Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Система органов государственного экологического управления

По определению С. А. Балашенко и Д. М. Демичева, система органов управления окружающей средой представляет собой сово­купность организационных форм (организаций, учреждений, орга­нов), однородных по своим задачам, наделенных конкретной компе­тенцией, занимающих определенное место и имеющих связи в поли­тической системе, направляющих свои усилия на осуществление основных управленческих функций. Она строится из двух основных подсистем - общего и специального управления.

Органы, осуществляющие по закону или иному уполномочива­нию государственное экологическое управление, делятся по своему статусу на общие и специальные, по масштабам деятельности — на федеральные и территориальные (субъектов РФ). В литературе встречается ошибочное утверждение, что государственное управле­ние в области экологии осуществляют органы представительной (за­конодательной), исполнительной, судебной власти, прокуратуры, что суды и прокуратура осуществляют управление в данной области посредством правоприменения1. Такая позиция противоречит ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей принцип разделения властей, который, несомненно, занимает значительно более высокое место в

1 Правовое регулирование природоохранной деятельности / Под ред. А. Я. Сухаре­ва, В. Д. Ермакова. М., 1998, с. 51.


 


иерархии правовых принципов и относится к числу определяющих все государственное устройство и всю правовую систему. Вряд ли прокуратура относится к числу органов управления. Это элемент правоохранительной системы, имеющий собственные задачи и наде­ленный специфическими полномочиями, применяющий свойствен­ные только ей методы и способы деятельности (от прокурорских проверок до возбуждения уголовных дел и проч.).



К органам общего управления относятся Президент РФ, Прави­тельство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Компетен­ция звеньев этой подсистемы определена в Конституции РФ и кон­ституциях субъектов РФ (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых, как правило, имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. Иногда в литературе их называют государственными органами общей ком­петенции. Деятельность Президента и Правительства в сфере эколо­гического управления сосредоточена в первую очередь на определе­нии и реализации экологической политики, нормотворчестве, стра­тегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении эко­логической безопасности и рационального природопользования, об­щем руководстве и управлении природоохранительной деятельно­стью и общем контроле за ними. В отдельных случаях при особых обстоятельствах или по специальному указанию в законе они наде­ляются иными функциями (например, заключение концессионных договоров на разработку лесных или иных ресурсов от имени РФ Правительством РФ, объявление участка территории РФ зоной чрез­вычайной экологической ситуации Президентом РФ).

С поправкой на масштабы (рамки) деятельности аналогичные функции выполняют и другие субъекты общей компетенции.

Специальная подсистема органов экологического управления имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной испол­нительной власти и их территориальные (и межрегиональные) орга­ны, специально уполномоченные указом Президента РФ или поста­новлением Правительства РФ на осуществление экологического управления.

В свое время В. В. Петров предложил разделять эти органы на три группы по объему и характеру предоставленной им специаль­ной компетенции: на комплексные, отраслевые и функциональные. К комплексным он относил органы, выполняющие все природо­охранительные задачи или блок таких задач (например, существо­вавшее тогда Министерство охраны окружающей среды и природ-

О 1


ных ресурсов, преобразованное затем в Госкомэкологии, затем ликвидированное, Госсанэпиднадзор, Росгидромет и МЧС); отрасле­вые, сосредоточивающие внимание на управлении отдельными при­родными ресурсами (существовавшие в то время Роскомзем, Рос-комнедра, Минсельхозпрод, Роскомвод, Рослесхоз, Роскомрыболов-ство); функциональные, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов (Гос­атомнадзор, Госгортехнадзор, Государственный таможенный коми­тет, МВД РФ).

После всех преобразований системы экологического управления в стране, создания одних и ликвидации других структур, пере­распределения между ними задач и полномочий, изменения наз­ваний, порядка образования, подчинения и т. д. эту классификацию В. В. Петрова можно применять с большими оговорками. Кроме того, следует полагать, что преобразование системы специального экологического управления не закончено и перераспределение функций, а возможно, и процесс создания организационных струк­тур будет продолжен. Так, обсуждаются вопросы создания при Пре­зиденте РФ Агентства по окружающей среде как надведомственно-го контрольного органа, выполняющего ряд функций упраздненно­го Госкомэкологии РФ.

