В течение первых двух месяцев малышу интереснее всего видеть ваше лицо. B три-четыре месяца его заинтересуют яркие и звучащие игрушки. Он отдаст предпочтение игрушкам контрастных цветов, например черно-белым.
Положение лежа на боку
Ребенку легче всего играть, лежа на боку, поскольку его голова при этом находится в положении, позволяющем ему смотреть прямо перед собой; его ручки вместе, и он может видеть их, ножки тоже вместе. Удерживать голову, руки и ноги в этом положении помогает сила земного тяготения.
Когда ребенок лежит на боку, учите его переводить голову в такое положение, при котором он может смотреть вниз на игрушку, находящуюся на уровне его плеч. Он также может видеть свои руки и наблюдать за тем, как они пытаются дотронуться до игрушки. Положение лежа на боку способствует укреплению передних мышц шеи. Им следует пользоваться как можно чаще.
Двигая ручками, малыш подносит ко рту пальцы и тянется вперед, чтобы дотронуться до игрушки. В этом положении ему легко двигать руками. Когда ноги ребенка находятся вместе, он учится брыкаться. При этом развиваются мышцы, позволяющие ему разводить и сводить ноги.
Положение лежа на боку малыш будет использовать только в течение нескольких месяцев. Научившись поворачиваться со спины на животик и наоборот, он не будет больше пользоваться им.
Советы по организации и проведению занятий
Чтобы малышу захотелось совершить то или иное действие, покажите ему яркие игрушки, которые он может потрогать. Игрушка не должна укатиться, лишь только ребенок тронет ее. Лучше иметь крупные игрушки — их нелегко сдвинуть с места. Игрушки должны быть яркими и звучащими. В идеале нужны мягкие зверюшки, тряпичные куклы или клоуны с разрисованными лицами, неваляшки — качающиеся и издающие звуки, а также музыкальные игрушки.
Не позволяйте ребенку выгибать шею и туловище. Если это происходит, обеспечьте ему дополнительную поддержку, чтобы голова и туловище находились на одной прямой. Игрушка должна располагаться на уровне плеч малыша, а не над его головой, тогда ему не придется невольно выгибать шею, чтобы увидеть ее.
Упражнение 1.Лежит на боку с поддержкой (рис. 1.1)
A. Лежит на боку на диване
1. Положите малыша на бок так, чтобы его спина опиралась о спинку дивана. Убедитесь, что его голова и туловище находятся на одной прямой, а ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах.
2. Сядьте перед ним на пол.
3. Придерживайте бедра ребенка так, чтобы он лежал на боку и не мог перевернуться. Если он шевелит ногами, придержите их. Эти меры облегчат движения рук.
4. Поместите перед ним на уровне его плеч игрушку. Побудите малыша дотронуться до игрушки рукой или обеими руками и поиграть с ней. Если нужно поддержать его интерес, замените одну игрушку другой.
5. Пусть малыш остается в этом положении столько, сколько выдержит. Повторите то же самое, уложив его на другой бок.
6. Если ребенок начнет проявлять беспокойство, покачайте слегка его бедра. Проверьте, успокоит ли его это.
B. Лежит на боку на полу
То же самое можно проделать и на полу. Только голову и спинку ребенка нужно подпереть диванной подушкой.
Положение лежа на спине
Положение лежа на спине лучше всего подходит для контакта с малышом. Придвиньте свое лицо к его лицу. Он сможет смотреть на вас и видеть, как вы улыбаетесь и разговариваете с ним. Малыш будет «общаться» с вами, глядя на вас. Он даже начнет гулить. Может быть, именно лежа на спинке, он подарит вам свою первую улыбку.
В этом положении вы научите ребенка делать следующее:
- ориентировать голову по средней линии и удерживать ее в таком положении;
- подводить руки к груди и тянуться к предметам, подвешенным выше уровня груди;
- брыкаться.
