Виды и формы мышления. Их развитие в фило- и онтогенезе. Изучение и диагностика мышления. Нарушения мышления в детском возрасте и их коррекция.
Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей окружающей действительности.
Виды мышления:
1.
Наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое;
2.
Логическое и интуитивное;
3.
Теоретическое и практическое;
4.
Продуктивное и репродуктивное.
Наглядно действенное - простейший вид мышления. Решение задачи осуществляется путем физического преобразования ситуации, познание свойств объекта при непосредственном воздействии на него. Дети, животные.
^ Наглядно – образное мышление связано с представлением ситуации и возможных изменениях в ней. Дошкольники, младшие школьники, творческие профессии.
Словесно – логическое мышление является понятийным по своей природе, т.е. предполагает использование понятий и логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.
Основные формы словесно - логического мышления 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие.
Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинностная оценка определенного события или положения дел.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых суждений выводится новое суждение. Дедуктивное – от общего к частному. Индуктивное – от частного к общему.
Понятие – форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций). Понятия общие (город) и единичные (Москва).
^ Логическое мышление осуществляется посредством последовательных логических умозаключений согласно законам логики. Пралогическое (первобытное) мышление – ввел Леви-Брюль для обозначения раннего этапа филогенетического развития мышления, когда существование причинно – следственных связей проявляется в форме мистической сопричастности.
Интуитивное – непосредственное проникновение в сущность явления, мгновенное и ясное «усмотрение» закона или принципа; характеризуется быстротой протекания, малой осознанностью и отсутствием выраженных этапов протекания.
^ Теоретическое мышление основывается на абстрагировании, нацелено на объяснение явлений, манипулирует схемами и моделями, а практическое требует конкретизации общих знаний и сведений, нацелено на активное преобразование действительности, складывается в процессе непосредственного наблюдения предметов и явлений в конкретных случаях.
^ Продуктивное мышление направленно на получение нового продукта или знания, репродуктивное предполагает воспроизведение и применение готовых знаний.
Элементарное мышление возникает уже у животных и обеспечивает динамическую адаптацию организма к требованиям среды. Активность живого существа в поиске объекта потребности – самая общая филогенетическая предпосылка развития мышления. Самые сложные проявления мышления у высших животных связаны с изготовлением орудий для достижения биологических потребностей.
В историческом плане развитие мышления изучается в контексте становления труда как специфически человеческой деятельности и формирование языка. Считается, что словестно – логическое мышление это наиболее поздний продукт исторического развития мыслительной деятельности и что переход от наглядного мышления к абстрактному составляет центральную линию этого развития.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с вами, Сеченов назвал стадией предметного мышления.
Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления.
Мышление ребенка дошкольного возраста наглядно образное, предмет его мысли — предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Навыки анализа у него элементарны, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто несущественные признаки («бабочка — птица, потому что летает»).
Форма обобщающей деятельности школьников вначале она строится на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.
В младшем школьном возрасте на первом этапе умозаключения строятся на наглядных предпосылках, данных непосредственно в наблюдении. На втором этапе уже возможны умозаключения на основе абстрактных предпосылок с опорой на наглядные схемы и знакомые примеры. На третьем этапе учащиеся могут выводить общие законы и правила из частных случаев.
Особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с переходом к изучению широкого круга общеобразовательных предметов в подростковом возрасте.
Согласно Ж. Пиаже, в становлении мышления выделяются четыре стадии, в течении которых складываются основные структуры интеллекта:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта. От рождения до двух лет. На этой стадии представлено, причем только в самых элементарных его формах, лишь наглядно-действенное мышление. Благодаря ему ребенок получает возможность познавать окружающий мир в его инвариантных или устойчивых свойствах.
2. Стадия предоперационального мышления. От 2 до 6 — 7 лет. В это время у них формируется речь и начинается процесс ее соединения с мышлением. Здесь же начинается процесс интериоризации внешних действий с предметами, то есть их превращения во внутренние действия сначала с образами предметов, а далее — с понятиями. Типичные ошибки при классификации предметов вследствие опоры на случайные признаки.
