Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Имперский стиль» в ахеменидском искусстве. Ассирийский и персидский монументальный рельеф, произведения торевтики.

 

Имперский стиль

В то время в Персеполе создается определенный стиль который в свою очередь получит название «Имперский стиль», и уже своим посредством будет господствовать над всеми территориями которые подвластны Ахеменидам. Но между Пасаргадами и Персеполем эволюция, которая очень молода в своей сфере, и составляет по времени не так много всего лишь 20-25 лет.
Если рассматривать по плану, то дворцы Персеполя и Пасаргада практически ни чем не отличаются, строители используют все те же комбинации кирпичей сырца и деталей состоящих из камня, но при этом украшенных четким рельефом. Как в Персеполе, так и в Пасаргадах, строителей скорее всего следует относить к скульпторам, нежели к архитекторам – этим и замечается массивность форм. Но, тем не менее, в Пасаргадах нет лестниц в несколько маршей, которые впервые были созданы в Персеполе, а в последующем уже укоренившиеся в иранской архитектуре. В Пасаргадах несколько другие базы колонн, там не замечалось колонн с каннелюрами, в которых используется разноцветный (белый и черный) камень. Что самым важным является, то что не следует считать Персеполь как целый единый комплекс, где имеются только архитектурные формы и скульптуры, которые объединены в одну историю. Так как весь этот комплекс создавался по продуманным до каждой детали плану, который в последующем уже возводился в архитектуру или скульптуру.
О существовании Ассирии – охарактеризовавшийся как мощный и агрессивный в числе государств, чьи границы располагались от Средиземного моря до Персидского залива, люди знали еще до археологического открытия в одном из текстов Библии – которая посвящена иудеям и христианам. Но в то же время, ассирийцы были очень агрессивными к этому можно отнести разрушение городов, устраивание массовых казней, продавание в рабство множество тысяч людей, а так же переселение народов. Но следует понимать, то что они, прежде всего завоеватели с огромным влиянием, относившиеся к культурному наследию покоренных стран, изучая принципы художественного мастерства с большим вниманием. Тем самым ассирийцы, объединив традиции множественных культур, обрели неповторимый облик.
С первого взгляда можно посчитать, то что ассирийцы старались создавать и совершенствовать новые формы. В их архитектуре можно встретить практически все известные типы построек: зиккурат, бит-хилани. Их новизна прежде всего заключалась в подходе к архитектурному ансамблю. А главным центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворей. Со времен появился новый тип город – это был город с однозначно строгой планировкой. К этому можно отнести Дур-Шаррукин – это резиденция короля Саргона 2 (722-705 гг. до н. э.). Большую часть общей площади занимает дворец, этот дворец, был окружен мощными стенами, которые имели возвышение в 14 метров. В самой системе дворцовых перекрытий применялись арки со сводами. А его парадный вход охраняли огромные фигуры фантастических стражей, которые получили своё название «Шеди» - их внешний вид напоминал крылатых бычков с человеческими лицами. В украшении покоев царских дворцов ассирийцы, прежде всего, отдавали выбору рельефа, тем самым создав собственный стиль в этом виде искусства. Особенности ассирийского рельефа были сформированы еще до н. э.Наиболее известным из рельефов принято считать дворец Ашшурбанипала в Нивении, который возводился еще до н. э. Данное выполнение рельефа отмечается нанесением его с поразительным мастерством и огромной эмоциональной силой, изображающий сцены с охотами, на так называемой Царской комнате. В отличии от подобных изображений из дворца в Кальху, здесь все находится в целеустремленном движении: расширение свободного пространства между фигурами дает ощутить это движение. Рельефы которые наблюдаются в Нивении крайне естественны, что можно относить и к изображениям с животными: Их вид анатомически правилен, позы точны, ее можно воспринять как живую. В конце в. до н. э. Ассирия была уничтожена противниками – Вавилонией и Мидией. Нивения была столицей Ассирии еще в 612г. до н. э. была так же разрушена, а в 605 г. до н. э. А в сражении которое проходило под Каркемишем погибли последние остатки ассирийской армии. В искусстве древности традиции Ассирии, касающаяся область монументального рельефа, еще долгое время давала о себе помнить и привлекать к себе многочисленное количество внимания. В частности, огромное влияние у них было воплощено на скульптуру Древнего Ирана. Что касалось дворцов царей, для них изготовлялись утвари, в большом объеме которые состояли из драгоценных и редких металлов. Торевтика – это мельчайшая художественная пластика из металла – которая достигла большого совершенства. Самой лучше коллекцией предметов в мире такого рода обладает Эрмитаж.



