще немногочисленных. Развитие имущественного неравенства внутри общины привело к зачаточным формам государственной власти как аппарата угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев. Постоянные междуобщинные войны из-за земель, каналов и рабов завершились в середине 4 тыс. образованием двух больших государственных объединений — северного и южного. Их объединение, достигнутое победой Юга над Севером около 3200 г. до н. э явилось образованием единого Египетского государства.
Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы и шатры.Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной,в которых в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население рабовладельческого Египта. Жилища вождей племен выделялись вначале лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее ограде укрепляли фетиш почитавшегося духа. Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич-сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной. Древнейший вид жилища — яма — послужил образцом и для погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы циновками. Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека; они и мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческого Египта. С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. Такие гробницы появились у наиболее обеспеченной верхушки общества, а рядовые общинники по-прежнему погребались в овальных ямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившее различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребений. Особое внимание обращалось на оформление могилы вождя общины, так как считалось, что «вечное» существование его духа обеспечивало благоденствие всей общине. В Иераконполе была найдена гробница такого вождя, стены которой были уже покрыты росписью. Для обеспечения посмертного существования умершего, которое представлялось продолжением земного, родные ставили в могилу сосуды с пищей и питьем и предметы обихода.
Глиняный сосуд с росписью
Самыми ранними из них являются глиняные сосуды, расписанные несложными белыми узорами по красному фону глины. С течением времени формы сосудов становились разнообразнее; менялся и самый тип росписей и их техника. Выполненные красной краской на желтоватой поверхности сосуда, эти очень упрощенные, иногда приближающиеся к геометрическому орнаменту рисунки отражали древнейшие заупокойные и земледельческие обряды. Так, например, очень часто в них изображаются плывущие по Нилу ладьи, украшенные ветвями, с людьми, совершающими культовые действия, причем главную роль играют женские фигуры, что связано с восходящей еще к матриархату ведущей ролью женщины. Подобные же представления отражают и грубо схематические женские статуэтки из глины и кости, явно относящиеся к культам плодородия. Близка к росписям на сосудах и стенная роспись из гробницы вождя в Иераконполе, изображающая, по-видимому, загробное странствование души умершего; часть этой росписи связана и с охотничьими обрядами; при этом в ряде случаев фигуры людей и животных разбросаны по плоскости стены без всякой композиционной связи друг с другом. Отзвуки древних охотничьих обрядов нашли выражение и в пластинках из серо-зеленого шифера, имеющих форму рыб, страусов, бегемотов и т.п. и предназначавшихся для растирания красок, применявшихся во время обрядов.
Образы людей и в росписях, и в примитивных скульптурах охарактеризованы лишь в самой общей и условной форме; передаются лишь черты, особенно существенные для содержания данного изображения. Стремление к наибольшей наглядности привело первобытных художников к изображению различных частей одной и той же фигуры с разных точек зрения. Например, в иераконпольской росписи тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас — в зависимости от того, как более отчетливо может быть изображена та или иная форма рогов: у антилопы и горного козла — в профиль, у быка или буйвола — в фас (так продолжали изображать рога животных и в искусстве рабовладельческого Египта); на той же росписи у людей встречаются различные сочетания фасных и профильных изображений разных частей тела при неизменно профильном рисунке ступней ног. Художник условно воспроизводил наиболее важные признаки каждого знакомого ему существа или предмета, в первую очередь изображая то, что было главным для данной сцены. Передача правильных пропорций фигур не имела значения, взаимоотношения действующих лиц передавались также крайне примитивно; так, центральная роль жрицы или богини выражалась просто большими размерами фигуры.
Постепенно памятники изменяются: образы передаются отчетливее, чаще соблюдаются пропорции, композиции приобретают известную организованность. Примерами нового Этапа, в развитии искусства являются рельефные изображения тех битв между общинами, которые привели к образованию крупных объединений на юге и севере Египта. Характерной чертой этих рельефов является выделение роли предводителя объединения: он изображается в виде льва или быка, поражающего врагов.
Плита фараона Нармераиз шифера (высотой 64 см) является первым памятником, показывающим сложившиеся новые формы искусства. Сделана в память победы южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство (илл. 36, 37). Рельефы на двух сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. На одной стороне Нармер в короне южного Египта убивает северянина (над головой убиваемого царем пленного дано символическое изображение победы Нармера: бог Гор в виде сокола протягивает царю веревку, привязанную к голове северянина,выступающей из проросшей болотистыми растениями земли — дельты Нила.), внизу — убегающие северяне,на другой стороненаверху — торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценойнеясного содержания.
