Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие права собственности на природные ресурсы

Институт права собственности детально исследуется в юридиче­ской науке и активно применяется на практике уже на протяжении многих веков. Институт права собственности на землю и другие природные ресурсы, т. е. на природные ресурсы в целом, установлен ч. 2 ст. 9 Конституции РФ. Здесь сказано, что земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, му­ниципальной и иных формах собственности.

Эта конституционная норма включена в главу I Конституции РФ и, согласно ст. 135 Конституции РФ, не может быть пересмотре­на Федеральным Собранием. Она устраняет возможность всяких правовых сомнений в наличии права собственности на природные ресурсы и обязывает, напротив, к анализу и практическому приме­нению данной нормы.

Само понятие собственности в праве относится к числу базовых, наряду с понятиями свободы, власти, здоровья, жизни и др. Тради­ционно наибольшее внимание праву собственности уделялось спе­циалистами в области конституционного и гражданского права. Право собственности на природные ресурсы или право собственно­сти в экологическом праве, однако, приобретает специфическое со­держание и особое значение. Люди ценят право собственности на дом, автомобиль, одежду, но иначе индивиды и целый этнос отно­сятся к вопросу о принадлежности земли, лесов, вод, недр. Во мно­гих случаях проявляется склонность вообще отказаться от примене­ния понятия «собственность» к природе, хотя Конституция РФ тре­бует не его игнорирования, а усвоения его смысла.

По господствующему в российской литературе мнению, собст­венность рассматривается как экономическая категория и юридиче­ский институт — право собственности. Как экономическая категория это отношения между людьми по поводу материальных благ, обу­словленные принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц.



Право собственности в самом общем понимании — это единый, комплексный, многоотраслевой институт, который охватывает пра­вовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состоя-


 


 


ние принадлежности (присвоенности) материальных благ конкрет­ным лицам. Выделяют три функции данного- института: 1) его нор­мы устанавливают принадлежность того или иного имущества определенному лицу; 2) они закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению принадлежащим ему имуществом; 3) предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника.

Правомочия владения — основанная на законе, т. е. юридически обеспеченная возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве (числить на балансе и т.п.). Правомочия пользования — основанная на законе возможность эксплуатации, хозяй­ственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (дчя производственных или личных нужд). Правомочия распоряжения — возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежно­сти, состояния или назначения (в форме отчуждения по договору, пе­редачи по наследству, уничтожения и т. д.).

Право собственности как субъективное гражданское право опре­деляется как закрепленная законом возможность лица по своему ус­мотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, принимая бремя и риск его содержания. Значит оно со­стоит из двух элементов: а) титульной характеристики, т. е. регулиру­ет, за кем закрепляются право собственности, полномочия собствен­ника и иные связанные с этим вещные права, которые могут иметь различное — конституционное, административное, гражданско-право­вое и иное содержание; б) самого содержания правомочий.

Экологические ограничения права собственности на природные ресурсы

Важнейшим ограничением права собственности на землю и при­родные ресурсы следует считать экологическую связанность этого права как установление экологически обоснованной с учетом со­стояния науки и техники, юридически оформленной в законода­тельных и иных нормативно-правовых актах системы условий и про­цедур реализации права собственности на природные ресурсы, кото­рые обеспечивают предупреждение экологических рисков, запреты заведомо негативного воздействия на окружающую среду. Этот принцип формирует и законодательство и поведение. Предполагает­ся, что данный принцип имеет ведущее значение в сфере права соб­ственности. Следующее основное ограничение является социаль­ным. Осуществление права собственности на землю и иные природ­ные ресурсы не может препятствовать праву граждан на благоприятную окружающую среду и иные права, предусмотренные как ст. 42 Конституции РФ, так и иными законами. Никто не может 66


осуществлять право собственности, создавая необоснованные огра­ничения отдыху граждан, удовлетворению их эстетических потреб­ностей, охране здоровья и пр.

Конституционное право собственности на землю и другие природные ресурсы

Конституция РФ, в частности упоминавшиеся выше ст. 9 и ст. 36, устанавливает предписания, которые имеют самостоятельное конституционное содержание. Они определяют содержание права собственности на землю и иные природные ресурсы и не могут быть сведены к отраслевому, прежде всего гражданско-правовому понятию собственности на иные объекты, которые находятся в гра­жданском обороте.

Поскольку юрист, занимающийся вопросами права собственно­сти на землю и другие природные ресурсы, затрагивает жизненные интересы общества в целом, крестьянства, он должен различать бес­спорные, жестко и ясно урегулированные действующим правом во­просы и вопросы, которые только обсуждаются и нуждаются в оп­ределенном социально приемлемом решении.

Содержание конституционного права собственности

В тексте Конституции РФ содержание собственности специаль­но не раскрывается. В ст. 9, однако, указывается на три качествен­ных свойства земли и природных ресурсов: 1) по ч. 1 ст. 9 они обо­значены как основа жизни и деятельности, т. е. дана их объектная характеристика, системно более высокая, чем имущественно-право­вая, отвечающая потребностям гражданско-правового оборота; 2) со­держание их принадлежности раскрывается через понятия «исполь­зуются и охраняются»; 3) назван субъект принадлежности, которым являются «народы, проживающие на соответствующей территории».

Это значит, что конституционно закрепленное ст. 9 право собст­венности на землю и природные ресурсы является экологическим; оно ставит целостные интересы охраны' окружающей среды выше, чем интересы субъекта права собственности как одного из участни­ков правового оборота. Оно предполагает большие ограничения для субъекта собственности в его господстве над объектом, чем факти­чески в любом другом случае.

Таким образом, конституционное право собственности на землю и природные ресурсы не противоречит, а соответствует их объявле­нию общественным достоянием1.

1 Бриннук М. М. Экологическое право. М., 1999, с. 164.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.