Для развития этих движений требуется время, и поначалу вам придется поддерживать малыша постоянно. Важно правильно поддерживать его, тогда он сможет сконцентрировать внимание на вас и отвечать вам. Если ребенка не поддерживать, то его голова свалится набок, руки останутся на поверхности, на которой он лежит, а ноги, согнутые в тазобедренных и коленных суставах, будут широко разведены (рис. 1.2). Повернуть голову и сориентировать ее по средней линии, чтобы посмотреть на вас или на игрушку, у него не хватит сил. Поднять руки и поднести их ко рту или к груди — тоже. Скользить руками по поверхности, на которой лежит, он сможет, но поднять их — нет. Он будет двигать ногами, но они будут широко разведены. Первое, что вы можете попробовать, — положить малыша к себе на колени. После того как он научится в таком положении ориентировать голову по средней линии и легко двигать руками, можно положить его на пол, а голову и руки сориентировать по средней линии с помощью валиков из свернутых одеял. (Как сделать валик из свернутого одеяла, рассказывается в упражнении 3.)
Мышцы шеи, рук и ног малыша станут крепче благодаря тренировкам, и тогда от поддержки можно будет отказаться. Как только ребенок научится ориентировать голову по средней линии, не надо будет пользоваться валиком, поддерживающим голову. Когда он научится подносить руки к груди и дотрагиваться до игрушки, отпадет необходимость подкладывать валики под его предплечья. Если он станет брыкаться так, что его колени при этом будут находиться на одной линии с бедрами, вам не нужно будет удерживать его ноги сдвинутыми вместе.
Яркие и звучащие игрушки создают у ребенка желание с ними контактировать. Можно, например, взять легкую погремушку и подержать ее над головой малыша. Ее легко подвесить с помощью специальной рамы для подвешивания игрушек. Побуждайте малыша ударять по ней. Можно взять большую игрушку, поместить ее на грудь ребенка и побудить его до нее дотронуться.
Если ваш малыш активно двигает ножками, вам следует придерживать их. В этом возрасте он не в состоянии одновременно сучить ножками и тянуться к игрушке рукой.
Упражнение 2. Лежит на спине у вас на коленях(рис. 1.3)
1. Сев на диван или на удобный стул со спинкой, положите ребенка к себе на колени.
2. Он должен лежать так, чтобы его голова находилась между вашими коленями, бедра — у вашего живота, а ноги упирались вам в грудь.
3. Подложите свои руки ему под предплечья и продвиньте их вперед вдоль его тела, пока они не окажутся у него под головой. Удерживайте голову малыша сориентированной по средней линии и наклоненной к вам так, чтобы ему легко было вас видеть.
4. Если таким образом поддерживать ребенка за предплечья, он сможет поднести ручки к груди или ко рту.
5. Своими локтями удерживайте его ноги в таком положении, чтобы колени были на одной линии с бедрами, а не расходились в стороны.
6. Наклоните свою голову и туловище вперед, чтобы оказаться поближе к ребенку. Вы должны видеть друг друга. Какое-то время разговаривайте с ним или пойте.
Упражнение 3. Лежит на спине на полу(рис. 1.4)
1. Сделайте валик из банного полотенца или детского одеяльца. Для этого сложите его по длине несколько раз так, чтобы ширина валика составила примерно 20 см. После этого сворачивайте к центру каждый конец валика, пока между концами не останется столько места, сколько нужно, чтобы там поместился ребенок. Затем положите валик на пол свернутыми концами вниз так, чтобы они не могли развернуться.
Положите ребенка на спинку между свернутыми концами валика так, чтобы валик оказался под его головой и плечами. Нижний конец валика должен находиться наравне с локтями малыша.
Встаньте перед ним на колени и опуститесь на пятки. Своими коленями удерживайте его ноги на одной линии с бедрами. Ваши ноги послужат границами, в пределах которых его ноги смогут двигаться.
Обеспечив ребенку такую поддержку, наклонитесь к нему и поговорите с ним.
Поместите на его грудку игрушку и побудите его посмотреть на нее, переведя взгляд вниз, подвести к ней руки и дотронуться до нее.
Упражнение 4. Лежит на полу с игрушками, подвешенными над грудкой с помощью специальной рамы (рис. 1.5)
1. Поместите малыша на пол, подложив, ему под голову и плечи свернутое валиком одеяло. Сориентируйте его голову по средней линии.
2. Расположите над его грудью раму для подвешивания игрушек, подвесьте игрушки и прицепите к ним бубенчики, чтобы они звенели над его локтем или кистью.
