Обратная связь
|
Египетское изобразительное искуство эпохи Древнего царства. Развитие типа заупокойной статуи. В Египетской цивилизации очень рано нашел развитие обычай мумифицирования тел умерших, с целью предохранить их различными способами от разложения. Уже при второй египетской династии мумификация применялась, постепенно превращаясь в сложную и таинственную систему. Надо сказать, что и мумификация не давала гарантий полной сохранности тела. Но без существования видимой формы тела, невозможно было бы бессмертное переселение душ. Поэтому, также рано появляется обычай воссоздавать голову усопшего из камня, или даже целую статуэтку. Эти скульптуры сопровождали покойного при захоронении, их тщательно сокрывали в тайниках египетских гробниц, их основное значение было - заменить тело в случае его разложения или повреждения. Такие заупокойные статуи, по мнению древних египтян, помогали покойным вечно пребывать рядом с божествами. Этим объясняется постоянный поиск твердых каменных материалов для подобных скульптур, таких как гранит, кварцитовый песчаник, еле-еле подающийся сверлу, диорит, известняк и шифер, которые способны заменить глину и слоновую кость, использующуюся при создании до династических статуй. Заупокойная статуя могла быть по средствам только царям и высшей знати, и в первую очередь она посмертно отмечала социальный ранг усопшего. Цари изображались сидящими на троне (например, Хефрен, царь 4-й династии) или с царским платком на голове, с рисунком священной змеи на лбу, или с булавой в руке возле трона богини, которая обнимает фараона за талию, жестом любящей матери. Огромное количество статуй и скульптур древнеегипетских вельмож, как и их жен, отличаются помпезными париками, объемными прическами (что всегда характеризовало статус) и препоясанием. В Египте особым почетом и уважением пользовались писцы. Считалось, что только умный и грамотный человек может править, поэтому говорили: стань писцом, чтобы править людьми. Поэтому дополнительно к статуям знати и царей, располагалась статуэтка сидящего за пергаментом папируса писца. В глубокой древности стала классической поза, при которой правая рука, сжатая в кулак, расположена на правом колене, а левая согнута в локте и покоится у нижней части грудной клетки. Если фигура стоит, то обязательно изображается в динамике- левая нога обязательно должна быть выдвинута вперед. Фигуры женщин изображаются стоящими, их ноги сомкнуты, правая рука свободно опущена, левая опирается на длинный посох. Относительно рано появились изображения семейных групп, путем чисто механического соединения статуй, например, силуэты мужа и жены, держащихся за руки. Периодически встречаются изваяния, когда муж с женой сидят рядом, она обнимает его за плечи, или же муж сидит, а жена стоит рядом, несколько сзади, положив руку на плечо супруга. Так как в семье муж занимал главенствующее положение, часто мужские изваяния изображались ростом в 2 раза выше женских. Многие аспекты изображения зависели от используемого материала, ведь работа велась с самыми твёрдыми и прочными горными породами. Голова сидит на плечах статуи практически без шеи, просветы межу ногами и руками, и телом не просверлены до конца. Невозможно было отделить прижатые руки от тела на камне, или изобразить идущие статуи. Особое внимание уделялось голове (в которой, по мнению древних египтян, и существовала душа), скульпторы пытались как можно больше придать лицу характерных черт усопшего, путем раскраски или даже инкрустации, например - глаз. Однако скульптор не пытается подметить яркие особенности хозяина, например, статуи никогда не изображались в виде стариков или детей, они представляли собой собирательный образ за всю жизнь. Камень, как твердая глыба, оказал сильное влияние на четкий геометризм египетских скульптур, чего требовали и аспекты заупокойного культа. Наряду с каменной и металлической работой, Древнее царство характеризуется множеством статуэток из красного дерева, которые передавали образы вельмож, слуг и даже челядь. Когда каждая индивидуальная заупокойная статуя характеризует конкретного человека, эти скульптурки изображают прислугу вообще, они весьма типичны, и не несут в себе присущих особенностей. Прислугу изображали сидящей на корточках или стоящей на коленях, защищая лицо от жара костра, или волокущими на себе утварь господина или мешки зерна
-
-
Статуи составляли неотъемлемую часть гробниц царей и знати. Религиозные представления определили предъявлявшиеся к скульптуре требования. Дошедшие до нас в значительном количестве заупокойные статуи имеют однообразные неподвижные позы и условную раскраску. Поставленные в нишах молелен мастаба или в особых небольших закрытых помещениях позади молелен, эти статуи изображают умерших в строго фронтальных позах, либо стоящими, либо сидящими на кубообразных тронах или на земле, поджав скрещенные ноги. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур, когда они сделаны из светлого камня известняка или из дерева, окрашены в красновато-коричневый цвет, женских - в желтый, волосы у всех черные, одежды белые. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высечены. Все эти скульптуры производят общее впечатление торжественной монументальности и строгого спокойствия.
