Обратная связь
|
Распределение часов по темам и видам учебной работы Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПЕДАГОГИКА
Направление подготовки050100 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки:«Иностранный язык», «История и обществознание», «Право», «Физика и информатика и ИКТ», «Физическая культура», «Технология», «Информатика и ИКТ»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Нормативный срок обучения 4 года
Пермь
ПГПУ
Рецензент:
Доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе ПГПУ А.И. Санникова
Авторы-составители: Н.А. Гангнус, Е.К. Гитман, Т.П. Гаврилова, Л.А. Косолапова, Н.Г. Липкина, Р.А. Рогожникова, Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева. Под ред. к.п.н., доц. Н.А. Гангнус, зав.каф. педагогики Л.А. Косолаповой
Учебно-методический комплекс по дисциплине ПЕДАГОГИКА составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».
Дисциплина входит в профессиональный цикл,
относится к базовой части учебного плана ООП.
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов.
Согласовано:
Декан _______________ факультета __________________(Ф.И.О.)
Для дисциплин
общеуниверситетских кафедр
Утверждено:«___» 20___ г.
Начальник учебно-методического управления ________
|
| Утверждено на заседании кафедры педагогики:
Протокол № 1
« » сентября 2011 г.
Зав. кафедрой Л.А. Косолапова
|
Содержание
1. Цель изучения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. Принятая структура компетенций
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
4. Объем дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
5.Содержание дисциплины
5.1. Программа дисциплины
5.2. Содержание семинарских и практических занятий
Формы и методы обучения
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
7.2. План-график самостоятельной работы студентов
7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению приложения -микроисследования
Учебно-методическое, информационное и
материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература
8.3. Учебно-методические материалы
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
8.5. Материально-техническое обеспечение
Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
9.1. Содержание и форма проведения входного контроля
9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний
9.2.1. Формы текущего контроля знаний
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентовКодификатор
9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
10. Глоссарий по курсу дисциплины Ключевые понятия по темам
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Педагогика» является
с точки зрения деятельности преподавателя – создание условий для становления в процессе изучения педагогики гуманистически ориентированного субъекта педагогического процесса, умеющего самостоятельно формировать обобщенное индивидуализированное (личное) педагогическое знание и компетентно творчески применять его сообразно ситуации предметной деятельности и общения с воспитанником (учеником);
с точки зрения студента – овладение развивающимся личностным системным педагогическим знанием как средством осмысления и компетентного решения с позиций гуманизма бесконечно разнообразных практических педагогических проблем (задач).
2.Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла.
Дисциплина «Педагогика» опирается на результаты освоения таких дисциплин, как «Философия», «Информационные технологии», «Психология».
Дисциплина «Педагогика» является предшествующей для дисциплин, формирующих группу компетенций, относящихся к практической деятельности: «Методика обучения (по профилю подготовки)»
3. Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. Принятая структура компетенций
«Вклад» кафедры педагогики в формирование ОК, ОПК, ПК
| Общекультурные компетенции (ОК, реализуемые в рамках педагогической деятельности):
| ОК-3* Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества
| Знать:
· основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества.
Уметь:
· анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы.
Владеть:
· технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний;
· навыками рефлексии, самооценки и самоконтроля.
| ОК – 7 Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе.
| Знать:
· этические нормы общения;
· социально-психологические основы педагогического общения;
· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
· особенности социального партнерства в системе образования;
· инновационные (виртуальные) технологии общения;
· психологию конфликта и его разрешение.
Уметь:
· организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений;
· определять цели взаимодействия;
· выбирать рациональный способ организации сотрудничества;
· бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.
Владеть:
· технологиями общения;
· рациональными приемами организации взаимодействия;
· средствами реального и виртуального общения (сетевыми, сообщениями и т.п.).
| ОК-13 Готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| Знать:
· основные нормативно-правовые акты в области образования;
· нормативно – правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций различных типов и видов;
· основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка» и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
· основные права ребенка и формы их правовой защиты;
· основные права и обязанности педагогических работников;
· принципы финансирования образовательных учреждений, оплаты труда педагога;
· основные правовые акты международного образовательного законодательства.
Уметь:
· анализировать нормативные правовые акты в области образования;
· анализировать и участвовать в разработке локальных нормативных актов (Устав, Положение о правах и обязанностях учащихся, Правила внутреннего распорядка и др.);
· понимать и объяснять смысл правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах;
· пользоваться электронными справочно-правовыми системами для быстрого поиска документов (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс);
· решать правовые задачи в рамках профессиональной деятельности.
