Специфика традиционный почты 5 глава При выборе издания важно учитывать показатель аудитории за определенный период времени, так как одни издания сообщают об аудитории номера, другие — об аудитории читателей за неделю, третьи — за месяц.
При медиапланировании в прессе необходимо, кроме выбора издания, определить размер рекламы. При одном и том же бюджете большой размер предполагает высокий уровень охвата, маленький — высокий уровень частоты.
Необходимо также выбрать место внутри издания. Использование обложек обеспечит более высокий охват.
При планировании не следует оригинальничать. Случается, например, что в одном номере и на одной странице публикуются совершенно одинаковые объявления. Какого-либо особенного эффекта такая реклама не приносит. Та же самая величина рекламной площади, занятая на отдельных страницах в разных номерах издания, привлекает больше читателей.
При выборе конкретного издания могут оцениваться следующие показатели:
• численность аудитории — AIR, тираж, оплаченный тираж;
• качество аудитории — социально-демографические характеристики, потребительские предпочтения, индекс соответствия;
• стоимость издания;
• содержание издания — информационное, рекламное, популярное, специализированное;
• число совместимых страниц;
• формат — полный, «таблоид»;
• ротация аудитории — подписка, розница;
• вид издания — газета, журнал, приложение;
• периодичность — ежедневное, еженедельное, ежемесячное, другое;
• внимательность чтения — среднее количество прочитанных страниц, время на прочтение номера, отношение к рекламе;
• рекламная «зашумленность» — низкая, высокая;
• конкурентное присутствие — высокое, низкое;
• качество полиграфии — бумага, краска, печать, дополнительные возможности;
• статус издания — государственное, частное;
• имеющийся опыт эффективности — собственный, других рекламодателей.
Параметры рекламы в прессе:
Общий период публикации
Название издания
Число представителей целевой аудитории
AIR
рейтинг
Размер рекламы
Место в издании
Число размещений
Даты публикации
Общая стоимость рекламы
Стоимость контакта с тысячей потребителей
Стоимость пункта рейтинга
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Экспериментальная телевизионная бесплатная реклама появилась в США летом 1939 года. Первые рекламные объявления на телевидении представляли собой дикторские сообщения. 1 июля 1941 года в американском эфире появилось первое коммерческое телеобъявление — реклама часов. За десять секунд рекламы во время трансляции баскетбольного матча было уплачено 9 долларов.
В 1954 году телевидение в США выходит на первое место как средство национальной рекламы. Первая реклама на экранах телезрителей СССР появилась в 70-е годы. Однако она не была коммерческой. Полноценную рекламу на телевидении в нашей стране начали транслировать лишь в конце 80-х годов.
На начало XXI века телевизионный рынок России практически сложился. На смену нескольким советским каналам пришел не один десяток каналов самого разного масштаба, вида собственности, содержания, формы передачи сигнала. Выстроилась система продаж рекламы рекламодателям через уполномоченные агентства. Зрители свыклись (хотя вряд ли смирились!) с назойливой многочисленной рекламой на экранах. Показатели российских расходов на телевизионную рекламу обогнали среднемировые, составив по итогам 2007 года 49% (против 38% мировых).
Телесмотрение
С развитием телевидения люди стали все больше времени проводить у экранов. О том, насколько важную роль стал играть телевизор в жизни людей, наглядно свидетельствуют результаты исследований. По данным Eurodata TV Worldwide, за последние годы среднее телесмотрение (Average Viewing Time, AVT) во всем мире незначительно выросло и в настоящее время составляет около 3,5 часов. Например, в странах-лидерах — США и Японии — телевидение смотрят 4,5 и 5 часов в день соответственно, в Норвегии, Швеции, Индии и некоторых других — менее двух часов в день. Любопытно, что жители восточноевропейских стран в целом проводят у экранов больше времени, чем западные телезрители.
Россия занимает промежуточное положение со средним временем телесмотрения 190 минут. Хотя бы один телевизор есть почти в каждой городской российской семье, в каждом четвертом доме — два телевизора, в значительном числе семей есть три телевизора и более.
