Специфика традиционный почты 6 глава • кинофильмы;
• юмористические передачи;
• игровые развлекательные передачи;
• новости;
• музыкальные передачи;
• информационно-аналитические передачи;
• спортивные передачи;
• образовательные и просветительские передачи;
• общественно-политические передачи;
• эротика;
• публицистические, документальные передачи;
• детские передачи;
• экономические передачи;
• другие.
Это вполне соотносится и с мировым телесмотрением. В большинстве стран также на первом месте находится кинопоказ, далее идут развлекательные, новостные и спортивные передачи. Однако, например, в Европе очень большую долю среди лидеров показа имеют развлекательные программы. В странах же Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона лидером, безусловно, является кинопоказ.
Кинофильмы
Кинофильмы относятся к числу программ, которые люди любят смотреть больше всего, стараются не пропустить. Столь массовой симпатией не пользуется никакой другой тип телепрограмм. Свыше 80% городского населения России смотрят художественные фильмы практически каждый день (в среднем пять кинофильмов в неделю).
В разных странах по-разному относятся к своим и импортным фильмам. В Азиатско-Тихоокеанском регионе лидерами показа являются национальные фильмы и сериалы. В Боснии и на Кипре лидируют латиноамериканские мыльные оперы. Жители Украины предпочитают российские сериалы.
В России, как и в Польше, зрители отдают предпочтение отечественным телесериалам. Хорошую аудиторию собирали в России американские фильмы и латиноамериканские мыльные оперы в период 1999-2001 годов. Интересно, что осенью 1999 года в 21:00 аудитория канала НТВ оказалась больше, чем у программы «Время» (ОРТ), которая всегда собирала наибольшее число зрителей (в будние дни). В это время по НТВ показывали отечественный сериал «Улицы разбитых фонарей». С 2002 года безусловным лидером показа становится отечественная кинопродукция.
Наиболее важными факторами, влияющими на выбор фильма, являются его жанр (важно для 70% телезрителей) и занятые в нем актеры (имеет значение для половины зрителей). Также определенное значение имеют отзывы друзей и знакомых, имя режиссера, публикации о фильме, «титулованность» фильма, то, на каком телевизионном канале и в какой рубрике его показывают.
Чем старше зрители, тем больше среди них поклонников отечественных сериалов. Их смотрит больше женщин, чем мужчин (на 10%). Зарубежные сериалы смотрит еще меньшее количество мужчин. «Молодежь отдает предпочтение в первую очередь кинофильмам. Предпочитают смотреть новые фильмы 50% зрителей до 40 лет без высшего образования, но лишь 26% зрителей старше 40 с тем же уровнем образования. Зрители старше 40 лет предпочитают старое кино, особенно если это зрители без высшего образования (63% этой группы). При этом 85% их имеют в виду старое советское кино. Арабские и индийские фильмы (традиционные мелодрамы, а не новое азиатское кино) предпочитают зрительницы старшего возраста без высшего образования. Зрители нового российского кино и западных фильмов — люди более молодые (соответственно, 62-63% и 51% опрошенных до 40 лет), а если говорить о фильмах европейских, то и более образованные (32% опрошенных до 40 лет с высшим образованием при 21% в среднем по выборке). Следует отметить, что современное российское кино пользуется сегодня заметным предпочтением наиболее активных телезрителей»[19].
Юмористические
По привлечению телезрителей на втором месте стоят юмористические передачи. Юмор смотрит одинаковый процент мужчин и женщин. Чем старше зрители, тем меньше поклонников юмористических программ.
Игровые, развлекательные
В мировом телевидении развлекательные программы — основной конкурент кинопоказа. При этом лидером является продукция национального производства.
Наиболее популярны конкурс «Евровидение», реалити-шоу, телеигры. На смену одним развлекательным проектам (типа «Последний герой») приходят другие, среди которых выделяются музыкальные. Менее популярны форматы, предлагающие найти любимого/любимую или отремонтировать дом. Среди телеигр стабильный лидер — «Кто хочет стать миллионером?».
