Обратная связь
|
Египетское искусство в познеамарнский период. Памятники из гробницы Тутанхамона Глобальные изменения коснулись разных сфер жизни египтян в XIV в. до н.э. Собственно, искусство Амарны, возникшее вследствие религиозной реформы, сформировалось не сразу, однако серьезной предпосылкой стал запрет старых культов и провозглашение поклонения солнечному диску. Фараон Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон, провозгласил себя единственным истинным проводником божественной власти, и основал на берегу Нила новый город Ахетатон. При этом, недолгий период правления фараона подарил миру новый и очень яркий художественный стиль, полученный вследствие трансформации привычных изображений и символов.
Отсутствие больших объемов камня для строительства города и прочие неурядицы отобразились на архитектуре того времени, поэтому главный храм Атона и Большой дворец стали выделяться на фоне привычных строений Фив. Вместо привычных колоннад в храме создали огромные открытые жертвенники, а вот ориентировку с запада на восток сохранили. Пилоны на входе значительно уменьшили, однако весь храм обнесли привычной стеной. Украшения дворца сохранились частично, поэтому судить о пышном убранстве можно благодаря некоторым фрагментам. При сопоставлении всех данных стало понятно, что амарнский период характеризуют изображения обычных чувств между людьми, а также многочисленные интимные моменты. большой дворец фараона, как самое значимое строение тех времен, непременно поразил бы и наших современников. Росписи полов, включавшие изображения порхающих птиц, животных, выглядывавших из зарослей и изобилие растений, поражали разнообразием деталей и точностью исполнения. Инкрустация и позолота, многоцветные уникальные рельефы и восхитительный бюст Нефертити, супруги Эхнатона, демонстрировали великолепие дворца и подчеркивали статус хозяев.
Различные остатки произведений художественного ремесла и изобразительного искусства, дошедшие до потомков, характеризуют амарнский период как время удивительного обогащения древнеегипетского искусства новыми традициями. Уникальные сцены касания рук, найденные сразу на двух фрагментах рельефов, позволяют предположить, сколь необычными и красивыми были росписи дворца. У фараона и его супруги было шесть дочерей, и некоторых из них довольно часто изображали вместе с фараоном. Разные сцены из жизни, включая эпизоды приема послов и даже парадные выезды на колесницах – художники запечатлели все. Кстати, в росписи одного из залов есть не только шикарные картины быта, но и сентиментальный фрагмент с двумя крохотными царевнами. Сидящие на подушках обнаженные дети нежно касаются друг друга, при этом художник весьма детально изобразил как узор тканей, так и лица малышек. Такие росписи, конечно, в эпоху правления фараона были настоящим чудом и никак не вписывались в концепцию сложившихся традиций. Чудом сохранившийся после многочисленных разрушений противников, бюст Нифертити, позволил нам узнать о истинной красоте царицы. Атрибуты власти и соответствия рангу, детально разукрашенные мастером, а также безупречные, тонкие черты лица, дополненные горделивой, стройной и изящной шеей, создали неподражаемый образ, обсуждаемый по всему миру. К сожалению, все волшебные изменения, внезапно коснувшиеся ремесленников и художников, исчезли вместе со смертью великого фараона-реформатора. Уже при Тутанхамоне жрецы смогли добиться восстановления привычного культа богов и столицу Египта снова перенесли в Фифы. Конечно, искусство амарнского периода не осталось незамеченным и некоторые изменения прочно зафиксировались в сознании наследников, поэтому можно смело утверждать, что дальнейшее развитие культуры в Египте поло под влиянием ушедшего времени. Непосредственно сокровища из гробницы Тутанхамона великолепно иллюстрируют все нюансы внедрения новшеств и уровень неоспоримых богатств династии. Из гробницы Тутанхамона, теперь уже всемирно известный британский археолог Х. Картер, извлек бесчисленные богатства фараона и продемонстрировал миру ошеломляющее количество сопровождавших мумию вещей. В мир иной отправляли со всеми возможными почестями и поэтому в уникальную, специально отстроенную для фараона