Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Функционально-технологическая модель

Системного управления

Технология деятельности и системное управление.Функ­циональную структуру технологии деятельности таможенных органов определяют: цели, функции, задачи, процедуры таможенного дела, виды обеспечения и система управления. Реальная технология формируется в условиях их взаимосвязи и взаимозависимости в результате следующе­го цикла управления:

• слежения за деятельностью таможенных органов (внешними услови­ями, внутренней ситуацией и результатами);

• идентификации и анализа проблемной ситуации деятельности:

• принятия решения по эффективному управлению - формированию оптимальной структур-стратегии деятельности;

• реализации управляющих воздействий (например, по модернизации технологии деятельности);

 

 

• контроля эффективности воздействий.

Функционально-технологическая модель таможенной деятельности с позиций системного управления представлена на рис. 48. В рамках та­кой модели проблемная ситуация деятельности проявляется в ходе слеже­ния за изменением следующих параметров и показателей:

• параметров входного потока (образуется из потоков товаров и транс­портных средств, пассажиропотока и др.) и параметров внешних управля­ющих воздействий - X;

• показателей и критериев оценки эффективности (результативности) деятельности таможенных органов - W;

• характеристик функциональных компонент технологии W.

Представленная на рис. 48 информация (<Х, W, W>) поступает на вход системы управления. На ее основании в системе управления формируется оптимальная по W структур-стратегия деятельности и соответствующая ей технология. По результатам решения задачи определяются управляю­щие воздействия. По существу, это условия, задающие структуру и пара­метры по каждому (в общем случае) или конкретному (в частном случае) управляемому компоненту (Ui, i = 1,2,...).



Реализация управляющих воздействий заключается в модернизации
управляемых компонент <S1, S2, S3, S4, S5> и, как следствие, (на рис. 48
это отражено в виде выходящих из управляемых компонент информаци­
онно-управляющих связей) - в модернизации технологии деятельности
таможенных органов (У 1, У2 ), где Yi = y(Ui, Si), i = 1-5.

В представленном варианте эффективная технология деятельнос­ти таможенных органов формируется в условиях возникающей про­блемной ситуации, ресурсных возможностей управляемых компонент и потенциала системы управления по ее разрешению. При этом эф­фективность деятельности зависит не только от уровня управляемых компонент, но и от способности системы управления принимать адек­ватное решение с учетом всего множества факторов, определяющих проблемную ситуацию.

Структура показателей эффективности деятельности. При иссле­довании эффективности деятельности единой системы таможенных орга­нов существенным является то обстоятельство, что она самым непосредст­венным образом связана с эффективностью функционирования систем ВЭД и СТО. Поскольку это - совместно эволюционирующие системы с определенной иерархией вложенности, возникает потребность в согла­совании показателей их эффективности и в определении структуры соот­ветствующих показателей.

На практике любую из вложенных систем наиболее полно представля­ет следующий комплекс взаимосвязанных показателей эффективности:

• показатели эффективности применения, определяемые с позиции до­стижения целей макросистемы;

• показатели функциональной эффективности, определяемые с точки зрения реализации функций, возложенных на систему, или решения по­ставленных перед ней задач;

• показатели технологической эффективности, определяемые с точки зрения возможностей технологической платформы по обеспечению реше­ния задач системы.

Основываясь на необходимости согласования показателей эффектив­ности систем, используем данную структуру показателей и адаптируем ее применительно к особенностям каждой из вложенных систем и их месту в структуре макросистемы. В этой связи для системы технологического обеспечения наиболее целесообразно использовать следующие количест­венные показатели эффективности:

· показатели эффективности применения системы технологического обеспечения (характеризуют ее влияние на деятельность единой системы таможенных органов): СТО рассматривается как функциональный компо­нент единой системы, варьируются состав и структура автоматизируемых функций и структура таможенных органов;

 

 

· показатели эффективности функционирования СТО (характеризуют влияние функциональных параметров): рассматривается эффективность СТО при решении задач автоматизации, варьируются структура СТО, а также состав и характеристики задач автоматизации и информационных потоков;

· показатели технологической эффективности СТО (характеризуют влияние технологических параметров СТО): рассматривается эффектив­ность технологической платформы СТО для решения заданного набора задач, варьируются состав технологического обеспечения, структурная организация и технологические параметры.

