Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Египетская архитектура в эпоху Тутмессидов. Храм Амона-Ра в Луксоре.

Эпоха Тутмессидов оставила огромный след в истории всего человечества. Большое количество построек того времени, смогли сохраниться и до сегодняшнего дня. Конечно, самым известным считается храм Амона Ра. Он находится в городе Луксоре и по сегодняшний день привлекает огромное количество туристов. Храм считается одним из самых известных памятников, которые были воздвигнуты за всю историю древнеегипетского общества.
Судя по названию, становится понятно, в честь какого бога строился данный храм. Совсем рядом, в трех километрах, располагается знаменитый комплекс, посвященный так же богу Амону, в Карнаке. Постоянно, Луксорский храм оставался в тени своего предшественника, ведь тот храм, считался главным во всей столице и был просто невероятных масштабов.
Даже несмотря на то, что рядом возвышается прекрасный храм, зодчие Гори и Сути, которые были братьями, принялись за построение нового места поклонения богам. Все иероглифы указывают на то, что братья очень чутко относились ко всей стройке и вели над ней пристальное наблюдение. Но, к сожалению, окончить построение храма им не удалось. После них, за дело взялся зодчий Аменхотеп, который и выполнил все остальные сооружения. Этот архитектор славился своей искусной работой. Про него ходило большое количество легенд не только после смерти, но и при жизни. В районе построек, которые вел Аменхотеп, сохранились его статуи и наскальные описания его жизни.
Храм Амона-Ра, соединил в себе большое количество исторических эпох. Его стены видели и завоевания, и борьбу за власть, и войны за религию. В периметре присутствует храм, который построил Александр Македонский. Он при жизни, стал называть себя сыном бога Амона. Неподалеку стоит крепость, которую построили римские завоеватели. Помимо этого, римляне похозяйничали и в самом храме. Они украсили своими изображениями стены, для поклонения культа императора. Так же установили большое количество перегородок по всему периметру храма. При их присутствии, храм был разделен на две части – восточную и западную.
В первых веках уже нашей эры, к постройкам храма добавилась небольшая часовня, христианского происхождения. Многие символы и скульптуры богов были разрушены. Как считают историки, в эти времена происходили стычки религиозного характера и именно христиане разрушили статуи древних богов. В постройках храма, можно отметить и присутствие мусульманской религии. После того, как Египет был захвачен арабами, они стали строить здесь свою мечеть. Так получилось, что мечеть оказалась на самом храме Амона, ведь в тот момент сама постройка была присыпана песком. Проведя реконструированные работы, археологи восстановили картину храма и получилось, что мечеть находится сверху, как пристройка. Сам же храм, стал основанием и фундаментом мечети.
Если взглянуть сверху, то храм Амона-Ра выглядит как прямоугольник. Его архитектурные сооружения вытянуты вдоль реки Нил. Смотря на план, можно отметить, что четко выделяются все линии сооружения и все комнаты симметричны друг другу. Здание, которое стоит в центе, имеет свою длину более чем 190 метров. Такие объемы довольно колоссальны и практически передают настроение и развитие всей архитектурной деятельности той эпохи. В постройках храма присутствует 151 колонна. Они находятся в залах, в вестибюле и в центральной колоннаде. Каждая из колонн украшена цветком папируса. Помимо этого, на них нанесены иероглифы, которые рассказывают об удивительной жизни великого Аменхотепа третьего.
Добавлением пристроек и расширением храма Амона, занимались зодчие и при Рамсесе втором. Ко всему сооружению добавился новый пилон и появились статуи фараона, в стоячей и сидячей позах. Строители Египта, под руководством Рамсеса, украшали все строение. Появились новые колоннады и гранитные обелиски. Все долгие строительные работы над храмом, уравновесили общий вид близлежащих строений. С помощью всех храмов, которые находились на небольшой территории друг от друга, египтяне подчеркнули свое богатство страны, а также красоту, успешность и идеальность столицы государства. Все построения храма, значительно отразились на развитии архитектуры всех последующих столетий.
После того, как весь город был разрушен в войне с ассирийскими племенами, столица Египта была перенесена. Все храмы находились под толщей песка, пока в 1930 годах, археологи их не раскопали. После этого, начались серьезные восстановительные работы. На сегодняшний день, каждый из туристов или любителей древности, может восхититься этим прекрасным зрелищем. Все храмы отображают собой былую красоту, и не позволят усомниться в мастерстве и искусности строителей древних эпох.



