Обратная связь
|
Семинар 5. Современные дидактические концепции Структура занятия
1. Понятие «концепция», «дидактическая концепция».
2. Обучение как игра, как систематическое исследование, как дискуссия (М.В. Кларин)
3. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова.
4. Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
5. Концепция проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов).
6. Сущность компетентностного подхода.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Ч. 3.
Дополнительная литература:
1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
3. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.
4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.
5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
Электронные ресурсы:
1. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2012 // http://www.iprbookshop.ru
2. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2011 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие. Под ред. Цыркун И.И., Дубовик Н.В. Минск., 2010 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Семинар 6. Понятие педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий. Основные качества современных педагогических технологий
Структура занятия
1. Понятие «педагогическая технология». Взаимосвязь педагогической технологии с педагогической методикой и педагогическим мастерством.
2. Понятийный аппарат педагогических технологий.
3. Функции педагогических технологий.
4. Разнообразие подходов к классификации педагогических технологий.
5. Ключевые операции педагогических технологий (Я-сообщение, положительное подкрепление, безусловность нормы).
6. Критерии эффективности выбора педагогических технологий.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Ч. 3.
Дополнительная литература:
1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
3. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.
4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.
5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.
Электронные ресурсы:
1. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2012 // http://www.iprbookshop.ru
2. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие. Под ред. Цыркун И.И., Дубовик Н.В. Минск., 2010 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
3. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
4. Самылкина Н.А. Современные средства оценивания результатов обучения М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
Семинар 7. Общая характеристика современных технологий обучения
Структура занятия
1. Характеристика процесса обучения в информационно-образовательной среде. Новые требования к методам и технологиям обучения.
2. Характеристика современных технологий обучения: полного усвоения знаний, поэтапного формирования умственных действий, личностно-ориентированного обучения, модульного обучения, проектной деятельности, дистанционного обучения.
3. Современные технологии оценивания результатов обучения.
4. Портфолио – средство развития рефлексии учащихся.
5.Система дидактических средств и их использование в процессе обучения.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Ч. 3.
Дополнительная литература:
1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
3. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.
4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.
5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.
Электронные ресурсы:
1. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2012 // http://www.iprbookshop.ru
2. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании. Учебное пособие. М., 2007 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
3. Киселёв Р.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник для бакалавров М., 2012 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
4. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие. Под ред. Цыркун И.И., Дубовик Н.В. Минск., 2010 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
5. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
6. Самылкина Н.А. Современные средства оценивания результатов обучения М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
7. Федунец Н.И.., Ярощук И.В. Применение мультимедиатехнологий в образовании. М., 2006 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
Наименование дидактической единицы
| Формы самостоятельной работы
(ак. час. / зач. ед.)
| Общая трудоемкость
(ак. час. / зач. ед.)
| Теории и технологии обучения
| Таблица
| Тематический диктант
| Письменная работа
| Презентация
| Схема
| Реферат
| Кроссворд
| Тест
| Творческая работа
| План урока
| Участие в конкурсе
| Эссе
| Письменная работа
| Презентация
| 1/
0,028
| 1/
0,028
| 12 /0,33
| 2 /0,056
| 1/
0,028
| 3 /0,075
| 1/
0,028
| 1/
0,028
| 15/ 0,41
| 2 /0,056
| 4 /0,11
| 1 /0,028
| 18 /0,5
| 4 /0,11
| 36 /1
|
| Базовая самостоятельная работа – 20 /0,56
| Дополнительная самостоятельная работа – 16 /0,44 на выбор студента
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
План-график самостоятельной работы студентов
№
п/п
| Формы
самостоятельной работы
| Вид сам.
работы
| Сроки
(неделя семестра)
| Форма
контроля
| Обязат.
| Допол.
| 1.
| Таблица
| 1/
0,028
|
| 1,2
| Проверка таблицы
| 2.
| Презентация
| 2/
0,056
| 4 /0,11
| 3,4
| Беседа по представленной презентации
| 3.
| Схема
| 1/
0,028
|
| 5,6
| Обсуждение схемы по микрогруппам
| 4.
| Письменная работа
| 12/
0,33
| 18/ 0,5
| 4-10
| Проверка письменной работы
| 5.
| Эссе
|
| 1/
0,028
|
| Проверка представленного материала
| 6.
