Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

В течение первых двух месяцев малышу интереснее всего видеть ваше лицо.

B три-четыре месяца его заинтересуют яркие и звучащие игрушки. Он отдаст предпочтение игрушкам контрастных цветов, например черно-белым.

Положение лежа на боку

Ребенку легче всего играть, лежа на боку, поскольку его голова при этом находится в положении, позволяющем ему смотреть прямо перед собой; его ручки вместе, и он может видеть их, ножки тоже вместе. Удер­живать голову, руки и ноги в этом положении помогает сила земного тяготения.

Когда ребенок лежит на боку, учите его переводить голову в такое по­ложение, при котором он может смотреть вниз на игрушку, находящую­ся на уровне его плеч. Он также может видеть свои руки и наблюдать за тем, как они пытаются дотронуться до игрушки. Положение лежа на бо­ку способствует укреплению передних мышц шеи. Им следует пользо­ваться как можно чаще.

Двигая ручками, малыш подносит ко рту пальцы и тянется вперед, чтобы дотронуться до игрушки. В этом положении ему легко двигать ру­ками. Когда ноги ребенка находятся вместе, он учится брыкаться. При этом развиваются мышцы, позволяющие ему разводить и сводить ноги.

Положение лежа на боку малыш будет использовать только в течение нескольких месяцев. Научившись поворачиваться со спины на животик и наоборот, он не будет больше пользоваться им.

 

Советы по организации и проведению занятий

Чтобы малышу захотелось совершить то или иное действие, покажите ему яркие игрушки, которые он может потрогать. Игрушка не должна укатить­ся, лишь только ребенок тронет ее. Лучше иметь крупные игрушки — их нелегко сдвинуть с места. Игрушки должны быть яркими и звучащими. В идеале нужны мягкие зверюшки, тряпичные куклы или клоуны с раз­рисованными лицами, неваляшки — качающиеся и издающие звуки, а также музыкальные игрушки.



Не позволяйте ребенку выгибать шею и туловище. Если это происходит, обеспечьте ему дополнительную поддержку, чтобы голова и туловище на­ходились на одной прямой. Игрушка должна располагаться на уровне плеч малыша, а не над его головой, тогда ему не придется невольно выгибать шею, чтобы увидеть ее.

 

Упражнение 1.Лежит на боку с поддержкой (рис. 1.1)

A. Лежит на боку на диване

1. Положите малыша на бок так, чтобы его спина опиралась о спин­ку дивана. Убедитесь, что его голова и туловище находятся на одной пря­мой, а ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах.

2. Сядьте перед ним на пол.

3. Придерживайте бедра ребенка так, чтобы он лежал на боку и не мог перевернуться. Если он шевелит ногами, придержите их. Эти меры об­легчат движения рук.

4. Поместите перед ним на уровне его плеч игрушку. Побудите малыша дотронуться до игрушки рукой или обеими руками и поиграть с ней. Если нужно поддержать его интерес, замените одну игрушку другой.

5. Пусть малыш остается в этом положении столько, сколько выдержит. Повторите то же самое, уложив его на другой бок.

6. Если ребенок начнет проявлять беспокойство, покачайте слегка его бедра. Проверь­те, успокоит ли его это.

B. Лежит на боку на полу

То же самое можно проделать и на полу. Только голову и спинку ре­бенка нужно подпереть диванной подушкой.

Положение лежа на спине

 

Положение лежа на спине лучше всего подходит для контакта с малышом. Придвиньте свое лицо к его лицу. Он сможет смотреть на вас и ви­деть, как вы улыбаетесь и разговариваете с ним. Малыш будет «общать­ся» с вами, глядя на вас. Он даже начнет гулить. Может быть, именно ле­жа на спинке, он подарит вам свою первую улыбку.

В этом положении вы научите ребенка делать следующее:

  1. ориентировать голову по средней линии и удерживать ее в таком положении;
  2. подводить руки к груди и тянуться к предметам, подвешенным выше уровня груди;
  3. брыкаться.