Поэтому опишем систему специальных органов экологического управления, существующую на сегодняшний день, взяв за классифи­кационный критерий формальный статус органа исполнительной власти по Указу Президента от 17 мая 2000 г.

/. Министерства:

- Министерство природных ресурсов РФ

- Министерство сельского хозяйства РФ

- Министерство здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор)

- Министерство РФ по атомной энергии

— Министерство промышленности, науки и технологий РФ

- Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ

- Министерство внутренних дел РФ
//. Государственные комитеты:

- Государственный комитет РФ по рыболовству

- Государственный комитет РФ по стандартизации и метроло­
гии

- Государственный таможенный комитет РФ
///. Федеральные службы:

- Федеральная служба России по гидрометеорологии и монито­
рингу окружающей среды

— Федеральная служба земельного кадастра России


- Федеральная служба геодезии и картографии России

- Федеральная пограничная служба РФ
— Федеральная служба безопасности РФ
IV. Федеральные надзоры:

- Федеральный горный и промышленный надзор России

- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной
безопасности.

Конечно, и другие министерства и ведомства выполняют отдель­ные задачи и функции экологического государственного управле­ния, в некоторых из них выделены в этих целях отделы или иные подразделения, но их функции носят более частный либо подчинен­ный иным целям характер.

3. Общие сведения о задачах и направлениях деятельности органов государственного экологического управления

1) В настоящее время главным по объему полномочий и количе­ству сфер управления, безусловно, является Министерство природ­ных ресурсов РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управле­ние в области изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующий в случаях, установленных законодательством РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. По Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 сен­тября 2000 г., данное Министерство является:

федеральным органом управления государственным фондом недр и лесным хозяйством;

специально уполномоченным государственным органом управле­ния использованием и охраной водного фонда;

специально уполномоченным государственным органом в облас­ти использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводст­ва лесов, охраны окружающей природной среды, государственной экологической экспертизы, охраны, контроля и регулирования ис­пользования объектов животного мира и среды их обитания, охра­ны атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетен­ции - в области обращения с отходами (за исключением радиоак­тивных) и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;

федеральным органом исполнительной власти, специально упол­номоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.


В задачи Министерства входит осуществление государственного управления в области изучения, воспроизводства, использования и ох­раны природных ресурсов — недр, водных объектов, лесов, животного и растительного мира, т. е. основных средообразующих элементов (здесь оно не обозначено как орган, осуществляющий управление в сфере использования и охраны атмосферного воздуха, морской сре­ды, в том числе континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны и их ресурсов, но затем Министерство наделяется серьезными полномочиями и относительно управления ими с ого­воркой - в пределах своей компетенции), ведения лесного хозяйст­ва, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безо­пасности. При этом на Министерство возложены хозяйственные задачи по разработке и реализации мер, направленных на удовлетво­рение потребностей экономики России в минерально-сырьевых, вод­ных, лесных и иных ресурсах. Кроме того, оно решает задачи коор­динации деятельности иных федеральных органов исполнительной власти, комплексной оценки и прогнозирования состояния окру­жающей среды и использования природных ресурсов, обеспечения заинтересованных субъектов соответствующей (экологической и иной) информацией, организации и координации выполнения меж­дународных обязательств РФ.

Положение о Министерстве детально регулирует его функции в областях: а) реализации государственной политики в сфере приро­допользования и охраны окружающей среды, управления государст­венным фондом недр, управления использованием и охраной водно­го фонда, управления использованием, охраной, защитой лесного фонда, воспроизводством лесов и ведением лесного хозяйства, охра­ны окружающей среды. В каждом из названных подразделов указы­ваются функции, полномочия и обязанности, устанавливаются пре­делы управления. Так, на Министерство возложены функции: веде­ния ряда кадастров — месторождений и проявлений полезных ископаемых, отходов, водного, лесного, особо охраняемых природ­ных территорий; государственной экологической экспертизы; лицен­зирования недро- и лесопользования, пользования объектами живот­ного мира и других видов деятельности; мониторинга недр, водных объектов, животного и растительного мира; осуществления государ­ственного экологического контроля и контроля за использованием и охраной недр, водных объектов, лесного фонда, лесов и древес-но-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, охра­ны атмосферного воздуха, в пределах компетенции — охраны объек­тов животного мира и среды их обитания, использования и охраны зе­мель, контроля за соблюдением природоохранных требований при обращении с отходами (кроме радиоактивных). Далее, оно наделено


