Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Процессный подход к управлению

В таможенных органах

Важным компонентом управления является процесс управления.

Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управле­ния, направленная на достижение целей таможенных органов путем реа­лизации определенных функций с использованием соответствующих ме­тодов и принципов управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в кото­ром выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономи­ческий, организационный, социальный и информационный.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления ре­ализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого ре­шения.

Цель управления - это представление руководителя о том, какой долж­на быть управляемая система, т. е. желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.

Управленческая ситуация - это совокупность всех условий (внутрен­них и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управ­ления, сложившихся в определенное время и требующих соответствую­щих действий руководителя.

Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер.

Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разре­шение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определя­ет выработку решения.

Принятие управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической ре­ализацией найденного пути.



Функциональный аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляе­мой системы и оценкой их использования.

Организационный аспект заключается в использовании организаци­онно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктиро­вание и ответственность.

Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и чело­веко-машинных операций.

Информационный аспект состоит в определенной последовательнос­ти операций по преобразованию информации в процессе управления (до­бывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача ин­формации).

Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать как операции целеполагания, информационной работы, аналитической работы и проектирования вариантов решения, выбора ва­рианта действия; организационно-практической работы.

Распределение операций по этапам управления и названным группам приведено в табл. 9.

Целеполагание в таможенных органах. Общая и конкретные цели управления таможенными органами определяются ТК РФ и другими законодательными и правовыми нормативными документами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и приказами ФГС России.

Цель должна быть теоретически обоснованной, конкретной, количест­венно измеримой, ясной, значимой, достижимой и др. Содержательной основой цели определенной ситуации управления должна быть цель бо­лее высокого уровня управления.

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших со­циально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управления в системе таможенных органов, т. е. целью стратегического управления, является обеспечение государственного ре­гулирования внешнеторговой деятельности. Достижение этой цели уп­равления реализуется решением соответствующих комплексов задач.

В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управ­ления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяется управление ситуационное, программное и целевое.

Ситуационное управление имеется на всех уровнях иерархии управле­ния в таможенных органах, так как главным образом строится по склады­вающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается боль­шого значения.

Программное управление основано на тщательной разработке задан­ной программы с расчленением ее по уровням системы с указанием по­следовательности выполнения.

Этот тип управления, наряду с вышеуказанным, является часто приме­няемым в управленческой деятельности таможенных органов.

Наиболее рельефно программное управление просматривается в ре­шении фискально-контрольных задач по формированию доходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управле­ний, создании и оборудовании сети автомобильных пунктов пропуска че­рез таможенную границу и др.

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и опреде­ляет характер и ход управленческой деятельности.

Содержанием целевого управления является его исключительно вы­сокая аналитичность при определении проблемы управления; предельно строгое и четкое формирование цели управления; структуризация пробле­мы управления, построение дерева целей; строгое согласование дерева целей с деревом задач, достаточно высокая корреляция между деревом целей, деревом задач и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объеди­няться с другими звеньями более высокого порядка. В целевом управле­нии большую роль играет прогнозирование.

На практике типы управления нередко применяются в сочетании. На­иболее эффективным является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключи­тельно важное значение.

Из двух рассматриваемых компонентов управления структуры и про­цесса - более динамичным является процесс управления. Поэтому разви­тие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управле­ния. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда процесс управления уже не вкладывается в существующую структуру, когда струк­тура создает существенные помехи, становится тормозом развития управ­ления, а следовательно, и всей системы управления в целом.

В настоящее время в таможенной системе наблюдается совершенст­вование динамических характеристик управления, прежде всего, за счет внедрения автоматизированных систем и информационных технологий управления.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, необходимо постоянно вести

учет взаимосвязи процесса и структуры системы управления и находить моменты перестройки структуры.

Особенности принятия

Управленческого решения

В таможенных органах

Принятие управленческих решений - отдельная управленческая функция.

Управленческое решение- это директивный фиксированный акт субъекта управления, организующий, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели.

В решении формируются цели и задачи, стоящие перед объектами уп­равления, предусматриваются ограничения в их поведении, определяются необходимые ресурсы. Таким образом, управленческое решение содержит цель и программу действий для управляемой подсистемы (для объекта).