Резкого изменения телесмотрения практически не бывает, так как его определяют очень устойчивые культурные и социальные факторы, влияющие на людей страны проживания. Однако на исследовательские показатели может повлиять смена системы измерения телеаудитории. Например, когда в 2003 году Эстония перешла от дневниковой модели к замерам аудитории с помощью пипл-метров, объем среднесуточного телесмотрения закономерно уменьшился более чем на 30 минут. В России на рубеже XX и XXI веков при расширении исследовательской панели за счет новых городов телепотребление выросло почти на 20 минут.
Некоторые колебания в объеме аудитории могут возникнуть также при массовом выбросе на телерынок новых жанров и форматов, активизирующих зрителей. На некоторое время притягивают к экранам дополнительную аудиторию и новостные передачи во время важнейших чрезвычайных событий (военные конфликты, террористические акции), а также крупнейших спортивных событий (Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу).
Незначительно увеличивается телесмотрение по мере прироста числа каналов.
Для рекламодателей важно не только то, сколько человек смотрит телевидение, но и как смотрит — насколько качественно воспринимает информацию. Исследователи зафиксировали существование двух разных стилей просмотра телевизора: 1) «инструментальный, при котором зрители выбирают программы для просмотра очень тщательно, руководствуясь определенными целями; 2) ритуальный, при котором зрители обычно смотрят телевизор для времяпрепровождения или для того, чтобы забыть про одиночество» [3, с. 406].
Среди тех, кто смотрит телевизор, не отвлекаясь на дела и не переключаясь на другие каналы, очень велико присутствие тех, кому за 55. Молодежи сравнительно мало. В группе внимательных зрителей женщины чаще планируют просмотр передач, чем мужчины.
Около 12% аудитории, сидя перед телевизором, постоянно переключают каналы. В этой группе больше всего мужчин — молодых или средних лет.
Около 25% смотрят передачи, не переключаясь на другие каналы, но в фоновом режиме. Обычно так себя ведут женщины-домохозяйки среднего возраста. Почти половина из них планирует свое телесмотрение. Для второй половины работающий телевизор — лишь фон.
20% телезрителей молодого и среднего возраста (мужчины и женщины) в большой степени сочетают частое переключение каналов с фоновым смотрением. Они не планируют просмотр, ищут что-либо интересное в подходящее для смотрения время.
Таким образом, можно еще раз подчеркнуть, что в целом телесмотрение носит стабильный характер. Его длительность определяет, какая численность аудитории может быть охвачена с помощью телевизионной рекламы. Его «качество» указывает, насколько эффективно аудитория охвачена.
Время
Люди по-разному смотрят телевизор в разное время года, недели, дня. Обычно зимой, когда на улице холодно, а световой день короткий, люди предпочитают проводить время у телевизора, летом же больше отдыхают на улице, на природе.
В рабочие дни недели люди заняты своим делами и поэтому больше времени уделить телевизору могут только в субботу и воскресенье.
Утром и днем люди предпочитают решать свои проблемы, планируя отдых на вечернее время. Соответственно, и активное телесмотрение проходит именно в последнюю часть суток.
Таким образом, колебания в аудитории телезрителей зависят от времени года, недели, дня. То, как и почему происходят изменения, весьма обстоятельно описано в работе, посвященной телевидению [29, с. 80].
Время года
На протяжении года выделяются два существенно отличающихся друг от друга периода телесмотрения:
• «летний» (май — сентябрь включительно);
• «зимний» (октябрь — апрель).
Летний сезон нередко называют дачным, так как в теплое время года многие выезжают на дачные участки, где зачастую нет телевизоров или времени, так как оно уходит на дачную работу и отдых.
Наиболее ярко эта тенденция проявляется в выходные дни. Летом среднее время, проводимое у телевизора в субботу и воскресенье, примерно в полтора раза меньше. Для будних дней сезонные изменения не столь существенны.
Июнь-июль — это минимум телеаудитории.
Январь — максимум.
Наименее отличаются друг от друга по распределению объема телеаудитории:
• март и апрель;
• июль и август;
• ноябрь и декабрь.