полномочиями по обеспечению в пределах своей компетенции охра­ны морской среды, ее природных ресурсов, сохранению биоразнроб-разия, соблюдению норм экологической безопасности во внутрен­них морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. На это же Министерство возложены управление системой особо охраняемых природных территорий и ведение Красной 'Книги РФ.

Общее число функций, возложенных на Министерство по ука­занным сферам велико: их перечень содержится в 67 пунктах. Наря­ду с уже указанными следует обратить внимание на такие полномо­чия, как осуществление квотирования и контроля за производством и потреблением озоноразрушающих веществ, их ввозом в РФ и вы­возом из нее, руководство работами по нормированию выбросов за­грязняющих веществ в окружающую среду, определению лимитов размещения отходов, установление платы за это; уч"ет объектов, за­грязняющих окружающую среду, ведение реестров зоологических коллекций, и т. д.

2) Министерство сельского хозяйства РФ]. Оно и его территори­альные органы являются специально уполномоченными государст­венными органами в областях мелиорации земель; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесен­ных к объектам охоты, и среды их обитания, а также охраны окру­жающей среды в этой сфере деятельности; обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, регистрационных испытаний и го­сударственной регистрации указанных веществ; обеспечения соблю­дения карантина растений', использования, охраны, защиты участ­ков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование; обеспечения соблюдения ветеринарного законодательства.

Задачи Минсельхоза обширны и разнообразны. Для экологиче­ского управления первостепенными являются: проведение государ­ственной политики и осуществление государственного управления и контроля в областях 1) охраны, воспроизводства и использования охотничьих животных и среды их обитания; 2) охраны окружающей среды в агропромышленном комплексе; 3) ветеринарной службы, обеспечения безопасности продукции животноводства; 4) обеспече­ния соблюдения карантина растений, карантина в семеноводстве, защиты сельскохозяйственных растений от вредных организмов,

1 Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ от 29 ноября 2000 г.— СЗ РФ, 2000, № 49, ст. 4824.


создания и осуществления организационно-методического руково­дства федеральной службой гражданской обороны защиты живот­ных и растений, осуществления государственного карантинного фи-тосанитарного контроля на территории РФ и фитосанитарной сер­тификации подкарантинных продукции, грузов и материалов, организации химизации и защиты растений; 5) обеспечение плодо­родия земель, реабилитация радиоактивно загрязненных сельскохо­зяйственных угодий, химизация и мелиорация земель: 6) безопас­ность обращения с пестицидами и агрохимикатами, препаратами ве­теринарного назначения; 7) воспроизводство рыбных запасов во внутренних водоемах; 8) разработка, экспертиза, реализация феде­ральных целевых программ (экологических, по защите населения от радиационных катастроф); 9) производство и реализация (вместе с Минздравом) сельскохозяйственной продукции, изготовленной с применением генетически модифицированных источников -и мате­риалов; 10) установление требований по обеспечению экологиче­ской безопасности при использовании технических средств; 11) со­действие органам исполнительной власти субъектов РФ в организа­ции рационального использования, воспроизводства и охраны земель, лесных, водных, иных природных ресурсов в агропромышлен­ном комплексе, в области мелиорации земель и состояния мелиора­тивных систем, мелиорированных земель, в том числе их мониторин­га, и т.п.; 12) организация и функционирование государственных природных заказников, ему подчиненных, ветеринарных служб, защи­та населения от общих для человека и животных болезней и охрана территории РФ от проникновения возбудителей болезней животных и растений, а также контроль за выпуском безопасной продукции животного происхождения и продовольственного сырья.

