Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Полихромные рельефы в египетских гробницах времен Древнего царства

Особое место в искусстве Древнего египетского царства занимали рельефы и росписи, которыми усыпаны своды гробниц и храмов, сравнительно рано были выработаны основные аспекты всего будущего развития этих видов искусства. Рельефы, высеченные на камне, как и красочные росписи, представляют собой бесценный источник культурного наследия Древнего Египта. В росписях отражаются процессы сельских и ремесленных работ, рыбной ловли и охоты. Мелькают яркие подтверждения глубокого социального неравенства: непосильной тяжелой работы для большей массы населения, и отголоски праздной жизни правящей элиты. Избиение разоренных рабов, не выплачивающих налоги, сменяется забавы знати. Во всех писаниях прослеживается одно и тоже стремление - возвысить положение усопшего, описать его богатства и достоинства, передать его социальное положение.
В Египте встречаются несколько характерных видов рельефа: врезанный, углубленный, свойственный только египетскому искусству, и обычный барельеф, имеющий выпуклые формы. Известны и несколько видов техники росписи по стенах: большинство рисунков изображались темперой, нанесенной на сухую поверхность, однако позднее в некоторых гробницах стала использоваться техника, когда темпера стала сочетаться с вкладкой из цветных паст в специально подготовленные углубления. Краски были натуральные и имели, чаще всего, минеральное происхождение известняк, охра, сажа, тертый малахит и кобальт). В древнеегипетском искусстве сложились особые сочетания рельефов с росписями, которые составляли целые композиции, красочно и старательно выполненные на стенах гробниц.
Наличие изображений в рельефах определилось их назначением. Зачастую, рельефы гробниц включали сцены прославления царя в образе владыки, завоевателя, и умелого охотника. Также встречаются изображения царя как божьего сына, которого в загробном мире ждет несказанное блаженство. Рельефы гробниц знати также имели сцены прославления вельмож, и специальных сцен, обеспечивающих ему безупречное заупокойное существование. Изображения правящей элиты делались портретными, словно указывающими на конкретного человека и присущие ему заслуги.
Это же стремление прямо отразилось и в воспроизведении сцен, и в соотношении фигур между собой и в подходе к их написанию. Несомненно, главенствующее положение везде занимает фигура-образ царя или вельможи: она гораздо крупнее по размерам всех других и, в противопоставление, динамичным и находящимся в движении скоплениям работающих людей - совершенно спокойна и мертвенно неподвижна. Сидят ли царь и вельможа, или изображены идущими, они несомненно держат посох и жезл, которые являются незаменимыми символами их почетно высокого звания — так или иначе преобладают над всей массовкой, не путаясь с действиями остальных ее участников, даже в тех моментах, когда такое положение абсолютно невероятно, как, например, в сцене, изображающей охоту на бегемотов. Интересны характерные различия в построении на плоскости людских образов, занимающих разный социальный статус. Отступления от общепринятых канонов чаще всего происходят при изображении земледельцев, ремесленников и других рядовых жителей, и слуг.
Большое развитие в древнеегипетской культуре получило изобразительное художественное ремесло. Изготовлялись сосуды из самых разнообразных каменных пород - гранита, яшмы, алебастра, порфира, стеатита; создавались особые ювелирные украшения в основном золотые, с использованием бирюзы, сердолика и малахита; производилась уникальная мебель из дорогих древесных пород - палатки, носилки, кресла с использованием золотой инкрустации, ложа с декоративно обработанной слоновьей костью. Наиболее часто встречаются изделия из бронзы и меди, а также глиняные подделки. Всем изделиям свойственны четкие, строгие и законченные формы, как и всем предметам искусства Древнего Египта. В элементах декора непосредственно отражены практические жизненные явления - ножкам кресел приедается форма бычьих ног и копыт, бусам характерно отождествление с цветами. Не смотря на простоту образов, эти несложные изделия отличаются этакой древней изысканностью и наивной красотой. Производились декорации древними жителями в достаточно большом количестве, поэтому до наших дней сохранилось немалое количество таких артефактов. Хорошее состояние находок обуславливается способностью песка как бы консервировать предметы, попавшие в него, сохраняя их в первозданном виде.



-

-

Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь были выработаны основные принципы всего дальнейшего развития этих видов искусства. Так, оба вида техники египетского рельефа уже применялись в Древнем царстве: 1) обычный барельеф, 2) свойственный только египетскому искусству врезанный, углубленный рельеф, при котором поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а врезались контуры изображений, оказывавшихся, таким образом, довольно плоскими.