В целом для будних дней сезонные колебания выражены сравнительно слабо. Значительны изменения в суточном охвате, среднесуточном времени телесмотрения, в величине максимума прайм-тайма.
В выходные дни различия между «летней» и «зимней» моделями выражены значительно сильнее. Особенно для суточного охвата, среднесуточного времени телесмотрения, значений Устойчивых максимумов и минимумов, а также для главного обеденного максимума.
Недельный цикл
Люди по-разному смотрят телевизор в будни и выходные.
Будни
Понедельник
Понедельник — первый после двухсуточного отдыха день начавшейся рабочей недели. В связи с тем, что люди несколько сбились с ритма будних дней и думают о том, как не опоздать по делам, а также потому что информационная насыщенность в первый день недели из-за «пустых» выходных невелика, утром меньшее, чем в другие рабочие дни, число людей включает телевизор.
Понедельник — это день наименьших значений телеохвата по будням. Значения как первого, так и второго утреннего максимума аудитории на 2-4% ниже, чем в остальные рабочие дни. Также ниже среднего и величина прайм-таймового максимума.
Вторник — четверг
В эти три дня люди живут в нормальном ритме рабочей недели. Значения двух утренних максимумов объема телеаудитории достигают наибольшей величины.
Вторник — день наибольшего значения телеохвата по будням и в «летний», и в «зимний» периоды. Среда — показатели, близкие ко вторнику. Четверг — показатели, близкие к среде.
Пятница
В утренние часы пятницы поведение аудитории практически ничем не отличается от предыдущих трех дней. Однако вечером наблюдается значительный приток телезрителей. В прайм-тайм аудитория достигает наибольшего значения за рабочую неделю. Заметно выше объем телеаудитории и в более поздние часы этого дня.
Среднесуточное время телесмотрения пятницы ближе по значению к данному параметру в выходные дни.
Стоит отметить, что в будние дни ближе всего стоят друг к другу среда и четверг. Близок к ним вторник. Поведение телевизионной аудитории в остальные дни рабочей недели существенно отличается.
Выходные
Суббота
Суббота для многих является рабочим днем. Для части отдыхающих это время закупок на неделю (особенно первая половина дня). В связи с этими обстоятельствами в субботу часть аудитории продолжает отсутствовать у экранов телевизоров.
В прайм-тайм число телезрителей меньше, чем в предыдущие пять дней недели. В ночь с субботы на воскресенье распределение телеаудитории фактически повторяет распределение предыдущей ночи.
Воскресенье
Воскресенье — в этот день телеохват немного выше, чем в субботу. Особенно заметны отличия в интервале с 10:00 до 12:00. В это время телеаудитория выше субботней на 5-10%.
С 12:00 до 22:00 объем аудитории почти не отличается от субботнего.
После 22:30 в поведении телезрителей проявляется существенное отличие.
В это время, готовясь к началу рабочей недели, намного больше людей, чем в пятницу и субботу, отправляется спать. Соответственно, объем телеаудитории падает.
Отметим, что суббота и воскресенье связаны между собой сильнее, чем с другими днями недели. Вместе с тем эта связь выражена слабее, чем связь между двумя любыми будними днями.
Дневной цикл
Как уже отмечалось, численность и состав телеаудитории меняются в зависимости от времени суток, причем значительная разница наблюдается в будни и выходные дни.
Будни
Смотрение телевидения в рабочие дни обусловливается моделью поведения людей. Многие просыпаются в интервале 6:30-7:30, завтракают с 7:00 до 8:00 и уходят на работу, учебу, по делам в 7:30-8:30. Во время завтрака и сборов люди смотрят телевидение, впитывают информацию.
После 8:30 в домах остаются в основном пенсионеры, маленькие дети, школьники и работники второй смены, а также домохозяйки. Большая часть из них встает и завтракает у телевизора позже ушедших по делам.
Между завтраками первой и второй «волны» зрителей активность телесмотрения спадает. После завтрака второй «волны»
численность аудитории также уменьшается. Многие телевизоры остаются включенными, но люди отвлекаются на домашние дела.
