Необходимость и сущность государственного регулирования Экономики
Под государственным регулированием экономики (ГРЭ) понимается система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляют государственные учреждения для достижения определенных целей. При этом различают главную цель ГРЭ – стабилизация и приспособление (адаптация) существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования, которая конкретизируется в других целях. Эти цели называются конкретными, и связаны они непосредственно с объектами ГРЭ. Эти цели были обозначены в теме 1 данного курса как цели макроэкономической политики государства.
Объекты ГРЭ – это как бы осознанные «болевые точки» рыночной экономики, это условия, процессы, отношения, элементы, секторы и регионы национального хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще, а также, наднациональный уровень межгосударственных союзов. К таким объектам относят: экономический цикл, секторальную, отраслевую, региональную структуру национального хозяйства; цены; занятость; денежное обращение; платежный баланс; условия конкуренции; социальные отношения и др.
Субъектами ГРЭ,как следует из определения последнего, являются: центральные (федеральные), региональные, муниципальные органы всех ветвей власти – законодательных, исполнительных, судебных, построенных по иерархическому принципу и др.
Следует различать, с одной стороны, основные направления государственной деятельности, которые связаны с достижением определенных целей и выполнением основных функций государства, с другой — конкретные методы и инструменты (регуляторы), с помощью которых государство осуществляет эти функции.
Устойчивая тенденция к расширению экономических и социальных функций государства начинает прослеживаться во всех развитых странах с начала ХХ века. Ее зафиксировали исследователи всех направлений, в том числе и марксистского. В марксистской литературе эта тенденция получила название государственно-монополистический капитализм – процесс сращивания силы государства с экономической силой монополий. Формирование государственно-монополистического капитализма рассматривалось этим направлением как результат экономических, политических, социальных противоречий, которые порождены комплексом внутренних и внешних причин. В немарксистской литературе усиление экономической роли государства связывают с «провалами» (осечками, фиаско) рынка, то есть с обнаружением тех областей экономической жизни, где рынок не способен решить возникающую проблему. Это: 1) монополия; 2) несовершенная (асимметричная) информация; 3) внешние эффекты; 4) общественные блага. Эти проблемы образуют нижнюю границу государственного вмешательства. Они были рассмотрены в курсе микроэкономика (тема 9).
Однако в современном мире направление деятельности государства значительно шире, о чем свидетельствует материал, изложенный в темах 3,4,5,8 данного курса. Верхняя граница государственного вмешательства связана:
· с перераспределением доходов и обеспечением права на стандарт благосостояния всем слоям независимо от форм результатов экономической деятельности.
· с обеспечением права на труд для тех, кто может и хочет работать. Поэтому обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы (выплата пособий безработным; организация для них системы переобучения, переквалификации; установление минимальных уровней заработной платы для занятых и т.п.).
· с обеспечение прорывов в области науки, технологий, структурных преобразований. Речь идет, например, о фундаментальной науке или о инвестициях в новейшие отрасли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса. Здесь не обойтись без участия государства.
· с решением внешнеэкономических проблем. Имеются в виду многообразные формы внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежным балансом и многое другое.
· с необходимостью в постоянно проводимой государственной антиинфляционной и антициклической профилактике, так как любая экономика не имеет врожденного иммунитета против инфляции, любой экономике присуща цикличность развития.
Очевидно, что ГРЭ связанна со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Постепенно государство интегрируется в рыночное хозяйство, то есть происходит симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка. Об этом свидетельствует формирование функциональных экономических систем (ФЭС).
Под ФЭС понимается динамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптимальных условий для обмена информацией, товарами, технологией, различными формами капитала, рабочей силой и др. между странами ФЭС поддерживают равновесие относительно определенных заданных макроэкономических параметров. Так, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5 % ВВП, объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров как минимум в течении трех месяцев, отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% годовых доходов от экспорта, критический уровень безработицы не должен превышать 15-20% общего числа трудоспособного населения и т.д.
К современным ФЭС относятся:
· Система формирования конкурентной среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции; обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны монополии; регулирует деятельность естественных монополий.
· Система, регулирующая размеры денежной массы с использованием таких инструментов регулирования, как политика обязательных резервов, уровень процентной ставки Центрального банка, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков и др.
· Система поддержания внутренних цен.
