Обратная связь
|
Дидактическая единица «Социальная педагогика»
Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№
п/п
| Наименование раздела/темы дисциплины
| Кол-во часов/ЗЕ
| Коды формируемых компетенций
| ОК-3*
| ОК-7
| ОК-14*
| ОПК-1
| ОПК-2*
| ПК-3
| ПК-4*
| ПК-5
| ПК-8*
| ПК-9*
| ПК-10*
| 1.
| Целостный процесс социализации. Факторы и механизмы социализации
| 2/0,05
| +
| | +
| +
| +
| +
| +
| | | | +
| 2.
| Социальная педагогика. Её основные категории.
| 2/0,056
| +
| | +
| | | | | +
| | | | 3.
| Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития
| 2/0,056
| | +
| | | | | +
| +
| | | +
| 4.
| Сотрудничество семьи и школы
| 2/0,056
| +
| +
| | +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| |
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов /ЗЕ по формам обучения
| Очная
| Номера семестров:
|
| Аудиторные занятия (всего):
В том числе:
| 8 /0,22
| Лекции (Л)
| 4 /0,11
| Практические занятия (ПЗ)
| | Семинарские занятия (СЗ)
| 4 /0,11
| Самостоятельная работа (СРС) (всего)
В том числе:
| 18 /0,5
| Аналитическая таблица
| 2 /0,11
| Письменная работа
| 6 /0,17
| Эссе
| 2 /0,11
| Схема
| 2 /0,11
| Презентация в Pover Point
| 2 /0,11
| Другие виды самостоятельной работы
| 4 /0,11
| Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы
| 26 /0,72
| Входной контроль(вид, № семестра)
| тест, 3 семестр
| Текущий контроль(вид, № семестра)
|
| Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров
| тест, 3 семестр
|
Распределение часов по темам и видам учебной работы*
№
п/п
| Раздел/ тема
| Неделя семестра*
| Всего час./ ЗЕ
| Виды учебной работы студентов
и трудоемкость (в час./ ЗЕ)
| Аудиторная работа
| Сам. работа
| Лек.
| Сем.
| Пр.
| Лаб.
| Обяз.
| Доп.
| 1.
| Целостный процесс социализации. Факторы и механизмы социализации
|
|
2/ 0,05
|
| 2/ 0,05
|
|
|
2/0,05
|
4* /0,11
| 2.
| Социальная педагогика. Её основные категории.
|
| 2/ 0,05
| 2/ 0,05
|
|
|
|
2/ 0,05
|
2 /
0,05
| 3.
| Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития
|
| 2/ 0,05
| 2/ 0,05
|
|
|
| 2/ 0,05
| 4* /
0,11
| 4.
| Сотрудничество семьи и школы
|
| 2/ 0,05
|
| 2/ 0,05
|
|
|
4/0,11
| 12*/0,33
|
| Итого:
|
| 8 /0,22
| 4 /0,11
| 4 /0,11
|
|
| 10/0,28
| 8/0,22
| | | | | | | | | | | | | * Количество часов и недель может быть изменено с учетом возможностей факультета.
Содержание дисциплины
Лекции
Тема 1. Социальная педагогика. Ее основные категории
Ключевые понятия:социальная педагогика, её объект, предмет и функции; закономерности и субъекты социальной педагогики; уровни социальной педагогики; социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение.
Содержание.Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической деятельности. Этапы становления социальной педагогики в историко-педагогическом контексте. Объект, предмет и функции социальной педагогики. Методологические основы социальной педагогики. Уровни социальной педагогики. Закономерности социальной педагогики, субъекты социальной педагогики. Категории социальной педагогики: социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение.
Тема 2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития
Ключевые понятия:семья, семья как фактор социализации и субъект педагогического взаимодействия, типы семей, стили семейного воспитания.
Содержание.Семья как субъект педагогического взаимодействия, двусторонний характер коммуникации. Типы семей. Стили семейного воспитания. Влияние особенностей взаимодействия в семье на развитие и воспитание личности ребёнка. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребёнка. Зависимость социокультурного параметра от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества; культурных традиций; индивидуальных особенностей супругов, уровня их ожиданий от семейной жизни. Сотрудничество семьи и школы.
Семинарские занятия
Семинар 1. Целостный процесс социализации. Факторы и механизмы социализации
Структура занятия
1. Сущность процесса социализации. Основные концепции социализации.
2. Человек как объект, субъект и жертва социализации.
3. Факторы, механизмы, средства и агенты социализации.
4. Возрастные этапы социализации.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Гл. 3.
Дополнительная литература:
1. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.:Аккад. проспект, 2006.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2000.
3. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н. Основы социальной педагогики.- М.,2002.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
5. Коробкова В.В. Подсказка для родителей: практ. Руководство. Пермь, 2008.
6. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. М.: Академический проспект, 2001.
7. Основы социальной педагогики. Учеб. для студентов/ Мудрик Анатолий Викторович. М.: Академия ,2006.
8. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
9. Социальная педагогика / Под ред. Галагузовой М.Г. М., 2003.
10. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А.Никитина. М., 2002.
11. Спицын Н.П. Дети – зеркало родителей. Пермь, 2009.
12. Фромм Э. Азбука для родителей. М.: Литур, 2004.
13. Э. Ле Шан «Когда Ваш ребёнок сводит вас с ума». Серия «Папочки и деточки». М., 2008.
Электронные ресурсы:
1. Иванов А.В. Социальная педагогика. М., 2011. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
2. Загвязинский В.И., Селиванова О.А. Социальная педагогика М., 2012. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса. М., 2011. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс. М., 2011. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
Семинар 2. Сотрудничество семьи и школы
Структура занятия
1. Семья и школа как два равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Принципы сотрудничества школы и семьи.
2. Основные компоненты педагогического взаимодействия школы и семьи (образовательный, психологический, посреднический).
3. Сущность педагогической деятельности родителей (конструктивная, организаторская и коммуникационная составляющие).
4. Методы и формы работы с родителями.
5. Основные направления работы школы по повышению педагогической культуры родителей.
6. Взаимодействие семьи, школы и социума.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Гл. 3.
Дополнительная литература:
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
2.Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. М.,2003.
3. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М., 2003.
4. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.,2005.
5. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. защита семьи и детства: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2003.
6. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). М., 2005.
7. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. М.,2006.
8. Родителям: как быть ребёнком. Хрестоматия. / Сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2011.
9. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов/ М., Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
10. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: Владос, 2004.
Электронные ресурсы:
1. Иванов А.В. Социальная педагогика. М., 2011. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс. М., 2011. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
Наименование дидактической единицы
| Формы самостоятельной работы
(ак. час / ЗЕ)
| Общая трудоёмкость (ак.час /ЗЕ)
| Социальная педагогика
| Аналитическая таблица
| Презентаци
| Схема
| Письменная работа
| Аналитическая таблица
| Схема
| Письменная работа
| Эссе
| Сценарий
| | 2 /0,05
| 2/ 0,05
| 2 / 0,05
| 4 /0,11
| 6 /0,17
| 2 /0,05
| 8 /0,22
| 2 /0,05
| 4 /0,11
| 18 /
0,5
| | Базовая самостоятельная работа – 10 / 0,28
| Дополнительная самостоятельная работа – 8 / 0,22 – на выбор студента
|
План-график самостоятельной работы студентов
№
п/п
| Формы
самостоятельной работы
| Вид сам.
работы
| Сроки
(неделя семестра)
| Форма
контроля
| Обязат.
| Допол.
| 1.
| Аналитическая таблица
| 2/
0,056
| 6/
0,17
| 9,12
| Проверка таблицы
| 2.
| Презентация
| 2/
0,056
|
|
| Беседа по представленной презентации
| 3.
| Схема
| 4/
0,12
| 2/
0,056
| 9,10
| Обсуждение схемы по микрогруппам
| 4.
| Письменная работа
| 2/
0,06
| 8/ 0,22
| 12-14
| Проверка письменной работы
| 5.
| Эссе
|
| 2/
0,056
| 9,10
| Проверка представленного материала
| 6.
| Сценарий
|
| 4/0,22
| 14,15
| Обсуждение представленных сценариев по микрогруппам
|
Задания базовой части самостоятельной работы (10 часов /0,28 ЗЕ)
Тема
| Задание
| Час
| З/Е
| 1. Целостный процесс социализации. Факторы и механизмы социализации
| На примере концепций социализации сделайте сравнительную характеристику двух основных подходов в исследовании социализации: субъект-объектного и субъект-субъектного.
(аналитическая таблица, объём –2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).
|
| 0,056
| 2. Социальная педагогика. Её основные категории.
| Разработать презентацию на одну из тем по выбору:
1) Взаимосвязь социальной педагогики с общей педагогикой и социальной работой.
1) Соотношение социализации и воспитания в исторической ретроспективе.
2) Соотношение социализации и обучения в исторической ретроспективе.
3) Социальное воспитание как функция государства.
4) Возможности и перспективы социально-педагогической деятельности в России.
5) Приоритетные ценности социального воспитания (или обучения) в различных обществах.