Для принятия управленческого решения требуются глубокое знание таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективная оценка, определенный опыт, навыки и творческое отношение к делу.

Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Классификация управленческих решений в ТО. Управленческие реше­ния принято классифицировать по различным признакам (рис. 56). Одна­ко определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение: обычно это условия определенности и неопределенности. Усло­вия определенности, как правило, предопределяют принятие так называ­емых стандартных решений, условия неопределенности - нестандартных (новаторские, инновационные).

Стандартными являются решения с фиксированными набором альтер­нативных действий, структурой самого решения и процедурой его при­нятия. Они ориентированы на изменение отдельных количественных или качественных параметров сложившейся ситуации. Решения могут прини­маться довольно быстро, без специальной подготовки (к примеру, прика­зы о приеме и увольнении кадров и др.).

Отсутствие инициативных решений при выполнении своих обязаннос­тей характеризует догматический стиль руководства, а большое количество ситуационных решений свидетельствует о неустойчивости функционирова­ния объекта и субъекта управления, вызванной недостатками управления.

Разработка управленческого решения представляет собой процедуру нахождения возможных вариантов достижения поставленных перед тамо­женной системой целей, выбор одного из них и подготовку организацион­но-технических мероприятий по обеспечению его выполнения.

При разработке управленческих решений используются различные методы, основными из которых в таможенных органах являются: интуи­тивные, основанные на суждениях (адаптивные) и рациональные.

Интуитивные решения основываются на собственном ощущении ру­ководителя, что их выбор правилен. Решение принимается практически без участия сознания (рассуждений), мгновенно. Сознательная часть этого процесса перешла на уровень бессознательного и скрыта от непосред­ственного самонаблюдения.

Решения, основанные на суждениях, во многом сходны с интуитивны­ми, поскольку их логика может слабо просматриваться. Но все же в их основе лежат явные рассуждения, знания и осмысленный в отличие от

предыдущего случая опыт руководителя, его подчиненных и других ру­ководителей.

Рациональные решения основаны на методах, важнейшими из которых являются экспертное, физическое и экономико-математическое моделиро­вание.

Оптимальность решения означает, что оно в целом должно соответ­ствовать данной конкретной ситуации. Оптимальность решения достига­ется применением при его принятии соответствующих методов.

Решения должны быть конкретными и гибкими.

Конкретность - это четкая определенность содержания решения. Особенно важна четкость в определении задач, которые ставятся перед исполнителями. Конкретность решения не исключает, а предполагает его гибкость, т. е. возможность его коррективов.

Процесс принятия

Управленческих решений

Последовательность принятия решения (процесс) может быть пред­ставлена в виде схемы (рис. 57).

При подготовке решения, прежде всего, необходимо выявить и про­анализировать проблему. Вовремя выявить проблему - значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятель­ности таможенного органа и сложившимися условиями ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возник­шего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его ве­роятные конечные результаты.

Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение кото­рых надо браться в первую очередь, затем проводятся их ранжирование и выбор стратегического направления решения, после чего формируются цели.

Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с ко­торой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате: по­лучения решения вышестоящего уровня (приказ, указание, распоряжение, план работы и т. д.), для исполнения которого требуется применить част­ное, более конкретное решение на своем уровне; поступления от сотруд­ников (подразделений), а также из различных ведомств и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов (запросов), касающихся таможенного дела; постановки объектом управления конкретных практических вопросов.

 

Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям (по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам реализации таможенного дела, по материальным ресурсам, кад­рам и др.). Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимо­заменяемых вариантов (альтернатив) в разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.

 

 

Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристичес­кие приемы определения предпочтительных действий, такие как:

- декомпозиция проблемы;

- выдвижение параллельных задач;

- определение ключевых подзадач;

- соотнесение задач (подзадач) с силами и средствами;

- аналогия;

- использование прогноза развития ситуации;

- учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий.

Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на ос­нове оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необхо­димых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы и др.

Для выбора окончательного варианта необходимы волевые усилия, стимулирующие и организующие процесс формирования решения и име­ющие особое значение на его конечной стадии.

