Функционально-технологическая модель Системного управления
Технология деятельности и системное управление.Функциональную структуру технологии деятельности таможенных органов определяют: цели, функции, задачи, процедуры таможенного дела, виды обеспечения и система управления. Реальная технология формируется в условиях их взаимосвязи и взаимозависимости в результате следующего цикла управления:
• слежения за деятельностью таможенных органов (внешними условиями, внутренней ситуацией и результатами);
• идентификации и анализа проблемной ситуации деятельности:
• принятия решения по эффективному управлению - формированию оптимальной структур-стратегии деятельности;
• реализации управляющих воздействий (например, по модернизации технологии деятельности);
• контроля эффективности воздействий.
Функционально-технологическая модель таможенной деятельности с позиций системного управления представлена на рис. 48. В рамках такой модели проблемная ситуация деятельности проявляется в ходе слежения за изменением следующих параметров и показателей:
• параметров входного потока (образуется из потоков товаров и транспортных средств, пассажиропотока и др.) и параметров внешних управляющих воздействий - X;
• показателей и критериев оценки эффективности (результативности) деятельности таможенных органов - W;
• характеристик функциональных компонент технологии W.
Представленная на рис. 48 информация (<Х, W, W>) поступает на вход системы управления. На ее основании в системе управления формируется оптимальная по W структур-стратегия деятельности и соответствующая ей технология. По результатам решения задачи определяются управляющие воздействия. По существу, это условия, задающие структуру и параметры по каждому (в общем случае) или конкретному (в частном случае) управляемому компоненту (Ui, i = 1,2,...).
Реализация управляющих воздействий заключается в модернизации управляемых компонент <S1, S2, S3, S4, S5> и, как следствие, (на рис. 48 это отражено в виде выходящих из управляемых компонент информаци онно-управляющих связей) - в модернизации технологии деятельности таможенных органов (У 1, У2 ), где Yi = y(Ui, Si), i = 1-5.
В представленном варианте эффективная технология деятельности таможенных органов формируется в условиях возникающей проблемной ситуации, ресурсных возможностей управляемых компонент и потенциала системы управления по ее разрешению. При этом эффективность деятельности зависит не только от уровня управляемых компонент, но и от способности системы управления принимать адекватное решение с учетом всего множества факторов, определяющих проблемную ситуацию.
Структура показателей эффективности деятельности. При исследовании эффективности деятельности единой системы таможенных органов существенным является то обстоятельство, что она самым непосредственным образом связана с эффективностью функционирования систем ВЭД и СТО. Поскольку это - совместно эволюционирующие системы с определенной иерархией вложенности, возникает потребность в согласовании показателей их эффективности и в определении структуры соответствующих показателей.
На практике любую из вложенных систем наиболее полно представляет следующий комплекс взаимосвязанных показателей эффективности:
• показатели эффективности применения, определяемые с позиции достижения целей макросистемы;
• показатели функциональной эффективности, определяемые с точки зрения реализации функций, возложенных на систему, или решения поставленных перед ней задач;
• показатели технологической эффективности, определяемые с точки зрения возможностей технологической платформы по обеспечению решения задач системы.
Основываясь на необходимости согласования показателей эффективности систем, используем данную структуру показателей и адаптируем ее применительно к особенностям каждой из вложенных систем и их месту в структуре макросистемы. В этой связи для системы технологического обеспечения наиболее целесообразно использовать следующие количественные показатели эффективности:
· показатели эффективности применения системы технологического обеспечения (характеризуют ее влияние на деятельность единой системы таможенных органов): СТО рассматривается как функциональный компонент единой системы, варьируются состав и структура автоматизируемых функций и структура таможенных органов;
· показатели эффективности функционирования СТО (характеризуют влияние функциональных параметров): рассматривается эффективность СТО при решении задач автоматизации, варьируются структура СТО, а также состав и характеристики задач автоматизации и информационных потоков;
· показатели технологической эффективности СТО (характеризуют влияние технологических параметров СТО): рассматривается эффективность технологической платформы СТО для решения заданного набора задач, варьируются состав технологического обеспечения, структурная организация и технологические параметры.