Единство изобразительных средств скульптуры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее развития. Необходимость передачи сходства с умершим человеком, тело которого статуя должна была заменить, была причиной раннего возникновения египетского скульптурного портрета. Торжественная приподнятость образа была вызвана стремлением подчеркнуть высокое социальное положение умершего. Однообразие поз статуй, частично обусловленное зависимостью их от архитектуры гробницы, явилось итогом длительного воспроизведения одних и тех же образцов, ставших канонически обязательными. Тормозящая роль канона мешала художникам преодолевать установившийся подход к передаче образа человека, вынуждая неизменно сохранять скованность поз, бесстрастное спокойствие лиц, подчеркнуто крепкую и сильную мускулатуру мощных тел. Это можно хорошо видеть, например, на статуе вельможи Ранофера. Он изображен идущим с опущенными вдоль тела руками, сжатыми в кулаки, и поднятой головой; все в этой скульптуре выдержано в рамках канона — поза, одеяние, раскраска, чрезмерно развитые мускулы неподвижного (несмотря на ходьбу) тела, устремленный вдаль равнодушный взгляд.
Однако лучшие скульпторы сумели даже в рамках традиций создать ряд подлинно замечательных произведений, полных неповторимого индивидуального своеобразия.
В портрете Хемиуна (царский родственник, руководитель строительства пирамиды Хеопса) явно портретное лицо трактовано обобщенно и смело. Резкими линиями очерчен большой нос с характерной горбинкой, веки прекрасно поставленных в орбитах глаз, линия маленького, но энергичного рта. Очертания слегка выступающего подбородка, несмотря на чрезмерную полноту уже ожиревшего тела, еще продолжают сохранять твердую властность, выразительно заканчивающую общую характеристику этого волевого, быть может, даже жестокого человека. Очень хорошо показано и тело Хемиуна — полнота мускулов, правдиво переданные складки кожи на груди, на животе, особенно на пальцах ног и рук. Сидит на кубе. Социальная определенность образа, в которой сочетается холодная надменность облика и торжественная неподвижность позы с точной и трезвой передачей грузного, жирного тела, является вообще одним из важнейших элементов стиля скульптур Древнего царства. Ведь они должны были воспроизводить не просто образы умерших предков, но образы людей, принадлежавших к той верхушке общества, которая держала в своих руках все управление государством.
Не менее яркой индивидуальностью отличается портрет царского писца Каи (илл. 51). Уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом оживляют инкрустированные глаза (в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую в то же время края век, вставлены куски алебастра для белка глаза и горного хрусталя — для зрачка, причем под хрусталь подложен небольшой кусочек полированного эбенового дерева, благодаря которому получается та блестящая точка, которая придает особую живость зрачку, а вместе с тем и всему глазу). Статуя писца Каи поражает правдивостью проработки всего тела: ключиц, жирных, дряблых мускулов груди и живота, столь свойственных человеку, ведущему сидячий образ жизни.