Для развития этих движений требуется время, и поначалу вам придет­ся поддерживать малыша постоянно. Важно правильно поддерживать его, тогда он сможет сконцентрировать внимание на вас и отвечать вам. Если ребенка не поддерживать, то его голо­ва свалится набок, руки останутся на поверхно­сти, на которой он лежит, а ноги, согнутые в тазобедренных и коленных суставах, будут ши­роко разведены (рис. 1.2). Повернуть голову и сориентировать ее по средней линии, чтобы посмотреть на вас или на игрушку, у него не хватит сил. Поднять руки и поднести их ко рту или к груди — тоже. Скользить руками по поверхно­сти, на которой лежит, он сможет, но поднять их — нет. Он будет двигать ногами, но они будут широко разведены. Первое, что вы можете попробовать, — положить малыша к себе на колени. После того как он научится в таком положении ориентировать голову по средней линии и легко двигать руками, можно положить его на пол, а голову и руки сориентировать по средней линии с помощью вали­ков из свернутых одеял. (Как сделать валик из свернутого одеяла, расска­зывается в упражнении 3.)

Мышцы шеи, рук и ног малыша станут крепче благодаря трениров­кам, и тогда от поддержки можно будет отказаться. Как только ребенок научится ориентировать голову по средней линии, не надо будет пользо­ваться валиком, поддерживающим голову. Когда он научится подносить руки к груди и дотрагиваться до игрушки, отпадет необходимость подкладывать валики под его предплечья. Если он станет брыкаться так, что его колени при этом будут находиться на одной линии с бедрами, вам не нужно будет удерживать его ноги сдвинутыми вместе.

Яркие и звучащие игрушки создают у ребенка желание с ними контакти­ровать. Можно, например, взять легкую погремушку и подержать ее над головой малыша. Ее легко подвесить с помощью специальной рамы для подвешивания игрушек. Побуждайте малыша ударять по ней. Можно взять большую игрушку, поместить ее на грудь ребенка и побудить его до нее дотронуться.

Если ваш малыш активно двигает ножками, вам следует придержи­вать их. В этом возрасте он не в состоянии одновременно сучить ножка­ми и тянуться к игрушке рукой.

 

Упражнение 2. Лежит на спине у вас на коленях(рис. 1.3)

1. Сев на диван или на удобный стул со спинкой, положите ребенка к себе на колени.

2. Он должен лежать так, чтобы его голова находилась между вашими коленями, бедра — у вашего живота, а ноги упирались вам в грудь.

3. Подложите свои руки ему под предплечья и продвиньте их вперед вдоль его тела, пока они не окажутся у него под головой. Удерживайте голову малыша сориентированной по средней ли­нии и наклоненной к вам так, чтобы ему легко было вас видеть.

4. Если таким образом поддерживать ребенка за предплечья, он сможет поднести ручки к груди или ко рту.

5. Своими локтями удерживайте его ноги в таком положе­нии, чтобы колени были на одной линии с бедрами, а не расхо­дились в стороны.

6. Наклоните свою голову и туловище вперед, чтобы оказать­ся поближе к ребенку. Вы должны видеть друг друга. Какое-то время разговаривайте с ним или пойте.

Упражнение 3. Лежит на спине на полу(рис. 1.4)

1. Сделайте валик из банного полотенца или детского одеяльца. Для этого сложите его по длине несколько раз так, чтобы ширина валика составила примерно 20 см. После этого сворачивайте к центру каждый конец валика, пока между концами не останется столько места, сколько нужно, чтобы там поместился ребенок. Затем положите валик на пол свернутыми концами вниз так, чтобы они не могли развернуться.

Положите ребенка на спинку между свернутыми концами валика так, чтобы валик оказался под его головой и плечами. Нижний конец валика должен находиться наравне с локтями малыша.

Встаньте перед ним на колени и опуститесь на пятки. Своими коленями удерживайте его ноги на одной линии с бедрами. Ваши ноги послужат границами, в пределах ко­торых его ноги смогут двигаться.

Обеспечив ребенку такую поддержку, наклонитесь к нему и поговорите с ним.

Поместите на его грудку игрушку и побудите его по­смотреть на нее, переведя взгляд вниз, подвести к ней руки и дотронуться до нее.

Упражнение 4. Лежит на полу с игрушками, подвешенными над грудкой с помощью специальной рамы (рис. 1.5)

1. Поместите малыша на пол, подложив, ему под голову и плечи свер­нутое валиком одеяло. Сориентируйте его голову по средней линии.

2. Расположите над его грудью раму для подвешивания игрушек, под­весьте игрушки и прицепите к ним бубенчики, чтобы они звенели над его локтем или кистью.