В обеденное время, с 13.00, у телевизоров оказываются все оставшиеся дома, часть вернувшихся школьников, а также часть работающих, обедающих дома. Аудитория неравномерно возрастает. Обеды в основном заканчиваются к 15:30, и наступает очередной спад численности аудитории.
В интервале 17:00-17:30 многие пьют чай. Аудитория увеличивается и затем снова спадает.
Вечером, после 18:00, люди постепенно возвращаются с учебы, работы. Наступает время ужина и отдыха. Начинается прирост телеаудитории.
После 21:00 объем телеаудитории начинает убывать: люди отходят ко сну. Раньше других ложатся спать дети и пенсионеры; затем те, кому на следующий день предстоит рано вставать; последними — остальные. Ночь у телеэкрана чаще всего проводит молодежь.
Соответственно поведению зрителей в процессе исследований телесмотрения выявлены три интервала времени, являющиеся локальными максимумами телеаудитории:
• 7:00-7:45 — «1-й утренний» (пик завтрака уходящих по делам);
• 9:15-10:15 — «2-й утренний» (пик завтрака остающихся дома);
• 20:30-21:30 — «прайм-таймовый» (телевечер).
В последнем интервале аудитория достигает наибольшей численности в течение суток. Интересно, что прайм-таймовый максимум имеет своеобразную «расщепленную» вершину — два пика прайм-тайма, приходящихся на близко лежащие один к другому тайм-слоты: 20:30-20:45 и 21:00-21:30.
Между ними прайм-таймовая «лакуна», наблюдаемая ежедневно в тайм-слоте: 20:45-21:00.
Подобный эффект расщепления прайм-таймового максимума наблюдается во всем мире независимо от того, какие передачи были в эфире в этом интервале времени. Объясняется он тем, что в данный, наиболее привлекательный для размещения коммерческой информации прайм-таймовый максимум пытаются поставить рекламу на всех каналах сразу. Люди, уклоняющиеся
от массированных рекламных атак, стараются выключить телевизор хотя бы на несколько минут до начала ожидаемой передачи. Поэтому внутри прайм-тайма возникает кратковременное падение численности телеаудитории.
Устойчивых минимумов обнаружилось два:
• 3:00-5:00 — «ночной» (наименьшее значение численности телеаудитории в течение суток);
• 8:30-9:00 — «утренний».
Кроме устойчивых максимумов и минимумов, были замечены и появляющиеся время от времени.
«Плавающие» максимумы наблюдаются в интервалах:
• 13:00-13:30;
• 14:00-15:15 — «главный дневной» (нередко этот максимум превышает значения других «плавающих» максимумов);
• 17:00-17:30.
Два «обеденных» максимума одного дня связаны, видимо, с различными интервалами времени, в которое люди обычно принимают пищу.
«Плавающие» минимумы зафиксированы здесь в интервалах:
• 12:00-12:45;
• 13:45-14:15;
• 15:30-16:15;
• 17:30-18:00.
«Итак, в течение 24 часов в рабочие дни недели выделяются четыре фазы, отличающиеся одна от другой по характеру изменения объема телеаудитории.
Утро [6:00-12:00]. В эти часы наблюдается стабильное ежедневное поведение телевизионной аудитории. Здесь располагаются... два не связанных между собой максимума и один минимум.
День [12:00-18:00]. Это зона "плавающих" экстремумов — неустойчивое чередование четырех минимумов и трех максимумов...
Вечер [18:00-0:00]. Зона, включающая в себя наиболее значимый, устойчивый прайм-таймовый максимум объема телеаудитории с характерным расщеплением, вызванным рекламным давлением на зрителей.
Ночь [0:00-6:00]. Промежуток времени, где происходит плавное снижение объема телеаудитории до наименьшего, практически нулевого значения к 3:00, а затем небольшой рост этой величины, начиная с 5:00» [24, с. 121].
Выходные дни
В выходные и праздничные дни основная часть населения отдыхает. Значительное число людей отправляется за город, в гости, на прогулку, в кино и т. д.