Владеть:
· способами реализации правовых норм в процессе осуществления профессиональной деятельности
· способами защиты прав участников образовательного процесса .
| ОК-14*Готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям
| Знать:
· основные закономерности взаимодействия человека и общества;
· основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;
· основные механизмы социализации личности.
Уметь:
· анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы.
Владеть:
· технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний.
|
| Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
| ОПК- 1 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.
| Знать:
· тенденции развития мирового историко-педагогического процесса,
· особенности современного этапа развития образования в мире, основные направления педагогической деятельности,
· функции учителя, ценностные основы профессиональной деятельности, роль и место учителя в жизни общества,
· правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования,
· способы овладения педагогическим мастерством;
· способы профессионального самопознания и саморазвития.
Уметь:
· адаптировать свою профессиональную деятельность к условиям конкретной образовательной среды;
· прогнозировать трудности в профессиональной деятельности, видеть способы их преодоления.
Владеть:
· системой мотивов, побуждающих к саморазвитию, самореализации в профессионально-педагогической деятельности.
| ОПК – 2 *
Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
| Знать:
· оñîáåííîñòè ðåàëèçàöèè ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â óñëîâèÿõ ïîëèêóëüòóðíîãî è ïîëèýòíè÷åñêîãî îáùåñòâà.
Уметь:
· применять знания гуманитарных, социальных и экономических наук в профессиональной деятельности;
· системно анализировать и выбирать образовательные концепции.
Владеть:
· способами решения профессиональных задач на основе знаний гуманитарных, социальных и экономических наук.
| ОПК – 4 *Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
| Знать:
· сущность профессиональной педагогической деятельности, процессов воспитания, обучения и развития;
· способы рефлексии, диагностики и оценивания.
Уметь:
· использовать способы рефлексии, диагностики и оценивания учащихся в своей профессиональной деятельности;
· корректировать собственную профессиональную деятельность,
· прогнозировать результаты профессиональной деятельности как формирование личности школьника.
Владеть:
· профессиональной этикой,
· способами осуществления мониторинга образовательной деятельности,
· способами осуществления педагогической поддержки и сопровождения.
|
| Профессиональные компетенции (ПК – в аспекте общепрофессиональных основ)
| ПК – 2*Готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.
| Знать:
· характеристики современных методов и подходов к обучению школьников (системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, дифференцированный) на разных этапах обучения;
· основные положения организации современного урока;
· различные средства и методы активизации учебной деятельности учащихся;
· методы оценивания качества образовательного и воспитательного процессов.
Уметь:
· применять общепедагогические и методические знания в организации учебной и воспитательной деятельности учащихся;
· использовать современные различные методы и технологии при разработке и конструировании соответствующих учебных материалов, в том числе с помощью информационных технологий;
· раскрывать особенности организации учебной деятельности учащихся на уроках с точки зрения различных подходов к учебно-познавательному и воспитательному процессу;
· применять современные методы и технологии обучения в решении учебных и профессиональных задач.
Владеть:
· методами организации активной учебно-познавательной и воспитательной деятельности школьников на разных этапах обучения;
· способами оценки качества результатов образования (предметные знания, умения, навыки; общеучебные и специальные учебные умения; показатели личностного развития).
| ПК – 3 Способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.
| Знать
· сущность понятий «социализации и профессиональное самоопределение обучающихся»;
· современные и традиционные подходы к контролю и оценке достиженийобучающихся и воспитанников;
· историю и современное состояние методов диагностирования достижений обучающихся и воспитанников;
· сущность и приемы педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.
Уметь:
· моделировать и проектировать различные формы учебной и внеучебной деятельности обучающихся
· выбирать и использовать методы педагогической диагностики для решения типовых профессиональных задач;
· использовать приемы педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
· использовать современные и традиционные подходы к контролю и оценке достиженийобучающихся и воспитанников.
Владеть:
· технологией контроля и оценки достижений обучающихся и воспитанников;
· приемами педагогической поддержки и сопровождения в профессиональном самоопределении учащихся и их подготовке к сознательному выбору профессии.
| ПК - 4 * Способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
| Знать:
· структурные компоненты образовательной среды
· особенности взаимодействия различных субъектов образовательной среды, для характеристики социального компонента.
Уметь:
· осуществлять анализ образовательной среды школы на выявление её возможностей для эффективной организации учебно-воспитательного процесса;
· организовывать учебную и учебно-профессиональную деятельность обучающихся с использованием возможностей образовательной среды.