 

Иранское плоскогорье расположено северо-восточнее района Междуречья. Население этих мест с древнейших времен занималось кочевым скотоводством, более низменные восточные и западные окраины плоскогорья были пригодны для земледелия. На этой территории первоначально сложилось несколько мелких государственных образований. Основные из них Элам (ХIII – ХII вв. до н.э.) и Мидия (Х в. до н.э.). К этой же территории на севере примыкало государство Урарту.

В конце VII – начале VI вв. до н.э. мидяне в союзе с вавилонянами разгромили Ассирию и захватили территорию до Персидского залива. Но в это время усиливаются их соседи – племена персов. В 553 г. до н.э. они во главе с царем Киром – основателем династии Ахеменидов – сокрушили Мидию и захватили в короткий срок значительные территории от Урарту до Месопотамии и Северного Египта. На этих территориях существовали высокоразвитые цивилизации древности, поэтому культура Персии носит заметные черты эклектизма – совмещения форм, заимствованных из разных культур. Расцвет государства персов приходится на VI – V вв. до н.э., когда они создали самое большое из древневосточных государств, границы которого простирались от реки Инд до Эгейского моря и от Армении до 1-го порога реки Нил, и царь Персии присвоил себе титул «шахин-шах» – «царь царей». Это мощное государство существовало до 330 г. до н.э., когда его завоевал Александр Македонский. После смерти Александра Персия вошла в состав эллинистического государства Селевкидов.

Культура Персии опиралась на более древнюю культуру мидян. В основе их религии лежал культ поклонения огню, поэтому они строили не храмы, а алтари огня. Гробницы в Мидии принято было высекать в скалах на значительной высоте. Фасад гробницы представлял собой углубленный в виде прямоугольной ниши портик с двумя протоионическими колоннами, капители которых имеют с двух сторон крупные завитки – волюты, между которыми расположена рельефная пальметта. В плане гробница симметрична относительно оси портика и имеет несколько камер, расположенных иногда в разных уровнях. Царские резиденции было также принято строить на возвышенных горных плато.

В середине VI в. до н.э. основоположник династии Ахеменидов царь Кир строит высоко в горах Персиды город-резиденцию Пасаргады по образцу мидийской столицы Экбатаны. Этот комплекс расположен в предгорьях Загроса, в долине реки Пулвар. Цитадель, окруженная мощными стенами с башнями, была расположена на платформе высотой 13 м., выложенной из камня. Она примыкала к крутому склону холма. Терраса была сложена из плит известняка и облицована снаружи мощными каменными квадрами (4.2 м в длину). Дворцы (жилой и приёмный) располагались на площадке, обнесенной стеной и примыкающей к террасе. В основе дворцовых зданий лежала многоколонная конструкция. Входы во «дворец аудиенций» были фланкированы двумя глухими башнями, между которыми располагались 30 колонн, по 15 в два ряда. Стены были выложены из кирпича-сырца на цоколе из отесаных квадров. Боковые помещения были выше центрального.

В архитектурной отделке дворцов применялось декоративное сочетание черного и белого камня, позаимствованное из архитектуры Урарту. Обнаружены остаткиоблицовочных плит-ортостатов, украшавших стены и дверные проемы дворцов. По стилистике и тематике изображений они очень близки к месопотамской – ассирийской и эламской традиции. Обнаружены их точные аналоги среди ортостатов дворца в Ниневии. Анализ памятников Пасаргад обнаруживает в них явный эклектизм: совмещение египетских, ионийских, лидийских, урартских, месопотамских приемов.