В свою очередь для единой системы таможенных органов комплекс показателей эффективности включает:
• показатели эффективности применения ЕС ТО (характеризуют влияние ЕС ТО на ВЭД России): ЕС ТО рассматривается как функциональный компонент системы ВЭД России, варьируются состав и структура функций, реализуемых таможенными органами в интересах обеспечения эффективной ВЭД России, состав и характеристики потока участников ВЭД России, характер и объемы перемещаемых товаров и транспортных средств;
• показатели эффективности деятельности ЕС ТО (характеризуют функциональные возможности ЕС ТО и соответствующие параметры реализации фискальной, правоохранительной и регулирующей функций): рассматривается эффективность деятельности ЕС ТО (в том числе и ее экономическая составляющая) в процессе решения задач, стоящих перед таможенными органами, варьируются структура ЕС ТО, состав и характеристики задач и информационных потоков, а также распределение потока участников ВЭД, характер и объемы перемещаемых товаров и транспортных средств;
• показатели технологической эффективности ЕС ТО (оценивают технологические возможности ЕС ТО и параметры технологии): рассматривается эффективность технологии ЕС ТО для решения заданного набора задач, структуры и характеристик потока участников ВЭД, характер и объемы перемещаемых товаров и транспортных средств, варьируются состав технологических функций, структура и технологические параметры технологии.
Специфика приведенных показателей эффективности, условие их вложенности и потребность в согласованности позволяют сделать важные выводы при принятии управленческих решений:
• оценка эффективности любой из систем может быть проведена по любому из представленных показателей или в объеме всего комплекса;
• оценка эффективности совместно эволюционирующих систем возможна только в пределах однотипных показателей, например, только по показателю эффективности применения.
Существующие в настоящее время подходы, методы и средства анализа эффективности систем позволяют определять количественные показатели эффективности только для одного из уровней иерархии вложенности. При этом наиболее часто исследуется показатель эффективности функционирования (деятельности). Кроме того, этот показатель наиболее конструктивен в качестве однотипного показателя эффективности при оценке совместного функционирования систем. Так, например, для ЕС ТО определяющими факторами их эффективной деятельности являются: уровень профессиональной подготовки таможенников, состояние нормативного правового обеспечения, уровень таможенных технологий и др.
В совокупности они позволяют характеризовать эффективность деятельности ЕС ТО, например, с точки зрения оперативности деятельности. Основной показатель эффективной деятельности ЕС ТО - показатель оперативности обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств. Соответствующая характеристика эффективности СТО - это производительность, от которой зависит интенсивность обслуживания запросов, возникающих у таможенников в процессе их деятельности. В этих условиях ЕС ТО может рассматриваться как средство повышения оперативности обслуживания участников ВЭД, товаров и транспортных средств, а СТО - как средство повышения оперативности таможенной деятельности.
На современном этапе система показателей эффективности с учетом их взаимосвязей не разработана. Кроме того, методы и средства анализа эффективности систем практически обеспечивают только решение задачи локальной оптимизации эффективности. Методы же решения задачи достижения глобального эффекта применения ЕС ТО с учетом всей иерархической структуры практически не разработаны, отсутствуют и соответствующие инструментальные средства их решения.
Аналитическая модель
Системного управления
Параметры технологии деятельности и формализованный алгоритмее формирования.Дадим формальную интерпретацию процесса функционирования таможенных органов по обеспечению ВЭД России.
Представим этот процесс во взаимосвязи интегральных параметров совместно эволюционирующих систем, не рассматривая в данном случае принципы и методы их определения.
В общем случае система ВЭД России характеризуется когнитивными и продуктивными параметрами метатехнологии деятельности.
Когнитивные параметры определяют потенциальные возможности технологий деятельности и представлены накопленными знаниями о различных вариантах технологий и стратегии деятельности.
Продуктивные параметры характеризуют технологию реальной деятельности или практически используемую технологию.
