Обратная связь
|
Дидактическая единица «Теории и технологии обучения» Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№
п/п
| Наименование раздела/темы дисциплины
| Кол-во часов/ЗЕ
| Коды формируемых компетенций
| ОК-3*
| ОК-7
| ОК-14*
| ОПК-1
| ОПК-2*
| ОПК-4*
| ПК-2*
| ПК-3
| ПК-4*
| ПК-11*
| 1.
| Сущность процесса обучения. Категориальный аппарат дидактики
| 4/0,11
| +
| | | | | +
| +
| | | | 2.
| Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
| 4/0,11
| +
| | | +
| | +
| | +
| | +
| 3.
| Методы и средства обучения
| 4/0,11
| | +
| | | | +
| +
| +
| +
| | 4.
| Организационные формы обучения. Урок как основная форма организации обучения. Формы организации учебного процесса (фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная работа учащихся на уроке)
| 4/0,11
| | +
| | +
| +
| | +
| +
| +
| +
| 5.
| Современные дидактические концепции
| 6/0,17
| | | +
| | +
| | | +
| | | 6.
| Понятие педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий.
Основные качества современных педагогических технологий.
| 4/0,11
| +
| +
| +
| +
| | | +
| +
| | | 7.
| Общая характеристика современных технологий обучения
| 6/0,17
| | | | | +
| +
| +
| | | | Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов /ЗЕ по формам обучения
| Очная
| Номера семестров:
|
| Аудиторные занятия (всего):
В том числе:
| 32 /0,89
| Лекции (Л)
| 12 /0,33
| Практические занятия (ПЗ)
| | Семинарские занятия (СЗ)
| 20 /0,56
| Самостоятельная работа (СРС) (всего)
В том числе:
| 36 /1
| Презентация
| 6 /0,17
| Письменная работа
| 14 /0,39
| Эссе
| 1 /0,028
| Опорный конспект
| 3 /0,075
| Схема
| 1 /0,028
| Реферат
| 3 /0,075
| Участие в конкурсе творческих работ
| 4 /0,11
| Другие виды самостоятельной работы
| 4 /0,11
| Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы
| 36 / 1
| Входной контроль(вид, № семестра)
| Тест, 4 семестр
| Текущий контроль(вид, № семестра)
|
| Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров
| тест, 4 семестр
|
Распределение часов по темам и видам учебной работы*
№
п/п
| Раздел / тема
| Неделя семестра
| Всего часов / зачетные единицы
| Виды учебной работы студентов и трудоемкость
(в час / зачетные единицы)
| Аудиторная работа
| Самостоятельная работа
|
Лек.
| Сем.
| Пр.
| Лаб.
| Обязат.
| Доп.
|
| Сущность процесса обучения. Категориальный аппарат дидактики
|
| 4 /
0,11
| 2 /
0,06
| 2/ 0,06
|
|
| 2 / 0,056
| 2 / 0,056
|
| Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
|
| 4 /0,11
| 2 /0,06
| 2/ 0,06
|
|
| 3 /0,075
| 4 */ 0,11
|
| Методы и средства обучения
|
| 4 /
0,11
| 2 /
0,06
| 2 /
0,06
|
|
| 4 /0,11
| 4* / 0,11
|
| Организационные формы обучения. Урок как основная форма организации обучения. Формы организации учебного процесса (фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная работа учащихся на уроке)
|
| 4 /
0,11
|
| 4 /
0,12
|
|
| 3 /0,075
| 6 */
0,17
|
| Современные дидактические концепции
|
| 6 /
0,17
| 2 /
0,06
| 4 /
0,11
|
|
| 1 /0,028
| 2/
0,056
|
| Понятие педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий.
Основные качества современных педагогических технологий.
|
| 4 /
0,11
| 2 /
0,06
| 2 /
0,06
|
|
| 1 /0,028
| 24* /0,66
|
| Общая характеристика современных технологий обучения
|
| 6 /
0,17
| 2 /
0,06
| 4 /
0,11
|
|
| 6 /0,17
| 4/ 0,11
| | Итого:
|
| 32 /0,89
| 12 /0,33
| 20/ 0,56
|
|
| 20 /0,56
| 16 /0,44
| *Количество часов и недель может быть изменено с учетом возможностей факультета.
Содержание дисциплины
Лекции
Тема 1. Сущность процесса обучения. Категориальный аппарат дидактики.
Ключевые понятия:дидактика,процесс обучения, преподавание, учение, содержание образования, знания, умения, навыки, закономерности и принципы обучения, противоречия и логика образовательного процесса, информационно-образовательное пространство, информационно-образовательная среда.
Содержание.История возникновения дидактики как отрасли педагогической науки (Аристотель, В. Ратке, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Гербарт, А. Дистервег, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, М.Н. Краевский, Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, А.А. Дахин, А.В. Хуторской, Г.К. Селевко).
Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Основные понятия дидактики. Дидактические концепции.
Закономерности и принципы обучения. Классификация закономерностей обучения. Содержание образования в современной школе. Информационно-образовательное пространство, информационно-образовательная среда. Изменение дидактического знания и перспективы его развития.
Тема 2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
Ключевые понятия:образование, содержание образования, его структура; принципы и критерии отбора СО; федеральные государственные образовательные стандарты, учебный план, учебная программа, учебно-методический комплекс.
Содержание.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Концепции формирования содержания образования, исторический аспект. Уровни формирования содержания образования. Содержание образования как интегративный элемент. Требования к содержанию образования и отбору, критерии отбора. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Учебный план, учебная программа, современный учебно-методический комплекс.
Тема 3. Методы и средства обучения
Ключевые понятия:метод обучения, приём, средство, классификация методов, критерии выбора методов обучения
Содержание.Понятие метода обучения. Классификация методов обучения. История вопроса (эволюция, функции, систематизация). Анализ возможностей различных методов. Выбор методов обучения. Методы оценки и проверки знаний. Требования к оценке знаний. Оценочная деятельность педагога. Оценка, отметка, их различие. Диагностика обучения. Портфолио.
Тема 4. Современные дидактические концепции
Ключевые понятия:дидактическая концепция, эвристические технологии обучения, концепция развивающего обучения, концепция проблемного обучения, компетентностный подход, информационные технологии обучения.
Содержание.Обучение как игра, как систематическое исследование, как дискуссия (М.В. Кларин).Сущность эвристических технологий и их признаки. Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Концепция проблемного обучения. Концепция личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская). Компетентностный подход. Информационные технологии обучения.
Тема 5. Понятие педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий. Основные качества современных педагогических технологий
Ключевые понятия:сущность педагогической технологии, понятийный аппарат ПТ (объект, субъект, педагогическая стратегия, педагогическая тактика, ситуация, воздействие, взаимодействие, операция, социально-психологическое самочувствие), функции педагогических технологий, классификации педагогических технологий, ключевые операции педагогических технологий, признаки эффективности педагогических технологий.
Содержание.Сущность педагогической технологии, история вопроса. Основные понятия педагогических технологий: объект, субъект, педагогическая стратегия, педагогическая тактика, ситуация, воздействие, взаимодействие, операция, социально-психологическое самочувствие). Функции педагогических технологий. Разнообразие подходов к классификации педагогических технологий. Соотношение понятий: педагогическая технология и методика. Ключевые операции педагогических технологий (Я-сообщение, положительное подкрепление, безусловность нормы). Критерии эффективности педагогических технологий.
|
|