Для производства строительных работ персидские цари использовали пленных мастеров из разных стран, материалы также свозились со всех концов персидской империи. От города Пасаргады сохранилась лишь гробница царя Кира, сделанная в виде небольшой ступенчатой пирамиды, завершающейся изваянием в виде саркофага. Высота этого монумента – 11 м. Массивные ступени гробницы выложены из тщательно пригнанных плит песчаника, скрепленных скобами.

После внезапной смерти царя Кира строительство Пасаргад было прервано. В 520 г. до н.э. царь Дарий I начинает строительство новой укрепленной резиденции – более грандиозной и роскошной, чем Пасаргады. Этот город известен под греческим названием Персеполь. Комплекс возводился по единому замыслу и должен был воплощать в своих формах идею богатства и мощи персидского царства. Строительство комплекса продолжалось более 50 лет, ежегодно в нем участвовало не менее 3000 человек.

Крепость была возведена на искусственно подготовленной террасе размером 450 на 300 м., высотой 12 м., вырубленной на склоне скалы и укрепленной высокой подпорной стеной из огромных каменных блоков. Со всех сторон терраса была окружена крепостной стеной. Все постройки возводились из великолепного светлого песчаника, они расположены по строгой геометрической системе, их оси параллельны.

В крепость вела большая симметричная двухмаршевая лестница, по оси которой на террасе были поставлены пропилеи с 4-мя колоннами. Пройдя через пропилеи, ось композиции поворачивает направо, где расположено самое большое здание комплекса – Ападана. Это приёмный зал, расположенный перед территорией, которую занимают дворцы царя Дария и его сына Ксеркса. Зал Ападаны был предназначен для ежегодной церемонии приношения дани из подчинённых Персии стран персидскому царю в честь праздника Нового года (Ноуруза). Помещение должно было вмещать одновременно несколько тысяч человек, поэтому оно было построено по типу многоколонного зала с размерами 62,5 на 62,6 м. 36 колонн Ападаны имеют пропорции диаметра к высоте 1:12, расстояние между осями – 8,74 м. таким образом, они занимают лишь 5% площади зала, создавая высокий и просторный интерьер. Высота колонн – около 20 м. С трех сторон зал окружён портиками из двух рядов по 6 колонн. Антаблемент из мощных брусьев кедра был отделан листовым золотом, парапет крыши – облицован цветной керамикой. По всем четырем углам здания возвышались массивные четырехугольные башни. На стенах лестниц сохранились ортостаты – облицовочные каменные плиты по типу ассирийских, покрытые рельефными изображениями процессий иноземцев, приносящих дань: эламитов, мидийцев, вавилонян, арабов, армян, скифов, хорезмийцев, негров в своих национальных костюмах и воинских доспехах.

Восточнее Ападаны параллельно ей стоял «зал ста колонн», предназначенный для хранения сокровищ. Он имел глухие стены, лишь центральная часть освещалась через перепад кровли очень маленькими квадратными окошечками. Рядом с этим залом были расположены несколько мелких сокровищниц. Перед входом был устроен широкий навес, опирающийся на два ряда колонн. Торцовые стены навеса были украшены изображениями месопотамских крылатых быков – шеду.

Между Ападаной и “залом ста колонн” встроены тройные ворота, ведущие в дворцовый комплекс, все здания которого также состоят из больших и малых многоколонных залов.