В свою очередь для единой системы таможенных органов комплекс показателей эффективности включает:

• показатели эффективности применения ЕС ТО (характеризуют вли­яние ЕС ТО на ВЭД России): ЕС ТО рассматривается как функциональ­ный компонент системы ВЭД России, варьируются состав и структура функций, реализуемых таможенными органами в интересах обеспечения эффективной ВЭД России, состав и характеристики потока участников ВЭД России, характер и объемы перемещаемых товаров и транспортных средств;

• показатели эффективности деятельности ЕС ТО (характеризуют функциональные возможности ЕС ТО и соответствующие параметры реализации фискальной, правоохранительной и регулирующей функ­ций): рассматривается эффективность деятельности ЕС ТО (в том числе и ее экономическая составляющая) в процессе решения задач, стоящих перед таможенными органами, варьируются структура ЕС ТО, состав и характеристики задач и информационных потоков, а также распределе­ние потока участников ВЭД, характер и объемы перемещаемых товаров и транспортных средств;

• показатели технологической эффективности ЕС ТО (оценивают технологические возможности ЕС ТО и параметры технологии): рассмат­ривается эффективность технологии ЕС ТО для решения заданного на­бора задач, структуры и характеристик потока участников ВЭД, характер и объемы перемещаемых товаров и транспортных средств, варьируются состав технологических функций, структура и технологические парамет­ры технологии.

 

Специфика приведенных показателей эффективности, условие их вло­женности и потребность в согласованности позволяют сделать важные выводы при принятии управленческих решений:

• оценка эффективности любой из систем может быть проведена по лю­бому из представленных показателей или в объеме всего комплекса;

• оценка эффективности совместно эволюционирующих систем воз­можна только в пределах однотипных показателей, например, только по показателю эффективности применения.

Существующие в настоящее время подходы, методы и средства анализа эффективности систем позволяют определять количествен­ные показатели эффективности только для одного из уровней иерар­хии вложенности. При этом наиболее часто исследуется показатель эффективности функционирования (деятельности). Кроме того, этот показатель наиболее конструктивен в качестве однотипного показате­ля эффективности при оценке совместного функционирования систем. Так, например, для ЕС ТО определяющими факторами их эффективной деятельности являются: уровень профессиональной подготовки тамо­женников, состояние нормативного правового обеспечения, уровень таможенных технологий и др.

В совокупности они позволяют характеризовать эффективность де­ятельности ЕС ТО, например, с точки зрения оперативности деятельности. Основной показатель эффективной деятельности ЕС ТО - показатель опе­ративности обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспорт­ных средств. Соответствующая характеристика эффективности СТО - это производительность, от которой зависит интенсивность обслуживания запросов, возникающих у таможенников в процессе их деятельности. В этих условиях ЕС ТО может рассматриваться как средство повышения оперативности обслуживания участников ВЭД, товаров и транспортных средств, а СТО - как средство повышения оперативности таможенной де­ятельности.

На современном этапе система показателей эффективности с учетом их взаимосвязей не разработана. Кроме того, методы и средства анализа эффективности систем практически обеспечивают только решение зада­чи локальной оптимизации эффективности. Методы же решения задачи достижения глобального эффекта применения ЕС ТО с учетом всей иерар­хической структуры практически не разработаны, отсутствуют и соот­ветствующие инструментальные средства их решения.

Аналитическая модель

Системного управления

Параметры технологии деятельности и формализованный алгоритмее формирования.Дадим формальную интерпретацию про­цесса функционирования таможенных органов по обеспечению ВЭД России.

Представим этот процесс во взаимосвязи интегральных параметров совместно эволюционирующих систем, не рассматривая в данном случае принципы и методы их определения.

В общем случае система ВЭД России характеризуется когнитивными и продуктивными параметрами метатехнологии деятельности.

Когнитивные параметры определяют потенциальные возможности технологий деятельности и представлены накопленными знаниями о раз­личных вариантах технологий и стратегии деятельности.

Продуктивные параметры характеризуют технологию реальной де­ятельности или практически используемую технологию.