3. Двигая ручками и ударяя по игрушкам, малыш научится «играть» с ними.

4. Когда он научится ударять по ним вновь и вновь, уберите сложенное валиком одеяльце.

5. Наблюдайте за положением его ног. Если он держит их разведенными, удерживайте их сведенными вместе.

 

Упражнение 5. Лежа на спине, тянет руки вверх без поддержки (рис. 1.5)

 

1. Положите малыша на пол, сориентировав его голову так, чтобы он мог смотреть прямо перед собой (голова не должна быть повернута в сторону).

2. Сами расположитесь перед ним, встав на колени и опустившись на пятки.

3. Поместите на его грудь большую игрушку и побудите его потянуть­ся к ней и дотронуться до нее одной или двумя ручками.

4. Если малыш активно сучит ножками, удержите их. Тогда он сможет лучше тянуться к игрушке руками.

5. Когда ребенок научится уверенно доставать до груди, чтобы поиг­рать с игрушкой, слегка приподнимите игрушку над его грудью, чтобы он стал тянуться чуть вверх.

6. Если ноги ребенка разведены, придерживайте их.

Положение сидя с поддержкой

Когда малыш сидит с поддержкой, он может оглядеться и увидеть окружающий мир с точки зрения человека, находящегося в вертикальном положении. Так ему легче оказаться лицом к лицу с вами и наблюдать за окружающими. Помещать его в такое положение можно с 2-2,5 месяцев.

Ребенок сможет удерживать голову в вертикальном положении и поднимать ее, преодолевая силу земного тяготения, только если все его тело будет полностью поддерживаться. Ребенок должен сориентировать­ся в том, докуда надо поднимать голову. Поддерживайте его голову сзади, чтобы, однажды подняв ее до нужной высоты, он удерживал ее в таком состоянии. Если этого не будет, малыш станет поднимать голову выше и выше, и она просто запрокинется назад. Когда мышцы его шеи окрепнут, он сумеет поднимать голову до необходимой высоты.

Посадите малыша на колени лицом от себя. Можно также посадить его на диван или на стул, подложив сзади под его голову и спинку диван­ную подушку. После этого заговорите с ним, чтобы побудить его поднять голову и удержать ее в этом положении. Когда он устанет и повесит голо­ву, закончите занятие.

Советы по организации и проведению занятий

Появление людей и игрушек, за которыми ребенку интересно наблюдать, может вызвать у него желание поднять голову. Чтобы малышу захотелось посмотреть на вас, заговорите с ним или спойте ему песенку. Ваше лицо или игрушка должны находиться на уровне его глаз или немного ниже. Если они выше уровня его глаз, он запрокинет голову, вместо того чтобы поднять ее.

Следите за тем, чтобы в положении сидя с поддержкой он не сутулился и не сидел выгнувшись дугой. Важно, чтобы он держал голову и туло­вище прямо. Когда ребенок у вас на коленях, сидите с прямой спиной — лишь только ссутулитесь вы, тут же ссутулится и он. Если он сидит на ди­ване, удерживайте его бедра и грудь так, чтобы они оставались выпрямленными..

Упражнение 6. Присаживание с обеспечением максимальной поддержки (рис. 1.6, 1.7)

А. У вас на коленях

1. Сядьте на стул, выпрямив спину, и оставайтесь в этом положении.

2. Посадите малыша к себе на колени лицом от себя. Пусть его голо­ва опирается о вашу грудь, туловище — о среднюю часть вашего тулови­ща, а бедра опираются о талию и живот.

3. Подложите одну руку под его ягодицы и пальцами удерживайте его ноги вместе.

4. Другую руку положите поперек верхней части груди ребенка, продев ее ему под ручки так, чтобы они были свободны и сдвинуты вперед. Поддерживайте туловище малыша своим туловищем так, чтобы он рас­полагался вертикально и прямо.

5. В таком положении он сможет поднять голову вверх до упора о ва­шу грудь.

6. Побудите его поднять голову, заинтересовав его игрушкой. Вы можете сесть перед зеркалом или игрушками, за которыми малышу интересно наблюдать.

7. Цель помещения ребенка в это положение — побудить его поднять голову и удержать ее поднятой столько времени, сколько он сможет. По­ка голова малыша опирается о вашу грудь — это время его активной ра­боты. Если же его голова свесится вперед, значит, он отдыхает.