Таким образом, многоколонный зал был основной “ячейкой” архитектуры Древнего Ирана. Кроме того, здесь был выработан новый тип колонн. Их высота достигала 18 – 20 м. Более тонких по пропорциям колонн в то время не было нигде в мире. База колонны представляла собой как бы опрокинутую чашечку многолепесткового цветка с валом над ней. Ствол был гладким или каннелированным узкими каннелюрами. Колонна увенчивалась чрезвычайно сложными капителями: на пальмовидную чашечку ставится форма в виде вертикального бруса квадратного сечения, украшенного снизу и сверху встречными парными завитками волют. На этот брус кладутся сдвоенные протомы – скульптурные полутуловища быков, львов или лошадей. Седлообразная впадина спины между головами протом служит для опирания потолочной балки из кедрового бруса. Перекрытие по этим балкам состояло из мелкобрусчатого настила и глиняного ковра. Интерьеры украшались яркой раскраской по штукатурке, поливной керамикой, металлическими накладками, цветными занавесами. Жилые помещения имели северную или северо-восточную ориентацию.

В Иране, в отличие от соседних государств, сложилась собственная религиозно-философская система – Зороастризм. Согласно учению Зороастризма, мир представляет собой арену борьбы добрых сил, которые олицетворяет божество Ахура Мазда и «злого помысла», который воплощается в образе Ангхра Манью. Долг последователя Заратуштры – помогать добру, в результате чего он попадает в рай (Гаро-дмана).

Персонифицированные качества главных богов постепенно становятся самостоятельными богами: Праведность, Благомыслие, Добровластие, Здравие, Бессмертие, Святая набожность. Также почитаются священные стихии: земля, вода и, в особенности, огонь – символ Ахура Мазды, а также — души предков и праведников, в особенности, предков царского рода. Боги изображались не в виде антропоморфных существ, а в виде перевоплощений (ипостасей) – зверей и птиц. Подходящая для их изображений иконография была найдена среди ранее существовавших образов Древнего Востока, которые часто не соответствовали им по смыслу.

Традиции искусства Ирана восходят ещё к доахеменидскому периоду (ХIII – VII вв. до н.э.). В многочисленных могильниках, относящихся к этому периоду, найдена так называемая «серая керамика» – горшки-чайники с декоративными носиками в виде птичьего клюва, бокаловидные сосуды, чаши на 3-х ножках. Позже появляются изделия из красной глины. Этот керамический стиль распространился по обширному региону иранского нагорья. Декоративные изделия из металлаторевтика — с ХI в. до н.э. также появляются в захоронениях в качестве ритуальных сосудов: золотые кубки, блюда, мечи, кинжалы, наконечники копий, топоры. По форме эти предметы тесно связаны с закавказскими. Широко были распространены сосуды зооморфных и антропоморфных форм.

Наиболее ранние образцы иранского искусства VIII – VII вв. до н.э. найдены в курганах Зивие: парадное оружие, рукояти и ножны которого украшены рельефами из золотого листа с изображениями животных и орнаментикой, в стилистике которых видны урартские. Ассирийские и скифские черты. На рукоятях мече й изображено «древо жизни», по бокам которого стоят крылатые гении – мотив, заимствованный из Урарту и Ассирии.

Особую группу среди изделий торевтики составляют так называемые Луристанские бронзы: детали сбруи, вотивные (ритуально-культовые) предметы в «зверином стиле». В разнообразных замысловатых композициях этого стиля встречаются различные животные: пантеры, олени с крыльями, козы и животные-химеры, сочетающие в своем облике элементы, взятые от разных животных (льва, орла, быка, рыбы).

Наивысшего развития «звериный стиль» достиг в Х – VII вв. до н.э., когда в Луристане развивалась металлургия. В стилистике изображений происходит смешение иконографических образов различных культур этого региона: ассирийских, эламитских, урартских. Распространены «идолы» – навершия вотивных штандартов с изображением антропоморфных божеств, богинь с головами рыб, птиц, часто встречаются изображения Зервана – мифического существа, соединяющего в себе черты юноши и старца. Изображения животных иногда напоминают более поздние скифские: олень с поджатыми ногами, прыгающие пантеры и головы грифа.