В сфере управления охраной и использованием объектов живот­ного мира, отнесенных к объектам охоты, Минсельхоз осуществляет регулирование их численности, управление охотничьим хозяйством, контроль за их состоянием, использованием, воспроизводством, за состоянием и качеством среды их обитания и ведением охотничьего хозяйства, нормированием, лимитированием, утверждает правила охоты, обеспечивает организацию и ведение учета, кадастра и мони­торинга, устанавливает (совместно с Министерством природных ре­сурсов) лимиты добычи и перечень животных, изъятие которых из окружающей среды без лицензий запрещено, таксы для исчисления размеров взыскания за ущерб, причиненный незаконными добычей или уничтожением; применяет санкции (приостановление деятель­ности, отмена лицензий и пр.) и рассматривает дела об администра­тивных правонарушениях в области охраны, использования и вос­производства объектов животного мира, отнесенных к объектам


охоты, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатамн. карантина и защиты растений, ветеринарии и налагает администра­тивные взыскания; осуществляет регулирование вопросов развития собаководства в РФ; осуществляет государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, биотехнических средств и кормов, ат­тестацию юридических лиц на право осуществления регистрацион­ных испытаний пестицидов и агрохимикатов, определяет порядок и организацию проведения экспертиз таких испытаний, требования к форме и порядку утверждения рекомендаций по транспортировке, применению и хранению пестицидов и агрохимикатов, а совместно с Государственным таможенным комитетом РФ - порядок их ввоза и вывоза, ведет Государственный каталог пестицидов и агрохимика­тов, разрешенных к применению на территории РФ; участвует в пределах своей компетенции в установлении лимитов водопотребле-ния и водоотведения при изъятии воды из водного объекта и (или) сбросе сточных вод нормативного качества в водные объекты, ис­пользуемые для нужд мелиорации земель, распределяет в установ­ленном порядке водные ресурсы, забираемые из водных объектов для нужд мелиорации земель.

3) Министерство здравоохранения РФ. Оно функционирует на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г. (СЗ РФ, 1997, №23, ст. 2691) и является фе­деральным органом исполнительной власти, проводящим государст­венную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья. В его задачи входят проведение санитарно-эпидемиологи­ческого надзора, санитарно-гигиеническое нормирование, координа­ция и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания. Для решения поставленных перед ним задач Министерст­во создает систему социально-гигиенического мониторинга, прово­дит государственную регистрацию потенциально опасных химиче­ских и биологических веществ, государственную регистрацию и сер­тификацию дезинфекционных средств, контроль за их качеством; государственный санитарно-эпидемиологический надзор и определя­ет единые требования к санитарной охране территории РФ от зано­са и распространения инфекционных заболеваний человека, кон­троль за экспортом и импортом потенциально опасных для здоро­вья человека химических и биологических веществ. Кроме того, Минздрав организует государственную регистрацию лиц, пострадав­ших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других катастроф и инци­дентов.


В основном указанные функции выполняются входящей в систе­му Министерства Государственной санитарно-эпидемиологической спгжбой Российской Федерации, которая функционирует на основе Положения от 30 июня 1998 г. (СЗ РФ, 1998, № 27, ст. 3197). В чис­ле ее основных задач указано и предупреждение вредных влияний факторов окружающей среды на здоровье человека. Именно ее функциями являются наряду с иными также государственные реги­страции потенциально опасных химических и биологических ве-шеств и биологических активных добавок к пищевым продуктам; информирование о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания человека; осуществление контроля за соблюдением сани­тарно-эпидемиологического законодательства при размещении объ­ектов промышленности, планировке и застройке населенных пунк­тов, выборе водоисточников для водоснабжения, установлении зон санитарной охраны водных объектов, санитарно-зашитных зон про­мышленных организаций; осуществление мероприятий по охране от загрязнения атмосферного воздуха и при выполнении работ с ра­диоактивными веществами, источниками ионизирующих и неиони­зирующих излучений; проведение мероприятий по санитарной охра­не территорий и лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Кроме того, эта служба выдает гигиенические сертификаты по: ус­ловиям специального водопользования, нормативам выбросов вред­ных веществ в атмосферу и сбросов в водные объекты; условиям производства, применения, хранения, транспортировки и захороне­ния радиоактивных веществ и других источников ионизирующих из­лучений, а также применения источников электромагнитных излуче­ний; условиям производства, хранения, транспортировки, поставки, продажи, применения, утилизации или уничтожения продукции производственного и технического назначения и товаров для быто­вых (личных) нужд граждан; пестицидам и агрохимикатам, подлежа­щим государственной регистрации, а также по перечням (спискам) и регламентам их применения. Органы санэпиднадзора организуют и осуществляют- санитарно-карантинный контроль в пунктах пропус­ка через государственную границу РФ, а также выявляют и устанав­ливают причины и факторы, условия возникновения и распростра­нения различных заболеваний (массовых, инфекционных, парази­тарных и т. п.), связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований и социально-гигиени­ческого мониторинга и ведут соответствующий государственный Учет. Естественно, Госсанэпидслужба Минздрава РФ выполняет и нормотворческую, и информационную, и иные функции. По своей структуре эта служба весьма разветвленная: в Минздраве организо-