· Система защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, которая начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, захватывающих значительную долю на определенном товарном рынке и тем самым нарушающих сложившееся равновесие и другие системы.
Названные и другие ФЭС в совокупности образуют функции современного государства по регулированию рыночной экономики и поддержанию ее устойчивого роста. Экономические функции государства многообразны и сложны, но можно выделить следующие основополагающие функции.
1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
2. Поддержка и защита конкуренции. Осуществление этой функции предполагает, прежде всего, антимонопольное регулирование.
3. Воздействие на размещение ресурсов. В определенных ситуациях (внешние эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции, когда рынки действуют неэффективно или не действуют вовсе) возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.
4. Перераспределение доходов. Государство берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты
5. Внешнеэкономическая политика, направленная на развитие различных форм международных экономических отношений, связанных с внешней торговлей, с международной миграцией капитала и рабочей силы, достижением и сохранением национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике и т.п.
2. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Государственный сектор в рыночной экономике
Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, государство использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, финансовых возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ мирового опыта позволяет говорить о некотором стандартном наборе методов и инструментов государственного регулирования.
Различают прямые (или административные) и косвенные (или экономические) методы регулирования, каждый из которых представлены различными инструментами. Прямое (директивное) регулирование возможно по отношению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных бедствий (например, стихийные катастрофы, технические аварии и т.п.). Оно в значительной степени ограничивают свободу выбора и направлено на то, чтобы заставить делать так, а не иначе.
В рыночной экономике предпочтение отдается экономическим регуляторам, так как они более гибкие, направлены на создание у предприятий экономической заинтересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более демократические рычаги регулирования.
Разграничение экономических и административных инструментов довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении субъектов рынка.
К административным инструментам регулирования рыночного поведения субъектов относятся законы и подзаконные акты: запрет отдельных видов деятельности и технологий, порядок регистрации предприятий, антимонопольное законодательство, штрафные санкции, таможенное регулирование, регулирование цен, директивное планирование и многие другие меры. Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государственного регулирования:
- Антимонопольная политика, направленная на ограничение монополизации рынков.
- Внешние отрицательные эффекты рыночных процессов. Например, их последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов.
- Социальная защита, т.е. определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, регулирование планки, ниже которой жизненный уровень в цивилизованном обществе опускаться не должен. Сюда относятся гарантированный минимум заработной платы, система социальных гарантий, пособия по безработице и т.п.
- Область международных экономический связей. Здесь регулирование направлено на защиту национальных интересов: лицензирование экспорта, государственный контроль над импортом, таможенная политика.
Таким образом, сфера применения административных инструментов достаточно широка.
Но в рыночной экономике преобладают все же косвенные, экономические методы регулирования. Выделим некоторые из них и дадим лишь общую их характеристику.
1. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Так государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, на объем национального производства и темпы экономического роста (тема 7).
2. Финансовая политика — это мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны (тема 6).
3. Внешнеторговая политика. Она связана со стимулированием экспорта и ограничением импорта. Инструментами стимулирования экспорта являются: налоговые льготы, гарантии экспортного кредита, использование двухсторонних и многосторонних экономических соглашений, снижение валютного курса. Для регулирования импорта государство использует ставки налогов на импорт или таможенные тарифы. (курс мировой экономики)
4. Регулирование международного движения капиталов. Экспорт капитала предполагает создание за границей гарантий безопасности инвестиций, кредитную поддержку зарубежных инвесторов. Импорт капитала предполагает установление приоритетных секторов экономики для иностранных инвестиций, регулирование распределения прибылей, налогообложения и др. (курс мировой экономики)
Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача — комплексное использование в стратегических целях всех элементов государственного регулирования: административных и экономических.
По мере усложнения задач по регулированию экономики правительства стали разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые программы. Объектами таких программ обычно являются отрасли (например, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем); различные направления научных исследований.
Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные экономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции. Они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования.
Уровень развития государственного программирования в отдельных странах различен, но практически во всех странах рыночной экономики осуществляются целевые программы.
На базе опыта целевых и чрезвычайных программ в конце 60-х годов развитые страны перешли к общенациональному среднесрочному программированию, охватывающему важнейшие показатели народного хозяйства.
Однако в условиях рыночной экономики государственное экономическое программирование может быть только индикативным, т.е. носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер.
