Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Формализация теоретической модели

Таможенного менеджмента

 

 

Вербально теоретическая модель менеджмента определяется во взаимосвязи существующей системы финансово-товарного потока и воз­действующей на нее системы регуляторов или механизмов регулирования ВЭД.

В формализованном виде речь идет о системе функциональных зави­симостей следующего вида:

где Mt°, Ms0, Mm° - номинальные структуры механизмов регулирования: таможенного, государственного и международного соответственно; Рх - проблемная ситуация в сфере ВЭД (х = t, s, m); Zx - цель внешнеэкономи­ческой деятельности (х = t, s, m).

По существу, данное выражение является формализацией базовой теоретической модели таможенного менеджмента. Анализ такой мо­дели (1) показывает, что функционалы, характеризующие межгосудар­ственное и государственное регулирование, зависят от проблемной си­туации, сложившейся в соответствующей сфере ВЭД и от возможностей взаимодействующих с ними механизмов регулирования. В свою оче­редь, проблемная ситуация в любой сфере внешнеэкономической или таможенной деятельности определяется целями ВЭД (таможенной де­ятельности) Zx (х = m, s, t), а также структурно-параметрическими ха­рактеристиками финансово-товарных потоков и стратегией регулирова­ния (тройкой <Sx, Rx, Wx>).

Представленные функционалы взаимоувязывают все основные объек­ты управления, а также отражают место и роль таможенной службы при

 

 

решении проблемы эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Проведя несложные преобразования, легко перейти к параметрическо­му представлению модели. Так, например, механизм межгосударственно­го регулирования внешнеэкономической деятельности может быть пред­ставлен следующей зависимостью:



Зависимость данного вида следует рассматривать как функционал, определяющий иерархическую взаимосвязь между характеристиками фи­нансово-товарных потоков и параметрами их регулирования.

Содержательно синтез механизма регулирования параметров ВЭД сводится к формированию модели регулирования параметров системы финансово-товарных потоков. Создание такой модели позволяет осущес­твить переход от структурного описания системы финансово-товарных потоков как объекта управления к параметрическому, оценить изменения параметров такой системы и оптимизировать их.

Параметрическая модель регулирования отражает взаимосвязь пара­метров двух основных функциональных элементов процесса регулирова­ния: системы финансово-товарных потоков и механизма регулирования. При этом система как объект регулирования характеризуется текущей информацией о состоянии ее параметров, а регулирующие воздействия механизма имеют свои количественные характеристики.

В аналогичном виде может быть получен и функционал Ms ( ).

По результатам анализа полученных зависимостей (1) и (2) можно сде­лать следующие основные обобщения.

Система функциональных зависимостей (1) устанавливает размерность задач системного анализа (в самом общем случае - поиска результативных (в зависимости от постановки задачи - эффективных, оптимальных или рациональных) механизмов регулирования внешнеэкономической и тамо­женной деятельности) в соответствии с уровнем их решения и определяет взаимосвязи между задачами различных уровней. Это позволяет ставить и решать задачи анализа и синтеза механизма регулирования для любого из уровней регулирования.

Представление функционала в виде параметрической зависимос­ти (2) позволяет рассматривать объект управления через взаимосвязь

 

параметров, характеризующих систему финансово-товарных потоков и соответствующие механизмы регулирования (т. е. только на парамет­рическом уровне). Это, в свою очередь, позволяет исследовать действие экономического механизма регулирования, например, в виде влияния тарифных мер на цену импортных товаров и изменение спроса на них на внутреннем рынке или воздействия нетарифных мер на цену переме­щаемых товаров.

Наличие параметрической взаимосвязи механизма регулирования ВЭД со структурно-параметрическими характеристиками финансово-то­варных потоков и параметрами стратегии их регулирования позволяет формулировать задачу синтеза рационального (эффективного) механизма регулирования ВЭД как задачу разработки требований к механизму регу­лирования ВЭД на основе исследования и оптимизации структурно-пара­метрической модели системы финансово-товарных потоков. В частности, для уровня государственного регулирования России - в виде задачи выбо­ра и применения системы тарифных и нетарифных мер, например, в це­лях оптимизации финансово-товарных потоков ее внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, основная идея управления сводится к исследованию структурно-параметрической модели системы финансово-товарных пото­ков ВЭД России, разработке требований к механизму регулирования с по­зиций оптимальности системы, созданию и внедрению результативного согласованного иерархического механизма регулирования внешнеэконо­мической и таможенной деятельности.

