Обратная связь
|
Понятие права собственности на природные ресурсы Институт права собственности детально исследуется в юридической науке и активно применяется на практике уже на протяжении многих веков. Институт права собственности на землю и другие природные ресурсы, т. е. на природные ресурсы в целом, установлен ч. 2 ст. 9 Конституции РФ. Здесь сказано, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Эта конституционная норма включена в главу I Конституции РФ и, согласно ст. 135 Конституции РФ, не может быть пересмотрена Федеральным Собранием. Она устраняет возможность всяких правовых сомнений в наличии права собственности на природные ресурсы и обязывает, напротив, к анализу и практическому применению данной нормы.
Само понятие собственности в праве относится к числу базовых, наряду с понятиями свободы, власти, здоровья, жизни и др. Традиционно наибольшее внимание праву собственности уделялось специалистами в области конституционного и гражданского права. Право собственности на природные ресурсы или право собственности в экологическом праве, однако, приобретает специфическое содержание и особое значение. Люди ценят право собственности на дом, автомобиль, одежду, но иначе индивиды и целый этнос относятся к вопросу о принадлежности земли, лесов, вод, недр. Во многих случаях проявляется склонность вообще отказаться от применения понятия «собственность» к природе, хотя Конституция РФ требует не его игнорирования, а усвоения его смысла.
По господствующему в российской литературе мнению, собственность рассматривается как экономическая категория и юридический институт — право собственности. Как экономическая категория это отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц.
Право собственности в самом общем понимании — это единый, комплексный, многоотраслевой институт, который охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состоя-
ние принадлежности (присвоенности) материальных благ конкретным лицам. Выделяют три функции данного- института: 1) его нормы устанавливают принадлежность того или иного имущества определенному лицу; 2) они закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению принадлежащим ему имуществом; 3) предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника.
Правомочия владения — основанная на законе, т. е. юридически обеспеченная возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве (числить на балансе и т.п.). Правомочия пользования — основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (дчя производственных или личных нужд). Правомочия распоряжения — возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения по договору, передачи по наследству, уничтожения и т. д.).
Право собственности как субъективное гражданское право определяется как закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, принимая бремя и риск его содержания. Значит оно состоит из двух элементов: а) титульной характеристики, т. е. регулирует, за кем закрепляются право собственности, полномочия собственника и иные связанные с этим вещные права, которые могут иметь различное — конституционное, административное, гражданско-правовое и иное содержание; б) самого содержания правомочий.
Экологические ограничения права собственности на природные ресурсы
Важнейшим ограничением права собственности на землю и природные ресурсы следует считать экологическую связанность этого права как установление экологически обоснованной с учетом состояния науки и техники, юридически оформленной в законодательных и иных нормативно-правовых актах системы условий и процедур реализации права собственности на природные ресурсы, которые обеспечивают предупреждение экологических рисков, запреты заведомо негативного воздействия на окружающую среду. Этот принцип формирует и законодательство и поведение. Предполагается, что данный принцип имеет ведущее значение в сфере права собственности. Следующее основное ограничение является социальным. Осуществление права собственности на землю и иные природные ресурсы не может препятствовать праву граждан на благоприятную окружающую среду и иные права, предусмотренные как ст. 42 Конституции РФ, так и иными законами. Никто не может 66
осуществлять право собственности, создавая необоснованные ограничения отдыху граждан, удовлетворению их эстетических потребностей, охране здоровья и пр.
Конституционное право собственности на землю и другие природные ресурсы
Конституция РФ, в частности упоминавшиеся выше ст. 9 и ст. 36, устанавливает предписания, которые имеют самостоятельное конституционное содержание. Они определяют содержание права собственности на землю и иные природные ресурсы и не могут быть сведены к отраслевому, прежде всего гражданско-правовому понятию собственности на иные объекты, которые находятся в гражданском обороте.
Поскольку юрист, занимающийся вопросами права собственности на землю и другие природные ресурсы, затрагивает жизненные интересы общества в целом, крестьянства, он должен различать бесспорные, жестко и ясно урегулированные действующим правом вопросы и вопросы, которые только обсуждаются и нуждаются в определенном социально приемлемом решении.
Содержание конституционного права собственности
В тексте Конституции РФ содержание собственности специально не раскрывается. В ст. 9, однако, указывается на три качественных свойства земли и природных ресурсов: 1) по ч. 1 ст. 9 они обозначены как основа жизни и деятельности, т. е. дана их объектная характеристика, системно более высокая, чем имущественно-правовая, отвечающая потребностям гражданско-правового оборота; 2) содержание их принадлежности раскрывается через понятия «используются и охраняются»; 3) назван субъект принадлежности, которым являются «народы, проживающие на соответствующей территории».
Это значит, что конституционно закрепленное ст. 9 право собственности на землю и природные ресурсы является экологическим; оно ставит целостные интересы охраны' окружающей среды выше, чем интересы субъекта права собственности как одного из участников правового оборота. Оно предполагает большие ограничения для субъекта собственности в его господстве над объектом, чем фактически в любом другом случае.
Таким образом, конституционное право собственности на землю и природные ресурсы не противоречит, а соответствует их объявлению общественным достоянием1.
1 Бриннук М. М. Экологическое право. М., 1999, с. 164.
|
|