-

-

Декоративность, которая все больше развивалась в искусстве ХVIII династии и ко времени Аменхотепа III стала одной из главных особенностей стиля этого периода. Примером такого развития было оформление храма Мут с его пышной центральной колоннадой и обилием портиков и скульптур, отражавшихся в воде озера.

Теми же чертами отмечено и второе по размерам и значению фиванское святилище бога Амона — Луксорский храм, построенный здесь при Аменхотепе III на месте древнего святилища. Планировка храма отличается исключительной четкостью, помещения расположены почти совершенно симметрично. В самой глубине здания находились окруженные культовыми помещениями молельни со статуями богов. Перед храмом был расположен большой двор с портиками, перед которым был запроектирован еще больший двор с гигантской центральной колоннадой по главной оси. Однако этот двор построен не был, и при Аменхотепе III успели только возвести центральную колоннаду из четырнадцати колонн по 20 метров высотой, с капителями в виде раскрытых папирусов.

Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение и приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно, оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей (Гипостили — колонные залы.), так же, как и использование большого числа колонн (в Луксоре их было 151). После Луксора все чаще стали применять портики с двойными рядами колонн.

Строителем Луксора и храма Мут был зодчий Аменхотеп, младший современник своего тезки, Аменхотепа, сына Хапу. Именно он ввел в построенных им храмах центральную колоннаду, роль которой была столь плодотворной для последующего развития египетской архитектуры.

Сооружение в южной части города новых святилищ Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу — как бы уравновесило храмы северной части Фив, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурного комплекса.

Египетская скульптура и рельеф в эпоху Тутмессидов

С середины периода XVIII династии в развитии фиванского искусства наметилось наступление нового этапа, который, начавшись в годы правления Тутмоса IV, достиг высшего расцвета при Аменхотепе III, подготавливая искусство Амарны. Ко времени царствования Тутмоса IV и особенно Аменхотепа III Египет давно уже широко пользовался плодами своих завоеваний. Возросла роскошь быта знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные ожерелья, все богаче и декоративнее становились формы предметов домашнего обихода. Все это отразилось и на стиле искусства. На смену строгости форм приходит теперь изысканная декоративность, перерастающая иногда в чрезмерную нарядность. Некогда гладкие плоскости поверхности статуй покрываются тонкими струящимися линиями складок одежд и локонов париков, оживляют игрой светотени. Искания новых способов передачи окружающего мира, интерес к движению, объему, живописности приводят к тому, что тела приобретают мягкость и правильнее передается строение лиц. Однако каноничность царских статуй не позволила в полной мере отразить в них все то новое, чем было полно искусство. Изменение стиля раньше и ярче проявилось в статуях частных лиц, где отчетливо видны обе характерные черты нового стилистического этапа — изысканная декоративность и стремление к большей естественности и реализму (типичный пример— прекрасная мужская голова из музея в Бирмингаме).

Достаточно сравнить такие памятники первой половины XVIII династии, как хранящиеся в Государственном музее изобразительных искусств замечательные, изящные, но очень простые и строгие статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи, с нарядной, декоративно изысканной, хотя и очень живой семейной группой, современной Аменхотепу III, чтобы ясно понять все различие в стиле фиванского искусства начала и конца XVIII династии. Особенно ярко проявился новый стиль в произведениях художественного ремесла, например, в статуэтках нагих танцовщиц и служанок, которые являлись ручками зеркал и сосудов для притираний, подставками для флаконов с благовониями и т. п. (илл. 74). Как обычно, скульпторы свободнее разрешали интересовавшие их вопросы более совершенной передачи натуры именно на подобных статуэтках, из которых особенно следует выделить чудесную «купальщицу» Музея изобразительных искусств (илл. 75 6), полную тонкого и живого изящества.