В более общей постановке вопроса речь идет о проектировании ме­ханизма, обеспечивающего требуемую результативность таких видов де­ятельности[39].

 

Теоретические задачи

Таможенного менеджмента

 

 

Результативность таможенного менеджмента непосредственно связана с решением следующих взаимосвязанных задач.

Первой - задачи формирования оптимального механизма регулирования внешнеэкономической и администрирования таможенной деятельности.

Второй - задачи формирования рациональной или оптимальной стра­тегии регулирования.

Для данного этапа формального представления механизмов и процес­сов регулирования указанные задачи могут быть сформулированы только в общем виде: без детализации факторного пространства, без явно выра­женного целевого функционала, без структуризации и соответствующей параметризации объектов и механизмов регулирования.

Однако такая постановка является, несомненно, необходимой, по­скольку ее отсутствие не позволяет осуществить целенаправленную де­композицию решаемой проблемы регулирования внешнеэкономической и администрирования таможенной деятельности, не дает возможности представить ее в виде комплекса практически значимых задач и соответст­венно не позволяет разработать адекватную методологию их решения. Кроме того, попытка решить любую частную задачу регулирования внеш­неэкономической и администрирования таможенной деятельности без понимания ее взаимосвязи с общей, как правило, не эффективна и ведет к неоправданной трате временных и финансовых ресурсов.

Задача синтеза механизма регулирования ВЭД. Задача такого класса формулируется как задача проектирования механизма, обеспечивающе­го иерархическое воздействие на систему финансово-товарных потоков внешнеэкономической деятельности в целях оптимизации этой системы на любом из уровней воздействия. Решение данной задачи сводится к оп­ределению принципов, мер и инструментов воздействия на систему фи­нансово-товарных потоков, их взаимосвязей и характеристик, а в общем случае - к проектированию механизма регулирования.

С математической точки зрения задача ставится следующим образом: в условиях проблемной ситуации Рх (х = t, s, m) сформировать механизм регулирования внешнеэкономической деятельности Мх, воздействие ко­торого на систему финансово-товарных потоков Gx в виде стратегии Rx на временном интервале т обеспечит оптимальность структуры системы Gx° по некоторому критерию extW(Sx°, Rx, ), где ext - экстремальное значение показателя W.

 

Представим такую постановку следующей формальной записью:

В записи три блока. Первый представляет проблемную ситуацию в системе финансово-товарных потоков, второй дает содержание задачи - преобразовать механизм регулирования ВЭД (числитель) с учетом его со­стояния, целей и рассматриваемого временного интервала (знаменатель), третий показывает цель решения задачи - сформировать систему финан­сово-товарных потоков Gx°, оптимальную по критерию Wx.

Задача синтеза стратегии регулирования ВЭД. В рамках решения данной задачи необходимо ответить на вопросы: в каком объеме и в какой последовательности использовать возможности выбранного механизма регулирования, чтобы оптимизировать параметры системы финансово-товарных потоков в условиях его эволюции? Другими словами, как раци­онально использовать механизм регулирования?

Задачу синтеза стратегии будем формулировать как задачу проектиро­вания алгоритма, обеспечивающего иерархическое воздействие механиз­ма регулирования на систему финансово-товарных потоков внешнеэконо­мической деятельности в целях оптимизации этой системы на любом из уровней воздействия.

Постановку задачи сформулируем следующим образом. В условиях проблемной ситуации Рх (х = t, s, m) определить алгоритм воздействия механизма регулирования внешнеэкономической деятельности Мх на товаропотоки Gx в виде стратегии Rx с целью оптимизации структуры системы Sx° по критерию extW(Sx0, Rx, ) на временном интервале . Формальная запись постановки задачи имеет следующий вид:

Принципиальное различие выражений (3) и (4) заключается в том, что в первом случае проектируется механизм регулирования, а во втором стратегия его применения в реальных условиях. Соответственно, первая задача решается при создании или развитии механизма, вторая - в процессе его применения. Весь комплекс теоретических задач таможенного менедж­мента, ранжированный в соответствии с уровнями регулирования и адми­нистрирования, сведен в табл. 5. Здесь представлены общие постановки задач синтеза механизмов и стратегии международного, государственного и таможенного уровней регулирования и администрирования.

 

 

Важно отметить, что решение задач параметрической или структур­но-параметрической оптимизации системы финансово-товарных потоков сопряжено с серьезными проблемами.