Воскресным утром горожане встают и завтракают позже, чем в будни - 9:00-9:30. С 9:30 до 11:00, после завтрака, продолжается рост числа телезрителей. После 11:30 объем телеаудитории постепенно снижается — люди переключаются на отдых или на домашние дела.
В обед телеаудитория вновь нарастает. Затем наступает послеобеденный отдых, и число зрителей уменьшается.
Вечером в выходные дни люди ведут себя у телевизора так же, как и в будни. Но численность аудитории меньше, чем в рабочие дни. Это, видимо, объясняется тем, что многие проводят выходные вечера вне дома — в кино, театре, гостях и т. д.
В выходные дни в течение суток существуют два максимума:
• 10:30-11:30 — «утренний» (наблюдается несколько позже, чем в будние);
• 20:30-21:30 — «прайм-таймовый» (фактически повторяет конфигурацию будних дней).
Зафиксированы и два минимума:
• 15:30-16:15 — «дневной» (послеобеденный);
• 4:00-6:00 — «ночной» (несколько смещен, но фактически повторяет конфигурацию будних дней).
«Плавающие» максимумы:
• 12:30-13:00;
• 13:45-14:45 — «главный дневной».
Величина второго из указанных максимумов (главного дневного) достигает иногда почти половины прайм-таймового, превышая утренний.
«Плавающие» минимумы:
• 12:00-12:30;
• 13:00-14:00.
Интервалы, где появляются «плавающие» максимумы и минимумы, частично совпадают с такими же в рабочие и выходные дни. По выходным один из «плавающих» по будням минимумов становится устойчивым.
«Итак, в выходные дни, как и в будние, в течение суток выделяются четыре фазы изменения объема телеаудитории.
Утро [6:00-12:00]. В эти часы наблюдается стабильное ежедневное поведение телевизионной аудитории, существенно отличающееся от будних дней. Здесь располагается один устойчивый максимум...
День [12:00-18:00]. Это зона "плавающих" экстремумов — неустойчивое чередование четырех минимумов и трех максимумов функции... Однако ближе к концу этого промежутка времени находится устойчивый минимум... что и отличает поведение телеаудитории в выходные дни от будних.
Вечер [18:00-0:00]. Зона, включающая в себя наиболее значимый, устойчивый прайм-таймовый максимум объема телеаудитории с характерным расщеплением, вызванным рекламным давлением на зрителей. Время появления этого максимума довольно точно совпадает по будням и выходным дням. По сравнению с будними днями величина прайм-таймового максимума несколько ниже. Она сильно коррелирует с величиной утреннего максимума.
Ночь [0:00-6:00]. Промежуток времени, где происходит плавное снижение объема телеаудитории до наименьшего, практически нулевого значения к 4:00, а затем небольшой рост этой величины в ранние утренние часы. Отличие от будних дней состоит лишь в смещении примерно на час позже интервала времени, где наблюдается наименьшее значение...» [24, с. 123].
Праздники
На протяжении года модель телесмотрения выходных дней совпадает практически со всеми выходными и праздничные днями, за исключением одной даты — Нового года. Ночь накануне и первый день нового года являются исключением из общей закономерности.
Существенное различие начинается с 21:00. Вечером 31 декабря люди усаживаются за праздничный стол гораздо позже обычного. Поэтому на более позднее время смещаются и прайм-таймовый пик, и ночной минимум. Прайм-таймовый максимум без «лакуны» приходится ровно на полночь. Люди с бокалами шампанского ждут боя кремлевских курантов. Затем телесмотрение идет на спад.
Уже 1 января нормальный ритм быстро восстанавливается — прайм-таймовый максимум наблюдается точно в том же интервале времени, что и обычно. В другие праздники, включая старый Новый год (с 13 на 14 января), подобных новогодним отличий не наблюдается.
Ритмичность телесмотрения
Телесмотрение и в будние, и в выходные дни отличается высокой ритмичностью: максимумы и минимумы аудитории появляются ежедневно в одном и том же интервале времени.