(Презентация в Pover Point, кол-во слайдов- 10-15, 22 кегль, одинарный интервал).
|
| 0,056
| 3. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития
| 1) Составьте схему, отражающую суть семьи как субъекта социализации и воспитания по следующим критериям: функции семьи, типы семей, сущность семейного воспитания, принципы семейного воспитания, стили семейного воспитания. (Схема в свободной форме с учётом обозначенных критериев).
|
| 0,056
| 2) Проведите анализ социальных рисков социализации детей в семьях, находящихся в социально опасном положении, используя следующую литературу:
1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. М.,2003.
2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М.,2003.
3. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: проблема «трудных» детей: Теория. Практика, эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, асп. пед. высш. учеб. заведений / Наумчик В.Н., М.А. Паздников. Минск: 2005.
4. Олиференко Л.Я. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002.
5. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: учеб. пособие для студентов. М.: Акад. Проект, 2003. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см)
|
| 0,056
| | | 4. Сотрудничество семьи и школы
| Изучите 2 книги на выбор, определите актуальные проблемы семейного воспитания и пути их решения.
Список работ:
1. Ю.П. Азаров Семейная педагогика. Изд. дом «Питер», 2011.
2. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. М., 2012.
3. Амонашвили Ш. А. Педагогические притчи. М.: Амрита, 2012.
4. Асвойнова-Травина, Е. А. Детская ревность. Ростов-на-Дону : Феникс, 2012.
5. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: Аккад. проспект, 2006.
6. Васютин, А. М. Самая лучшая книга по воспитанию детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
7. Камаровская Е.В. Помогите, у ребёнка стресс! СПб., 2012.
8. Латта, Н. Пока ваш подросток не свел вас с ума . М. : РИПОЛ-классик, 2012.
9. Леви, В. Л. Нестандартный ребенок, или как воспитывать родителей. М.: Книжный Клуб 36.6, 2012.
10. Родителям: как быть ребёнком. Хрестоматия. / Сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2011.
11. Сделать счастливыми наших детей. Начальная школа. 6-10 лет. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2012.
12. Сделать счастливыми наших детей. Подростки. 11-16 лет. М. : Клевер-Медиа-Групп, 2012.
13. Сурженко, Л. А. Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик. СПб.: Питер, 2012.
14. Фромм Э. Азбука для родителей. М.: Литур, 2004.
15. Э. Ле Шан «Когда Ваш ребёнок сводит вас с ума». Серия «Папочки и деточки». М., 2008.
Результаты проделанной работы оформите в виде статьи в молодежную газету или на студенческий блог. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см)
|
| | Задания дополнительной самостоятельной работы ( на выбор студента в суммарном объёме 8 часов /0,22 ЗЕ)
Тема
| Задание
| Час
| З/Е
| 1. Целостный процесс социализации. Факторы и механизмы социализации
| Образование – технологический механизм и ведущий институт социализации личности. Однако за последние 15-20 лет его роль в социализации подрастающего поколения оценивается в СМИ, системах Интернет крайне неоднозначно, а часто и негативно. Каковы, по-вашему, причины такой оценки и насколько она объективна? Опираясь на литературу, предложенную к семинарским занятиям, а также поисковые системы Интернет, ответьте на поставленный вопрос в форме эссе, аргументируйте свою точку зрения. (Эссе, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).
|
| | Многие исследователи отмечают явно затянувшийся кризис современной семьи как социального института. Выделите объективные и субъективные причины (не менее 5) этого кризиса, а также пути социально-педагогической помощи ей по преодолении кризисных явлений. (Аналитическая таблица, отражающая проблемы, причины и пути решения указанных проблем).
|
| | 2. Социальная педагогика. Её основные категории.
| Составить схему основных категорий социальной педагогики, дать их определения. (Схема в свободной форме, отражающая взаимосвязь категорий социальной педагогики).
|
| | 3. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития
| 2. Изучить Семейный кодекс РФ, составить аналитическую таблицу по его содержанию (аналитическая таблица, объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см)
|
| | 4. Сотрудничество семьи и школы
| Познакомиться с социально-педагогической работой в своей школе (побеседовать с классным руководителем, заместителем директора, социальным педагогом; изучить планы и другие документы); сделать аналитический отчет. (Письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см)
|
| | Изучить опыт работы одного из педагогов Вашей школы. Представить в виде схемы используемые им виды и формы сотрудничества с семьями учащихся класса. Сделать общий вывод (Письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см)
|
| | Разработать проект одного занятия с родителями по обучению их педагогическим умениям (цель, содержание, ход занятия). (Сценарий занятия, объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).
|
| | Выступить на родительском собрании с сообщением, направленным по обучение родителей педагогическим умениям (отзыв на выступление –приложение).
|
| |
|
|