8. В этом положении малыша можно также носить по квартире. Дви­жение, передаваемое ему от вашей ходьбы, дополнительно стимулирует его держать голову поднятой.

9. Когда ребенок в состоянии поднимать голову и удерживать ее в этом положении некоторое время, опустите немного руку, поддерживаю­щую его грудь (примерно до уровня сосочков), и посмотрите, удержива­ет ли он все еще голову.

В. На диване

1. Поместите малыша на диван так, чтобы его спина была прямой и опиралась на диванную подушку.

2. Встаньте перед ним на колени на пол.

3. Одну свою руку положите ему на бедра, чтобы он не сползал вперед.

4.

рис. 1.7
рис. 1.6
Вторую руку положите ему на грудь так, чтобы можно было удер­живать его туловище в строго вертикальном положении.

5. Наклонитесь вперед и побудите его поднять голову и оставаться в таком положении как можно дольше. Для этого заговорите с ним, распо­ложив свое лицо на уровне его глаз.

Положение лежа на животе

 

Для маленького ребенка положение лежа на животе — физически самое трудное. Ведь для того, чтобы поднять голову и приподняться на руках, ему придется двигаться, преодолевая силу земного тяготения. Это требует одновременного выполнения двух нелегких двигательных задач. Но, несмотря на трудности, использовать это положение важно для развития мышц шеи, плеч и предплечий. Лучше всего не торопиться и подождать, пока ребенок будет готов к этому положению. Вероятно, это произойдет, когда ему будет 2—3 месяца.

Существуют некоторые способы подготовки малыша к положению лежа на животе. Он начинает практиковаться в подъеме и контро­лировании положения головы, когда вы носите его на плечах или держите на руках, прижимая к груди. Он сможет ненадолго поднимать голо­ву, а затем снова опускать ее вам на плечо. Еще один способ добиться этого — полуоткинуться назад на див ане, когда малыш лежит у вас на груди. Если он поднимет голову, вы окажетесь лицом к лицу. Если он устанет, его голова ляжет вам на грудь.

Когда малыш научится поднимать голову, и будет делать это часто, кладите его на животик на твердую поверхность. Для того чтобы он смог поднять голову, вам придется поддерживать его за попку и предплечья. Если вы будете нажи­мать на его ягодицы и поддерживать его локти, держа свои руки выше его локтей, тело малыша будет поддерживаться таким образом, что он, опи­раясь на руки, сможет сосредоточиться на поднятии головы и приподни­мании верхней части туловища.

Если вы не будете прижимать к полу нижнюю часть его туловища, на­давливая на ягодицы, он согнет ноги в тазобедренных суставах, и его попка приподнимется над поверхностью. Это движение заставит его го­лову и верхнюю часть туловища опуститься, и у него не будет возможно­сти поднять голову и опереться на руки, чтобы приподняться. Когда ма­лыш научится поднимать голову и грудь повыше и опираться на локти, ягодицы автоматически будут оставаться на поверхности и поддержка с вашей стороны больше не понадобится.

Рукам ребенка тоже нужна поддержка — такая, чтобы его локти оста­вались под плечами. Если его руки примут именно такое положение, то ему будет легче поднимать голову, и он освоит наилучшее положение для приподнимания туловища на локтях. Без поддержки рук его локти разъе­дутся в стороны, и он не сможет отжиматься, чтобы опереться руками. С плохой опорой ему будет труднее поднимать голову. Поддержка рук по­требуется до тех пор, пока он не научится, опираясь, удерживать свои локти под плечами.

Советы по организации и проведению занятий

Прибегайте к помощи тех людей, за которыми малышу интересно наблю­дать. Используйте интересующие его предметы в качестве стимулов, спо­собных побудить его выполнить предлагаемые упражнения (рис. 1.8). Ваша задача — побудить его поднять голову, чтобы понаблюдать за вами и за другими людьми, посмотреть на яркие или заводные игрушки, послу­шать музыкальную шкатулку. Ему понравится также смотреть на пласти­ковый шар и слушать скрип в тот момент, когда его трогают. По мере не­обходимости, заменяйте один привлекательный для малыша предмет другим, чтобы он не терял интереса и продолжал удерживать в поднятом состоянии голову столько, сколько сможет. Чтобы голова его была под­нята так, как нужно, помещайте игрушки на уровне его глаз.