3. Двигая ручками и ударяя по игрушкам, малыш научится «играть» с ними.
4. Когда он научится ударять по ним вновь и вновь, уберите сложенное валиком одеяльце.
5. Наблюдайте за положением его ног. Если он держит их разведенными, удерживайте их сведенными вместе.
Упражнение 5. Лежа на спине, тянет руки вверх без поддержки (рис. 1.5)
1. Положите малыша на пол, сориентировав его голову так, чтобы он мог смотреть прямо перед собой (голова не должна быть повернута в сторону).
2. Сами расположитесь перед ним, встав на колени и опустившись на пятки.
3. Поместите на его грудь большую игрушку и побудите его потянуться к ней и дотронуться до нее одной или двумя ручками.
4. Если малыш активно сучит ножками, удержите их. Тогда он сможет лучше тянуться к игрушке руками.
5. Когда ребенок научится уверенно доставать до груди, чтобы поиграть с игрушкой, слегка приподнимите игрушку над его грудью, чтобы он стал тянуться чуть вверх.
6. Если ноги ребенка разведены, придерживайте их.
Положение сидя с поддержкой
Когда малыш сидит с поддержкой, он может оглядеться и увидеть окружающий мир с точки зрения человека, находящегося в вертикальном положении. Так ему легче оказаться лицом к лицу с вами и наблюдать за окружающими. Помещать его в такое положение можно с 2-2,5 месяцев.
Ребенок сможет удерживать голову в вертикальном положении и поднимать ее, преодолевая силу земного тяготения, только если все его тело будет полностью поддерживаться. Ребенок должен сориентироваться в том, докуда надо поднимать голову. Поддерживайте его голову сзади, чтобы, однажды подняв ее до нужной высоты, он удерживал ее в таком состоянии. Если этого не будет, малыш станет поднимать голову выше и выше, и она просто запрокинется назад. Когда мышцы его шеи окрепнут, он сумеет поднимать голову до необходимой высоты.
Посадите малыша на колени лицом от себя. Можно также посадить его на диван или на стул, подложив сзади под его голову и спинку диванную подушку. После этого заговорите с ним, чтобы побудить его поднять голову и удержать ее в этом положении. Когда он устанет и повесит голову, закончите занятие.
Советы по организации и проведению занятий
Появление людей и игрушек, за которыми ребенку интересно наблюдать, может вызвать у него желание поднять голову. Чтобы малышу захотелось посмотреть на вас, заговорите с ним или спойте ему песенку. Ваше лицо или игрушка должны находиться на уровне его глаз или немного ниже. Если они выше уровня его глаз, он запрокинет голову, вместо того чтобы поднять ее.
Следите за тем, чтобы в положении сидя с поддержкой он не сутулился и не сидел выгнувшись дугой. Важно, чтобы он держал голову и туловище прямо. Когда ребенок у вас на коленях, сидите с прямой спиной — лишь только ссутулитесь вы, тут же ссутулится и он. Если он сидит на диване, удерживайте его бедра и грудь так, чтобы они оставались выпрямленными..
Упражнение 6. Присаживание с обеспечением максимальной поддержки (рис. 1.6, 1.7)
А. У вас на коленях
1. Сядьте на стул, выпрямив спину, и оставайтесь в этом положении.
2. Посадите малыша к себе на колени лицом от себя. Пусть его голова опирается о вашу грудь, туловище — о среднюю часть вашего туловища, а бедра опираются о талию и живот.
3. Подложите одну руку под его ягодицы и пальцами удерживайте его ноги вместе.
4. Другую руку положите поперек верхней части груди ребенка, продев ее ему под ручки так, чтобы они были свободны и сдвинуты вперед. Поддерживайте туловище малыша своим туловищем так, чтобы он располагался вертикально и прямо.
5. В таком положении он сможет поднять голову вверх до упора о вашу грудь.
6. Побудите его поднять голову, заинтересовав его игрушкой. Вы можете сесть перед зеркалом или игрушками, за которыми малышу интересно наблюдать.
7. Цель помещения ребенка в это положение — побудить его поднять голову и удержать ее поднятой столько времени, сколько он сможет. Пока голова малыша опирается о вашу грудь — это время его активной работы. Если же его голова свесится вперед, значит, он отдыхает.