 

 

Воля субъекта управления помогает побороть нерешительность и ко­лебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его приня­тие.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной фор­ме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

В таможенных органах распространено письменное санкционирова­ние действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложе­ние резолюций на различные материалы, а также устное доведение указа­ний, распоряжений и др.

Одним из видов управленческого решения является программа (доку­мент долгосрочного и среднесрочного планирования).

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях уп­равления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактичес­ком (таможня, таможенный пост); операционном (отдел, отделение, к это­му виду решений относятся и личные планы работы должностных лиц).

Кроме того, оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенных органов - долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до 1 года).

В зависимости от направления и решаемых задач организационные планы подразделяются на перспективные и рабочие.

Перспективное планирование - наиболее сложный вид планирования, требующий научных знаний и опыта руководства.

Перспективное планирование связано с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный год, т. е. включает долгосроч­ное и среднесрочное планирование.

Основанием для осуществления перспективного планирования в тамо­женных органах служат:

- требования нормативных актов ФТС России о необходимости перс­пективного планирования;

- задания по реализации долгосрочных планов ФТС России по совер­шенствованию таможенного дела;

- проблемы регионального характера по таможенному делу.

Рабочее планирование охватывает все уровни управления и направле­ния работы.

Посредством разработки рабочих планов последовательно и целенап­равленно обеспечивается выполнение задач, предусмотренных перспек­тивными планами.

 

Сами по себе управленческие решения и планы еще не свидетельству­ют о том, что они будут реализованы. Для этого нужны соответствующие условия, которые создает общая функция управления - организация.

Эта функция управления реализуется посредством выполнения таких операций (управленческих работ), как постановка задач исполнителям; их подготовка, включающая все формы обучения; организация взаимодейст­вия; организация всестороннего обеспечения управленческих решений (планов) путем расстановки и маневра силами и средствами и др.

Наиболее важными видами обеспечения являются: кадровое, техни­ческое, материальное, информационное, финансовое и ряд других.

В условиях, когда появляются выявленные в ходе контроля отклонения от параметров, заложенных в управленческом решении или плане, а так­же при изменении цели субъектом управления появляется необходимость внести коррективы в управленческую деятельность. Это осуществляется реализацией общей функции управления - регулирования, включающей исполнение таких операций (управленческих работ), как: анализ резуль­татов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Организация процесса принятия управленческих решений является важнейшим фактором в обеспечении единства системы управления. Она позволяет компенсировать определенные недостатки в реализации других компонентов управления таможенными органами, оценить их и способст­вовать реализации основных путей совершенствования управления.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений - это де­ятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшей стадией управления, процесс принятия управленчес­ких решений является циклическим и повторяющимся.

 

 

Выводы

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ». Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического суверенитета и экономической безопасности России.

 

 

Организационная структура таможенного органа - это совокупность составляющих его структурных подразделений, порядок их подчиненности, а также формы распределения между ними функций и полномочий.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководс­тво таможенным делом в РФ, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - ФТС России.

Региональные таможенные управления являются промежуточным зве­ном между этим органом и таможнями.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможен­ного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью под­ведомственных таможенных постов.

Функция управления - это конкретный вид управленческой деятель­ности, для реализации которого требуются определенные операции (управленческие работы). Функции управления раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях, являются распределением обязанностей в сфере управления и требуют очередности и единства реализации для получения намеченных результатов.

Все функции управления разделяются на общие, отражающие стадии процесса управления, и специфические - функции управления конкрет­ными видами служебной деятельности таможенных органов.

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объек­том. К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирова­ние, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

К специфическими функциями управления в таможенных органах от­носятся функции управления таможенной, финансово-экономической, со­циальной и административно-хозяйственной деятельностью.

Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управ­ления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Принятие управленческих решений - отдельная управленческая фун­кция. Управленческое решение - это директивный фиксированный акт субъекта управления, организующий, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели.

В решении формируются цели и задачи, стоящие перед объектами уп­равления, предусматриваются ограничения, определяются необходимые

ресурсы. Управленческое решение, таким образом, содержит цель и про­грамму действий для управляемой подсистемы (объекта).

Процесс управления таможенными органами отличается специфичес­ким содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и ин­формационный.