В России среди развлекательных передач особую популярность в последние годы приобрели всевозможные телеигры. В их основе такие факторы, как дух соперничества, спонтанность, азарт, реальность происходящего на экране. Телеигры одинаково интересны и мужчинам, и женщинам.
Телеиграм по представленности в эфире и разнообразию видов не уступают ток-шоу, реалити-шоу. Женщины предпочитают нелюбимые мужчинами «жизненные» ток-шоу (например, «Моя семья» или «Жди меня»), а также скандальные ток-шоу.
Новости
Во многих странах первое место по популярности занимает именно программа новостей (Хорватия, Чехия, Австрия и т. д.).
В России очень много зрителей смотрит новости, как и кино, каждый день. При этом большинство телезрителей ограничиваются просмотром одной-двух новостных программ в день. Три раза в день и чаще новостные передачи смотрит незанятое население: пенсионеры, домохозяйки, безработные, люди, имеющие невысокий уровень образования и доходов, жители средних и малых городов, наименее социально адаптированные слои (они ищут не информацию, а подтверждение стабильности в их окружении).
Самые молодые смотрят новости даже меньше, чем юмористические программы. Зрители старше 40 лет отдают предпочтение в первую очередь именно новостям.
Музыкальные
Музыкальные передачи пользуются вниманием у довольно большого числа зрителей. Концерты популярных исполнителей имеют практически равное число поклонников в разных возрастных группах (52-54%). Несколько больше их почитателей среди женщин.
Информационно-аналитические
В отличие от ежедневных новостей, информационно-аналитические программы имеют гораздо меньшую аудиторию: их регулярно смотрит лишь каждый третий телезритель. Исследования показали, что «зрители, которые смотрят информационные программы (новости) в большом объеме, обычно смотрят много других телепрограмм» [3, с. 127].
Спортивные
Спортивные передачи предпочитают мужчины. Интересно, что реклама в этих передачах достаточно эффективна: «В 1994 году агентство Cramer-Krasselt изучило, насколько легко при наличии подсказки респонденты могут вспомнить рекламу, показанную во время трансляции матча на Суперкубок. Это удалось 61% опрошенных. Такой показатель выглядит весьма привлекательно по сравнению с 23% в случае обычной рекламы в прайм-тайм. К тому же, хотя стоимость охвата тысячи человек аудитории (показатель СРМ) во время трансляции Суперкубка в среднем выше СРМ в прайм-тайм, Cramer-Krasselt обнаружило, что 62% зрителей считают ролики Суперкубка "более интересными" по сравнению с теми, которые показывают в течение телевизионного сезона» [7, с. 667].
Спортивные передачи собирают и ту часть мужской аудитории, которая в принципе очень мало смотрит телевизор.
Публицистические, документальные
Мужчины также значительно больше, чем женщины, смотрят документально-криминальные передачи.
Виды телевидения
По форме передачи телевизионного сигнала современное телевидение можно разделить на эфирное, кабельное, спутниковое и интернет-телевидение. Отдельно можно выделить видео. У каждого из них свои достоинства и недостатки в отношении рекламного воздействия на потребителей.
Эфирное
Эфирное телевидение распространяет сигнал с помощью наземных станций-ретрансляторов. Этот вид телевидения наиболее распространен сегодня в России. Когда говорят о телевидении в целом, чаще всего подразумевают именно эфирное телевидение.
Достоинства
Реклама на телевидении сегодня достигает такой численности потенциальных покупателей, какой не имеет ни одно другое средство коммуникации — ни радио, ни газеты и журналы, ни Интернет, ни уличная реклама и т. д. Аудитория смотрящих телевидение исчисляется миллионами человек.