Владеть:
· методами и приемами отбора и использования образовательных ресурсов для повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях образовательной среды школы.
| ПК – 5 Готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнёрами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.
| Знать:
· социально-психологические основы педагогического общения;
· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса.
· особенности социального партнерства в системе образования;
· инновационные технологии общения;
· психологию конфликта и его разрешение.
Уметь:
· организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений;
· определять цели взаимодействия;
· выбирать рациональный способ организации сотрудничества;
· бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
· êîîðäèíèðîâàòü äåÿòåëüíîñòü ñîöèàëüíûõ ïàðòíåðîâ;
· ó÷àñòâîâàòü â îáùåñòâåííî-ïðîôåññèîíàëüíûõ äèñêóññèÿõ.
Владеть:
· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
· ñïîñîáàìè ïðîåêòíîé è èííîâàöèîííîé äåÿòåëüíîñòè â îáðàçîâàíèè;
· ñïîñîáàìè óñòàíîâëåíèÿ êîíòàêòîâ è ïîääåðæàíèÿ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ñóáúåêòàìè îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà â óñëîâèÿõ ïîëèêóëüòóðíîé îáðàçîâàòåëüíîé ñðåäû.
| ПК – 8 * Способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
| Знать:
· возможности информационно-коммуникационных технологий для реализации культурно-просветительских программ.
Уметь:
· разрабатывать культурно-просветительские программы.
Владеть:
· способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
| ПК - 9* Способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности.
| Знать:
· социально-психологические основы педагогического общения;
· особенности социального партнерства в системе образования.
Уметь:
· организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений;
· выбирать рациональный способ организации сотрудничества.
Владеть:
· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
| ПК – 10 * Способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности
| Знать:
· особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
Уметь:
· учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные) в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
Владеть:
· способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.
| ПК-11 * Способность выявлять и использовать возможности региональной культурной, образовательной среды для организации культурно-просветительной деятельности
| Знать:
· основы просветительской деятельности,
· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса.
Уметь:
· использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов,
· организовывать внеучебную деятельность обучающихся.
Владеть:
· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
· способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.
| 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
Наименоваиие компетенций
| Введение в педагогическую деятельность
| История образования и педагогической мысли
| Общие основы педагогики
| Теории и технологии воспитания
| Социальная педагогика
| Теории и технологии обучения
| Основы педагогического менеджмента
| ОК – 3 *
| *
| *
|
| *
| *
| *
|
| ОК - 7
| *
|
|
| *
| *
| *
| *
| ОК - 13
|
|
|
|
|
|
| *
| ОК – 14 *
|
| *
|
| *
| *
| *
|
| ОПК- 1
| *
| *
| *
| *
| *
| *
| *
| ОПК- 2 *
|
| *
|
| *
| *
| *
| *
| ОПК- 4 *
| *
|
| *
| *
|
| *
| *
| ПК – 2*
|
|
|
| *
|
| *
|
| ПК - 3
|
| *
| *
|
| *
| *
|
| ПК – 4 *
|
|
|
| *
| *
| *
|
| ПК - 5
|
|
|
| *
| *
|
| *
| ПК – 8 *
|
|
|
| *
| *
|
|
| ПК -9 *
|
|
|
| *
| *
|
|
| ПК - 10 *
|
| *
|
| *
| *
|
|
| ПК – 11 *
|
|
| *
| *
|
| *
| *
| 4. Объем дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
В соответствии с примерными учебными планами трудоёмкость курсов педагогики в базовой частисоставляет 324 часа (9 зачётных единиц), из которых 40% составляют аудиторную нагрузку, то есть 130 часов (3,5 зачётных единицы). Прохождение учебных курсов рассчитано на 3 семестра (преимущественно во 2,3,4 семестрах). С учётом требований о том, что «зачётная единица» составляет 36 часов и предполагает промежуточную форму контроля - «зачёт», а экзамен может быть определён при трёх зачётных единицах (108 часов), кафедра педагогики предлагает следующий график прохождения педагогических дисциплин ‑ распределение часов по темам и видам учебной работы (4.2.) – по модулям (4.2.1.) и дидактическим единицам (4.2.2.).