Контрольные вопросы


 

 

1. Кто осуществляет общее руководство таможенным делом?

2. Опишите основные подсистемы системы таможенных органов.

3. Раскройте основные особенности управления в таможенных орга­нах РФ.

4. Опишите организационную структуру таможенных органов и обос­нуйте перспективу ее развития.

5. Перечислите три вида структурных подразделений, существующих в ФТС России, РТУ и таможнях, являющихся организационными структу­рами таможенной системы.

6. Перечислите функции управления в таможенных органах. Дайте их краткую характеристику.

7. В чем заключается сущность процессного подхода к управлению в таможенных органах?

8. Назовите особенности принятия управленческих решений в тамо­женных органах.

 

 

Инновационная модель

Управления

Таможенными органами

Определение и структура понятия «услуга» в теории услуг. Ба­зовое понятие «таможенная услуга». Суть таможенной услуги, ее характеристики. Общая структура понятия «таможенная услуга», элементы, его составляющие, и связи. Институт тамо­женного администрирования как система государственных услуг. Маркетинг в сфере таможенных услуг: процедуры формирования стратегии и ситуационного выбора стратегических альтерна­тив. Управление стратегическими изменениями в таможенной системе. Особенности разработки и реализации стратегии раз­вития. Стратегии конкурентоспособности ФТС России в сфере государственных услуг. Модельное описание задачи стратегичес­кого маркетинга. Общая и частные задачи позиционирования та­моженных услуг.

 

Вопросы

 

10.1. Услуги, таможенные услуги: понятия и определения.

10.2. Теоретические положения, роль и направления эволюции маркетинга услуг.

10.3. Место, роль и проблемы маркетинга в сфере таможенных услуг.

Выводы.

Контрольные вопросы.

 

Рекомендуемая литература

1. Дианова В. Ю., Макрусев В. В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. М.: РИО РТА, 2005.

2. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. - СПб.: Питер, 2002.

3. О'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. - СПб.: Пи­тер, 2001.

4. Общий и специальный менеджмент: учебник. - М.: Изд-во РАГС, 2000.

5. Голубков Е. П. Основы маркетинга: учебник. - М.: Финпресс, 1999.

6. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок. - М.: Альпина Паблишер, 2003.

 


10.1. Услуги, таможенные услуги:

Понятия и определения

Определение и структура понятия «услуга».Современная эконо­мическая теория и практика предлагают различные определения термина «услуга». В то же время ни одна из попыток дать его в законченном виде не увенчалась успехом[49]. Однако, поскольку именно понятия лежат в ос­новании любой теории, рассмотрим и проанализируем наиболее распро­страненные из них. В дальнейшем это позволит ввести необходимое нам понятие «таможенная услуга».

Великий русский лексикограф В. И. Даль определяет услугу через понятия «услуживать», «стараться быть полезным», «угождать», «помо­гать»[50]. В отечественных энциклопедических источниках[51] даются следую­щие определения:

• услуга - это действия, направленные непосредственно на потреби­теля;

• услуга - это вид деятельности, в процессе которой не создается но­вый продукт, но изменяется его качество[52];

• услуга - это неосязаемый товар, который может производиться, пе­редаваться и потребляться одновременно.

Среди определений, имеющихся в зарубежных источниках, выделим следующие.

Экономист Р. Малери считает, что «услуги - это нематериальные акти­вы, производимые для целей сбыта»[53]. Один из лидеров школы маркетинга услуг К. Гренроос дает следующее определение: «Услуга - это процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами и функциональ-

 

ными структурами предприятия-поставщика услуг, причем весь процесс направлен на решение проблем покупателя услуги»[54].