Замечательна и прославленная деревянная статуя царского сына Каапера («сельский староста») (илл. 44б, 46а). Стоит с посохом в руках. Индивидуальное лицо с мягкими, незаметно переходящими одна в другую линию, с круглым подбородком, сравнительно некрупным носом, пухлым ртом и небольшими, мастерски изображенными глазами. Тщательно проработано тело с большим животом, полными плечами и руками. Поражает тот реализм, с которым воплощен здесь образ некрасивого, немолодого полного человека.
Бюст царского сына Анххафа (илл. 46б) Предельно реалистическое лицо приковывает к себе внимание изумительным мастерством передачи мускулатуры лица, скадок кожи, нависающих век, нездоровых «мешков» под глазами. Вся лепка лица выполнена не по известняку, из которого высечен бюст, а по гипсу, плотным слоем покрывающему камень. Реалистичности лица соответствует и трактовка плеч, груди, затылка.
Такая же острота индивидуальной характеристики свойственна иголове мужской статуи из коллекции Сальт в Лувре (илл. 48, 49) и другим лучшим произведениям периода Древнего царства. В женской голове из коллекции Карнарвона прекрасно передан типичный образ молодой женщины в расцвете сил и красоты.
Перечисленные выше скульптуры относятся к лучшим образцам древнеегипетского реалистического портрета. В то же время эти статуи отнюдь не являются простым повторением внешнего облика того или иного человека. Перед нами образы, созданные путем отбора наиболее характерных особенностей, с помощью определенного обобщения, безусловно далекие от пассивной передачи действительности.
Путь, приведший скульпторов Древнего царства к созданию таких шедевров, был долог и труден. Важным этапом на творческом пути скульпторов Древнего царства было изготовление масок с лиц умерших людей. Однако скульпторы не могли ограничиться простым повторением этих масок в лицах заупокойных статуй, потому что статуя должна была изображать живого человека. Отсюда вытекала необходимость переработки слепка, при которой скульптор и производил необходимые изменения.
Успехи, которые достигались в результате применения такого метода, были столь очевидны, что он закрепился и получил дальнейшее развитие. В частности, он был использован при изготовлении голов или бюстов умерших, существовавших вначале наряду со статуями. Такие портретные головы (илл. 47б) были найдены в ряде гизэхских мастаба IV династии; они помещались в подземной части гробницы перед входом в камеру с саркофагом. Эти гизэхские головы важны как свидетельство интенсивной работы человеческой мысли и непрекращавшегося роста художественных исканий.
Подчеркивание высокого социального положения изображенного человека имело еще большее значение для царских статуй, где основной задачей было создание образа фараона как неограниченного владыки и сына бога. Фараоны обычно изображались со сверхчеловечески мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими некоторые несомненно портретные черты, но в то же время явно идеализированными. Иногда идея божественности фараона передавалась чисто внешними средствами: царь изображался вместе с богами, как равный им: Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня нома. Скульптурная группа из заупокойного храма Менкаура в Гизэ (илл. 45а), или же священный сокол осенял его своими крыльями, сидя на спинке его трона: Статуя фараона Хафра из заупокойного храма Хафра в Гизэ (илл. 456). Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса — фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Именно сфинксы были первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и, следовательно, доступными для обозрения народных масс, на которые они должны были производить впечатление сверхъестественной и потому неодолимой силы.
Исключительное место среди подобных скульптур занимает знаменитый Большой сфинкс, находящийся у монументальных ворот и крытого прохода пирамиды Хафра в Гизэ (илл. 50). Его основу составляет естественная известняковая скала, которая по всей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответственно обтесанных известняковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его высота равна 20 м, длина 57 м, лицо имеет 5 м в высоту, нос - 1,70 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей (священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов), под подбородком искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигатские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра.
Резко противоположны по своему характеру статуям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы знати для обслуживания умерших в загробной жизни. Сделанные из камня, а иногда и дерева и ярко раскрашенные, они изображают людей, занятых различными работами: мы найдем здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров. Отличающиеся большой выразительностью, эти статуэтки выполнены самыми простыми средствами, вне канонических норм. Женщина, готовящая пиво из Саккара
|
|