гробницу, помещали все, что сопровождало правителя при жизни и могло пригодиться ему при переходе в другое измерение. Супруга Тутанхамона была младшей дочерью фараона Эхнатона, поэтому они выросли при царском дворе отца в Ахетатоне. Разумеется, после смерти фараона семье пришлось вернуться в Фивы и покориться судьбе с ее нововведениями, однако многие традиции амарнского стиля в придворном искусстве все же укоренились. Многочисленные изображения Тутанхамона и совместные портреты царственной четы, украшавшие десятки различных изделий, свидетельствуют о том, что некоторые нововведения Эхнатона прочно укоренились. Египтологи уверены, что весь погребальный комплекс, чудом уцелевший и прекрасно сохранившийся до момента обнаружения, стал настоящей сенсацией, поэтому не слишком примечательный при жизни фараон Тутанхамон получил невероятную славу. Именно нетронутые памятники, найденные в гробнице фараона, обнаруженной в Долине царей возле Луксора, поразили общественность: оружие, колесницы, модели кораблей, посуда и мебель, в частности личный трон, а также изумительная и уникальная маска царя из золота. Все замечательные образцы удивительного позднеамарнского искусства, удачно найденные во время раскопок, чужды каноническим правилам египетских традиций, поэтому так восхищенно воспринимались прекрасные изображения фараона и его супруги, всеми учеными. Плавность линий, непринужденные позы, отображение полупрозрачных, легких одежд, замечательное декорирование мебели и сундуков, превратили композиции в особые предметы искусства, созданные при смелом новаторстве талантливейших художников.
-
-
Расцвету искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли прочно закрепиться, так как рядовые свободные не получили никаких существенных преимуществ, и вскоре после смерти фараона его второй преемник и зять, молодой Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством. Последние восстановили прежний порядок, воспользовавшись недовольством внутри страны и неудачами внешней политики, приведшей к потере азиатских владений, что объяснялось жрецами как результат гнева старых богов во главе с Амоном. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Подобно тому как разговорный язык прочно удержался и в художественной литературе и в деловых документах, так и в изобразительном искусстве нельзя было вычеркнуть все то новое, что было осознано и разработано мастерами Ахетатона. К тому же эти же мастера были творцами и памятников ближайших преемников Эхнатона. Эти памятники полны отзвуками искусства Амарны и обнаруживают очевидную близость к нему и в круглой скульптуре, и в рельефе, и в произведениях художественного ремесла.
Замечательные образцы этого позднего амарнского искусства были найдены в 1922 г. при раскопках гробницы фараона Тутанхамона близ Фив, которая была не тронута временем и ворами и сохранила множество уникальных памятников. Среди них портретные изображения Тутанхамона:Золотая маска саркофага Тутанхамона, полные свободы и изящества, в особенности пластинку с ларца из слоновой кости со сценой, представляющей Тутанхамона и его молодую жену в саду среди цветов (илл. 86), а также рельеф на спинке деревянного, обитого золотом трона, где фигура Тутанхамона дана в непринужденно естественной позе, абсолютно чуждой каноническим правилам. Прекрасны золотые статуэтки четырех богинь. Их стройные фигурки облегает полупрозрачная ткань легких одежд, сквозь струящиеся линии которой ощущается прекрасное молодое тело. Необычайная мягкость форм в полной мере сохраняет ту плавность линий, которая возникла еще на скульптурах конца XVIII династии и особенно развилась в искусстве Амарны. Замечательные разнообразные по материалам и технике ларцы, в том числе ларец, покрытый полными бурного движения с изображениями битвы и львиной охоты, великолепные алебастровые сосуды разнообразной формы, причудливая мебель - Кровать Тутанхамона с фигурами богини Хатор (в виде коровы). И, несмотря на то, что после восстановления прежних культов художники были вынуждены вернуться во многом к прежним образцам, они сумели вдохнуть и в них столько разнообразия и смелого новаторства, что превратили их, в сущности, в новые композиции.
|
|