Когнитивные и продуктивные параметры формируются относительно знаний метатехнологии, представляемых структур-стратегиями техноло­гий деятельности. При этом продуктивные структур-стратегии формиру­ются на основе когнитивных для условий проблемной ситуации деятель­ности. И в общем случае речь идет либо о подтверждении реализуемой структур-стратегии деятельности (оперативном управлении), либо о кор­ректировке структур-стратегии (модернизации), либо о смене структур-стратегии (развитии).

Другими словами, имеется двухуровневый метаалгоритм системно­го управления, реализуемый как в оперативном режиме, так и в режи­мах модернизации и развития. На первом уровне (метауровне) алгорит­ма формируется набор возможных оптимальных структур-стратегий. На втором уровне (функциональном) оптимизируется технология реальной деятельности, исходя из особенностей возникающих проблемных ситуа­ций и имеющегося ресурса оптимальных структур-стратегий. В этом слу­чае технология деятельности в рассматриваемом интервале представляет­ся одной или некоторой последовательностью актуальных оптимальных технологий деятельности.

Когнитивные параметры метатехнологии деятельности макросистемы Dm определим:

· множеством возможных технологий деятельности - Im;

 

· вариантами оптимальной реализации технологии деятельности – структур-стратегиями Dmx;

· характеристическими параметрами структур-стратегии Еmх.
Соответственно производные продуктивные параметры технологии

деятельности представим:

· реализуемой технологией деятельности и ее структур-стратегией -Ym(t);

· актуальной оптимальной структур-стратегией - Dmt;

· динамическими параметрами структур-стратегии - Em (t);

· временным интервалом деятельности - Тт.

В этом случае потенциальные возможности макросистемы определяют параметры Dm, Im, Dmx, Emx, а ее динамику - параметры Ym (t), Dmt, Em (t).

Аналогичная ситуация характерна для любой вложенной системы. Сводный перечень соответствующих параметров для системы ВЭД, ЕС ТО и СТО представлен в табл. 7.

В данном случае относительно макросистемы можно утверждать, что ее метатехнология Dm представляется множеством возможных технологий деятельности Im, а каждая из них, в свою очередь, имеет различные вари­анты оптимальной (рациональной) реализации или различные структур-стратегии Dmx. Соответственно Im = {Dmx}, x = 1,2,.... Кроме того, каж­дая структур-стратегия параметрически описывается соответствующей

 

ей характеристической кривой Еmх. Это характеристика общей интенсив­ности потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств, порож­даемого макросистемой в условиях реализации структур-стратегии Dmx. Следовательно, Im в общем случае характеризуется следующим множест­вом: Im = {<Dmx, Emx>}, x = 1, 2, ... .

Таким образом, потенциальные параметры деятельности макросисте­мы определяются следующим набором: технология => структур-страте-гия => характеристическая кривая. Соответствующая формальная запись имеет вид: Im => Dmx => Emx.

Динамика макросистемы развивается на базе ее потенциальных тех­нологических возможностей. Она проявляется в следующей связке: про­блемная ситуация, временной интервал деятельности, ресурс оптималь­ных структур-стратегий, технология (структур-стратегия) деятельности.

Механизмы развития динамических процессов в условиях вложеннос­ти систем универсальны, но поскольку центром наших интересов являет­ся ЕС ТО, представим эти механизмы относительно данной системы.

Формальное представление и математическое содержание систем­ного управления.Проблемная ситуация для ЕС ТО проявляется в ви­де структур-стратегии Ym(t), производной от структур-стратегий Im = {Dmx} в интервале деятельности Ts, и соответствующей динамической кривой Em(t). По сути, Em(t) - это характеристика рабочей нагрузки (по­тока участников ВЭД, товаров, транспортных средств и др.) для ЕС ТО в рассматриваемом интервале деятельности.

ЕС ТО характеризуется определенным технологическим ресурсом и в общем случае также представляется тройкой: технология => структур-стратегия => характеристическая кривая (Is => Dsy => Esy). Это означает, что в рамках множества Is может быть реализовано несколько структур-стратегий деятельности Is = {Dsy}, у= 1, 2, ... . Достигаемая при этом эффективность деятельности соответствует каждой структур-стратегии и представляется в виде характеристической кривой деятельности Esy.