Телевидение может покрыть как определенный регион, так и всю страну и даже весь мир. Реклама на телевидении действует быстро, на всех зрителей сразу. Стоимость контакта с одним человеком очень низкая. Хотя телевидение не позволяет достичь узких целевых групп, все же с его помощью можно «выйти» на определенную аудиторию. Дети могут быть достигнуты через мультфильмы, фермеры — через сельскохозяйственные передачи, домохозяйки — через послеобеденные мыльные оперы и ток-шоу, мужчины — через спортивные передачи и т. д.
В связи с тем, что телевидение воздействует сразу на зрение и слух человека, оно может не только рассказать, но и показать, со звуком, в движении, в цвете. Телевидение предлагает широкие возможности для творческой рекламы. С помощью камеры можно привести аудиторию куда угодно и показать ей очень многое. Таким образом, телевизионная реклама как бы дает человеку возможность самостоятельно, с помощью собственных глаз (и слуха) оценить предлагаемое ему. В связи с этим покупатель может составить себе достаточно широкое представление о товаре или услуге. Телевидение доказало, как убедительна его сила влияния на поведение человека.
С помощью телевидения можно поддержать рекламу в газетах и журналах, транзитную рекламу и т. д.
Недостатки телевизионной рекламы
Реклама на телевидении очень дорога и не по карману мелким и средним компаниям. Причем высокой стоимостью характеризуется как время трансляции, так и изготовление ролика.
Аудитория телевидения не пользуется особой привлекательностью для многих компаний, так как потребители телеинформации — это в основном дети, домохозяйки, пенсионеры; молодежь чаще отдает предпочтение радио, а серьезные бизнесмены черпают основную информацию из газет. Больше всего времени у телевизора проводят малограмотные и безработные.
На телевидении очень трудно направить рекламу на целевую аудиторию. Одни и те же передачи может смотреть очень широкий круг людей.
При всем этом существуют большие сложности в эффективном охвате телезрителей. Люди часто переключают каналы, пытаясь найти что-нибудь поинтереснее. А каналов становится все больше и больше. Рекламодателям приходится составлять все более сложные медиапланы. Далеко не всегда люди смотрят «нашедшую» их рекламу. Очень часто во время «рекламной паузы» они предпочитают заняться чем-нибудь, на их взгляд, более полезным — сходить в ванную, позвонить по телефону, выпить чай и т. д.
Даже если реклама заинтересует потребителя, он не сможет тут же посмотреть ее второй раз. Поэтому рекламодателю приходится снова и снова повторять рекламу, увеличивая свои расходы.
Нелегко за считанные секунды и запомнить подробную информацию о товаре или услуге, телефоны и адреса. Таким образом сужается круг продуктов, подходящих для рекламы на телевидении.
В современном телевизионном эфире большая рекламная конкуренция. Чтобы выделиться на общем фоне, рекламодателю нужно и многократное повторение, и оригинальные подходы к созданию ролика, что существенно увеличивает рекламный бюджет.
Телеаудитория воспринимает информацию достаточно пассивно[20]. Кроме этого, люди часто смотрят телевизор крайне невнимательно: «Только около 60% людей, которые смотрят телевизор в пиковое время, полностью сосредоточены на просмотре. В другое время дня уровень внимания даже ниже, особенно рано утром, когда только около 25% зрителей внимательны при просмотре телепередач» [20, с. 234].
Необходимо отметить следующие специфичные черты телевидения: «Благодаря слабой вовлеченности, присущей вещательным медиа, Кругмен открыл существование едва различимых рекламных эффектов. Так, телевизионная реклама доказала свое преимущество в достижении узнавания товара со стороны потребителей и восприятия бренда. Однако изменение установок, происходящее в результате предъявления телевизионной рекламы, обнаруживалось в редких случаях, а если и обнаруживалось, то с трудом поддавалось измерению» [3, с. 319].