Когнитивные и продуктивные параметры формируются относительно знаний метатехнологии, представляемых структур-стратегиями технологий деятельности. При этом продуктивные структур-стратегии формируются на основе когнитивных для условий проблемной ситуации деятельности. И в общем случае речь идет либо о подтверждении реализуемой структур-стратегии деятельности (оперативном управлении), либо о корректировке структур-стратегии (модернизации), либо о смене структур-стратегии (развитии).
Другими словами, имеется двухуровневый метаалгоритм системного управления, реализуемый как в оперативном режиме, так и в режимах модернизации и развития. На первом уровне (метауровне) алгоритма формируется набор возможных оптимальных структур-стратегий. На втором уровне (функциональном) оптимизируется технология реальной деятельности, исходя из особенностей возникающих проблемных ситуаций и имеющегося ресурса оптимальных структур-стратегий. В этом случае технология деятельности в рассматриваемом интервале представляется одной или некоторой последовательностью актуальных оптимальных технологий деятельности.
Когнитивные параметры метатехнологии деятельности макросистемы Dm определим:
· множеством возможных технологий деятельности - Im;
· вариантами оптимальной реализации технологии деятельности – структур-стратегиями Dmx;
· характеристическими параметрами структур-стратегии Еmх. Соответственно производные продуктивные параметры технологии
деятельности представим:
· реализуемой технологией деятельности и ее структур-стратегией -Ym(t);
· актуальной оптимальной структур-стратегией - Dmt;
· динамическими параметрами структур-стратегии - Em (t);
· временным интервалом деятельности - Тт.
В этом случае потенциальные возможности макросистемы определяют параметры Dm, Im, Dmx, Emx, а ее динамику - параметры Ym (t), Dmt, Em (t).
Аналогичная ситуация характерна для любой вложенной системы. Сводный перечень соответствующих параметров для системы ВЭД, ЕС ТО и СТО представлен в табл. 7.
В данном случае относительно макросистемы можно утверждать, что ее метатехнология Dm представляется множеством возможных технологий деятельности Im, а каждая из них, в свою очередь, имеет различные варианты оптимальной (рациональной) реализации или различные структур-стратегии Dmx. Соответственно Im = {Dmx}, x = 1,2,.... Кроме того, каждая структур-стратегия параметрически описывается соответствующей
ей характеристической кривой Еmх. Это характеристика общей интенсивности потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств, порождаемого макросистемой в условиях реализации структур-стратегии Dmx. Следовательно, Im в общем случае характеризуется следующим множеством: Im = {<Dmx, Emx>}, x = 1, 2, ... .
Таким образом, потенциальные параметры деятельности макросистемы определяются следующим набором: технология => структур-страте-гия => характеристическая кривая. Соответствующая формальная запись имеет вид: Im => Dmx => Emx.
Динамика макросистемы развивается на базе ее потенциальных технологических возможностей. Она проявляется в следующей связке: проблемная ситуация, временной интервал деятельности, ресурс оптимальных структур-стратегий, технология (структур-стратегия) деятельности.
Механизмы развития динамических процессов в условиях вложенности систем универсальны, но поскольку центром наших интересов является ЕС ТО, представим эти механизмы относительно данной системы.
Формальное представление и математическое содержание системного управления.Проблемная ситуация для ЕС ТО проявляется в виде структур-стратегии Ym(t), производной от структур-стратегий Im = {Dmx} в интервале деятельности Ts, и соответствующей динамической кривой Em(t). По сути, Em(t) - это характеристика рабочей нагрузки (потока участников ВЭД, товаров, транспортных средств и др.) для ЕС ТО в рассматриваемом интервале деятельности.
ЕС ТО характеризуется определенным технологическим ресурсом и в общем случае также представляется тройкой: технология => структур-стратегия => характеристическая кривая (Is => Dsy => Esy). Это означает, что в рамках множества Is может быть реализовано несколько структур-стратегий деятельности Is = {Dsy}, у= 1, 2, ... . Достигаемая при этом эффективность деятельности соответствует каждой структур-стратегии и представляется в виде характеристической кривой деятельности Esy.