Две из них основные: теоретическая и технологическая. Первая вы­звана необходимостью разработки сложных математических моделей системы финансово-товарных потоков и применения адекватных методов оптимизации. Решение такой задачи можно осуществить в два этапа: на первом - провести оптимизацию системы на упрощенных, например, ана­литических моделях, на втором - использовать более адекватные модели, например, имитационные или генетические. Вторая проблема определя­ется потребностью в создании технологии для решения задач оптимиза­ции в режиме контроллинга.

На наш взгляд, решение таких проблем достижимо и наиболее результа­тивно в рамках предложенной концептуальной парадигмы регулирования на основе единой информационно-аналитической технологии таможенно­го менеджмента сферы ВЭД России и сферы таможенной деятельности.

Разработка такой технологии является центральным направлением исследований в области таможенного менеджмента. Ее создание связа­но с административными и научно-методическими решениями. В первом случае речь идет о возложении на таможенную службу России общегосу­дарственной функции информационно-аналитического обеспечения ВЭД. Во втором - о разработке методической и технологической базы таможен­ного менеджмента.

 

 

Выводы

Теория развивается циклично по направлению от понятий (оп­ределений) к их формальным представлениям - абстракциям, к идеализи­рованному объекту - теоретической модели с последующим уточнением понятий и далее - к адекватной формализации, корректировке модели.

Модель взаимоотношений, согласованного взаимодействия сфер вне­шнеэкономической и таможенной деятельности, абстрактный образ этого взаимодействия представлены как объект теории таможенного менедж­мента. Формализация и исследование такой научной абстракции позволит решать вопросы теории и практики таможенного дела, формировать при­нципы и разрабатывать прикладные методы управления.

Теоретическая модель построена с позиций повышения эффективности внешнеэкономической и таможенной деятельности за счет согласованного

 

 

воздействия на эти процессы всех существующих регуляторов. Основное содержание парадигмы регулирования-контроля - формирование и реали­зация эффективной стратегии реструктуризации сфер внешнеэкономичес­кой и таможенной деятельности для достижения политических, социаль­но-экономических и других явно или неявно выраженных целей группы государств или конкретного государства.

Алгоритмическая последовательность регулирования определяется исходным состоянием сферы ВЭД, этапами (направлениями) решения проблемы регулирования и условиями перехода между этапами. Наличие критического рассогласования между целями и результатами ВЭД рас­сматривается как проблема.

Основная идея управления сводится к исследованию структурно-пара­метрической модели системы финансово-товарных потоков ВЭД России, разработке требований к механизму регулирования с позиций оптималь­ности системы, созданию и внедрению результативного согласованного иерархического механизма регулирования внешнеэкономической и тамо­женной деятельности.

Решение проблемы осуществляется на основе имеющегося информа­ционно-аналитического обеспечения по таким направлениям, как:

• анализ системы финансово-товарных потоков;

• адаптация существующей или синтез более эффективной модели та­кой системы;

• реструктуризация механизма регулирования внешнеэкономической деятельности;

• корректировка существующей или формирование новой стратегии регулирования ВЭД;

• локальная или глобальная реструктуризация системы финансовых, информационных и товарных потоков.

Результативность таможенного менеджмента непосредственно связана с решением задач формирования оптимального механизма регулирования внешнеэкономической и администрирования таможенной деятельности и рациональной или оптимальной стратегии регулирования.

 

 

Контрольные вопросы


 

 

1. Определите таможенное дело как теоретический объект таможен­ного менеджмента.

2. Чем обусловлена необходимость создания теоретической модели таможенного дела?

 

3. Каковы условия формирования теоретической модели таможенного дела?

4. Перечислите основные элементы теоретической модели таможен­ного дела, охарактеризуйте каждый из них.

5. Раскройте алгоритм регулирования внешнеэкономической деятель­ности с позиций теоретической модели.

6. При решении какой центральной проблемы таможенного дела рас­крывается алгоритмическое содержание модели?

7. Приведите формализованное описание таможенной деятельности в условиях теоретической модели.

8. Определите проблемные направления и сформулируйте теорети­ческие задачи системного исследования таможенного дела.

 

Системное управление

Таможенным делом

 

Структура и основное содержание системного управления та­моженным делом. Теоретическое содержание базовой модели управления. Функционально-технологическая модель системного управления таможенной деятельностью. Аналитическая модель стратегического управления таможенной деятельностью. Гра­фоаналитическое представление процесса системного управле­ния. Суть и технология стратегического управления (аппарат графоаналитической визуализации системных процессов). Общая функциональная структура решения задач системного управления таможенной деятельностью.