3. Стадия конкретных операций. От 8 до 12 лет. Конкретные операции – обратимые действия, выполняемые в уме, но с опорой на наглядные данные. Дети способны давать логические объяснения выполняемым действиям, занимать альтернативную точку зрения. «Серация» - умение ранжировать объекты по признку. Объединение классов, подклассов.
4. Стадия формальных операций. С 12 до 14 лет. Дети данного возраста уже в состоянии выполнять полноценные умственные, обратимые операции с понятиями, действуя при этом по известным законам логики. Умственные операции детей на этой стадии представляют собой структурно организованную, внутренне согласованную систему операций.
Л.С. Выготский выделил у детей следующие стадии развития понятий:
1. Стадия синкретического мышления. Дети вместо поиска существенных признаков понятия подбирают предметы на основе совершенно случайных признаков (синкрет — это неупорядоченное множество).
2. Стадия комплексного мышления. Предметы на данной стадии объединяются детьми в группы на основе каких-либо общих для них, но случайных, не существенных признаков.
3. Стадия псевдопонятий. На этой стадии дети действуют правильно, подбирая предметы в группы по их существенным признакам. Создается впечатление, что они как будто понимают, что означает соответствующее понятие. Однако те определения понятиям, которые дети дают сами, доказывают, что это не так.
4. Стадия настоящих понятий. На этой стадии дети не только правильно действуют, но и дают верные словесные определения искомым понятиям, выделяя в них наиболее общие и существенные признаки.
Возрастные границы стадий развития понятий у детей по Л.С. Выготскому примерно совпадают с возрастными границами развития операций по Ж. Пиаже.
^ Изучение и диагностика мышления. Нарушения мышления в детском возрасте и их коррекция.
Мышление в целом может быть описано по двум параметрам: уровень мышления и индивидуально – типологический характер мышления. Уровень мышления может быть категориальным (понятийным), когда испытуемый устойчиво использует родовые понятия; конкретно – ситуационный, когда логические выводы делает из конкретных ситуаций; дескриптивный, когда задания выполняются с применением внешних, незначительных признаков; синкретический, когда испытуемый манипулирует разноуровневыми понятиями и характеристиками, не понимая и не зная их свойства, руководствуясь случайными изменениями интереса или скачками внимания.
Индивидуально – типологический характер мышления – это клинически важные характеристики, который свойственны человеку с тем или иным синдромом (например, обстоятельность, лабильность, резонерство, вязкость, аффективная насыщенность рассуждений, эгоцентричность). Следует отмечать в процессе исследования колебания мышления, то есть выполнение аналогичных проб на разном уровне (это свойственно для органического синдрома в астеническом варианте, психопатам с нормальным интеллектом).
Блюма Вульфовна Зейгарник выделила три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение личностного компонента мышления. Нарушение операциональной стороны мышления проявляется в снижении уровня обобщения, искажении процесса обобщения (используют случайную сторону явлений). Нарушение личностного компонента мышления включают разноплановость, когда суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях и нарушение критичности и саморегуляции, которое обозначается как резонерство, то есть склонность к бесплодному мудрствованию, тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Нарушение динамики мыслительной деятельности состоит в инертности, при которой страдает способность переключаться с одного вида деятельности на другой и лабильности, то есть неустойчивости способа выполнения задания (в крайней форме – повышенная "откликаемость"). Такие нарушения динамики мышления, как расплывчатость и нецеленаправленность рассматриваются как нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности.
При исследовании мышления необходимо учитывать возрастные нормы развития мышления.
Методика «Лабиринт» предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях). Методика «Пиктограмма» предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. «Понимание пословиц», «Толкование идеом».
Коррекцию нарушений мышления проводят в составе комплексной помощи ребенку совместно с врачом и другими специалистами. Например, системный подход к коррекции психического развития ребенка, предлагаемый Анной Владимировной Семенович, предполагает комплексную программу помощи, сочетающую когнитивные и двигательные методы. Направление, в рамках которого разработан «Метод замещающего онтогенеза», исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Автор подчеркивает, что коррекция и абилитация (развитие способностей) практически неразделимы в детском возрасте ввиду универсальных закономерностей единого онтогенетического процесса.
|