8. В этом положении малыша можно также носить по квартире. Движение, передаваемое ему от вашей ходьбы, дополнительно стимулирует его держать голову поднятой.
9. Когда ребенок в состоянии поднимать голову и удерживать ее в этом положении некоторое время, опустите немного руку, поддерживающую его грудь (примерно до уровня сосочков), и посмотрите, удерживает ли он все еще голову.
В. На диване
1. Поместите малыша на диван так, чтобы его спина была прямой и опиралась на диванную подушку.
2. Встаньте перед ним на колени на пол.
3. Одну свою руку положите ему на бедра, чтобы он не сползал вперед.
4. Вторую руку положите ему на грудь так, чтобы можно было удерживать его туловище в строго вертикальном положении.
5. Наклонитесь вперед и побудите его поднять голову и оставаться в таком положении как можно дольше. Для этого заговорите с ним, расположив свое лицо на уровне его глаз.
Положение лежа на животе
Для маленького ребенка положение лежа на животе — физически самое трудное. Ведь для того, чтобы поднять голову и приподняться на руках, ему придется двигаться, преодолевая силу земного тяготения. Это требует одновременного выполнения двух нелегких двигательных задач. Но, несмотря на трудности, использовать это положение важно для развития мышц шеи, плеч и предплечий. Лучше всего не торопиться и подождать, пока ребенок будет готов к этому положению. Вероятно, это произойдет, когда ему будет 2—3 месяца.
Существуют некоторые способы подготовки малыша к положению лежа на животе. Он начинает практиковаться в подъеме и контролировании положения головы, когда вы носите его на плечах или держите на руках, прижимая к груди. Он сможет ненадолго поднимать голову, а затем снова опускать ее вам на плечо. Еще один способ добиться этого — полуоткинуться назад на див ане, когда малыш лежит у вас на груди. Если он поднимет голову, вы окажетесь лицом к лицу. Если он устанет, его голова ляжет вам на грудь.
Когда малыш научится поднимать голову, и будет делать это часто, кладите его на животик на твердую поверхность. Для того чтобы он смог поднять голову, вам придется поддерживать его за попку и предплечья. Если вы будете нажимать на его ягодицы и поддерживать его локти, держа свои руки выше его локтей, тело малыша будет поддерживаться таким образом, что он, опираясь на руки, сможет сосредоточиться на поднятии головы и приподнимании верхней части туловища.
Если вы не будете прижимать к полу нижнюю часть его туловища, надавливая на ягодицы, он согнет ноги в тазобедренных суставах, и его попка приподнимется над поверхностью. Это движение заставит его голову и верхнюю часть туловища опуститься, и у него не будет возможности поднять голову и опереться на руки, чтобы приподняться. Когда малыш научится поднимать голову и грудь повыше и опираться на локти, ягодицы автоматически будут оставаться на поверхности и поддержка с вашей стороны больше не понадобится.
Рукам ребенка тоже нужна поддержка — такая, чтобы его локти оставались под плечами. Если его руки примут именно такое положение, то ему будет легче поднимать голову, и он освоит наилучшее положение для приподнимания туловища на локтях. Без поддержки рук его локти разъедутся в стороны, и он не сможет отжиматься, чтобы опереться руками. С плохой опорой ему будет труднее поднимать голову. Поддержка рук потребуется до тех пор, пока он не научится, опираясь, удерживать свои локти под плечами.
Советы по организации и проведению занятий
Прибегайте к помощи тех людей, за которыми малышу интересно наблюдать. Используйте интересующие его предметы в качестве стимулов, способных побудить его выполнить предлагаемые упражнения (рис. 1.8). Ваша задача — побудить его поднять голову, чтобы понаблюдать за вами и за другими людьми, посмотреть на яркие или заводные игрушки, послушать музыкальную шкатулку. Ему понравится также смотреть на пластиковый шар и слушать скрип в тот момент, когда его трогают. По мере необходимости, заменяйте один привлекательный для малыша предмет другим, чтобы он не терял интереса и продолжал удерживать в поднятом состоянии голову столько, сколько сможет. Чтобы голова его была поднята так, как нужно, помещайте игрушки на уровне его глаз.