Распределение часов по темам и видам учебной работы
4.2.1.Распределение часов по модулям
Модуль
| Зачётные единицы
| Аудиторные занятия (час)
| Семестры*
| Форма аттеста-ции
| Лекцион. (40%) и практ.курсы (60%) от аудит. Часов
| Педагогика: Введение в педагогическую деятельность. История педагогики
|
|
|
| Зачёт
| Лекции – 16 ч., практ. – 26 ч.
| Педагогика: Теории и технологии воспитания
|
|
|
| Зачёт
| Лекции – 18 ч., практ. – 28 ч.
| Педагогика: Теории и технологии обучения
|
|
|
| Экзамен
| Лекции – 16 ч., практ. – 26 ч.
|
|
|
| |
|
| Всего:
|
|
| |
| Лекции – 50 ч., практ. – 80 ч.
|
4.2.2.Распределение часов по дидактическим единицам
Семестр, модуль
| Дидактические единицы
| Количество часов
| Всего
| | Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| | Лекции
| Практические
| | Базовая
| Дополнительная
| | Час
| ЗЕ
| Час
| ЗЕ
| Час
| ЗЕ
| Час
| ЗЕ
| Час
| ЗЕ
| |
Педагогика: Введ. в пед. деятельность. Ист. Педаг.
| 1 Введение в педагогическую деятельность
|
| 0,17
|
| 0,33
|
| 0,44
|
| 0,39
|
| 1,33
| | 2. История образования и педагогической мысли
|
| 0,28
|
| 0,39
|
| 0,56
|
| 0,44
|
| 1,67
| | итого
|
| 0,45
|
| 0,72
|
|
|
| 0,83
|
|
| |
Педагогика: Теории и технологии воспитания
| 3 Общие основы педагогики
|
| 0,11
|
| 0,11
|
| 0,28
|
| 0,22
|
| 0,72
| | 4. Теории и технологии воспитания
|
| 0,28
|
| 0,56
|
| 0,44
|
| 0,28
|
| 1,56
| | 5. Социальная педагогика
|
| 0,11
|
| 0,11
|
| 0,28
|
| 0,22
|
| 0,72
| | итого
|
| 0,5
|
| 0, 78
|
|
|
| 0,72
|
|
| |
Педагогика: Теории и технологии обучения
| 6. Теории и технологии обучения
|
| 0,33
|
| 0,56
|
| 0,56
|
| 0,44
|
| 1,89
| | 7. Основы управления педагогическими системами
|
| 0,12
|
| 0,16
|
| 0,44
|
| 0,39
|
| 1,11
| | Подготовка к экзамену
|
|
|
|
|
| 0,56
|
| 0,44
|
|
| | итого
|
| 0,45
|
| 0,72
|
| 1,56
|
| 1,27
|
|
| |
| ВСЕГО
|
| 1,4
|
| 2,22
|
| 3,56
|
| 2,82
|
|
| |
Дидактическая единица
«Введение в педагогическую деятельность»
Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№
п/п
| Наименование темы
| Кол-во часов/ЗЕ
| ОК – 3*
| ОК - 7
| ОПК-1
| ОПК-4*
| 1.
| Педагогическая деятельность, ее сущность, ценностные характеристики.
| 2/0,05
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Гуманистическая природа педагогической деятельности. Культура педагога. Авторитет педагога
| 4/0,11
| +
| +
| +
| +
| 3.
| Профессиональная компетентность педагога
| 2/0,056
| +
| +
| +
| +
| 4.
| Галерея лучших педагогов (практика лучших учителей-современников, современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература об известных педагогах, теле- и киноматериалы).
| 4/0,11
|
| +
| +
|
| 5.
| Современная периодическая педагогическая печать.
| 2/0,056
|
|
| +
|
| 6.
| Образовательно-профессиональный путь студента педагогического ВУЗа. Карьера педагога.
| 4/0,11
|
| +
| +
| +
|
| Итого
| 18/0,47
|
|
|
|
| Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов /ЗЕ по формам обучения
| Очная
| Номера семестров:
|
| Аудиторные занятия (всего):
В том числе:
| 18 /0,47
| Лекции (Л)
| 6 /0,17
| Практические занятия (ПЗ)
| 12 /0,33
| Семинарские занятия (СЗ)
| | Самостоятельная работа (СРС) (всего)
В том числе:
| 30 /0,83
| Микроисследование
| 3 /0,075
| Письменная работа /Устный доклад
| 2 /0,06
| Эссе
| 6 /0,017
| Творческая работа с монографией
| 3 /0,075
| Аналитический отчёт
| 2 /0,06
| Презентация в Pover Point
| 1 /0,025
| Брошюра
| 1 /0,025
| Другие виды самостоятельной работы
| 12 /0,33
| Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы
| 48 /1,33
| Входной контроль(вид, № семестра)
| Тест, 2 семестр
| Текущий контроль(вид, № семестра)
|
| Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров
| тест, 2 семестр
|
|
|