Кабельное
Кабельное телевидение получило свое название благодаря специальному кабелю, по которому распространяется сигнал. «Первый телевизионный кабель был проложен в Пенсильвании в 1949 году, через год после того как появилось коммерческое телевидение. Произошло это так: жители Ландсфорда, городка, лежащего в долине между Аллеганскими горами, обнаружили, что из-за гор они не могут принимать телевизионные передачи. Частный предприниматель по имени Роберт Тарлтон решил сделать на этом бизнес: он основал новую компанию, установил большую антенну на ближайшей горной вершине, где был отличный прием, и объявил, что за 125 долларов и за последующую ежемесячную плату он подключит любой дом в долине к этой антенне. По сравнению с нынешними ценами это было довольно дорого, но фирма Тарлтона имела большой успех и заложила основы кабельной сети...» [6, с. 412]. Уже в 1982 году из 82 миллионов американских семей, имевших телевизионные приемники, почти половина пользовались сетями кабельного телевидения. В начале XXI века сигналы кабельного ТВ принимало более 80% домохозяйств США. Кабельное телевидение — противоположность эфирному в отношении избирательности аудитории. Оно ориентировано не на массовую аудиторию, а на удовлетворение разнообразных потребностей зрителей. В связи с этим существует огромное многообразие специализированных кабельных каналов: спортивные, развлекательные, информационные, фильмовые, детские, семейные и пр. Все они существуют в большей степени за счет платной подписки своих зрителей. Реклама на кабельном телевидении имеет свою специфику.
Достоинства
Кабельная реклама значительно дешевле эфирной и в отношении трансляции, и в отношении производства. Можно обойтись недорогим видеороликом или даже дикторским объявлением.
Кабельная реклама более локальна, так как может охватывать определенные районы или даже кварталы. Специализированность каналов позволяет выйти на узкие аудитории[21].
Этот вид телевидения интересен уже не только крупным, но и средним и мелким рекламодателям.
Недостатки
В связи с тем, что сигнал распространяется по проводам и не все подписываются на кабельное телевидение, с его помощью невозможно достичь каждого потребителя на площади рынка. У кабельного телевидения в сравнении с эфирным меньшая общая аудитория. Зачастую, несмотря на то, что люди имеют дома кабельное телевидение с огромным выбором программ, они предпочитают смотреть основные каналы эфирного телевидения. В связи с этим рейтинги программ кабельного телевидения, как правило, существенно ниже рейтингов программ эфирного телевидения.
Спутниковое
Спутниковое телевидение вещает с помощью спутника, «подвешенного» на околоземной орбите. Сигнал принимается телезрителями на индивидуальную антенну-«тарелку».
Освоение возможностей спутникового телевещания позволило американскому телевидению выйти за пределы своей страны, и в конце 70-х годов коммерческое телевидение США стало вторгаться в европейские границы. Для спутникового телевидения во всем мире реклама не является основным источником доходов. Как и на кабельном телевидении, здесь подавляющая часть доходов получается от абонентской платы.
Достоинства
Достижение аудитории, до которой по географическим, экономическим или техническим причинам «не добирается» эфирное и кабельное телевидение. Платежеспособная аудитория. Приобрести комплект для спутникового телевидения не каждому по карману
Недостатки
Относительно малое число зрителей. Дороговизна оборудования и технической поддержки. Возможные смены стандартов, систем кодирования и распространения сигнала. Качество приема может существенно зависеть от погоды.
Интернет-телевидение
Самым молодым видом телевидения является вещающее в интернет-среде. Оно принимается через скоростные линии на компьютеры, коммуникаторы, мобильные телефоны.
Достоинства
Достижение активной платежеспособной аудитории. Достижение значительной «мобильной» аудитории, смотрящей телепередачи вне дома.
Недостатки
На сегодня относительно малое число зрителей.
Видео
Особым видом просмотра телепередач является видео. У него есть свои специфические черты. Так, в одном из исследований 90-х годов XX века изучалось использование видеомагнитофонов в семьях. Оказалось, что «зрители использовали видеомагнитофоны только для записи тех телепередач, которые транслировались в их отсутствие или одновременно с другими интересными передачами. В свободное время зрители смотрели видеозаписи этих телепередач. Использование видео не меняло привычек зрителей относительно просмотра телепередач; скорее оно укрепляло уже сложившиеся привычки» [3, с. 154].