В положении лежа на животе ребенок быстро устает. Оставляйте его в этой позе ненадолго. Практика поможет ему стать сильнее. Он будет поднимать голову выше и дольше оставаться в этом положении.
Упражнение 7. Поднимает голову, когда она лежит на вашем плече (рис. 1.9)
1. Возьмите ребенка на руки так, чтобы он прижимался к вашей груди, а его голова покоилась у вас на плече.
2. Одну руку положите на верхнюю часть его спины.
3. Другой рукой крепко прижимайте к себе его ягодицы и легонько удерживайте вместе его ноги.
4. Побудите малыша поднять голову.
5. Помещайте ребенка в такое положение, когда сидите или носите его.
6. Следите за положением его головы и поддерживайте ее, если видите, что малыш больше не может делать этого сам
.
Упражнение 8. Поднимает голову, когда лежит у вас на груди
1. Сядьте на диван или в кресло-качалку и откиньтесь назад на 45°.
2. Поместите ребенка к себе на грудь, крепко подхватив под ягодицы.
3. Поместите его локотки под плечи, чтобы он мог на них опереться.
4. Говорите с ним и побуждайте его поднимать голову, чтобы он посмотрел на вас.
Упражнение 9. Лежит на животе с полной поддержкой
А. На полу
1. Встаньте на колени и опуститесь на пятки, положите малыша перед собой на пол головой от себя.
2. Своими коленями удерживайте бедра малыша так, чтобы они не приподнимались над полом, а ножки не расходились в стороны.
3. Наклонитесь вперед и руками удерживайте его локти так, чтобы они располагались под его плечами и на них можно было опереться.
4. Чтобы побудить ребенка поднять голову, воспользуйтесь зеркалом, игрушкой или призовите на помощь другого человека
В. На поверхности, поднятой над полом (рис. 1.10)
1. Положите малыша на кровать или диван на живот лицом от себя.
2. Поместите его локотки под плечи, чтобы он мог на них опираться. Если нужно, поддерживайте его локти.
3. Крепко прижимайте к поверхности его бедра.
4. Чтобы побудить малыша поднять голову, поместите перед ним зеркало, игрушку или позовите кого-нибудь из ваших близких.
5. Побуждайте его удерживать голову .в поднятом положении столько, сколько он выдержит
Упражнение 10. Лежит на животе, опираясь на предплечья
1. Положите малыша на животик на кровать, диван или стол головой к себе.
2. Сами расположитесь на полу так, чтобы ваше лицо было на уровне его глаз.
3. Поддерживайте его предплечья и локти так, чтобы они находились под его плечами.
4. Побуждайте малыша поднимать голову, разговаривая с ним или показывая игрушку.
5. Когда он научится хорошо поднимать голову, отпустите его предплечья и посмотрите, сможет ли он, опираясь на локти, удержать голову в поднятом положении.
Контрольный список навыков крупной моторики
В положении лежа на боку
Ø Подносит руку ко рту при наличии поддержки.
Ø Смотрит на игрушку при наличии поддержки.
Ø Дотрагивается до игрушки при наличии поддержки.
Ø Остается в положении лежа на боку без поддержки.
В положении лежа на спине
Лежа у вас на коленях:
Ø смотрит на вас, сосредоточив внимание на вашем лице;
Ø подносит ручку ко рту или к груди.
Лежа на полу с валиком из одеяла, подложенным под голову и предплечья:
Ø подносит ручку ко рту;
Ø дотрагивается до погремушки, подвешенной над ним с помощью специальной рамы;
Ø дотрагивается до большой игрушки, помещенной на его груди.
Лежа на полу с валиком из одеяла, подложенным под предплечья:
Ø переводит голову в среднее положение и удерживает ее таким образом;
Ø дотрагивается до погремушки, подвешенной с помощью специального приспособления;
Ø дотрагивается до большой игрушки, помещенной у него на груди.
Лежа на полу без валика из одеяла:
Ø удерживает голову по средней линии и дотрагивается до погремушки, подвешенной с помощью специальной рамы;
Ø подносит одну или обе руки к груди, чтобы дотронуться до большой игрушки, которая помещена у него на груди;
Ø держит ноги вместе и «брыкается».
|