-

-

В шестнадцатом — восемнадцатом веках до нашей эры кочевники завоевали часть Нижнего Египта и объявили город Аварис своей столицей. Победить и изгнать их удалось Яхомосу I. В погоне за кочевниками он прошел по Палестине и Сирии. Последующие правители окончательно подчинили эти страны Египту, прибавив к ним Финикию и часть страны Куш. Время наибольшего расцвета Египта приходиться на период правления Аменхотепа III.
Подавление соперничающих династий и утверждение на троне единовластия обеспечило мир и спокойную жизнь в Египте. Захваченные области приносили дань цветными металлами, ювелирными изделиями, слоновой костью, винами. Поток скота и рабов непрерывной лентой тянулся в столицу. Страна Пунт, после похода экспедиций, направленных царицей Хатшепсут, поставляла благовония. Египет создал регулярную армию. Провозглашенная Аменхоттепом реформа установила для всех единую религию бога Атона (солнечное светило). Построена новая столица Ахетатон в честь новой религии. Новый этап развития искусства начался в правление Тутмоса IV и продолжался при Аменхотепе III, расцветая и расширяясь с каждым годом.

Доходы стали большими, стабильными, связи налаженными и прочными, торговля процветала. В среде знати появилась потребность в роскошных одеяниях из дорогих материалов, искусственных волосяных накладках, украшениях из золота и драгоценных камней, других предметах роскоши.
Спрос обусловил предложение, быстрыми темпами идет развитие ремесел. Возникает большое количество школ, мастерских, направлений в среде искусства, соперничающих между собой. На старых основах возникает новый художественный стиль. Сохранив прежнюю строгость форм, мастера обращают внимание на детали, декорируя и выделяя различные мелочи для реальности изображения. Иногда реальность становится чрезмерной при выделении излишне большого количества приукрашивающих фрагментов. На одеждах намечаются складки, прорабатываются детали причесок, формы фигур приобретают человечность. Статуи царей, в связи с определенными ограничениями, не выражают всех возможностей мастеров тех времен. Лучшими примерами служат статуи, изготовленные по заказу частных лиц. Основное направление — реализм и естественность, высокопарная живописность. (экспонат — мужская голова, музей Бирмингама). Особенно отчетливо различия заметны при сравнении фигурок жреца и его жены времен первой половины восемнадцатой династии и композиции семьи времен Аменхотепа III. С одной стороны, незамысловатый и строгий стиль, с другой нарядный, приукрашенный с обозначенными мелкими деталями наглядно демонстрируют прогресс художественных ремесел. Необычайно ярко скульпторы демонстрируют новые веяния на предметах роскоши, употребляемых в повседневной жизни. Разнообразные ручки на зеркалах и сосудах для ароматизирующих масел, флаконах в виде обнаженных служанок и танцовщиц позволяли мастерам решать проблемы отображения натуры для достижения максимальной реальности. Яркий пример — туалетная ложечка «купальщица», лучащаяся жизнью и гармонией.

В эпоху Среднего Царства произошел подъем скульптуры малых форм, отображающих в основном религиозную тематику, обряды погребения. (приношение даров, ладья, уносящая в последнее плавание и т. д.) Фигурки изготавливались из деревянных заготовок, обрабатывались специальным составом и раскрашивались. Из таких статуэток составлялись огромные композиционно - художественные наборы.
Рельефные композиции, ранее использовавшиеся только в храмах и заупокойных службах, выходят на отрытое пространство, во дворы, служат украшением стен. Со временем иконография царственных особ тоже начинает приобретать черты реализма. Мастера делают своей целью отобразить не только божественную сущность и величие власти, а и внутренний мир властителя, его индивидуальность. Дошедшая до нас коллекция скульптор выполнена во время властвования Сенусета, запечатленного в разные года — от детских статуй до старости. Голова Сенусета из обсидиана и скульптурные изображения Аменемхета признаны лучшими образцами тех времен. Одним из удачных проявлений мастерства той эпохи является кубическая статуя — монолитный каменный блок с изображением человеческой фигуры.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2018 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.