ваны Департамент государственного санэпиднадзора, центры Гос­санэпиднадзора в субъектах РФ, городах и районах, на водном и воздушном транспорте (региональные и зональные), на пропускных пунктах границы РФ (посты), дезинфекционные станции и т. д. 4) Министерство РФ по атомной энергии действует на основе Положения от 5 апреля 1997 г. с последующими изменениями (СЗ РФ, 1997, № 15, ст. 1794) и Постановления Правительства РФ «О го­сударственном компетентном органе по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них» от 19 марта 2001 г. (СЗ РФ, 2001, № 13, ст. 1258). Оно является федеральным органом исполнительной вла­сти, который проводит государственную политику в области произ­водства, разработки и утилизации ядерных зарядов и боеприпасов и атомной энергетики, осуществляет государственное управление ис­пользованием атомной энергии и координацию деятельности в этой сфере. Основными его задачами являются: обеспечение ядерной, ра­диационной и пожарной безопасности предприятий и организаций ядерного комплекса; проведение организационно-технических при­родоохранных мероприятий, направленных на обеспечение экологи­ческой безопасности (в том числе при утилизации радиоактивных отходов) в районе размещения предприятий и организаций ядерно­го комплекса; участие в выдаче в установленном порядке лицензий на осуществление деятельности, связанной с использованием ядер­ных материалов и радиоактивных веществ; осуществление учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ на пред­приятиях и организациях ядерного комплекса; обеспечение физиче­ской защиты ядерных материалов и ядерных установок, радиацион­ных источников, радиоактивных веществ, пунктов их хранения, и др. Для решения этих задач Министерство наделено широкими функциями. В том числе: в области ядерной и радиационной безо­пасности оно координирует деятельность предприятий и организа­ций ядерного комплекса в условиях чрезвычайных и аварийных си­туаций, работы по размещению объектов ядерного комплекса с уче­том радиационной и экологической безопасности; участвует в формировании, осуществлении и планировании государственной по­литики в области обращения с радиоактивными отходами и реализу­ет ее; организует и обеспечивает наблюдение и контроль за радиа­ционной обстановкой на потенциально опасных объектах ядерного комплекса и прилегающих к ним территориях; организует подготов­ку и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах ядерного комплекса и контроль за ними, организует и обеспечивает проведение работ по формированию общественного мнения по вопросам надежности,


технической и экологической безопасности объектов атомной энер­гетики и промышленности; выполняет функции компетентного го­сударственного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозке ядерных материалов, радиоактивных веществ и изде­лий из них и организует их установку на территории РФ, обеспечи­вая их физическую защиту, ядерную и радиационную безопасность: обеспечивает представление на государственную экологическую экс­пертизу материалов по оценке радиационного воздействия на окру­жающую среду ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения; согласовывает заявления на выдачу лицензий на экспорт и импорт ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов, соответствующих технологий, а также вы­полняет нормотворческую, информационную и иные функции.