Памятник отличается новыми чертами. Каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены расположены поясами, одна над другой (так в дальнейшем будут решаться все стенные росписи и рельефы). Пропорции фигур почти правильны, намечены мускулы, общественное положение каждого человека ясно охарактеризовано различием одежд, головных уборов, атрибутов.И наряду с этим закреплены художественные приемы, идущие из далекого прошлого: передача социального различия действующих лиц разницей в размерах их фигур, изображение разных частей тела человека, животных и птиц с разных точек зрения,так же, как и шествия царя и разложенные рядами вражеские тела. Но канон все же не распространяется на двух человек, держащих фантастических зверей на средней сцене оборотной стороны плиты и изображающих, видимо, пленных северян-рабов.
Египетское искусство в период Раннего Царства. Роль погребального культа и заупокойного обряда в сложении основных архитектурных и изобразительных типов древнеегипетского искусства. Канон в древнеегипетском искусстве
Египтяне всегда считались самым изобретательным народом. Ими была создана монументальная архитектура из камня, скульптурные портреты, которые отличались своей максимально реалистичной правдоподобностью, а также разнообразные художественные изделия, считающиеся лучшими в то время. Как только образовались классовые отношения, власть и зависимость как от фараона, так и от рабовладельческих верхушек общества стали усиливать, укреплять и возвеличивать путём влияния на сознание народа. Египетское искусство никогда не подвергали существенным изменениям, всегда следовали традициям и образцам, что является их отличительной особенностью. Причиной тому были религиозные взгляды египтян, которые сформировались, как только сложилось классовое рабовладельческое общество, все самые древние памятники, выполненные египетскими творцами, стали считать священными и широко использоваться как своеобразный культ в религии. Работать создателям подобных изделий стало сложнее, ибо теперь они должны были следовать установленным канонам, это продолжалось на протяжении всего времени истории Древнего Египта. Вследствие чего Египтяне в своём рабовладельческом искусстве сохранили канонические условности, которые зачастую восходили как доклассовое искусство после чего закреплялись в образцах. В пример можно привести отображение вещей, которые невидимы по факту ни изобразителем, ни наблюдателем, но их наличие в конкретном месте считается истинным (такие, как наличие живых организмов под водой), рисунки с использованием такого приема, как схематическое перечисление частей предмета (изображение определенного количества листьев, которые условно расположены, или оперение птиц, отображая отдельные перья), когда в одном изображении сочетаются разные точки обозрения, притом что части рисунка или изображённого предмета разные (таким образом, фигура человека отображается так: голова и ноги профилем, глаза, плечи и руки фасом; когда рисуется рогатый скот, то рога подаются в фас; а при рисовании птиц, они рисуются в профиль и только хвост в фас). Остатком искусства и представлений религии в доклассовом обществе Египта во время рабовладельческой власти можно было считать то, что сохранилась непоколебимая вера в магическую связь картины и изображённого на ней. Практически все принципы, которые возникли и сложились в обществе Египта раннего класса, можно считать полноценными канонами для всех периодов, существующих после них. Сразу же после создания канонов системы художественных взглядов смешались строгая система начала действовать наравне с разработанной. Противиться канонам было нельзя, потому художники решили создать письменные руководства. Ныне их уже нету, но имеется доказательство существования некоторых, например, «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», о которых упоминалось в перечне литературы библиотеки, находящейся в храме Элфу, также там писалось о наличии руководства для скульпторов. Не оставили каноны и египетских мастеров, появились некоторые технические особенности, ранее они применяли сетку для наиболее точного перенесения образца на стену. В Древнем Царстве фигуру человека, который стоит, разделяли на 6 клеточек, В Среднем и Новом разделять стали на 8, а в Саисское время — на 26. Стоит заметить, что на каждую клетку отводилась конкретная часть тела. Аналогичные каноны распространялись и на образцы птиц, зверей и пр. И все же они не давали художникам полной воли действий, а со временем вообще стали весьма консервативными и тормозящими развитие тенденций реализма. Но Египетское искусство, как и любого другого народа, под влиянием многих факторов, продолжало прогрессировать, развиваться и меняться. В первую очередь сопутствовали переменам исторические действия и определённые изменения условий. Все это отражало все требования, сформировавшихся из-за этих перемен, а также вечное противостояние различных слоёв социума, ещё стало заметно насколько надобны художественные школы, обучение лично с мастерами, сумевшими показать свой творческий потенциал, не выходя за рамки канона. Многие имена творцов Египта стали известны нам благодаря сохранившимся памятникам. Не глядя на то что искусство, будучи сложенным в первом, за всю историю человечества, классовом обществе, отражало идеи властвовавшего класса, оно беспрестанно отражало народную мифологию и все народные образы в литературе и живописи, которые вносили реалистические тенденции.
|
|