Этот показатель определяет возможности технологии ЕС ТО по об­служиванию потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств. Следовательно, поиск оптимальных структур-стратегий и оптимального алгоритма перехода от одной структур-стратегии к другой (актуализации структур-стратегий) - есть условие повышения эффективности обслужи­вания потока, а соответственно и повышения эффективности деятельнос­ти таможенных органов.

Отметим, что Esy как интегральная характеристика самым непосред­ственным образом связана с характеристикой личного состава ТО,

который в процессе своей деятельности постоянно использует ресурсы системы технического обеспечения. По аналогии с представленными выше системами СТО также характеризуется набором параметров техно­логия => структур-стратегия => параметрическая кривая (Io => Soz => Eoz). Это также означает, что и в рамках технологии обеспечения деятельнос­ти Iо может быть реализовано несколько структур-стратегий Io = {Soz}. (z=l,2, ...).

Достигаемая при этом эффективность СТО для каждой структур-стра­тегии соответственно представляется в виде характеристической кривой Eoz. Этот показатель определяет возможности СТО по интенсификации деятельности личного состава при обслуживании участников ВЭД. Сле­довательно, и в данном случае поиск оптимальных структур-стратегий и оптимального алгоритма перехода от одной структур-стратегии к дру­гой есть условие повышения эффективности деятельности таможенных органов.

Метатехнология деятельности таможенных органов - Ds характеризу­ется следующим параметрическим множеством:

Ds <=> {Is= {<Dsy => Esy>}, Io={<Doz=> Eoz>}}.

Структурно-параметрическое представление ЕС ТО задает структур-стратегия Ys(t) - технология, формируемая в условиях данного па­раметрического множества в рассматриваемом интервале деятельности Ts и характеризуемая соответствующей динамической кривой Es(t). При этом Es(t) - это характеристика эффективности технологии обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств, т. е. структур-стратегия деятельности ЕС ТО Ys(t), формируемая как отражение воз­можностей структур-стратегий Dsy и Doz, согласованных с динамикой структур-стратегии Ym(t), на выбранном интервале обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств.

Другими словами, в процессе обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств на основе используемой технологии та­моженные органы достигают определенной эффективности деятельнос­ти - Es(t) - параметра производного от параметров Em(t), Esy, Eoz, а, сле­довательно, в общем случае речь идет об оптимизации параметра Es(t).

Таким образом, на основе представленных методических положений согласованно эволюционирующие системы могут быть формализованы как для условий статики, так и в динамике, как в условиях явно выражен­ной когнитивной компоненты метатехнологии, так и в ее отсутствие.

В последнем случае работает классическая параметрическая схема системного управления: поиск оптимальной структур-стратегии Ym(t) =>

Dmt => Ys(t) со всеми присущими ей проблемами и недостатками. Глав­ные из них связаны с неопределенностями в Ym(t), ограниченными воз­можностями методов решения задач такого класса, невозможностью учета вложенности систем и разнотемпным характером их эволюции, нулевым циклом решения (каждый раз задача решается с начальных условий), большой размерностью, а соответственно и продолжительным временем поиска (характеристиками, особенно существенными для глобальных систем).

Во всех представленных случаях синтез оптимальной структур-стра­тегии (или поиск эффективной стратегии деятельности) осуществляется в условиях и на основе знаний о предыстории эволюции.

С формальных позиций процесс системного управления — это процесс синтеза оптимальной продуктивной структур-стратегии деятельности та­моженных органов. Как следует из вышеизложенного, такой процесс име­ет две квазинезависимые фазы:

• фазу формирования знаний: Ym(t) => Ds => Is;

• фазу использования знаний: Ym(t) => Dst => Ys(t).

Первая фаза - это непрерывный процесс накопления знаний, проте­кающий на фоне функционирования системы. Вторая - это применение накопленных знаний в условиях реальной проблемной ситуации. По сути, это и есть основное математическое содержание системного управления на основе знаний. Его реализация позволяет:

• значительно сократить время принятия решения при условии явно выраженной цели управления и информативно определенной проблемной ситуации;

• обеспечить включение и действие гибких механизмов регулирования (обучения, самообучения, адаптации, самоорганизации и др.) таможенной деятельности;

• сочетать возможности классических принципов управления с меха­низмами гибкого регулирования;

• обеспечить устойчивую эволюцию системы в согласованных услови­ях функционирования.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.