В положении лежа на животе ребенок быстро устает. Оставляйте его в этой позе ненадолго. Практика поможет ему стать сильнее. Он будет под­нимать голову выше и дольше оставаться в этом положении.

Упражнение 7. Поднимает голову, когда она лежит на вашем плече (рис. 1.9)

1. Возьмите ребенка на руки так, чтобы он прижимался к вашей груди, а его голова покоилась у вас на плече.

2. Одну руку положите на верхнюю часть его спины.

3. Другой рукой крепко прижимай­те к себе его ягодицы и легонько удер­живайте вместе его ноги.

4. Побудите малыша поднять голову.

5. Помещайте ребенка в такое по­ложение, когда сидите или носите его.

6. Следите за положением его голо­вы и поддерживайте ее, если видите, что малыш больше не может делать этого сам

.

Упражнение 8. Поднимает голову, когда лежит у вас на груди

1. Сядьте на диван или в кресло-качалку и откиньтесь назад на 45°.

2. Поместите ребенка к себе на грудь, крепко подхватив под ягодицы.

3. Поместите его локотки под плечи, чтобы он мог на них опереться.

4. Говорите с ним и побуждайте его поднимать голову, чтобы он
посмотрел на вас.

Упражнение 9. Лежит на животе с полной поддержкой

А. На полу

1. Встаньте на колени и опуститесь на пятки, положите малыша перед собой на пол головой от себя.

2. Своими коленями удерживайте бедра малыша так, чтобы они не приподнимались над полом, а ножки не расходились в стороны.

3. Наклонитесь вперед и руками удерживайте его локти так, чтобы они располагались под его плечами и на них можно было опереться.

4. Чтобы побудить ребенка поднять голову, воспользуйтесь зеркалом, игрушкой или призовите на помощь другого человека

 

В. На поверхности, поднятой над полом (рис. 1.10)

1. Положите малыша на кровать или диван на живот лицом от себя.

2. Поместите его локотки под плечи, чтобы он мог на них опираться. Если нужно, поддер­живайте его локти.

3. Крепко прижимайте к поверхности его бедра.

4. Чтобы побудить малыша поднять голову, поместите перед ним зеркало, игрушку или позовите кого-нибудь из ваших близких.

5. Побуждайте его удерживать голову .в поднятом положении столько, сколько он выдержит

Упражнение 10. Лежит на животе, опираясь на предплечья

1. Положите малыша на животик на кровать, диван или стол головой к себе.

2. Сами расположитесь на полу так, чтобы ваше лицо было на уровне его глаз.

3. Поддерживайте его предплечья и локти так, чтобы они находились под его плечами.

4. Побуждайте малыша поднимать голову, разговаривая с ним или по­казывая игрушку.

5. Когда он научится хорошо поднимать голову, отпустите его пред­плечья и посмотрите, сможет ли он, опираясь на локти, удержать голову в поднятом положении.

 


Контрольный список навыков крупной моторики

В положении лежа на боку

Ø Подносит руку ко рту при наличии поддержки.

Ø Смотрит на игрушку при наличии поддержки.

Ø Дотрагивается до игрушки при наличии поддержки.

Ø Остается в положении лежа на боку без поддержки.

В положении лежа на спине

Лежа у вас на коленях:

Ø смотрит на вас, сосредоточив внимание на вашем лице;

Ø подносит ручку ко рту или к груди.

Лежа на полу с валиком из одеяла, подложенным под голову и предплечья:

Ø подносит ручку ко рту;

Ø дотрагивается до погремушки, подвешенной над ним с помощью специ­альной рамы;

Ø дотрагивается до большой игрушки, помещенной на его груди.

Лежа на полу с валиком из одеяла, подложенным под предплечья:

Ø переводит голову в среднее положение и удерживает ее таким образом;

Ø дотрагивается до погремушки, подвешенной с помощью специального приспособления;

Ø дотрагивается до большой игрушки, помещенной у него на груди.

Лежа на полу без валика из одеяла:

Ø удерживает голову по средней линии и дотрагивается до погремушки, подвешенной с помощью специальной рамы;

Ø подносит одну или обе руки к груди, чтобы дотронуться до большой иг­рушки, которая помещена у него на груди;

Ø держит ноги вместе и «брыкается».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.