Итак, современная рыночная система немыслима без ГРЭ. Однако существуют важные ограничения для него, существует грань, за которой рыночные процессы деформируются, и эффективность общественного производства падает.
Государство способно осуществить свои экономические функции в том случае, если имеет достаточную экономическую базу. Такой базой является государственный сектор экономики.
Отечественные экономисты традиционно понимали под государственным сектором сферу экономики, в которой действовали государственные предприятия и учреждения (т.е. сферу государственного предпринимательства). В мировой науке государственный сектор отождествляют с совокупностью всех форм непосредственного участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В соответствии с таким пониманием государственный сектор состоит:
1. Из сферы государственной предпринимательской деятельности, основанной на государственной собственности. Последняя получила развитие в 30-40-е годы прошлого века. Она возникала прежде всего в тех сферах, которые обеспечивали целостность народного хозяйства страны. Это, во-первых, отрасли производственной инфраструктуры (дороги, каналы, порты, системы водо-, электроснабжения, связи и т.д.) и отрасли социальной инфраструктуры (система образования, здравоохранения). Эти отрасли создают общие условия воспроизводства, но требуют больших капиталов, длительного периода его оборачиваемости, низкую норму прибыли. Во-вторых, сфера науки и важнейших направлений техники, т.е. там, где высока степень риска и неопределенность получения результатов. Возникала государственная собственность различными путями: национализация предприятий и отраслей; строительство государственных предприятий за счет средств государственного бюджета; создание смешанных государственно-частных предприятий.
2. Из сферы государственных финансов, центром которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения доходов. Доходы госбюджета тесно связаны с налоговой системой, а расходы — с выполнением государством ряда задач и функций.(тема 6)
3. Из сферы денежного обращения, центром которой является центральный банк. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит под контролем государственную денежную систему (тема 7).
Размеры государственного сектора должны соответствовать функциям, которые выполняет государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вызывает и рост государственного сектора.
Если же государство без достаточных экономических оснований расширяет свои функции и вызывает рост государственного сектора, это снижает общую эффективность экономики. Это обусловлено тем, что конкурентный тонус государственных предприятий ослаблен – дотации, налоговые льготы, продление сроков выплат кредитной задолженности и т.д. В связи с этим в 80-е годы в развитых странах возникла необходимость разгосударствления и приватизации.
Наиболее распространенными современными способами разгосударствления стали:
1. Либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов; стимулирование диверсификации производства и продаж; поощрение малого бизнеса, снятие ограничений для проникновения иностранного капитала; меры по демонополизации экономики.
2. Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных).
3. Создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования: сокращение государственных субсидий, отказ от списаний банковской задолженности, отмена налоговых льгот и т.п.
4. Приватизация государственных предприятий. При этом государственная собственность может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам и т.д.
Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах являются продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов непосредственно в частные руки; выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческие выкупы»). Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.
Снижение эффективности государственного сектора может быть связано и с другими причинами: неправильный выбор методов и инструментов ГРЭ, чему способствуют эффект особых интересов у политических деятелей; бюрократизация, которую «плодит» государственный сектор.
Вопросы для самопроверки:
1. Объясните почему государство вынуждено вмешиваться в рыночный механизм. Как это связанно «несостоятельностью» рынков .
2. Что понимается под государственным регулированием экономики, каковы его цели, объекты и субъекты?
3. Что понимается под функциональной экономической системой и какие современные функциональные экономические системы Вы знаете?
4. Охарактеризуйте основополагающие функции современного государства по регулированию рыночной экономики и поясните, через какие социальные и экономические инструменты они реализуются.
5. Что такое прямые и косвенные методы государственного регулирования, в каких областях их применение наиболее оправданно?
6. Что собою представляет государственное экономическое программирование как высшая форма государственного регулирования экономики.
7. Что такое государственный сектор экономики и почему его рассматривают как экономическую базу государственного регулирования экономики?
8. Существует ли «верхняя» граница государственного вмешательства в рыночные механизмы. В чем может проявится «несостоятельность» государства.
Тема 6.Государственный бюджет и финансовая политика государства.
1. Государственный бюджет и бюджетная политика.
2. Налоги и налоговая система.
3. Фискальная политика государства и механизм ее воздействия на экономику.
|