Постановлением Правительства РФ «О департаментах Министер­ства РФ по атомной энергии» от 24 марта 2000 г. (СЗ РФ, 2000, № 13, ст. 1382) разрешено образовать 15 департаментов по вопро­сам: ядерно-топливного цикла; разработки и испытаний ядерных бое­припасов; промышленности ядерных боеприпасов; атомной энерге­тики; атомной науки и техники; сооружения атомных объектов; от­раслевой экономики и планирования; финансов, анализа и расче­тов; экологии и безопасности; защиты информации, ядерных мате­риалов и объектов; обеспечения нормативной и законотворческой деятельности; регулирования форм собственности; социальной по­литики, производственных отношений и кадров; конверсии атомной промышленности; международного и внешнеэкономического со­трудничества.

5) Министерство промышленности, науки и технологий РФ. По­ложение о нем утверждено Постановлением Правительства от 26 ок­тября 2000 г. (СЗ РФ, 2000, №45, ст. 4473).

В задачи данного Министерства входят государственное регули­рование и проведение структурных преобразований в химической, биотехнологической, лесной и иных отраслях промышленности, от­носящихся к сфере его ведения, и многие другие. Для их реализа­ции оно наделено рядом функций (полномочий), в том числе на вы­дачу разрешений на проведение ^орских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море и исключитель­ной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ; на раз­работку и реализацию мер по государственному регулированию ген­но-инженерной деятельности. Таким образом, помимо функций в области организации науки, развития промышленности и других, в области экологического управления можно указать на три сферы, Управление в которых возложено на данное Министерство: это от­дельные отрасли промышленности, либо базирующиеся на исполь-


 


зовании природных ресурсов (лесная) либо оказывающие на окру,
жающую среду масштабное воздействие (химическая); исследования
континентального шельфа, морской среды и исключительной эко­
номической зоны; генно-инженерная деятельность и биотехнологии.
6) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­
ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Поло­
жение о нем утверждено Постановлением Правительства РФ от
2 августа 1999 г. (СЗ РФ, 1999, №32, ст. 4042). \

Это орган федеральной исполнительной власти, специально | уполномоченный на решение задач в области гражданской оборо- ; ны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций || природного и техногенного характера, проведение единой государ­ственной политики в данной сфере и координацию деятельности иных органов. Данное Министерство осуществляет на федеральном уровне управление единой государственной системой предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также руководство функционированием и развитием федеральной системы сейсмологи­ческих наблюдений и прогноза землетрясений; организует совмест­но с другими субъектами разработку концепций и предложений, ка­сающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на радиоактивно загряз­ненных территориях; контролирует исполнение мероприятий по реабилитации таких территорий; осуществляет разработку и реализа­цию федеральных целевых программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению по­следствий радиационных аварий и катастроф и иные функции, в том числе информационного обеспечения.

7) Министерство внутренних дел РФ. Оно осуществляет свою разнообразную деятельность на основе Закона «О милиции», Поло­жения, утвержденного Указом Президента от 18 июля 1996 г., дру­гих актов, регулирующих функции, права и обязанности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка, безопасно­сти и др. М. М. Бринчук подчеркивает, что специальные природо­охранительные функции МВД РФ связаны с руководством и органи­зацией деятельности Государственной автомобильной инспекции (ныне ГИБДД — Государственная инспекция безопастности дорож­ного движения.— О. Д.) в сфере охраны атмосферного воздуха и уча­стием в реализации мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведени­ем карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии, обеспечением общественного порядка при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий.

Л-^


Особая роль принадлежит такому структурному подразделе­нию, как экологическая милиция, созданному в порядке экспери­мента, в том числе несколько лет назад в г. Москве, ликвидирован­ному в 2000 г. Документы о воссоздании экологической москов­ской милиции со штатной числинностью 1100 человек, подготовленные правительством г. Москвы, проходят согласование в МВД РФ. 25 сентября 2001 г. мэр г. Москвы Ю. М. Лужков под­писал постановление о восстановлении экологической милиции в столице.