 

Вопросы

 

8.1. Структура и основное содержание системного управления таможенным делом.

8.2. Теоретическое содержание базовой модели управления.

8.3. Функционально-технологическая модель системного управления.

8.4. Аналитическая модель системного управления.

8.5. Графоаналитическое представление и теоретические задачи системного управления.

8.6. Задача позиционирования таможенных систем.

8.7. Общая функциональная структура решения задач системного управления.

Выводы.

Контрольные вопросы.

 

Рекомендуемая литература

1. Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. - М: РИО РТА,

2006.

2. Букатова И. Л., Макрусев В.В. Теория целостно-эволюционной интеллектуализа­ции социальных систем. - СТИ МГУС, 2004.

3. Общий и специальный менеджмент: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2000.


8.1. Структура и основное содержание

Системного управления

Таможенным делом

Система управления таможенным делом России.Управление тамо­женным делом России включает два основных стратегических направле­ния: управление деятельностью таможенной службы России и управление ее развитием. Функциональная структура, стратегические цели, задачи и ключевые направления системы управления таможенным делом России представлены на рис. 45.

В организационном плане современная система управления тамо­женной службы России имеет иерархическую структуру. В рамках такой структуры управление реализуются на уровне ЦА ФТС России, реги­ональных управлений, таможен и таможенных постов. Такая структура обеспечивает централизованный распределенный характер управления.

На каждом уровне управления решается комплекс задач системного характера. При этом осуществляется мониторинг внешней торговли от­носительно контролируемого сегмента сферы ВЭД, принимаются и ре­ализуются решения, обеспечивающие результативное (эффективное) достижение целей таможенной деятельности. Назовем такие решения системными.

Системное решение (системного характера) - это решение непосредс­твенно связанное с целью таможенной деятельности, а также с развитием таможенных систем или таможенного дела в целом. Типовые системные задачи и решения:

• формирование системных решений по организации и функциони­рованию таможенной системы (формирование и корректировка концеп­ций и стратегий функционирования системы), по модернизации и раз­витию системы (формирование целей[40], стратегии[41], программ[42] развития

системы[43] и управление развитием), а также по эффективной реализации программ модернизации[44] и развития[45];

• подготовка и реализация оперативных решений системного харак­тера;

• оценка и прогноз формируемых решений, информационный конт­роль и оценка результативности принятых системных решений.

Примеры системных решений в таможенномделе. Для системати­зации задач системного характера и вариантов их практического решения рассмотрим концептуальную модель таможенной системы, которая пред­ставлена на рис. 46. Примеры задач системного характера и вариантов их практического решения с учетом представленной модели содержатся в табл. 6.

При принятии системных решений основные усилия таможенника-аналитика, исследователя или руководителя направляются на иденти­фикацию и постановку Проблемы, на ее формализацию, анализ, поиск множества альтернативных способов решения. Кроме того, отдельными важными моментами их работы становятся: умение строить и иссле­довать модели таможенных систем, планировать и управлять на осно­ве принимаемых решений, оценивать их последствия, внедрять новые информационные технологии. Весь процесс решения проблем должен быть систематизирован, технологичен и только тогда может быть полу­чен ожидаемый эффект.

Теоретико-методологическую основу принятия системных решений составляют теория и методология системного управления. Изучение тео­ретических основ системного управления (основ принятия системных ре­шений) в таможенном деле, по существу, является главным содержанием таможенного менеджмента.

8.2. Теоретическое содержание

Базовой модели управления

Все таможенные системы - это совместно функционирующие, открытые, распределенные и развивающиеся системы. При этом основ­ная цель их совместного функционирования и развития - согласованная целенаправленная (прогрессивная) эволюция деятельности: внешнеэко­номической, таможенной и обеспечивающей.

При такой постановке цель любой вложенной системы определяется только в соответствии с требованиями вышерасположенной смежной сис­темы. Так, для единой системы таможенных органов цель управления или развития формулируется исходя из потребностей макросистемы, а для системы технологического обеспечения - из потребностей единой систе­мы таможенных органов как метасистемы.