Ритмы будней:
7:00-7:45 — «1-й утренний» максимум,
8:30-9:00 — «утренний» минимум,
9:15-10:15 — «2-й утренний» максимум,
12:00-12:45 — «плавающий» минимум,
13:00-13:30 — «плавающий» максимум,
13:45-14:15 — «плавающий» минимум,
14:00-15:15 — «главный дневной» «плавающий» максимум,
15:30-16:15 — «плавающий» минимум,
17:00-17:30 — «плавающий» максимум,
17:30-18:00 — «плавающий» минимум,
20:30-20:45 — 1-я часть вечернего прайм-тайма,
20:45-21:00 — прайм-таймовая «лакуна»,
21:00-21:30 — 2-я часть вечернего прайм-тайма,
3:00-5:00 — «ночной» минимум.
Ритмы выходных дней:
10:30-11:30 — «утренний» максимум,
12:00-12:30 — «плавающий» минимум,
12:30-13:00 — «плавающий» максимум,
13:00-14:00 — «плавающий» минимум,
13:45-14:45 — «главный дневной» «плавающий» максимум,
15:30-16:15 — «дневной» минимум,
20:30-20:45 — 1-я часть вечернего прайм-тайма,
20:45-21:00 — прайм-таймовая «лакуна»,
21:00-21:30 — 2-я часть вечернего прайм-тайма,
4:00-6:00 — «ночной» минимум.
Интересно, что «наибольшее внимание уделяется телевидению в час пик и поздние вечерние часы, а наименьшее — рано утром, когда семья собирается на работу и учебу. Реакции на дневной эфир составляют от 50 до 80% реакции на вечернее время» [20, с. 306].
Демографические особенности
Различие в телесмотрении между взрослыми и молодежью, мужчинами и женщинами, высоко и не столь образованными проявляется более всего в будни. По выходным дням «общение» с телевизором часто приобретает групповой характер. Особенно это проявляется в домах, имеющих лишь один телевизор.
Некоторые отличия в телесмотрении наблюдаются у детей, подростков и пожилых людей.
Возраст
Взрослые
Люди старшего возраста смотрят телевизор, чтобы быть в курсе событий, получить информацию. Для них решающий фактор — это доступность, отсутствие платы за развлечение и информацию. Для многих телевидение — это едва ли не единственное доступное средство развлечения и отдыха.
Наиболее активные телезрители — пенсионеры от 66 до 77 лет. Их среднесуточное время телесмотрения составляет почти 5 часов.
Люди зрелого возраста чаще смотрят телевизор в ранние вечерние часы. Молодые взрослые несколько сильнее тяготеют к ночным просмотрам.
Молодежь
Молодежь в большей степени смотрит телевизор, чтобы развлечься, отдохнуть. Ее привлекает разнообразие и возможность выбора подходящих программ, развлечений и информации. Значение имеет и то, что получить желаемое можно сравнительно легко — достаточно просто нажать кнопку. Меньше всего зрителей 15-24 лет у телеэкранов в субботу вечером, что связано с «субботней лихорадкой», когда молодежь, как правило, проводит вечер вне дома.
Юноши и девушки 15-20 лет чаще попадают в роль телезрителя поздним вечером, когда подростки уже спят. Последние проводят у телеэкрана в будние дни сравнительно немного времени.
Подростки активнее смотрят телевизор поздним утром, так как многие из них учатся во вторую смену. Учащиеся и студенты юношеского возраста обычно учатся в первую смену.
У учащихся, как правило, наблюдается три типа суточных распределений: в выходные дни, в учебные дни и в каникулярные не выходные дни. В будние дни дети смотрят телевизор относительно немного, причем у них более, чем у остальных групп населения, выражен пик дневного смотрения. В выходные включают телевизор сразу, как только просыпаются.
О том, как дети смотрят телепередачи, можно судить по некоторым исследованиям в этой области: «ученые попросили матерей понаблюдать за тем, как их дети смотрят телевизор, и записать информацию об их поведении во время просмотра... Всякий раз, когда реклама прерывала передачу, она приковывала внимание большинства детей, но по мере показа рекламы их внимание постоянно снижалось, а ближе к концу рекламного блока снова усиливалось, так как у детей росло желание вернуться к прерванной программе.