В период VIII – VI вв. до н.э. создаются первые иранские государственные образования, население которых составляют мидяне и персы. В искусстве появляются собственные иранские черты. В VI в. до н.э. Мидия сокрушила Ассирию и Урарту. К этому времени относится найденный в иранском Курдистане клад в резиденции правителя. Этот клад состоял из сокровищ, награбленных в ассирийском походе: костяных пластинок (украшений мебели), шкатулок, украшений сбруи, нагрудников вельмож, серебряных сосудов, деталей украшения колесницы из Урарту. Интересная находка – серебряное блюдо с золотыми аппликациями в виде звериных фигур: пантер, голов грифов, зайцев. В орнаментике присутствуют урартские элементы (розетки, иероглифы). Найдена также золотая пектораль (нагрудное украшение) с изображениями фантастических существ. В центре композиции – дерево жизни, по бокам расположены фигуры козлов и крылатых быков, ряд фантастических животных: сфинкс, крылатый баран, лев с птичьим хвостом и бычьими рогами. Иногда чужеземные образы копировались без понимания смысла, «добрые» гении смешивались со «злыми», они заимствовались из цилиндрических печатей, геральдических композиций. Вообще, животные во многих культурах считались реинкарнациями богов (лев, вепрь, орел, сокол, ворон). Позже все эти мотивы встречаются в иранском искусстве.

В дворцовых постройках постоянно встречаются различные рельефы, неразрывно связанные с архитектурными формами. Дворцы Пасаргад и Персеполя строились с использованием мидийских, эламитских, урартских и ассирийских форм, мастера приглашались также из Ионии и Лидии (греческих колоний в Малой Азии). При входе в комплекс Персеполя стоят 10-ти метровые «шеду» – крылатые быки с головой человека, заимствованные из Ассирии, цоколь и боковые стены лестниц Ападаны были сплошь покрыты рельефами в несколько ярусов. На этих рельефах изображены воины персидской армии, а также мидийцы, эламиты, несущие царский трон и ведущие коней. В другом ярусе изображено шествие народов во главе с персидскими наместниками провинций, подчиненных Персии. Они несут дань персидскому царю: золотые вазы, кубки, оружие, ведут львиц, быков, коней, верблюдов. Сюжеты и позы канонизированы, фигуры воинов строго повторяются, как будто они вырезаны по трафарету. Всюду прослеживается стремление к симметрии, зеркальному повтору сцен.

В этом выражается «имперский стиль» официального искусства ахеменидского Ирана. Архитектурная форма и скульптура объединены в одно целое повествование о могуществе персидского царя. Главные сцены, изображенные на стенах лестницы, венчало изображение солнечного диска с крыльями – явно заимствованное из Египта.Оно, очевидно, истолковывалось как символ иранского бога Митры. Шеду также приобрели новый смысл, как символ Гопатшаха – бога вод и растений.

Внутри помещений дворца найдены следы росписей по глиняной штукатурке. В интерьерах применялась отделка из декоративных металлических накладок, цветная керамика. Традиционные изделия из металла также были широко распространены в ахеменидский период: ритоны (сосуды с изображением головы и туловища животного, кубки, блюда, которые выполнялись мидийскими, армянскими и малоазийскими мастерами. Ритоны были очень многообразны и делались как из керамики (более ранние), так и из драгоценных металлов, и, очевидно, служили атрибутом власти. История этого типа сосудов насчитывает более двух тысяч лет. Существовали также и традиционные цилиндрические печати, изображающие царя у жертвенника с огнем, борьбу царя с чудовищами, добрых и злых демонов.

В период, предшествовавший македонскому завоеванию Персии, появляются изображения богини плодородия Анахиты, сделанные греческими скульпторами по типу изображений Артемиды. Митра отождествляется уже с Аполлоном или Гелиосом, Ахура Мазда – с Зевсом. Этот период можно назвать «предэллинизмом».

В дальнейшем происходит более тесный синтез античной культуры и культуры Древнего Востока на всей территории Эллинистического мира.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.