Интересно также, что согласно исследованиям «постоянные телезрители, как правило, смотрят подобные по содержанию программы как по эфирным телеканалам, так и по кабельным, а также на видео» [3, с. 127].
Характеристики
Для многих рекламодателей важны такие характеристики телевидения, как:
• зрительская аудитория;
• технический охват;
• статус;
• формат;
• время вещания;
• частота;
• сетка.
Аудитория
Телесмотрение того или иного канала может характеризоваться несколькими параметрами:
• общее телесмотрение населением;
• телесмотрение определенной группой населения;
• среднее ежемесячное телесмотрение;
• среднее ежедневное телесмотрение;
• телесмотрение конкретного канала;
• телесмотрение конкретной передачи;
• телесмотрение определенного промежутка времени;
• динамика временных изменений в аудитории и т. д.
В качестве базового понятия при оценке телевизионной аудитории используется телевизионный рейтинг (basic rating, TVR) — выраженный в процентах размер аудитории передачи в определенный период времени. С помощью рейтингов рекламодатели определяют число людей, которые будут иметь возможность увидеть рекламное обращение. Рейтинги используются телевидением и для оценки качества передач. Руководство старается поскорее избавиться от низкорейтинговых программ, «выталкивающих» аудиторию на другие каналы. На основе рейтингов телеканалы устанавливают расценки на рекламу в той или иной передаче, в то или иное время.
Для оценки аудитории обычно используют средний рейтинг, рассчитываемый с точки зрения средних данных телеизмерения. Зритель, смотрящий передачу от начала до конца, считается за одного, смотрящий половину передачи — 0,5 и т. д.
Рейтинг 15-минутного интервала (слота) обычно обозначают RQH (rating quarter-hour).
Рейтинги бывают фактические и прогнозные.
Фактические рейтинги получают по итогам выхода передачи в эфир. Они отражают реальное телесмотрение.
Прогнозные рейтинги — это планируемые рейтинги передачи. Они необходимы и телевещателям, и рекламодателям. Работники телевидения, опираясь на предварительный прогноз, формируют программу и закупают передачи и фильмы, которые должны принести определенный доход.
Рекламодателям прогнозные рейтинги нужны для планирования своих кампаний на длительный срок.
Прогнозирование ведется на основе динамики прошлых результатов. В реальные рейтинги вносят поправки, отражающие прогнозный фон, — сезонные, метеорологические и прочие изменения. Так, на летнее время, когда падает общее телесмотрение, прогнозируемый рейтинг понижается. Когда обостряется политическая ситуация в стране, то вырастают рейтинги информационных программ и т. д. Рейтинги могут прогнозировать как исследовательские компании, так и сами телеканалы. Это чрезвычайно сложная работа, еще более усложняемая тем, что на каналах нередко меняется время выхода передач в эфир.
Очень важным понятием является общая аудитория телевидения (Total TVR) — выраженное в процентах отношение телевизионной аудитории оцениваемого временного интервала к общей численности генеральной совокупности. Ею называют группу населения, из которой производится выборка респондентов для исследования. Это может быть и население всей страны или отдельного региона, а также часть населения, обладающая определенными социально-демографическими параметрами.
Например, в регионе с населением в 100 000 человек в определенное время различные передачи смотрели всего 35 000 человек. Значит, Total TVR - 35%.
| Фактически Total TVR — это рейтинг всех телеканалов в определенное время. Суммируя индивидуальные рейтинги всех программ, можно получить показатель Total TVR.
Например:
Канал «А» — рейтинг 30,
Канал «Б» — рейтинг 20,
Канал «В» — рейтинг 15,
Канал «Г» — рейтинг 15.
Total TVR = 80.
| Для оценки общей аудитории используют также термин Total Audience (аудитория всех телеканалов в определенное время, выраженная обычно в тысячах человек).