Некоторые исследователи[55] полагают, что в отдельных случаях описа­ние свойств услуги более продуктивно, чем попытки вывести ее опреде­ление. Назовем наиболее значимые свойства, характерные для услуги:

• совпадение временных рамок выполнения услуги и ее потребления (одновременное производство и потребление означают, что услуга оказы­вается в условиях реального времени и, следовательно, покупатель физи­чески присутствует при этом);

• наличие в процессе создания услуги комбинации осязаемых и неося­заемых усилий, действий и (или) технологий;

• услуги, как правило, вначале продаются, а затем производятся и пот­ребляются[56];

• во многих случаях потребитель (человек) является объектом оказа­ния услуги и (или) непосредственно участвует в процессе ее оказания;

• услуга может иметь индивидуальный характер оказания и потребле­ния, однако во многих случаях субъектом (исполнителем услуги) высту­пают фирма, предприятие, организация или государственная структура;

• индустрия услуг обладает очень важной особенностью и отличается от производственной отрасли широким участием людей в процессе созда­ния услуги, следовательно, человеческий фактор оказывает сильное влия­ние на стандарт и качество услуг;

• услуги локальны, но могут иметь региональный и глобальный ха­рактер;

• при покупке услуги присутствует значительная неопределенность, поэтому, приобретая услугу, покупатель испытывает больший риск, чем при покупке материально-вещественного предмета.

Уже первый анализ показывает, что в определениях понятия «услуга», в ее свойствах явно отсутствует единство.

Основные причины такого парадокса заключены в следующем[57]:

1) действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и раз­нообразны, так же как и объекты, на которые направлены эти действия:

 

 

2) официальная статистика объединяет различимые действия в один класс услуг, а исследователи ищут для них общее;

3) исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы кото­рого меняются в зависимости от желаний поставщика и/или потребителя услуги.

В данной теме мы оперируем такими понятиями, как «деятельность», «продукт деятельности», «материально-вещественный предмет», «ус­луга» и «товар». Принципиально важно установить взаимосвязи между ними. Для однозначности в трактовке формулируемых в дальнейшем по­ложений представим эти взаимосвязи в виде схемы (рис. 58).

 

 

Данная схема позволяет соотнести основные понятия следующим об­разом:

• материально вещественный предмет и услуга - это некоторый про­дукт (результат) целенаправленной деятельности (например, действия, процедуры или технологии);

• услуга противопоставляется материально-вещественному предме­ту. Например, в отличие от услуг материально-вещественные предметы, как правило, вначале производятся, а затем продаются, при этом они мо­гут изготовляться в одном месте, складироваться в другом, а продаваться в третьем, что совершенно невозможно в отношении услуг;

 

• услуга и материально-вещественный предмет как определенная цен­ность для потребителя есть товар[58] на соответствующем рынке[59].

Проведенный выше анализ позволяет уточнить определение понятия «услуга» для целей нашего изложения.

Услуга - это усилия, действия или деятельность, представляющие определенную ценность[60] для потребителя и направленные либо на удовлет­ворение его потребностей нематериального характера, либо на придание материально-вещественному предмету нового качества.

Структуру понятия «услуга», составляющие его элементы и связи, можно представить графически (рис. 59).

 

Как следует из определения, услуга направлена либо на самого потре­бителя услуги, либо на принадлежащий ему материально-вещественный предмет. Все это объекты услуги.

В свою очередь субъектом услуги является ее производитель.

Усилия (действия) субъекта в отношении объекта услуги представля­ют собой воздействие.

 

 

Будем считать, что главная цель воздействия субъекта на объект ус­луги - повышение потребительской полезности объекта. Такая цель до­стигается в процессе решения задачи поиска эффективного воздействия и задачи его реализации при помощи соответствующих методов, инстру­ментов и технологий.

Определение и анализ понятия «таможенная услуга».Введем и структурируем базовое понятие «таможенная услуга», воспользовав­шись для этой цели «техникой», приведенной ранее.

Вся деятельность ФТС России (таможенной системы) обеспечивает­ся специальными таможенными методами, процедурами и технологиями в рамках соответствующей таможенной инфраструктуры. Цель этой де­ятельности - повышение благосостояния страны, поэтому можно утверж­дать, что в результате усилий создается определенное социально-эконо­мическое благо. По сути, деятельность, приносящая такое благо, и есть услуга.

Следовательно, в широком контексте таможенная услуга - это обще­ственно-экономическое благо в форме таможенной деятельности: тамо­женного регулирования и контроля. Это услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности государства, с обеспечением ин­тересов национальной экономики и направленные на развитие внешнеэ­кономических связей страны[61].