| Тематический диктант
| 1 /0,028
|
| 1,2
| Проведение диктанта по микрогруппам
| 7.
| Реферат
| 3 /0,075
|
| 5,6
| Защита реферата по микрогруппам
| 8.
| Кроссворд
|
| 1/
0,028
| 3,4
| Решение кроссворда по микрогруппам
| 9.
| Тест
|
| 1/
0,028
| 2,3
| Решение теста по микрогруппам
| 10.
| Творческая работа
|
| 15 /0,41
| 2-10
| Проверка и обсуждение творческих работ по микрогруппам
| 11.
| План урока
|
| 2 /0,056
| 4-6
| Проверка и обсуждение представленных планов по микрогруппам
| 12.
| Участие в конкурсе
|
| 4 /0,11
| 8,9
| Непосредственное участие в конкурсе «Грани таланта», либо поддержка участников
|
Задания базовой СРС (20 часов /0,56 ЗЕ)
Раздел №
| Задание
| Час
| ЗЕ
| 1. Сущность процесса обучения.Категориальный аппарат дидактики
| Используя пособие И.П. Подласого «Педагогика» (ч.I), начертить в тетради таблицу, отражающую особенности структуры деятельности учителя и деятельности учащихся (Таблица с учётом обозначенных критериев).
|
| 0,028
| Подготовиться к тематическому диктанту на знание категориального аппарата дидактики (Тематический диктант на знание основных категорий дидактики).
|
| 0,028
| 2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
| Найти варианты базисного учебного плана разных лет, скопировать их в конспект, провести сравнительный анализ, написать отчет по сравнительному анализу (письменная работа, объём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу).
|
| 0,056
| Сделать анализ школьного учебника (с учетом специфики преподаваемого предмета) в соответствии с дидактическими требованиями (Педагогика В.А. Сластёнин и др.)(письменная работа, объём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу).
|
| 0,028
| 3. Методы и средства обучения
| Сделать на выбор презентацию по одному из вопросов:
- Сущность и особенности классификации методов обучения по источнику знания.
- Сущность и особенности классификации методов обучения по типу познавательной деятельности.
(Презентация в Pover Point, кол-во слайдов- 10-15, 22 кегль, одинарный интервал, задание на микрогруппу).
|
| 0,056
| Выполнить творческую работу по теме «Оборудование учебного кабинета» (с учетом специфики преподаваемого предмета).(Письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).
|
| 0,056
| 4. Организационные формы обучения. Урок как основная форма организации обучения. Формы организации учебного процесса (фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся на уроке)
| Письменно ответить на вопросы (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).:
- Какие требования предъявляются к учебным экскурсиям?
- Какие требования предъявляются к домашней самостоятельной работе учащихся?
- Какими особенностями характеризуются кружковая работа, факультативные занятия?
|
| 0,028
| Посетить урок в школе (с учетом специфики преподаваемого предмета). Составить план посещенного урока и проанализировать его .(Письменная работа, объём – 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу).
|
| 0,056
| 5. Современные дидактические концепции
| Осуществить сравнительный анализ дидактических теорий по следующей схеме (Схема по обозначенным критериям).
Педагогическая теория
| Основные авторы
| Аспект
| Нерешаемые проблемы, трудности
| Целевой
| Сравнительный
| Процессуальный
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,056
| 6. Понятие педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий.
Основные качества современных педагогических технологий.
| Выполнить творческую работу на тему «Влияние педагогических технологий на формирование компетенций обучающихся» (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).
|
| 0,028
| 7. Общая характеристика современных технологий обучения
| Пользуясь книгой Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», выполнить следующие задания:
1). Изучить тему «технологии проблемного обучения». Разработать проблемные ситуации с учетом специфики преподаваемого предмета (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу).
|
| 0,028
| 2) Изучить тему «технологии игрового обучения». Разработать игру с учетом специфики преподаваемого предмета(письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу).
|
| 0,056
| | 3) Подготовить реферат для участия в конкурсе творческих работ «Грани таланта» (см. положение о конкурсе) (Реферат с учётом требований, предъявляемых к такого рода работам с обязательным введением, заключением и списком литературы).
|
| 0,078
| | | | | | | Задания дополнительной СРС (на выбор студента в суммарном объеме 16 часов /0,44 ЗЕ)
|
|