Другое исследование телевизионной рекламы попыталось установить, какие особенные характеристики телепрограммы привлекают внимание детей... Внимание измерялось длительностью периода, во время которого глаза ребенка были устремлены на экран телевизора, или временем "глаз на экране". Исследование обнаружило, что внимание детей привлекали главным образом изменения в звуках и передвижениях (изображение какой-либо физической активности)» |3, с. 323]. Исследователи отмечают, что воздействие телевидения на детей обычно зависит от того, смотрят они телевизор одни или вместе с родителями, а также от степени сплоченности семьи. «Дети, которые проводят много времени перед телеэкраном, как правило, едят больше сладостей и высококалорийной пищи и считают, что блюда из заведений быстрого питания более питательны, чем домашнего приготовления» [3, с. 127].
Пол
Различия в телесмотрении в зависимости от пола более всего проявляются в будни. На разных каналах динамика охвата различных целевых аудиторий различна. Можно выбрать более «женские» или более «мужские» интервалы времени.
Женщины
Среди женщин, не работающих (постоянно или временно) и частично занятых, телезрителей гораздо больше, чем среди мужчин. Особенно заметно это различие в старших возрастных группах, где статистически численность женского населения значительно превышает численность мужчин. Женщины больше мужчин выполняют домашних работ. В связи с большим временем пребывания в доме слабый пол в целом смотрит телевизор больше.
У работающих мужчин и женщин разница в распределении объема аудиторий выражена слабее. В будние дни женщины активнее смотрят телевизор в утренние и дневные часы.
Женщины с маленькими детьми много времени проводят дома, но смотрят телевизор они значительно меньше, чем женщины без детей, будучи поглощены уходом за детьми.
Мужчины
Мужчины дольше задерживаются у телевизора поздним вечером, уступая женщинам в общем телесмотрении.
Образование
Распределения численности аудиторий со средним и высшим образованием довольно близки друг к другу, т. е. уровень образования не играет столь значимой роли, как возраст и пол, для понимания телесмотрения. Оно в большей степени влияет на удовлетворенность телевидением.
Занятость
Вероятность оказаться у телеэкрана выше у тех, кто значительное время проводит дома — у детей, пенсионеров, домохозяек, безработных, малоимущих. Соответственно, на эту аудиторию в большей степени приходится телесмотрение. Но не все остающиеся дома активно смотрят даже включенный телевизор. Домохозяйки занимаются детьми и работой по дому.
Жанры
Большинство городского населения России оценивает современное отечественное ТВ вполне позитивно. Полностью или частично не удовлетворены телевидением лишь 10-20% аудитории.
Высокий уровень удовлетворенности ТВ в целом характерен для «нетребовательных» зрителей всех возрастов, отличающихся невысокими культурными запросами и обычно невысоким материальным достатком (малообразованные), неработающих, большей части пенсионеров.
В достаточной степени удовлетворена современным телевидением состоятельная и современная по запросам и образу жизни молодежь крупнейших российских городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга. Эта молодежь преимущественно ориентирована на развлекательные функции ТВ. У представителей этой группы телевизор нередко работает постоянно. Его смотрят между делом, часто переключают каналы.
Молодежь обычно высоко ценит юмор, возможность посмеяться. Ей интересно обсуждение «запретных» тем. Молодые люди находят на телевидении то, что ищут — молодежные сериалы, американские фильмы, игры-испытания, реалити-шоу, юмор, эротику и музыку.
Интеллигенция и часть более молодых образованных, состоятельных людей, владеющие большими домашними библиотеками, меньше других ориентированы на ТВ. Они критично настроены в отношении развлекательных функций ТВ. Эта часть аудитории считает, что на телевидении переизбыток развлекательных передач. Им реже других зрителей удается найти интересные для себя программы.
В целом предпочтения российских телезрителей по типам передач выглядят следующим образом:
|