Были известны и два вида техники стенной росписи: 1) большинство росписей выполнялось в обычной для Египта технике темперой по сухой поверхности, 2) в некоторых гробницах Медума темпера сочеталась с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная — из красной охры, черная — из сажи, зеленая — из тертого малахита, синяя — из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая — из желтой охры.

В искусстве Древнего царства сложились основные черты содержания рельефов и росписей и главные правила расположения сцен на стенах, и композиции целых сцен, отдельных эпизодов, групп и фигур.

Содержание изображений в рельефах и росписях было определено их назначением. Рельефы, покрывавшие стены заупокойных царских храмов и крытых проходов, подводивших к ним, включали 1) сцены, прославлявшие царя в образе могучего владыки (битвы, захват пленных и добычи, удачные охоты) 2) как сына бога (царь среди богов), 3) изображения, целью которых было доставить царю загробное блаженство. Рельефы в гробницах знати также состояли из сцен, прославлявших деятельность вельможи, и сцен, предназначенных для обеспечения ему посмертного благоденствия. Поэтому изображения владельца гробницы в таких рельефах делались портретными. Так изображен, например, зодчий Хесира (времена III династии): орлиный нос, густые брови, энергичный рот прекрасно выражают образ сильного, волевого человека во всей его неповторимой индивидуальности (илл. 54). Торжественно шагает с инструментами в руках

Рельефы и росписи гробниц являются ценнейшим источником для истории культуры Древнего Египта. В них есть изображение сельских работ и работы ремесленников, рыбной ловли и охоты в нильских зарослях и в пустыне. Перед нами проходят яркие картины социального неравенства — непосильной тяжести труда основной массы народа и обеспеченной, праздной жизни правящей верхушки. Избиение неплательщиков податей сменяется увеселениями знати, посев и жатва под палящим солнцем — плясками танцовщиц на пиру вельможи. В основе всех этих изображений лежит одно и то же стремление: возвеличить владельца гробницы, подчеркнуть его знатность и богатство, значение занимавшегося им при жизни положения и милостей, которыми он пользовался у фараона.

Это же стремление отразилось и в построении сцен, в соотношении фигур между собой и в подходе к их изображению.Главное место везде занимает фигура царя или вельможи: она намного превышает по размерам все другие и в противоположность разнообразным и находящимся в движении группам работающих людей совершенно спокойна и неподвижна. Сидят ли царь и вельможа, или идут, они все равно держат посох и жезл — символы своего высокого звания — и равно господствуют над всей сценой, не смешиваясь с действиями остальных ее участников, даже в тех случаях, когда такое положение совершенно невероятно, как, например, в какой-нибудь сцене охоты на гиппопотамов. Характерно различие в построении на плоскости фигур людей, занимающих разное социальное положение. Отступления от канона чаще всего встречаются в изображениях земледельцев, ремесленников и других рядовых простых людей Ладья с матросами. Рельеф из гробницы времени V династии из масьабы в Саккаре.(илл. 55).

Однако некоторые отступления от канона не могли изменить общего условного характера стиля рельефов и росписей Древнего царства. Условным остается поясное расположение сцен и их строго определенная последовательность, так же, как и общий плоскостной характер изображений; сохраняется и схематичность многих композиций, в которых однообразие фигур подчас нарушается лишь сменой атрибутов или поворотов голов и рук. Условность многих приемов поддерживалась также и сохранявшейся верой в магическую действенность изображенного: так, враги Египта неизменно показывались поверженными, а звери — пронзенными стрелами, так как не исчезала убежденность в том, что все изображенное обладает такой же степенью реальности, как и действительная жизнь.

В период Древнего царства большое значение и развитие получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже вырабатывались в эпоху Древнего царства. Как и в других видах искусства, в художественном ремесле этого периода также складывались основные формы и технические приемы, существовавшие в дальнейшем очень долго. Изделиям художественного ремесла Древнего царства свойственны такие же строгие и простые, законченные и четкие формы, которыми отличается все искусство этого периода. В декоративных деталях этих вещей много непосредственного отражения реальных жизненных явлений: так, ножкам ложа придается форма мощных бычьих ног, бусы и подвески воспроизводят цветыи т. д.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.