Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Производство и ценообразование в условиях чистой монополии

Чистая, или абсолютная, монополия — это модель рынка, которая характеризуется ря­дом черт:

• фирма является единственным производителем продукта, не имеющего заменителя;

• контролируя общий объем предложения, фирма диктует цену товара;

• вступление новых конкурентов в отрасль заблоки­ровано техническими, экономическими, юридическими моментами.

Причины образования монополий различны, о чем свидетельствуют перечисленные входные барьеры. В связи с этим различают: закрытую, естественную и открытую монополию.

Закрытая монополия – это монополия, защищенная юридическими ограничениями, наложенными на конкуренцию. Один из ее вариантов - предоставление исключительных прав правительством, другой – патентные права.

Естественная монополия обусловлена технологическими и природными факторами.

Открытая монополия – это фирма, не обладающая специальной защитой и становящаяся на некоторое время поставщиком какого-либо особенного товара. Это могут быть фирмы, выходящие на рынок с новой продукцией.

Такая классификация является условной. Например, фирмы электро-, газо-, водоснабжения являются и естественной монополией, и закрытой. Если взять за основу классификации временной аспект, то патентная монополия делает закрытой монополию в краткосрочном периоде, но в долгосрочном она является открытой. И фактически все виды монополий можно рассматривать как открытые в связи с отменой юридических барьеров, сведения на нет технологических преимуществ производством товаров-заменителей и т.д.

Рассмотрим поведение чистой монополии в области цен и производства по сравнению с конкурентной фирмой. Решающие различия между ними состоят в следующем.



1. Предложение чистой монополии является ры­ночным (отраслевым).

2. Спрос на продукцию чистого монополиста яв­ляется рыночным спросом. Он эластичен по цене, кри­вая спроса Д имеет отрицательный наклон. Это значит, что понижение цены увеличивает число продаж. Однако понижать цену можно до определенного уровня — мини­мума средних издержек, далее фирма столкнется с убытками. В связи с этим различают эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса монополиста.

3. Монополист может влиять на цену, изменяя объем продаж. Он максимизирует прибыль, выпус­кая такой объем, при котором MR = МС. Затем он устанавливает цену, которая побуждает покупателей при­обрести этот объем. При этом MR < Р для каждой единицы, кроме первой. Это связано с тем, что более низкая цена используется при продаже не только допол­нительной единицы продукции, но и предшествую­щих. Графически кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса цены (рис. 30).

4. Существует особая связь между общим и пре­дельным доходами. При движении вниз по эластичному отрезку кривой спроса предельный доход положителен, и, следовательно, общий доход возрастает. Когда предельный доход равен 0, общий доход достигает максимума. При дальнейшем движении вниз предельный доход становится отрицатель­ным, общий доход понижается. Поэтому на неэластичном отрезке кривой спроса монополист никогда не понизит цену.

 

Рис. 30 Спрос, предельный и общий доходы монополиста

Процесс выбора монополией цены и объемов про­изводства, которые максимизируют прибыль, графичес­ки изображен на рис. 31. Предполагается, что издержки чистого монополиста равны издержкам конкурентной фирмы.

 

Рис.31. Положение чистого монополиста, максимизирующего прибыль

Объем производства, при котором максимизирует­ся прибыль монополиста, соответствует точке пересече­ния кривых MR и МС и равен Qm. Для того, чтобы продать этот объем, монополист устанавливает цену, равную Рm. При этой цене он получает прибыль на единицу товара, равную Рm - АСm; при объеме выпуска Qm чистая прибыль равна (Рm - ACm) х Qm. На графике, она показана заштрихованным прямоугольником. Веро­ятность получения чистых прибылей у чистой монополии выше, чем у конкурентной фирмы из-за существующих барьеров. Однако чистая прибыль ей не гарантирована. Падение спроса на продукцию приводит к падению цены и предельного дохода. Если цена падает ниже средних издержек, монополия столкнется с убытками. Убытки возникнут и в том случае, если возрастет цена на ис­пользуемые ресурсы.

В долгосрочном плане монополия, максимизиру­ющая прибыль, расширяет выпуск до тех пор, пока предельный доход не сравняется с долгосрочными пре­дельными издержками. Отсутствие свободного входа но­вых фирм на рынок предотвращает падение чистой при­были до нуля.

Чистая монополия не является эффективной ры­ночной структурой, так как обладает рядом недостатков.

Во-первых, объем производства, максимизирую­щий прибыль монополиста, ниже, чем у конкурентной фирмы, а цена — выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, а часть продукции, необходимая обществу, не произво­дится. Если у конкурентной фирмы равновесие достига­ется при таком объеме, когда MR(P) = МС = min AC, то у чистого монополиста — при таком объеме, когда сред­ние издержки не достигают своего минимума; при этом цена выше средних издержек. Для чистого монополиста (МС = MR) < min AC < Р. Возникают чистые потери общества или «мертвый убыток» их можно представить графически в виде площади треугольника ACE (рис.31). Его образуют часть излишка потребителя в виде площади BCE и часть излишка производителя в виде площади треугольника ABE.

Во-вторых, являясь единственным производителем, монополист не стремится снизить издержки. У него нет стимула к использованию наиболее прогрессивной техно­логии, слабая заинтересованность в научно-исследователь­ских разработках и использовании достижений НТП.

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм и огромные средства на их возведение и укрепление оказы­вают сдерживающее воздействие на экономическую эф­фективность.

Однако преимущества чистой конкуренции отчет­ливо проявляются в статичной экономике, где эффект от масштабов производства доступен и конкурентной фир­ме, и монополисту. В динамике, которая учитывает изменения в уровне НТП, неэффективность чистой мо­нополии менее очевидна:

1) хотя у монополиста нет автоматического стимула к НТП, технические усовершенствования ему все же выгодны. Они понижают издержки на единицу продукции и таким образом увеличивается чистая прибыль, получение кото­рой носит долговременный характер. Монопольное обладание патентами и лицензиями — один из главных входных барьеров в отрасль;

2) монополист имеет больше возможностей для по­лучения чистых прибылей и, следовательно, больше фи­нансовых ресурсов для развития НТП;

3) там, где используются высокоприбыльные техно­логии, только крупное производство может обеспечить массовый выпуск качественной стандартизованной про­дукции, низкие издержки на единицу продукции и дос­тупные цены.

Из характеристики чистой монополии вытекает, что монополия – это крупная фирма. В действительности их связь не так однозначна. Фирма может быть крупной по абсолютным показателям (размер активов, продаж, прибылей, численности занятых и других), но небольшой относительно размеров рынка. Это имеет место на рынках с большой емкостью и иностранной конкуренцией. Фирма может быть крупной относительно всего рынка, особенно если его емкость невелика, но небольшой в абсолютной выражении. Однако, как правило, крупная по абсолютным показателям фирма контролирует значительную часть рынка своей продукции.

Следует иметь ввиду и то, что термином «монополия» называют и олигополистические структуры.

Учитывая двойственный, противоречивый харак­тер монополии, правительства стран с развитой рыноч­ной экономикой стремятся противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.