Телевизионный рейтинг меняется в зависимости от времени суток, погодных условий и т. д. Так как это усредненный показатель, он меняется в течение всего дня — падает днем и растет к прайм-тайму. Чем больше Total TVR, тем большую аудиторию может охватить телевидение.
При оценке телесмотрения используют также такой показатель, как HUT (Households/Homes Using Television), что означает число домовладений, использующих ТВ дома на определенный момент времени. Показатель HUT не включает людей, смотрящих телевизор вне дома: в барах, магазинах, аэропортах, гостиницах и т. д.
Исследования по зрительской аудитории проводят часто именно на базе «стационарных» телевизоров, у которых собирается относительно стабильная аудитория. Уровень HUT варьируется так же, как и Total TVR. Он ниже днем, когда люди работают, и в хорошую погоду, когда люди гуляют и развлекаются, и выше вечером и в плохую погоду, когда люди отдыхают дома, ит. д.
Общее число телезрителей в домовладениях обозначается как PUT (Persons Using Television).
Еще одна важная характеристика телевизионной аудитории (так же как и аудитории прессы) — это доля (Share of audience rating). Так называют количество зрителей определенной программы или временного отрезка телевещания, выраженное в процентах от общего числа людей, в данный момент смотрящих телевизор. По сути доля — это часть Total TVR, рассчитанная для конкретной программы. Доля берется не от всего населения, а от телезрителей данного периода времени. Доля рассчитывается делением рейтинга программы на суммарный рейтинг всех программ (число телезрителей, смотрящих данную передачу, на общую численность всех телезрителей, смотрящих ТВ в данный момент):
Share = TVR / Total TVR x 100%
Рейтинг описывает абсолютную величину аудитории, а доля — относительную. В сравнении с рейтингом доля более наглядно показывает распределение ТВ-аудитории между каналами в данный момент времени. С помощью доли можно также сравнить две программы, выходящие на одном канале в различное время, т. е. доля позволяет специалисту в области медиа-планирования сравнить популярность двух программ, которые конкурируют за привлечение внимания зрителей в одно и то же время. Чем больше доля, тем более интересна передача всем находящимся у телевизоров зрителям.
Сумма долей всех каналов за один промежуток времени должна быть равна ста. Однако случается, что в медиаданных сумма долей телесмотрения каналов несколько превышает сто. Как правило, это просто связано с ошибкой округления в процессе «взвешивания» аудитории при расчете показателей.
Обычно доля и рейтинг передачи стоят в соседних колонках медиаданных.
Например:
программа Канал Доля, %
«Время Ч» 7 27
«Вести региона» 9 40
«Местное время» 12 33
| Например, телевидение «Топ-10» (Москва, «Все 4+»):
№
| Программа
| Дата
| День недели
| Канал
| Доля,
%
| Рейтинг,
%
|
| «Аншлаг и Компания»
| 16.01.2009
| Пятница
| РОССИЯ
| 22,1
| 7,7
|
| «Вести недели»
| 18.01.2009
| Воскресенье
| РОССИЯ
| 19,4
| 7,3
|
| «Вести в субботу. Специальный выпуск»
| 17.01.2009
| Суббота
| РОССИЯ
| 22,8
| 7,3
|
| «Золотая рыбка». Музыкальная сказка
| 18.01.2009
| Воскресенье
| РОССИЯ
| 19,7
| 7,2
|
| «Вести» (20:00)
| 12.01.2009
| Понедельник
| РОССИЯ
| 18,1
| 6,6
|
| Новогодний «Голубой огонек на Шаболовке-2009». Часть 2
| 17.01.2009
| Суббота
| РОССИЯ
| 20,4
| 6,5
|
| Новогодний «Голубой огонек на Шаболовке-2009». Часть 1
| 17.01.2009
| Суббота
| РОССИЯ
|
| 6,5
|
| «Местное время»
| 12.01.2009
| Понедельник
| РОССИЯ
|
| 6,5
|
| «Вести в субботу» (20:00)
| 17.01.2009
| Суббота
| РОССИЯ
|
| 5,9
| К)
| «Срочно в номер — 2». Сериал
| 15.01.2009
| Четверг
| РОССИЯ
| 15,1
| 5,7
| Источник: TNS Россия; «ТВ Индекс», январь 2009.