Исходя из положений целостно-эволюционного подхода, условий со­гласованной эволюции деятельности, цели управления и развития, а так­же возможности их достижения определяются направленность и размер­ность канала поиска позитивного аттрактора[46] продуктивных технологий деятельности. В рамках такого аттрактора осуществляется поиск эффек­тивной технологии для реальных условий функционирования. В совокуп­ности же это есть метатехнология деятельности любой вложенной систе­мы, параметры которой в общем случае задаются:

• условиями прогрессивной эволюции деятельности взаимодействую­щих систем;

• требованиями, предъявляемыми к системе;

• возможностями по построению адекватной системы;

• составом и характеристиками реализуемых базовых парадигм, а так­же общим алгоритмом когнитивно-продуктивной метатехнологии;

• параметрами реальных условий функционирования системы;

• составом и характеристиками эффективных технологий деятельнос-1и системы.

Таковы параметры метатехнологии любой вложенной системы.

В пределах рассматриваемой совокупности вложенных систем их сов­местная эволюция в целях интеграции знаний - создания единой системы интегрированных баз знаний (БЗ) ВЭД - осуществляется на основе мета­технологии макросистемы (рис. 47).

 

Возможности любой вложенной системы проявляются исходя из воз­можностей ее метатехнологии, а актуальное функционирование каждой из систем реализуется на основе соответствующей продуктивной техно­логии деятельности, содержание и потенциал которой определяются ис­ходя из условий возникающей проблемной ситуации и уровня метатехно­логии системы. В этой связи относительно метатехнологии сохраняется

вложенность, аналогичная вложенности систем, а интеграция знаний в ба­зе знаний обеспечивается в пределах метатехнологии соответствующего уровня вложенности и проходит по каналам когнитивного (интеллекту­ального) и продуктивного взаимодействия.

Каналы (связи) когнитивного взаимодействия (Yo, Ys, Ym; Io, Is, Im) определяют процесс приобретения знаний, сопровождающих соответст­вующие внешнеэкономические действия или когнитивную составляющую метатехнологии. При этом прямые интеллектуальные связи (Yo, Ys, Ym) обеспечивают систему нижележащего уровня информацией об изменении проблемной ситуации в системе вышележащего уровня. Обратные интел­лектуальные связи (Io, Is, Im) обеспечивают информацией о предыстории когнитивного процесса, которая включает информацию об изменениях в соответствующих БЗ.

Знания формируются в виде целостной совокупности представлений о структурно-параметрической эволюции вложенных систем. При этом каждое «элементарное знание» определено в виде структур или стратегий (в общем случае - структур-стратегий) макро-, метасистемы и системы соответственно. Структур-стратегия это структурно-параметрическая ха­рактеристика вложенной системы в рассматриваемых условиях эволюции. Накопление оптимальных (результативных) структур-стратегий - когни­тивная составляющая системного управления.

Технология деятельности рассматривается как результат процесса познания, а связи продуктивного взаимодействия (Do, Ds, Dm) отража­ют реализацию управляющих воздействий - актуализации технологий деятельности систем. В пределах этих связей формируется актуальная (целесообразно эффективная) технология деятельности вложенных систем, что является продуктивной составляющей системного управ­ления.

С представленных позиций содержание и возможности метатехноло­гии единой системы таможенных органов непосредственно определяются требованиями системы ВЭД, а для СТО - требованиями единой систе­мы таможенных органов. Эти требования, как правило, формулируются в виде:

• общего назначения (целей) метасистемы;

• основных функций и задач метасистемы;

• прав, представляемых метасистеме для реализации се функций;

• структурно-параметрической модели метасистемы;

• системы показателей деятельности метасистемы и критериев ее эф­фективности.

Соответствующее содержание метатехнологии определяется:

• средствами синтеза продуктивных технологий деятельности (струк­тур-стратегий деятельности) единой системы таможенных органов (сис­темы технологического обеспечения);

• совокупностью эффективных технологий деятельности (эффектив­ных структур-стратегий деятельности), удовлетворяющих требованиям в полном объеме;

• средствами реализации продуктивных технологий деятельности.
Аналогично формируются и соответствующие технологии систем.

Так, СТО, включая все ее компоненты (организационное, правовое, ме­тодологическое и информационно-технологическое обеспечение), входит в качестве распределенной технологической компоненты в технологию деятельности таможенных органов. Таможенная деятельность составляет основное содержание этой технологии. В свою очередь, технология де­ятельности таможенных органов является одной из компонент техноло­гии внешнеэкономической деятельности России.

Учитывая всю совокупность системных, технологических и когни­тивных связей, нетрудно конкретизировать процессы и сформулировать задачи системного управления таможенной службой России, а также оп­ределить, что поиск результативной (рациональной, эффективной или оп­тимальной) продуктивной структур-стратегии является основной задачей системного управления.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.