8) Государственный комитет РФ по рыболовству. После много­численных реорганизаций и даже ликвидации на этот вновь создан­ный в 1998 г. Комитет как федеральный орган исполнительной вла­сти возложено осуществление государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ре­сурсов и среды их обитания. В его структуре действуют рыбохозяй-ственные организации, включая территориальные (бассейновые) ор­ганы по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, государственные администрации морских рыбных пор­тов, учебные, научно-исследовательские и другие структуры. Коми­тет действует на основе Постановления Правительства РФ от 10 февраля 1999 г., (СЗ РФ, 1999, №7. ст. 919), положения о нем пока нет.

9) Государственный комитет РФ по стандартизации и метроло­гии (Положение от 7 мая 1999 г. /СЗ РФ, 1999, № 20, ст.2 434). Он является федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим межотраслевую координацию, а также функциональное ре­гулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации и проводит свою деятельность непосредственно или через находя­щиеся в его ведении центры и государственных инспекторов по над­зору за государственными стандартами и обеспечению единства из­мерений. В его системе действует ряд государственных служб, в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материа­лов, стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов. В число основных задач входят: осуществление мер по защите прав потребителей и экономических интересов РФ в области контроля за соблюдением требований безо­пасности товаров (работ, услуг), государственный контроль и над­зор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за сертифициро­ванной продукцией и др. Для их реализации Госстандарт наделен Функциями: принимать и вводить в действие в рамках своей компе­тенции государственные стандарты, устанавливать правила примене-


ЧОДФ&&1*'.* уаЖьйщй*--*:


ния в РФ международных и других стандартов, осуществлять госу-дарственную регистрацию нормативных документов по стандартам, проводить государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ, аккредитованных органов по сертификации, измерительных и испытательных лабораторий (центров), вести Государственный реестр по сертификации и аккре­дитации и осуществлять архивное хранение материалов по сертифи­кации, определять номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, вести государственный реестр участни­ков и объектов сертификации, рассматривать апелляции по вопро­сам сертификации; вести Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему; создавать и вести федераль­ный фонд государственных стандартов, осуществлять их официаль­ное опубликование и выполнять иные информационные, координа­ционные и нормотворческие функции. На него возложены важные функции в сфере лицензирования работ по обязательной сертифи­кации, выдачи и аннулирования разрешений на проведение опреде­ленных видов работ по обязательной сертификации аккредитован­ным им органам и испытательным лабораториям (центрам).

10) Государственный таможенный комитет РФ действует в со­ответствии с Таможенным кодексом РФ и Положением о ГТК РФ, утвержденным Указом Президента от 25 октября 1994 г. (СЗ РФ, 1994, №27, ст. 2855). Таможенные органы являются правоохрани­тельными и военизированными и составляют единую систему, в ко­торую включены: Государственный таможенный комитет РФ, регио­нальные таможенные управления, таможни, в том числе специализи­рованные, например Энергетическая, таможенные посты. Они обеспечивают реализацию 20 функций, обозначенных в ст. 10 ТК РФ, а именно: ведут борьбу с контрабандой видов животных и рас­тений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дерива­тов, иных товаров и содействуют осуществлению мер по защите жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружаю­щей природной среды и др. Государственный таможенный комитет по своему статусу — центральный орган федеральной исполнитель­ной власти, осуществляющий непосредственное руководство тамо­женным делом. Его управленческая деятельность проявляется в пер­вую очередь в руководстве подчиненными таможенными органами, хотя в отдельных случаях должностные лица ГТК РФ проводят доз­нание по фактам контрабанды. Общие задачи решаются во всех звеньях таможенной системы, но ГТК создает ее, руководит ею, вы­полняет функцию информационного обеспечения таможенного дела, принимает обязывающие нормативные акты, самостоятельно определяя функции структурных единиц системы. Так, в Общем по-


чожении о таможне РФ, утвержденном приказом ГТК РФ от 10 ян­варя '1996 г., определены задачи, перечислены 65 основных функ­ций таможни и т. п. Применительно к экологическому управлению первоочередное значение, естественно, имеют функции по выявле­нию и пресечению контрабанды, нормотворческая и информацион­ная функции таможенной системы страны.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.