Глядя на эти показатели для конкретной передачи, легко оценить общую аудиторию телевидения в это время, просто разделив рейтинг на долю:
Total TVR = TVR / Share x 100%
При оценке телеаудитории оценивают ее движение (audience flow) или, другими словами, уровень удержания аудитории в рамках одной передачи в пределах определенного периода времени. В США в среднем 50% тех, кто смотрит одну передачу, остаются на том же канале. Эта величина может быть и большей, и меньшей, в зависимости от того, как борется с «текучкой» конкретный канал.
Также употребляют термин «лояльность к каналу» (channel loyalty), отражающий уровень возвращения аудитории к одному и тому же каналу в разные дни недели.
При определении числа людей, которые смотрят следующую передачу на том же канале, что и предыдущая, используют термин «program audience duplications
При определении числа людей, меняющих один канал на другой, используют термин «channel audience duplications
Показатель квалифицированного охвата (qualitative reach) отражает устойчивость просмотра данного канала. Его рассчитывают при фиксации просмотра канала в течение определенного промежутка времени без переключения на другие каналы. Этот показатель также указывает на лояльность аудитории каналу.
При «взвешивании» аудитории канала оценивают не только ее численность, но и качество. Например, в России на рубеже XX и XXI веков выделялись две группы каналов. В первую вошли «четыре канала, профиль аудитории которых "скошен" в сторону женщин и зрителей старшего возраста: это "Первый канал" и "Россия", а также ТВЦ и "Культура". НТВ стоит достаточно обособленно от этой группы — его аудитория имеет сдвиг в сторону более пожилых зрителей, но по тендерному основанию телеканал НТВ более "мужской", чем каналы первой группы и аудитория телевидения в целом.
Вторую группу составляют каналы СТС и ТНТ. Это каналы с наиболее молодой аудиторией, причем соотношение мужчин и женщин в составе аудитории этих каналов такое же, как в структуре телевизионной аудитории в целом. И, наконец, каналы, имеющие явно выраженный "мужской" профиль и аудиторию среднего возраста — чуть моложе, чем аудитория телевидения в целом, но не такую юную, как аудитория СТС. Это канал "Рен ТВ" и все "другие" каналы в совокупности...
Именно способность привлечь "качественную", т. е. интересную для рекламодателей аудиторию, позволяет быть успешными таким субъектам рынка - каналам, как СТС, "Рен ТВ" или ТНТ, которые собирают существенно меньшие по величине аудитории, чем "Первый канал" или телеканал "Россия"» [14].
Технический охват
Техническим охватом канала называют возможность качественного приема телесигнала населением в том или ином регионе. Показатели технического охвата не совпадают с числом реальных зрителей, так как во время трансляции люди могут не смотреть телевизор вовсе или смотреть какой-либо другой канал.
По охвату телеканалы можно классифицировать так же, как газеты и журналы: локальные (местные), региональные, национальные (центральные) и транснациональные. Они покрывают определенные рыночные территории. Например, в США насчитывается 210 местных телевизионных рынков, на которых присутствует более 1200 коммерческих телестанций. На каждый локальный рынок приходится от 3 до 11 телекомпаний.
В России сегодня более десяти национальных каналов. Есть несколько межрегиональных. И в каждом регионе есть свой местный канал. Таким образом, любую аудиторию можно охватить как национальным каналом, так и местным.
Следует отметить, что объемы аудитории региональных каналов в целом уступают объемам аудитории национальных. Это связано со сравнительно малым объемом вещания, с показом менее интересных, но более дешевых программ, а также с тем, что у национальных каналов больше времени «прайм-тайм» в сетях.
|