Обратная связь
|
Принципы экологического права Традиционно в литературе выделяются общие принципы, сформулированные в ст. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды» от 19 января 1991 г. Это приоритеты охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; рациональность использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушение; гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.
Как легко заметить, некоторые из перечисленных принципов являются специфическими для экологического права, некоторые - общими для любой отрасли, некоторые вообще принципами права как таковыми и не являются.
Помимо общих принципов экологического права выделяются принципы государственного управления охраной окружающей среды и принципы, определяющие существование и функционирование отдельных правовых институтов. Так, к специфическим принципам построения и функционирования системы экологического управления относятся:
а) комплексный подход в решении вопросов охраны окружаю щей среды. Этот принцип обусловлен объективными законами при роды, взаимосвязью всех ее элементов, взаимозависимостью прохо дящих в ней процессов, что отражается в необходимости при право вом регулировании мер по охране, например, от загрязнения водных объектов учитывать виды, способы, масштабы, последствия загрязнения земель или атмосферного воздуха, поскольку вредные вещества могут поступать «вторичным» загрязнением из осадков, подземных источников и проч. Этот принцип, в свою очередь, под крепляется принципом совместимости данных, которые содержатся в кадастрах;
б) организация управления с учетом не только административ но-территориального, но и природно-географического районирова ния страны. Наиболее наглядно этот принцип предопределяет обра зование инспекций (либо иных органов по контролю) в области ох раны водных объектов и водных биоресурсов (рыбных запасов). Иногда его называют «бассейновым принципом». Соответствующие инспекции образуются применительно к бассейнам основных внут ренних морей, рек, озер. Более того, этот принцип проявляется и в построении такого специфического образования, как природоохра нительные прокуратуры, например Волжская межрегиональная при родоохранная прокуратура и др. Управления и инспекции рыбо охраны сформированы применительно к бассейнам основных рыбо- хозяйственных водоемов. Управление использованием и охраной недр также осуществляется с учетом особенностей формирования месторождений полезных ископаемых;
в) разделение хозяйственно-организаторских и контрольно-над зорных полномочий. Реализация этого принципа относится к числу наиболее болезненных вопросов. Долгое время все без исключения специалисты в области экологического права выступали за воплоще ние его путем создания надведомственного органа исполнительной власти, осуществляющего исключительно контрольно-надзорные функции в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, не занимающегося хозяйственной деятельно стью по их эксплуатации. В 1989 г. такое решение было принято, и был образован Государственный комитет по охране окружающей среды. На протяжении десятка лет название этого органа менялось,
но задачи и сферы деятельности в целом оставались прежними. 17 мая 2000 г. Указом Президента РФ Госкомэкология как независимое ведомство было ликвидировано, а его полномочия переданы в основном Министерству природных ресурсов,. осуществляющему и хозяйственную деятельность и контрольно-надзорные функции. Таким образом, в настоящее время в нашей стране этот важнейший принцип организации управления не реализуется.
Как уже говорилось, в законодательных актах и в доктрине формулируются принципы, определяющие содержание и применение отдельных правовых средств, инструментов, институтов. Например, государственная экологическая экспертиза строится на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Российскому экологическому праву известен и принцип «загрязнитель платит», воплотившийся во введении системы платежей за сбросы и выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду и за размещение отходов. Ведение земельного кадастра (как, впрочем, и других видов кадастров) базируется на принципах совместимости содержащихся в них данных. Международным законодательством установлен принцип полного возмещения вреда за экологический ущерб.
М. М. Бринчук выделяет следующие принципы экологического законодательства и права: предотвращение вреда окружающей среде; охрана жизни и здоровья человека; охрана окружающей среды — дело каждого; демократизация экологического права; гуманность; обеспечение рационального использования природных ресурсов; устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие; сохранение и защита экологического равновесия; свободный доступ к экологической информации; платность природопользования; разрешительный порядок воздействия на ок-
ружающую среду; загрязнитель платит; экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования; ответственность должностных лиц, предприятий, общественных организаций и граждан за нарушение (невыполнение) требований экологического законодательства; гармонизация российского экологического законодательства об окружающей среде с законодательством зарубежных стран.
Зарубежное законодательство и наука выделяют принципы кооперации, «загрязнитель платит» и др.