В более узком понимании таможенная услуга - это содействие участ­никам внешнеторговой деятельности в осуществлении экспортно-импор­тных операций, в том числе за счет таможенной инфраструктуры, тамо­женных посредников, таможенных представителей за рубежом. В частном случае - в форме информирования и консультирования в области тамо­женного дела. При таком понимании таможенные услуги могут быть оп­ределены более инструментально, например, некоторой совокупностью правоохранительных, финансово-экономических, информационно-анали­тических и других видов услуг, предоставляемых в процессе таможенного администрирования.

Вернемся к теории вопроса, к введенным определениям. Отметим, что каждое из них может рассматриваться как само по себе, так и в комплексе.

Например, будем считать, что услуга для участника ВЭД в конечном ито­ге нацелена на сокращение времени таможенного оформления и контроля его товаров. Для оказания соответствующей услуги необходимо выполнить

 

 

определенные таможенные процедуры и операции. Любая таможенная процедура обладает такими характеристиками, как начало, продолжение и окончание. Это признаки процесса. Следовательно, суть услуги прояв­ляется в процессе инструментального воздействия на материально-вещест­венный предмет (МВП) участника ВЭД (или на его товар- МВП-товар) в процессе реализации таможенных процедур и операций, а в общем слу­чае - таможенной технологии. Услугу в этом случае можно также характеризовать и как результат такого воздействия. С учетом введенных определе­ний такая услуга есть польза для участника ВЭД, поскольку сокращает его потери (временные - непосредственно и финансовые - опосредованно).

В выбранном примере представлен особый тип услуги - сокращение времени таможенного оформления и контроля. Такая услуга может рас­сматриваться как интегративная, поскольку ее предоставление объединя­ет весь комплекс конкретных таможенных операций в технологию тамо­женного оформления и контроля в отношении конкретного МВП-товара. В этом случае результат каждой технологической операции может рас­сматриваться как элементарная услуга, а результаты, полученные в про­цессе реализации всей таможенной технологии, как комплекс услуг.

В целом можно выделить следующие виды таможенных услуг:

• услуги, связанные с непосредственным воздействием на объект ус­луги - услуги прямого воздействия;

• услуги, связанные с опосредованным воздействием на объект услу­ги - услуги косвенного воздействия;

• услуги по качественному изменению материально-вещественного предмета - объекта таможенного контроля.

В первом и втором случаях речь идет о классических видах услуг, ког­да материальный объект не изменяется. Третий случай - когда материаль­ный объект приобретает новое качество.

Услуги прямого воздействия можно представить всем спектром по­требностей государства или участника внешнеторговой деятельности в таможенных инструментах при нахождении МВП-товара или самого участника ВЭД в секторе таможенного контроля[62]. Систематизировать, ранжировать, оценить такие потребности, например, для участника ВЭД можно только инструментально, совместно с брокерами, участниками ВЭД и другими экспертами.

Опосредованные услуги заключаются, например, в том, что таможен­ная система ускоряет или замедляет «движение» объекта услуги. В частности, сокращает время таможенного обслуживания, увеличивает про­пускную способность таможни, обеспечивает надежность (безопасность, отсутствие рисков) в процессе таможенного обслуживания.

 

Разберем услуги третьего вида более подробно. Один и тот же объект, содержащий набор физических предметов, с которыми проводятся неко­торые действия, может рассматриваться потребителем и как товар, и как услуга[63]. Граница между предметом и услугой в таких случаях зависит от отношения к ним поставщика товара и потребителя. Именно это свойство характеризует двойственное отношение к некоторым предметам и двойс­твенность некоторых из таможенных услуг.

Качественное изменение гипотетического материально-вещественного предмета - объекта таможенного контроля - рассмотрим на простом при­мере. Скажем, ввозимая в страну партия спиртного до завершения всех процедур таможенного оформления и контроля товаром еще не является. В данном примере участник ВЭД лишь заявляет материально-веществен­ный предмет в качестве товара, который, по сути, является только объек­том таможенного контроля. Или, иначе, это материально-вещественный предмет, принадлежащий участнику ВЭД. Только после положительного завершения всех таможенных процедур предмет станет товаром.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.