Этот показатель определяет возможности технологии ЕС ТО по обслуживанию потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств. Следовательно, поиск оптимальных структур-стратегий и оптимального алгоритма перехода от одной структур-стратегии к другой (актуализации структур-стратегий) - есть условие повышения эффективности обслуживания потока, а соответственно и повышения эффективности деятельности таможенных органов.
Отметим, что Esy как интегральная характеристика самым непосредственным образом связана с характеристикой личного состава ТО,
который в процессе своей деятельности постоянно использует ресурсы системы технического обеспечения. По аналогии с представленными выше системами СТО также характеризуется набором параметров технология => структур-стратегия => параметрическая кривая (Io => Soz => Eoz). Это также означает, что и в рамках технологии обеспечения деятельности Iо может быть реализовано несколько структур-стратегий Io = {Soz}. (z=l,2, ...).
Достигаемая при этом эффективность СТО для каждой структур-стратегии соответственно представляется в виде характеристической кривой Eoz. Этот показатель определяет возможности СТО по интенсификации деятельности личного состава при обслуживании участников ВЭД. Следовательно, и в данном случае поиск оптимальных структур-стратегий и оптимального алгоритма перехода от одной структур-стратегии к другой есть условие повышения эффективности деятельности таможенных органов.
Метатехнология деятельности таможенных органов - Ds характеризуется следующим параметрическим множеством:
Ds <=> {Is= {<Dsy => Esy>}, Io={<Doz=> Eoz>}}.
Структурно-параметрическое представление ЕС ТО задает структур-стратегия Ys(t) - технология, формируемая в условиях данного параметрического множества в рассматриваемом интервале деятельности Ts и характеризуемая соответствующей динамической кривой Es(t). При этом Es(t) - это характеристика эффективности технологии обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств, т. е. структур-стратегия деятельности ЕС ТО Ys(t), формируемая как отражение возможностей структур-стратегий Dsy и Doz, согласованных с динамикой структур-стратегии Ym(t), на выбранном интервале обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств.
Другими словами, в процессе обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств на основе используемой технологии таможенные органы достигают определенной эффективности деятельности - Es(t) - параметра производного от параметров Em(t), Esy, Eoz, а, следовательно, в общем случае речь идет об оптимизации параметра Es(t).
Таким образом, на основе представленных методических положений согласованно эволюционирующие системы могут быть формализованы как для условий статики, так и в динамике, как в условиях явно выраженной когнитивной компоненты метатехнологии, так и в ее отсутствие.
В последнем случае работает классическая параметрическая схема системного управления: поиск оптимальной структур-стратегии Ym(t) =>
Dmt => Ys(t) со всеми присущими ей проблемами и недостатками. Главные из них связаны с неопределенностями в Ym(t), ограниченными возможностями методов решения задач такого класса, невозможностью учета вложенности систем и разнотемпным характером их эволюции, нулевым циклом решения (каждый раз задача решается с начальных условий), большой размерностью, а соответственно и продолжительным временем поиска (характеристиками, особенно существенными для глобальных систем).
Во всех представленных случаях синтез оптимальной структур-стратегии (или поиск эффективной стратегии деятельности) осуществляется в условиях и на основе знаний о предыстории эволюции.
С формальных позиций процесс системного управления — это процесс синтеза оптимальной продуктивной структур-стратегии деятельности таможенных органов. Как следует из вышеизложенного, такой процесс имеет две квазинезависимые фазы:
• фазу формирования знаний: Ym(t) => Ds => Is;
• фазу использования знаний: Ym(t) => Dst => Ys(t).
Первая фаза - это непрерывный процесс накопления знаний, протекающий на фоне функционирования системы. Вторая - это применение накопленных знаний в условиях реальной проблемной ситуации. По сути, это и есть основное математическое содержание системного управления на основе знаний. Его реализация позволяет:
• значительно сократить время принятия решения при условии явно выраженной цели управления и информативно определенной проблемной ситуации;
• обеспечить включение и действие гибких механизмов регулирования (обучения, самообучения, адаптации, самоорганизации и др.) таможенной деятельности;
• сочетать возможности классических принципов управления с механизмами гибкого регулирования;
• обеспечить устойчивую эволюцию системы в согласованных условиях функционирования.
|