Рекомендуемая литература:Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). М., 1998, с. 88—92; Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» / Под ред. В. В. Петрова и В. П. Варфоломеева. М., 1993,
7. Экологическое право как учебная дисциплина
Экологическое право как учебная дисциплина представляет собой систематизированную совокупность сведений о правовом регулировании взаимодействия человека и общества с окружающей средой. Его начали преподавать в юридических вузах СССР с 1970 г. Общий для всех специализаций спецкурс назывался «Правовая охрана природы». В настоящее время данная дисциплина входит в государственный стандарт юридического образования как обязательная, обучение осуществляется на протяжении семестра и завершается сдачей экзамена. Цель изучения экологического права заключается в том, чтобы студенты получали достаточно полное представление о развитии данной правовой отрасли, о тех связях между окружающей средой и обществом (человеком), которые нуждаются в правовом регулировании, об основных ограничениях и запретах при оказании воздействия на окружающую среду, о тех требованиях к разнообразнейшим видам человеческой деятельности, используемым технологиям и оборудованию, которые обеспечивают поддержание как минимум статус-кво, экологической безопасности, об основных средствах восстановления природы и ее улучшения.
Различные вузы страны поддерживают собственные традиции в преподавании этой дисциплины: речь может идти о сложившейся школе экологического права в МГУ им. М. В. Ломоносова, родоначальником которой был профессор В. В. Петров, академической школе, представленной в разных институтах сотрудниками ИГП РАН (М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик, Н. Г. Жаворонкова), основателем которой был профессор, член-корреспондент РАН О. С. Колбасов, школе МГЮА (бывшего ВЮЗИ), связанной с именами Г. Е. Быстрова, Б. В. Ерофеева, и т. д.
Система юридического экологического высшего образования расширилась в последние годы за счет введения этого курса в неюридических вузах (например, СТАНКИН). Почти во всех случаях институты формируют собственные программы, содержащие ряд общих тем и подходов и в то же время обладающие определенной спецификой.
Суммируя опубликованные и апробированные программы данной учебной дисциплины, можно выделить как общепризнанное — разделение курса «Экологическое право» на три составных раздела: Общая часть; Особенная часть; Специальная часть.
Как правило, Общая часть включает науковедческие вопросы, т. е. предмет, систему, методы экологического права, его соотношение с иными отраслями, понятие, структуру и место в правовой системе экологического законодательства; источники права; государственное управление охраной окружающей среды: его понятие, принципы, функции, права и обязанности контролирующих органов и лиц; основные правовые инструменты охраны окружающей среды, которые делятся на две большие группы: имеющие в основном административно-правовой или экономико-правовой характер. Это разрешительная система (лицензирование), экологическая экспертиза, сертификация, регистрационная система, заявления о деятельности и состоянии, а также экологические платежи (налоги и сборы), аудит, страхование и пр. Завершает Общую часть объемная тема-юридическая ответственность за экологические правонарушения. Ряд авторов в последнее время включают в эту часть курса и вопросы чрезвычайных экологических ситуаций, а также проблемы экологической информации и информационного обеспечения охраны окружающей среды.
Особенная часть курса за, тридцать лет его преподавания прошла значительную эволюцию. Если вначале она ограничивалась изложением (и изучением) правовой охраны земель, воздуха, вод, лесов, недр, животного и растительного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, то уже в 80-е годы потребовалось ее расширение за счет включения тем о правовой охране окружающей среды в сельском хозяйстве и промышленности, затем — по отраслям промышленности, на транспорте, в городах и иных населенных пунктах. Позже Особенная часть стала пополняться отдельными темами «Загрязнение окружающей среды и его виды», «Правовое регулирование обращения с отходами», «Правовое регулирование обращения с опасными веществами», «Правовое регулирование генно-инженерной деятельности» и др.
Наконец, третья, специальная часть учебной дисциплины — это международное право окружающей среды. Здесь рассматриваются
вопросы о международных (правительственных и неправительственных) экологических организациях, их правовом статусе и деятельности, о содержании международно-правового экологического права (конвенции, соглашения) и принципах, концепциях, конференциях. Если формально рассматривать соотношение учебных дисциплин данного цикла, то в программах вузов, как правило, предусматривают обязательные курсы экологического, природоресурсового и (или) земельного права, иногда — аграрного права. Ряд тем названных курсов пересекается, например право собственности, юридическая ответственность и др., что приводит к неизбежному дублированию учебного материала, как бы ни старались избежать его составители программ. Поэтому достаточно обоснованны предложения о едином двухсеместровом курсе «Экологическое право», который включал бы вопросы права собственности, права природопользования и некоторые другие более подробно, чем это делается сейчас.
|
|